Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 273.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации10.11.2013
Размер273.18 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > География > Методическая разработка
  1   2   3
Методическая разработка

по географии на тему

«Человек и ресурсы Земли»

Поурочное планирование темы «Человек и ресурсы Земли»

10 класс

8 часов
Урок 1

Тема: Природные ресурсы и экономическое развитие.
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи:

  1. Изучение структуры и функций природных ресурсов, анализ показателей ресурсообеспеченности стран.

  2. Развивать у учащихся навыки работы в режиме лекции.

  3. Воспитывать культуру умственного труда.


Ход урока

1.Организационный момент.

О порядке работы на уроке.

2.Лекция

План лекции.

  1. Природопользование. Масштабы природопользования.

  2. Виды природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал территории.

  3. География природных ресурсов.

  4. Ресурсообеспеченность.

Работа со схемой «Природные ресурсы»
Памятка для учащихся по работе на уроке.

  1. Внимательно следите за логикой рассуждения по ходу лекции.

  2. Вносите в тетрадь основные тезисы.

  3. Во время лекции работайте параллельно с тематическими картами.

  4. Сделайте выводы после лекции.


Приемы активизации:

Вступление:

- сообщение плана лекции;

- создание проблемной ситуации;

Изложение:

- вопросно-ответный ход рассуждения;

- прерывистое развертывание тезиса, т.е. конспектирование;

Заключение:

- обзорное повторение по схеме;

- вопросы на проверку понимания, усвоения материала лекции.
Природные ресурсы



Домашнее задание. § 3
Урок 2

Тема: Ископаемые ресурсы.
Тип урока: урок-практикум

Задачи:

  1. Изучение географии ископаемых ресурсов мира и проблем, связанных с их использованием

  2. Развитие аналитических умений и навыков

  3. Воспитывать культуру умственного труда.


Ход урока
1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала. Рассказ учителя о ископаемых ресурсах

3. Все учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает карточки с практическим заданием

Карточка № 1.

Используя данные таблицы и приложения учебника, рассчитайте разведанные запасы нефти на душу населения и сделайте выводы.

Разведанные запасы нефти (начало 21 в)

Страна

Запасы, млрд.т

Запасы на душу населения

Саудовская Аравия

36,0




Ирак

15,2




Кувейт

13,3




ОАЭ

13,0




Иран

12,3




Венесуэла

11,2




Россия

6,7




Ливия

3,8




Мексика

3,8




США

3,7




Китай

3,3





Карточка № 2

Используя данные приложения учебника и таблицы, определите запасы бокситов на душу населения и сделайте выводы

Некоторые страны мира, обладающие запасами бокситов

Страна

Запасы, млрд.т

Запасы на душу населения

США

0,02




Австралия

5,8




Бразилия

1,9




Китай

0,7




Греция

0,6




Гвинея

7,4




Гайана

0,7




Ямайка

2,0




Казахстан

0,35




Россия

0,2




Суринам

0,58





Карточка № 3

Используя данные приложения учебника и таблицы, определите запасы железных руд на душу населения и сделайте выводы

Некоторые страны мира, обладающие запасами железных руд

Страна

Запасы, млрд.т

Запасы на душу населения

США

6,9




Австралия

15




Бразилия

23




Канада

1,7




Китай

21




Индия

6,6




Иран

1,8




Казахстан

8,3




Россия

25




Швеция

3,5




Украина

30





Карточка № 4

Используя данные приложения учебника и таблицы, определите запасы меди на душу населения и сделайте выводы

Некоторые страны мира, обладающие запасами меди

Страна

Запасы, млн.т

Запасы на душу населения

США

35000




Австралия

24000




Канада

9000




Чили

150000




Китай

26000




Индонезия

35000




Казахстан

14000




Мексика

30000




Перу

30000




Польша

30000




Россия

20000





4. Подведение итогов: обсуждение полученных данных
5. Домашнее задание § 4

Творческая работа. Для выполнения задания используйте материалы СМИ. Можно рекомендовать охарактеризовать рынок нефти, алмазов, редкоземельных металлов (по желанию).
Охарактеризуйте мировой рынок природных ресурсов

(одного из видов природных ресурсов)


  1. Какие виды природных ресурсов продаются на мировом рынке?

  2. Какие страны являются их поставщиками?

  3. Какое место занимают развитые страны? развивающиеся страны? Как они взаимодействуют друг с другом?

  4. От чего зависят и как меняются цены на мировом рынке на природные ресурсы?

  5. Как они, по вашему мнению, будут меняться в будущем?

  6. Что необходимо предпринимать в связи с этим отдельным государствам и в целом всему человечеству?

Урок 3

Тема: Земельные ресурсы
Тип урока: урок самостоятельного изучения материала
Задачи:

  1. Изучение географии земельных ресурсов мира и проблем, связанных с их использованием

  2. Развитие умения самостоятельной работы с текстом учебника

  3. Воспитывать культуру умственного труда.


Ход урока
1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Устный фронтальный опрос:

  1. Как вы объясните выражение геологов, что им сегодня «приходится идти все дальше и копать все глубже»

  2. Как, по вашему мнению, менялись на протяжении истории человечества состав и масштабы используемых минеральных ресурсов?

  3. Что представляет собой минерально-сырьевой потенциал России?

3. Изучение нового материала

Учащиеся самостоятельно изучают новый материал по тексту учебника и отвечают на вопросы после параграфа

4. Домашнее задание § 5
Урок 4

Тема: Водные ресурсы
Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации
Задачи:

1. Сформировать представление о водных ресурсах: о различие в водообеспечении различных регионов и стран, о проблеме дефицита воды и пути её решения.

2. Развивать умения работать с картами, статистическими материалами, умения давать сравнительную характеристику регионов и стран.

3. Формировать бережное отношение к используемой воде.

Ход урока
I. Организационный момент

Тема нашего урока (Презентация – слайд 1) – «Водные ресурсы мира» . Цели нашего урока (слайд 2) оценить запасы водных ресурсов мира, определить отрасли использующие данный вид ресурсов, выявить основную проблему этого вида ресурсов и предложить пути её решения. Работать вы будете на карточках. (Приложение 2)
II. Изучение нового материала
– Чтобы достичь целей мы должны следовать плану нашего урока (слайд 3) .
План урока:

Место водных ресурсов в классификации видов ресурсов.

Объём водных ресурсов.

Водообеспечение речным стоком отдельных стран и регионов.

Использование водных ресурсов.

Основная проблема водных ресурсов и пути её решения.
1)

– Чтобы определить место водных ресурсов в классификации видов ресурсов, восстановим схему «Виды природных ресурсов» на доске. (Карточки и магниты)
Виды природных ресурсов
______________________ ____________________

_

_

_

__________ ____________

_ _

_

_

_
– Определите место водных ресурсов в классификации. (Они исчерпаемые, но возобновимые).

– Что это значит?
2)

Этот вид ресурсов с течением времени может исчерпаться, поэтому актуален следующий вопрос: «Каков объём водных ресурсов мира?». Учащиеся дополняют конспект

«Объём вод Мирового океана _______. Объём пресных вод ________. Из них ______ – это льды и примерно ______ подземные воды. Всего лишь ________ – это резервуары с водой доступные человеку, т.е. реки, озёра, водохранилища.»

– Что вы можете теперь сказать об объёме водных ресурсов мира? Каков основной источник пресной воды на суше? Да, реки.
3)

Сообщение о речном стоке выступает ученица у доски, у карты (Приложение 1)
– Чтобы закрепить полученные знания подпишите на контурных картах по 5 государств недостаточного и 5 государств избыточного водоснабжения используя атласы.
Работа со статистическим материалом. (Приложение 3)
– Рассмотрите таблицу характеризующую водообеспечение различных стран и регионов . Проанализируйте её: сравните водообеспечение стран и регионов и водообеспечение на душу населения. Сделайте вывод и назовите причину данного факта. Запишите данный вывод в тетрадь.
Вывод:
1. Неравномерность распределения запасов пресных вод.

2. Подверженность речного стока резким сезонным колебаниям.

3. Различие в плотности населения.

4. Большая амплитуда колебания потребности в воде населения в зависимости от местных климатических условий.

5. Специализация местной экономики, связанная с этим водоёмкости имеющихся отраслей.
4)

– В древности человек использовал – 12-18 л воды в сутки.

В XIX в. – 40-60 литров.

В XXI в. Развитые страны на человека – 200-300 литров, в крупных городах – 400-500 литров.(Нью-Йорк – 1000 л, Париж – 500 л, Москва, С.-Петербург – 600 л. Хотя для физического выживания человеку достаточно 2 литра в сутки. Почему такая разница? Какие отрасли экономики используют воду в своих технологических процессах?
(Сельское хозяйство, электроэнергетика, химическая промышленность, металлургия, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт)

– Выясним, соотношение разных отраслей экономики как пользователей воды.

Для этого выслушаем сообщение __________.
(Мультимедийная презентация об использовании воды в экономике)
– Итак, какая же отрасль является ведущим потребителем водных ресурсов? Что происходит со свойствами воды после использования?
5) Перечислите проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим.
Все их можно объединить в самую главную – дефицит водных ресурсов.
– Работа по группам.

1 группа (ставлю название на парту) – «Энергетики»;

2 группа – «Металлурги»;

3 группа – «Работники химической промышленности»;

4 группа – «Работники сельского хозяйства»;

5 группа – «Экологи».

6 группа – «Работники ЖКХ».
– Ваша задача предложить пути решения дефицита водных ресурсов.

(Учащиеся думают, выступают)
– А вот такие пути решения дефицита водных ресурсов в мире предлагают учёные.

(на слайде)

1. Экономия на производстве и в быту.

2. Опреснение солёных морских и подземных вод.

3.Переброска речного стока.

4. Оборотное водоснабжение.

5. Транспортировка айсбергов.

6. Строительство водохранилищ.

7. Очищение сточных вод.
III. Подведение итогов урока

Вернёмся к целям нашего урока. Что на уроке нами было сделано?
IV. Домашнее задание § 6
Приложение №1
Главным источником пресной воды остаются реки, чьи годовые ресурсы составляют около 41 тыс. куб. км., но при этом реально можно использовать менее половины этого количества.

На земном шаре выделяются два пояса достаточного и избыточного водообеспечения это экваториальный пояс , а в северной части умеренного пояса и один засушливый (аридный) пояс это тропический пояс.

Наибольшими запасами пресной воды обладает азиатский регион ( почти треть всех пресных вод мира), а наименьшими – Австралия и Океания. Среди стран мира запасами пресной воды выделяются Бразилия, Россия, Канада, Китай и Индонезия, в то время как пустынные страны испытывают резкий дефицит водных ресурсов ( особенно страны Аравийского полуострова и Северной Африки). Чрезвычайно контрастна ситуация с обеспеченностью водными ресурсами практически в каждом регионе мира: в Европе ( Южная - Северная), Азии ( Центральная и Юго- Западная Азия – Юго- Восточная Азия), Северной Америке ( юго-запад США и Центральная Мексика – Канада), Южной Америке ( Северное Чили – Южное Чили).
Приложение №2
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск