Скачать 1.13 Mb.
|
МЧС РОССИИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЗАЩИТЕ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ВОЛГОГРАД 2008 УТВЕРЖДАЮ Врио начальника Главного управления МЧС России по Волгоградской области полковник вн. службы Шибаков МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке примерных форм документов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, рекомендуемые для разработки в дошкольных образовательных учреждениях Волгоградской области ВВЕДЕНИЕ Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших задач. В XXI век – век прогресса, когда ускоренными темпами развивается промышленность, когда неуклонно возрастает угроза экологического кризиса, увеличивается количество природных и техногенных катастроф, усиливается угроза международного терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения, возникают проблемы экологии, угрозы эпидемий требуется пересмотр основных направлений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Поэтому, руководителям всех предприятий, организаций и учреждений важно обратить пристальное внимание на разработку и приведение в соответствие с требованиями действующих нормативных правовых актов значительный объем документов, включая приказы, распоряжения, различные положения, должностные инструкции, планы с приложениями к ним и другие документы. Исходя из этого в помощь руководителям дошкольных образовательных учреждений Главным управлением МЧС России по Волгоградской области подготовлены Методические рекомендации по разработке примерных форм документов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций рекомендуемых для разработки в дошкольных образовательных учреждениях Волгоградской области, так как работники именно этих учреждений несут большую ответственность за здоровье и жизнь младшего поколения. Умение персонала правильно действовать в той или иной чрезвычайной ситуации, знание обязанностей по ГОЧС возложенных на них руководителем учреждения во многом предопределяют результат последствий ЧС. При подготовке Методических рекомендаций использованы законодательные, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации и МЧС России, методические разработки Южного регионального центра МЧС России, методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности, разработанные Л.Г. Ефставьевой, использованы материалы журналов «Гражданская защита» и «Военные знания». Сборник предназначен в качестве практического пособия для руководителей дошкольных образовательных учреждений в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Рекомендуются для использования в учебном процессе учреждений. Вариант
« ИНСТРУКЦИЯ по действиям персонала ДОУ Д/С №______ при угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны Общие положения Настоящая инструкция определяет порядок действий персонала ДОУ Д/С №____ при угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера и ведении гражданской обороны и является обязательной для исполнения всеми лицами, постоянно или временно работающими в учреждении. ЧС природного и техногенного характера могут возникнуть внезапно или после различного по продолжительности периода угрозы возникновения. Для предотвращения ЧС или уменьшения возможного ущерба исходя из режима функционирования территориальной или местной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), детский сад переводится в соответствующий режим функционирования. Весь персонал детского сада независимо от занимаемой должности обязан четко знать и строго выполнять установленный настоящей Инструкцией порядок действий при угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также опасностей, возникающих вследствие военных действий и не допускать действий которые могут вызвать угрозу жизни и здоровья детей и персонала детского сада. За невыполнение требований настоящей Инструкции по вопросам предупреждения ЧС, защиты персонала, детей и материальных ценностей от ЧС работники детского сада могут привлекаться к материальной и административной ответственности вплоть до увольнения с работы. Инструкция хранится у директора детского сада. Ее содержание доводится до всего персонала в части касающейся. Для ответственных лиц делаются выписки из календарного плана с перечнем выполняемых ими задач в ЧС. 1. Действия персонала при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1.1. Возможная обстановка при возникновении крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий Перечень потенциально опасных объектов, которые могут оказывать воздействие на нормальное функционирование малого объекта. Объект ______ территориально расположен в границах __________. Вблизи от объекта расположены следующие потенциально опасные объекты: (перечислить) Примечание. Сведения