Тема: "Животные и растения крайнего Севера."
Цели:
формировать знания обучающихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.
познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром. Установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.
развивать речь, логическое мышление обучающихся, умение сравнивать и делать выводы.
помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны. Формировать представление детей о единстве природы и человека.
Уметь: определять по основным признакам природную зону.
Знать: особенности природы Севера, её растительный и животный мир.
Оборудование: Карта природных зон. Атласы по природоведению. Гербарий растений Севера. Глобус. Модель самолета.
Таблички с названием птиц, растений, животных. Животные
| Растения
| Птицы
| Белый медведь
| Лишайники
| Белая куропатка
| Песец
| Ягель
| Белая сова
| Лемминг
| Водоросли
| Стерх
| Олень
| Грибы
| Гусь
| Таблички: Положение зоны Климат
| Почва
| Растения
| Животные
| Условия жизни человека
| Динамические картинки с изображением животных, птиц, растений.
Индивидуальные картинки “В Арктике”, “В тундре” с динамическими картинками растений и животных. Экологическая пирамида.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Постановка учебных задач занятия.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новой природной зоной, с её положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия.
К концу занятия вы должны будете: знать особенности природы и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону, составить экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков, мотивация, целеполагание.
На доске таблички с названиями природных зон: Зона лесов
| Зона пустынь
| Зона тундры
| Ледяная зона
| Зона степей
| - В правильной последовательности распределите природные зоны.
Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний. Проверка. Самооценка
| Ледяная зона
|
| Зона тундры
|
| Зона лесов
|
| Зона степей
|
| Зона пустынь
| - Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?
/Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северный районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера./
3. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний.
Чтобы убедиться в этом мы отправляемся в путешествие на далекий Север на импровизированном самолете. Прежде чем отправиться, мы должны распределиться на группы:
1 группа - зоологи, 2 группа - ботаники, 3 группа - географы.
Зоология - наука о животных. Ботаника - наука о растениях. География - изучает поверхность земли, “гео” - земля, “графо” - описываю.
Работаем мы, как обычно, по памятке-плану характеристики природной зоны.
1. Расположение. 2. Климат: продолжительность зимы и лета, осадки и т.д. 3. Почва. 4. Растения. 5. Животные. 6. Условия жизни человека
- Во время путешествия проверим, как каждая из групп знает природную зону, которую мы изучали на прошлом занятии. Итак, в путь - на Север! Приготовиться! Пять...Четыре...Три...Два...Один...Старт! Полетели...
- А скорость-то какая! Все внизу так и мелькает!
- Как вы думаете, что там под нами сейчас, белое-белое? /Океан./
- Но океан же синий. /Смотря какой океан. Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким льдом./
- Почему здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает?
/Коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от снега и льда. Растопить здешнее солнце не может. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет./
- Итак, что же это за зона? /Ледяная зона/
Просмотр короткого отрывка из видеофильма «Арктика»
4. Работа с картой “Природные зоны” по группам.
- Покажите ее на карте и расскажите о её расположении.
Первым слово предоставляется географам. /Ученик показывает на карте и рассказывает. На островах Арктики расположена ледяная зона. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами./
- Расскажите о климатических особенностях этой зоны.
/Лето короткое, холодное. Летом в Арктике - полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°./
5. Организация поиска на проблемный вопрос.
-Какие живые существа могут приспособиться в условиях ледяной зоны?
/К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа./
Просмотр мультимедийной презентации о растениях крайнего Севера.
Группа ботаников покажет на динамической таблице растения, которые приспособились к трудным условиям ледяной зоны. /Группы работают с индивидуальными таблицами “В Арктике”./
Группа ботаников выходит к доске и по очереди учащиеся выполняют задание - выбирают только те растения, которые приспособились к условиям ледяной зоны. /На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где встречаются мхи, полярный мак. Мхи растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней./
- Рассмотрите гербарии и выберите гербарий мха.
- Там, среди льдов, немало интересных животных.
Просмотр мультимедийной презентации о животных крайнего Севера.
- Зоологи: назовите животных и населите ледяную зону на динамической таблице.
- Группа зоологов работает с динамической таблицей. Все выполняют тест по пройденной теме в тетради.
Тестовая проверка. Вид теста
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| Самооценка
| т.с.
| 3
| 1
| 2
| 4
|
|
|
|
|
|
| 1
| /т.с. - тест на усвоение содержания/
Взаимопроверка. 1. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.
| 3. Морж
| 2. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. Имеет обильное пуховое оперение.
| 1. Кайра
| 3. Представитель ластоногих, прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты.
| 2. Тюлень.
| 4. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками.
| 4. Кит.
| А теперь, давайте проследим цепочки питания наших животных.
Составление цепочек питания.
- Есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями? Белые медведи
| Тюлени
| Рыбы
| Рачки
| Водоросли
| - Какая связь между белыми медведями и водорослями? /Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него - ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху - и снова в воду, а зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лед головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь-то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя./
- Каких животных больше всего в ледяной зоне? /Птиц/
- Что они образуют? /Птичьи базары/
- Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу?
Составьте цепь питания птиц. Птицы
| Рыбы
| Рачки
| Водоросли
| Проверка - 1 ученик выставляет таблички на доске,
2 ученик выставляет картинки с изображениями.
