Тема: "Животные и растения крайнего Севера." Цели





Скачать 134.21 Kb.
НазваниеТема: "Животные и растения крайнего Севера." Цели
Дата публикации28.06.2013
Размер134.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Тема: "Животные и растения крайнего Севера."

Цели:

  • формировать знания обучающихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.

  • познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром. Установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.

  • развивать речь, логическое мышление обучающихся, умение сравнивать и делать выводы.

  • помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны. Формировать представление детей о единстве природы и человека.

Уметь: определять по основным признакам природную зону.

Знать: особенности природы Севера, её растительный и животный мир.

Оборудование: Карта природных зон. Атласы по природоведению. Гербарий растений Севера. Глобус. Модель самолета.

Таблички с названием птиц, растений, животных.

Животные

Растения

Птицы

Белый медведь

Лишайники

Белая куропатка

Песец

Ягель

Белая сова

Лемминг

Водоросли

Стерх

Олень

Грибы

Гусь

Таблички:

Положение зоны Климат

Почва

Растения

Животные

Условия жизни человека

Динамические картинки с изображением животных, птиц, растений.

Индивидуальные картинки “В Арктике”, “В тундре” с динамическими картинками растений и животных. Экологическая пирамида.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Постановка учебных задач занятия.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новой природной зоной, с её положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия.

К концу занятия вы должны будете: знать особенности природы и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону, составить экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков, мотивация, целеполагание.

На доске таблички с названиями природных зон:

Зона лесов

Зона пустынь

Зона тундры

Ледяная зона

Зона степей

- В правильной последовательности распределите природные зоны.

Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний.

Проверка. Самооценка

Ледяная зона

 

Зона тундры

 

Зона лесов

 

Зона степей

 

Зона пустынь

- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

/Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северный районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера./

3. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний.

Чтобы убедиться в этом мы отправляемся в путешествие на далекий Север на импровизированном самолете. Прежде чем отправиться, мы должны распределиться на группы:

1 группа - зоологи, 2 группа - ботаники, 3 группа - географы.

Зоология - наука о животных. Ботаника - наука о растениях. География - изучает поверхность земли, “гео” - земля, “графо” - описываю.

Работаем мы, как обычно, по памятке-плану характеристики природной зоны.

1. Расположение.
2. Климат: продолжительность зимы и лета, осадки и т.д.
3. Почва.
4. Растения.
5. Животные.
6. Условия жизни человека

- Во время путешествия проверим, как каждая из групп знает природную зону, которую мы изучали на прошлом занятии. Итак, в путь - на Север! Приготовиться! Пять...Четыре...Три...Два...Один...Старт! Полетели...

- А скорость-то какая! Все внизу так и мелькает!

- Как вы думаете, что там под нами сейчас, белое-белое? /Океан./

- Но океан же синий. /Смотря какой океан. Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким льдом./

- Почему здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает?

/Коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от снега и льда. Растопить здешнее солнце не может. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет./

- Итак, что же это за зона? /Ледяная зона/

Просмотр короткого отрывка из видеофильма «Арктика»

4. Работа с картой “Природные зоны” по группам.

- Покажите ее на карте и расскажите о её расположении.

Первым слово предоставляется географам. /Ученик показывает на карте и рассказывает. На островах Арктики расположена ледяная зона. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами./

- Расскажите о климатических особенностях этой зоны.

/Лето короткое, холодное. Летом в Арктике - полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°./

5. Организация поиска на проблемный вопрос.

-Какие живые существа могут приспособиться в условиях ледяной зоны?

/К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа./

Просмотр мультимедийной презентации о растениях крайнего Севера.

Группа ботаников покажет на динамической таблице растения, которые приспособились к трудным условиям ледяной зоны. /Группы работают с индивидуальными таблицами “В Арктике”./

Группа ботаников выходит к доске и по очереди учащиеся выполняют задание - выбирают только те растения, которые приспособились к условиям ледяной зоны. /На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где встречаются мхи, полярный мак. Мхи растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней./

- Рассмотрите гербарии и выберите гербарий мха.

- Там, среди льдов, немало интересных животных.

Просмотр мультимедийной презентации о животных крайнего Севера.