о потенциальных источниках и характере их воздействия на предприятие могут быть получены в территориальном управлении (отделе) местных органов власти по ГО и ЧС. 1.2. Порядок оповещения руководящего состава и персонала об угрозе возникновения ЧС Оповещение руководящего состава и персонала детского сада о ЧС на занимаемой территории производится по разработанной схеме оповещения (приложение 1). В первую очередь оповещается руководитель детского сада, а затем, в зависимости от обстановки, остальной персонал (здесь необходимо раскрыть схему организации оповещения). В рабочее время персонал детского сада оповещается __________(указать каким способом). Оповещение руководящего состава и персонала детского сада о ЧС в нерабочее (ночное) время производится по телефону дежурным работником. При приеме городского предупредительного сигнала «Внимание всем» (вой сирен) все радиоточки, телевизоры и радиоприемники детского сада перевести в режим приема речевых сообщений, передаваемых Главным управлением МЧС России по Волгоградской области. 1.3. Порядок выделения автотранспорта для проведения эвакуационных мероприятий При проведении экстренной эвакуации детей и персонала из опасной зоны привлекается весь имеющийся в наличии автотранспорт, в том числе личный автотранспорт работников учреждения (если детский сад не имеет автотранспорта необходимо решить вопрос в отделе по ГОЧС района о его закреплении за детским садом на случай ЧС). 1.4. Требования к персоналу детского сада по соблюдению противоэпидемических мероприятий при угрозе распространения особо опасных инфекционных заболеваний. В случае выявления на территории детского сада или вблизи него опасности распространения особо опасных инфекционных заболеваний весь персонал обязан строго выполнять требования санитарно-эпидемиологической службы по проведению экстренной профилактики и иммунизации, по изоляции и лечению выявленных больных, соблюдать режим, предотвращающий занос и распространение инфекции. При необходимости весь персонал должен проходить по прибытию на работу санитарную обработку (указать место проведения), дезинфекцию или смену одежды, а также выполнять другие требования, препятствующие распространению особо опасных инфекционных заболеваний. 1.5. О мерах по сохранению материальных ценностей в период угрозы и возникновения ЧС В период проведения мероприятий по защите от ЧС или ликвидации их последствий должны приниматься меры по предотвращению или уменьшению возможного материального ущерба, по охране имущества. Персонал детского сада должен принимать меры по сохранению материальных ценностей при угрозе или возникновении ЧС. Ответственность за организацию охраны материальных средств в период угрозы и возникновения ЧС возлагается на (указать должность и ФИО). Календарный план действий при угрозе возникновения ЧС в ДОУ Д/С №____ (режим повышенной готовности) При получении информации об опасности или угрозе возникновения ЧС, а также при самостоятельном обнаружении ее источника прекратить выполнение повседневных задач и сосредоточить все силы и средства на обеспечение безопасности детей и персонала, а также на выполнение работ по предотвращению или уменьшению последствий возникшей угрозы, для чего:
Календарный план действий при возникновении и во время ликвидации ЧС В ДОУ Д/С №___ (режим чрезвычайной ситуации) Независимо от вида ЧС при её возникновении и ликвидации: 1. Немедленно организовать защиту жизни и здоровья детей и персонала детского сада от поражения; 2. Провести работы по обеспечению минимального ущерба от ЧС; 3. Принять всевозможные меры по локализации ЧС и уменьшению размеров опасной зоны; 4. Организовать обмен информацией об обстановке с управлением по делам ГО и ЧС муниципального образования. С учётом вида ЧС и особенностей её развития выполнить:
В случае эвакуации детей и персонала помещение детского сада сдается под охрану милиции, а на входной двери вывешивается табличка с информацией для родителей о местонахождении детей
2. Примерный перечень действий при организации и выполнении основных мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций 2.1. Действие персонала детского сада по сигналу по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». Руководитель или дежурный по детскому саду, услышав или получив сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», немедленно доводит его до всего персонала. По данному сигналу: - немедленно включить радио, радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения и в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями районного управления ГОЧС; - воспитателям и няням быстро одеть детей, выдать им имеющиеся средства индивидуальной защиты и по обстановке в течение ______ мин. вывести из помещения и укрыть в защитном сооружении_________ согласно расчету (приложение 2); - руководителю д/с и воспитателям проверить наличие детей при их одевании и укрытии в защитном сооружении в готовности к оказанию детям первой медицинской помощи; - повару _________________выключить электрические (газовые) плиты и вместе с работниками кухни взять с собой необходимые запасы воды, продуктов питания, посуды для обеспечения детей в укрытии; - руководителю и дежурному по д/с контролировать выполнение персоналом обязанностей по укрытию детей и докладывать о выполнении мероприятий в управление ГОЧС района по тел.:________и в управление образования района по тел.:_____________. 