/Как только выглянет после полярной ночи солнце, на скалистые северные острова слетаются тучи птиц. Еду - мелких рачков, рыбок - они добывают в море. Многие птицы - прекрасные пловцы. Например, Чистик. Он лапами подгребает, крыльями помогает./
- Как природа позаботилась о внешности животных? /Животные малозаметны и на фоне белесого неба, и на фоне снежного покрова. Внешность, как-бы маскирующая, затрудняет их обнаружение врагами./
Приближаемся к следующей природной зоне...
- А как вы думаете, когда нам легче будет рассмотреть с воздуха эту природную зону - летом или зимой? /Летом, так как кое-где мы увидим зелень. Зимой, мы даже не заметили бы, где кончается
Северный Ледовитый океан и начинается следующая природная зона.../
6. Рефлексия по актуализации знаний.
7. Физкультминутка.
8. Формирование новых знаний и умений.
Мы продолжаем путешествие... Работа с картой.
- Покажите на карте остров, на котором находятся две природные зоны.
- Назовите его. /Остров Новая Земля/
- Как называется одна из природных зон?
Разгадывание кроссворда в тетради:
Вопросы к кроссворду:
Короткое название ледяной зоны. / Арктика /
Птица с необычным красным клювом. /Тупик /
Название острова, на котором расположен заповедник. /Врангеля /
Арктика — царство снега и …/Льда /
Растения, живущие в толще воды. /Водоросли /
Вид рыбы, обитающей в северных морях. /Сайка /
Ключевое слово: ТУНДРА
/На юге острова находится зона тундры/
Просмотр мультимедийной презентации.
1.Природные условия тундры:
Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия. Это равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть — на Западно-Сибирской.)
Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)
Подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.
Просмотр слайдов сопровождается рассказом учителя: Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе,
А лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрою.
Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Почему в тундре много озёр и болот?
Составим схему «Природные условия»
Тундра
равнина
вечная мерзлота
суровая зима (t до -500 )
Прохладное короткое лето
2. Растительный мир тундры:
Какие растения растут?
Как растения приспособились к жизни? (корни, стебли, листья)
Демонстрация слайдов (карликовая береза, карликовая ива, ягель)
В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива. Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья. 3.Мир животных:
Какие животные и птицы обитают?
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.
Белая куропатка — растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода. Питается леммингами, куропатками.
Песец — хищник, имеет густой серый мех, питается леммингами, куропатками.
Лемминг — грызун, питается ягодами, грибами, лишайниками. Под снегом рождается потомство.
Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом-ягелем. Имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
Как они приспособились к жизни? ( У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех)
Сравним: песец — лисица
↓
лапы короче
уши не выступают
морда короче
4. Построение экологической пирамиды — Проследим зависимость живой природы от неживой.
5. Составим цепи питания:
9. Итог занятия
Вот и закончилось наше путешествие по тундре. Что вам хочется сказать тундре, её обитателям?
10. Включение в систему знаний и повторение. Задания на обобщение, систематизацию, рефлексию.
- А сейчас проверим, как каждая из групп знает природные зоны.
Каждая группа получает лист с тестовым заданием и три минуты на его выполнение.
Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием.
1 группа - географы. Задание: установи соответствие. Положение зоны
| Природная зона
| Климат
| Вдоль берегов Северного Ледовитого океана
| Ледяная зона
| Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокий снег зимой и сильные метели.
| Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем
| Зона тундры
| Лето короткое, холодно. Зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная ночь.
| 2 группа - ботаники. Ледяная зона
| карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика.
| Зона тундры
| мхи, лишайники.
| 3 группа - зоологи Животные
| Природная зона
| Птицы
| Морж, тюлень, кит, белый медведь, касатка.
| Зона тундры
| Белая сова, гуси, белая куропатка, утки, лебеди.
| Северный олень, песец, лемминг, волк.
| Ледяная зона
| Кайра, чайка, гагарка
| Взаимопроверка по группам.
Проверка. Итоги тестирования.
Вывод детей по теме занятия. Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.
11. Рефлексия деятельности. /Итог занятия/ Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Что нового, необычного, интересного вы узнали?
-Каким способом? /С помощью научных групп мы провели исследование двух природных зон./
-Где используется ?
Путешествие закончилось. Занятие окончено. Всем большое спасибо.
Используемые ресурсы:
Тарасов Л.В. Новая модель средней школы «Экология и диалектика». - М: Авангард, 1992.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. -Ярославль: Академия развития, 1997.
Буковская Г.В. Игры. Занятия по формированию экологической культуры младших школьников, - М.: Гуманитарное издательство центр Владос, 2004.
Фадеева Г.А. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 классов. - Волгоград: Учитель, 2005.
Шалаева Г.Т. Современная энциклопедия начальной школы. Природоведение. - М: Слово, Эксмо, 2006.
Ефремова А.В., Иванова С.А. Экология и охрана здоровья. -�Псков.: ПОИКПРО, 2000.
Экология. Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина. Изд. « Школа-Пресс»�103051, Москва, Цветной б-р, д.21.
Программы общеобразовательных учреждений.- Начальные классы (1 - 4) в двух частях. - М.: Просвещение, 2001.
Чижевский А.Е. Экология. - М.: Асмтрель, 2005.
Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 1: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
|