- Зоологи: назовите животных и населите ледяную зону на динамической таблице.

- Группа зоологов работает с динамической таблицей. Все выполняют тест по пройденной теме в тетради.

Тестовая проверка.

Вид теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Самооценка

т.с.

3

1

2

4

 

 

 

 

 

 

1

/т.с. - тест на усвоение содержания/

Взаимопроверка.

1. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.

3. Морж

2. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. Имеет обильное пуховое оперение.

1. Кайра

3. Представитель ластоногих, прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты.

2. Тюлень.

4. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками.

4. Кит.

А теперь, давайте проследим цепочки питания наших животных.

Составление цепочек питания.

- Есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями?

Белые медведи

Тюлени

Рыбы

Рачки

Водоросли

- Какая связь между белыми медведями и водорослями? /Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него - ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху - и снова в воду, а зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лед головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь-то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя./

- Каких животных больше всего в ледяной зоне? /Птиц/

- Что они образуют? /Птичьи базары/

- Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу?

Составьте цепь питания птиц.

Птицы

Рыбы

Рачки

Водоросли

Проверка - 1 ученик выставляет таблички на доске,

2 ученик выставляет картинки с изображениями.

/Как только выглянет после полярной ночи солнце, на скалистые северные острова слетаются тучи птиц. Еду - мелких рачков, рыбок - они добывают в море. Многие птицы - прекрасные пловцы. Например, Чистик. Он лапами подгребает, крыльями помогает./

- Как природа позаботилась о внешности животных? /Животные малозаметны и на фоне белесого неба, и на фоне снежного покрова. Внешность, как-бы маскирующая, затрудняет их обнаружение врагами./

Приближаемся к следующей природной зоне...

- А как вы думаете, когда нам легче будет рассмотреть с воздуха эту природную зону - летом или зимой? /Летом, так как кое-где мы увидим зелень. Зимой, мы даже не заметили бы, где кончается

Северный Ледовитый океан и начинается следующая природная зона.../

6. Рефлексия по актуализации знаний.

7. Физкультминутка.

8. Формирование новых знаний и умений.

Мы продолжаем путешествие... Работа с картой.

- Покажите на карте остров, на котором находятся две природные зоны.

- Назовите его. /Остров Новая Земля/

- Как называется одна из природных зон?

Разгадывание кроссворда в тетради:

Вопросы к кроссворду:

Короткое название ледяной зоны. / Арктика /

Птица с необычным красным клювом. /Тупик /

Название острова, на котором расположен заповедник. /Врангеля /

Арктика — царство снега и …/Льда /

Растения, живущие в толще воды. /Водоросли /

Вид рыбы, обитающей в северных морях. /Сайка /

Ключевое слово: ТУНДРА

/На юге острова находится зона тундры/

Просмотр мультимедийной презентации.

1.Природные условия тундры:


  • Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия. Это равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть — на Западно-Сибирской.)




  • Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)




  • Подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.


Просмотр слайдов сопровождается рассказом учителя:
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе,

А лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрою.


  • Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Почему в тундре много озёр и болот?

  • Составим схему «Природные условия»


Тундра

равнина

вечная мерзлота

суровая зима (t до -500 )

Прохладное короткое лето


2. Растительный мир тундры:

  • Какие растения растут?

  • Как растения приспособились к жизни? (корни, стебли, листья)


Демонстрация слайдов (карликовая береза, карликовая ива, ягель)

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива. Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.
3.Мир животных:

  • Какие животные и птицы обитают?

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.


  • Белая куропатка — растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

  • Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода. Питается леммингами, куропатками.

  • Песец — хищник, имеет густой серый мех, питается леммингами, куропатками.

  • Лемминг — грызун, питается ягодами, грибами, лишайниками. Под снегом рождается потомство.

  • Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом-ягелем. Имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.




  • Как они приспособились к жизни? ( У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех)

  • Сравним: песец — лисица



лапы короче

уши не выступают

морда короче

4. Построение экологической пирамиды
— Проследим зависимость живой природы от неживой.

5. Составим цепи питания:










9. Итог занятия

Вот и закончилось наше путешествие по тундре. Что вам хочется сказать тундре, её обитателям?