2.2. Действия персонала детского сада по сигналу «ОТБОЙ!» Руководитель детского сада дает указание на вывод детей из укрытия только с разрешения управления ГОЧС района. 2.3. Порядок выдачи персоналу средств индивидуальной защиты (СИЗ) Выдача персоналу СИЗ (указать каких) производится после получения соответствующего распоряжения или по решению руководителя детского сада в (указать место выдачи). Работники, получившие СИЗ, должны проверить их состояние, произвести подгонку и иметь их постоянно при себе или на рабочем месте. Одевание противогазов осуществляется по команде или самостоятельно при наличии опасности заражения воздуха. 2.5. Проведение подготовительных мероприятий гражданской обороны Руководитель ____ получив указание на проведение подготовительных мероприятий ГО, организует оповещение (приложение 1) и сбор персонала, доводит до них задачи по выполнению мероприятий ГО подготовительного периода. Воспитателям, няням к обслуживающему персоналу группы № __, группы № _ - и т.д.: - получить у заведующего хозяйством ___ на весь состав групп средства индивидуальной защиты (приложение 3); - заполнить списки передачи детей родителям (приложение 4); - подготовить документы к сдаче в территориальный отдел образования; - изготовить ватно-марлевые повязки на всю группу; - провести с персоналом занятия по укрытию детей в защитном сооружении, надевании противогазов, респираторов и ватно-марлевых повязок на детей; Няни и обслуживающий персонал групп детей ясельного возраста, изучают КЗД и правила пользования ими. 2.7. Предупреждение террористических актов В целях предупреждения террористических актов необходимо: - держать закрытыми все запасные двери; - по возможности поставить звонок у входной двери и оборудовать ее «глазком» или английским замком; - держать постоянно закрытой входную дверь; - не допускать посторонних лиц в здание и на территорию детского сада; - проверять территорию перед выходом детей на прогулку; - не разрешать детям в период прогулки брать у незнакомых людей свертки, пакеты и т.д. и подходить к ним. При обнаружении подозрительных предметов или угрозе взрыва немедленно вывести детей и персонал из здания в безопасное место и сообщить в органы внутренних дел и дежурному по пункту управления. При прибытии оперативной группы действовать согласно их указаний. 2.6. Эвакуация в загородную зону (разрабатывается учреждением, подлежащим эвакуации Руководитель _____ получив указание на проведение эвакомеропрятий дает указание прекратить свою деятельность, персонал распускается по квартирам готовится к выезду в загородную зону вместе со своими семьями (приложение 4, 5) Для дошкольных учреждений: Няням, воспитателям приступить к передаче детей родителям под расписку; - сдать заведующему ______ списки о передаче детей родителям; После передачи детей родителям __ учреждение прекращает свою деятельность, сотрудники распускаются по квартирам готовятся к выезду в загородную зону вместе со своими семьями. Сотрудники и члены их семей самостоятельно к Ч + __часам прибывают на СЭП № __ по адресу: ____ , тел № __; с указанного СЭП сотрудники и члены их семей под руководством старшего группы __ следуют на пункт посадки (исходный пункт) по адресу: ___ и выезжают поездом № _ (эшелоном, автомашинами) в __ час__ минут с вокзала __. В загородной зоне сотрудники поступают в распоряжение заведующего __ РОНО или конкретно ______ учреждения. В загородной зоне ___ учреждения, имеющие задания на прием детей, ведут подготовку по расширению используемых помещений, приспособлению административных зданий под детские дошкольные учреждения с указанием ответственных лиц за проведение этих мероприятии. Приложения: 1. Схема оповещения сотрудников. 2. Расчёт на укрытие. 3. Ведомость на выдачу средств индивидуальной защиты. 4. Списки детей на передачу родителям. 5. Списки эвакуируемых сотрудников 6. План-схема размещения потенциально-опасных объектов Руководитель МДОУ Д/С №____ __________________ Приложение 1 СХЕМА оповещения персонала ___________ Оперативный дежурный городского управления ГОЧС |