10. Включение в систему знаний и повторение. Задания на обобщение, систематизацию, рефлексию.

- А сейчас проверим, как каждая из групп знает природные зоны.

Каждая группа получает лист с тестовым заданием и три минуты на его выполнение.

Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием.

1 группа - географы. Задание: установи соответствие.

Положение зоны

Природная зона

Климат

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана

Ледяная зона

Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокий снег зимой и сильные метели.

Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем

Зона тундры

Лето короткое, холодно. Зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная ночь.

2 группа - ботаники.

Ледяная зона

карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика.

Зона тундры

мхи, лишайники.

3 группа - зоологи

Животные

Природная зона

Птицы

Морж, тюлень, кит, белый медведь, касатка.

Зона тундры

Белая сова, гуси, белая куропатка, утки, лебеди.

Северный олень, песец, лемминг, волк.

Ледяная зона

Кайра, чайка, гагарка

Взаимопроверка по группам.

Проверка. Итоги тестирования.

Вывод детей по теме занятия. Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.

11. Рефлексия деятельности. /Итог занятия/ Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Что нового, необычного, интересного вы узнали?

-Каким способом? /С помощью научных групп мы провели исследование двух природных зон./

-Где используется ?

Путешествие закончилось. Занятие окончено. Всем большое спасибо.

Используемые ресурсы:

  • Тарасов Л.В. Новая модель средней школы «Экология и диалектика». - М: Авангард, 1992.

  • Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. -Ярославль: Академия развития, 1997.

  • Буковская Г.В. Игры. Занятия по формированию экологической культуры младших школьников, - М.: Гуманитарное издательство центр Владос, 2004.

  • Фадеева Г.А. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 классов. - Волгоград: Учитель, 2005.

  • Шалаева Г.Т. Современная энциклопедия начальной школы. Природоведение. - М: Слово, Эксмо, 2006.

  • Ефремова А.В., Иванова С.А. Экология и охрана здоровья. -�Псков.: ПОИКПРО, 2000.

  • Экология. Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина. Изд. « Школа-Пресс»�103051, Москва, Цветной б-р, д.21.

  • Программы общеобразовательных учреждений.- Начальные классы (1 - 4) в двух частях. - М.: Просвещение, 2001.

  • Чижевский А.Е. Экология. - М.: Асмтрель, 2005.

  • Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 1: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconЛекарственные растения крайнего севера и их влияние на организм человека
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адаптивные возможности старших школьников к физическим нагрузкам в условиях Крайнего Севера
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconЖитель Крайнего Севера в компьютерном магазине
Т48 Тесты по грамматике русского языка. Контрольные работы. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 288 с. — (Домашний репетитор)
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по икт тема: «Животные севера»
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективный курс «Природосообразность жизненного уклада народов Крайнего Севера, основанного на эмпатическом познании Природы»
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconТема: «Высшие растения»
Тема моего реферата называется «Высшие растения». В своей работе я хочу рассматреть все высшие растения. Высшие растения делятся...
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconТема урока: «Поле и его обитатели. Растения поля»
Цели: дать представление о полях, как об обширных пространствах, где человек выращивает культурные растения; познакомить с важными...
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека...
Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconТема урока: Смешанные леса
«Смешанный лес», «Редкие растения и животные нашего края», «Это удивительное животное – бобр»
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconБиологическая рекультивация карьеров в условиях Крайнего Севера 06....
Порядку оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)», утвержденному приказом...
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconТема урока Кол-во часов
Царства живых организмов: бактерии, грибы растения, животные. Классификация организмов
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconЗаконодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения
Акклиматизация и ее гигиеническое значение. Особенность акклиматизации в условиях Крайнего Севера. Значение режима труда и отдыха,...
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconКакие бывают растения и животные?
Познакомить детей с названиями групп растений, обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить растения и животных на...
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности является учебной программой по мини-футболу для сдюсшор....
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Папоротники – древние растения. Когда-то они были огромными и широко распространялись на Земле. Сейчас это травянистые, многолетние...
Тема: \"Животные и растения крайнего Севера.\" Цели iconКонкурсные материалы тема: лесные опасности
Образовательные: определить, какие растения и животные могут быть опасными; закрепить понятия «Съедобные» и «несъедобные» грибы и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск