Скачать 273.18 Kb.
|
Методическая разработка по географии на тему «Человек и ресурсы Земли» Поурочное планирование темы «Человек и ресурсы Земли» 10 класс 8 часов Урок 1 Тема: Природные ресурсы и экономическое развитие. Тип урока: урок изучения нового материала Задачи:
Ход урока 1.Организационный момент. О порядке работы на уроке. 2.Лекция План лекции.
Работа со схемой «Природные ресурсы» Памятка для учащихся по работе на уроке.
Приемы активизации: Вступление: - сообщение плана лекции; - создание проблемной ситуации; Изложение: - вопросно-ответный ход рассуждения; - прерывистое развертывание тезиса, т.е. конспектирование; Заключение: - обзорное повторение по схеме; - вопросы на проверку понимания, усвоения материала лекции. Природные ресурсы Домашнее задание. § 3 Урок 2 Тема: Ископаемые ресурсы. Тип урока: урок-практикум Задачи:
Ход урока 1.Организационный момент. 2.Изучение нового материала. Рассказ учителя о ископаемых ресурсах 3. Все учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает карточки с практическим заданием Карточка № 1. Используя данные таблицы и приложения учебника, рассчитайте разведанные запасы нефти на душу населения и сделайте выводы. Разведанные запасы нефти (начало 21 в)
Карточка № 2 Используя данные приложения учебника и таблицы, определите запасы бокситов на душу населения и сделайте выводы Некоторые страны мира, обладающие запасами бокситов
Карточка № 3 Используя данные приложения учебника и таблицы, определите запасы железных руд на душу населения и сделайте выводы Некоторые страны мира, обладающие запасами железных руд
Карточка № 4 Используя данные приложения учебника и таблицы, определите запасы меди на душу населения и сделайте выводы Некоторые страны мира, обладающие запасами меди
4. Подведение итогов: обсуждение полученных данных 5. Домашнее задание § 4 Творческая работа. Для выполнения задания используйте материалы СМИ. Можно рекомендовать охарактеризовать рынок нефти, алмазов, редкоземельных металлов (по желанию). Охарактеризуйте мировой рынок природных ресурсов (одного из видов природных ресурсов)
Урок 3 Тема: Земельные ресурсы Тип урока: урок самостоятельного изучения материала Задачи:
Ход урока 1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания Устный фронтальный опрос:
3. Изучение нового материала Учащиеся самостоятельно изучают новый материал по тексту учебника и отвечают на вопросы после параграфа 4. Домашнее задание § 5 Урок 4 Тема: Водные ресурсы Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации Задачи: 1. Сформировать представление о водных ресурсах: о различие в водообеспечении различных регионов и стран, о проблеме дефицита воды и пути её решения. 2. Развивать умения работать с картами, статистическими материалами, умения давать сравнительную характеристику регионов и стран. 3. Формировать бережное отношение к используемой воде. Ход урока I. Организационный момент Тема нашего урока (Презентация – слайд 1) – «Водные ресурсы мира» . Цели нашего урока (слайд 2) оценить запасы водных ресурсов мира, определить отрасли использующие данный вид ресурсов, выявить основную проблему этого вида ресурсов и предложить пути её решения. Работать вы будете на карточках. (Приложение 2) II. Изучение нового материала – Чтобы достичь целей мы должны следовать плану нашего урока (слайд 3) . План урока: Место водных ресурсов в классификации видов ресурсов. Объём водных ресурсов. Водообеспечение речным стоком отдельных стран и регионов. Использование водных ресурсов. Основная проблема водных ресурсов и пути её решения. 1) – Чтобы определить место водных ресурсов в классификации видов ресурсов, восстановим схему «Виды природных ресурсов» на доске. (Карточки и магниты) Виды природных ресурсов ______________________ ____________________ _ _ _ __________ ____________ _ _ _ _ _ – Определите место водных ресурсов в классификации. (Они исчерпаемые, но возобновимые). – Что это значит? 2) Этот вид ресурсов с течением времени может исчерпаться, поэтому актуален следующий вопрос: «Каков объём водных ресурсов мира?». Учащиеся дополняют конспект «Объём вод Мирового океана _______. Объём пресных вод ________. Из них ______ – это льды и примерно ______ подземные воды. Всего лишь ________ – это резервуары с водой доступные человеку, т.е. реки, озёра, водохранилища.» – Что вы можете теперь сказать об объёме водных ресурсов мира? Каков основной источник пресной воды на суше? Да, реки. 3) Сообщение о речном стоке выступает ученица у доски, у карты (Приложение 1) – Чтобы закрепить полученные знания подпишите на контурных картах по 5 государств недостаточного и 5 государств избыточного водоснабжения используя атласы. Работа со статистическим материалом. (Приложение 3) – Рассмотрите таблицу характеризующую водообеспечение различных стран и регионов . Проанализируйте её: сравните водообеспечение стран и регионов и водообеспечение на душу населения. Сделайте вывод и назовите причину данного факта. Запишите данный вывод в тетрадь. Вывод: 1. Неравномерность распределения запасов пресных вод. 2. Подверженность речного стока резким сезонным колебаниям. 3. Различие в плотности населения. 4. Большая амплитуда колебания потребности в воде населения в зависимости от местных климатических условий. 5. Специализация местной экономики, связанная с этим водоёмкости имеющихся отраслей. 4) – В древности человек использовал – 12-18 л воды в сутки. В XIX в. – 40-60 литров. В XXI в. Развитые страны на человека – 200-300 литров, в крупных городах – 400-500 литров.(Нью-Йорк – 1000 л, Париж – 500 л, Москва, С.-Петербург – 600 л. Хотя для физического выживания человеку достаточно 2 литра в сутки. Почему такая разница? Какие отрасли экономики используют воду в своих технологических процессах? (Сельское хозяйство, электроэнергетика, химическая промышленность, металлургия, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт) – Выясним, соотношение разных отраслей экономики как пользователей воды. Для этого выслушаем сообщение __________. (Мультимедийная презентация об использовании воды в экономике) – Итак, какая же отрасль является ведущим потребителем водных ресурсов? Что происходит со свойствами воды после использования? 5) Перечислите проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим. Все их можно объединить в самую главную – дефицит водных ресурсов. – Работа по группам. 1 группа (ставлю название на парту) – «Энергетики»; 2 группа – «Металлурги»; 3 группа – «Работники химической промышленности»; 4 группа – «Работники сельского хозяйства»; 5 группа – «Экологи». 6 группа – «Работники ЖКХ». – Ваша задача предложить пути решения дефицита водных ресурсов. (Учащиеся думают, выступают) – А вот такие пути решения дефицита водных ресурсов в мире предлагают учёные. (на слайде) 1. Экономия на производстве и в быту. 2. Опреснение солёных морских и подземных вод. 3.Переброска речного стока. 4. Оборотное водоснабжение. 5. Транспортировка айсбергов. 6. Строительство водохранилищ. 7. Очищение сточных вод. III. Подведение итогов урока Вернёмся к целям нашего урока. Что на уроке нами было сделано? IV. Домашнее задание § 6 Приложение №1 Главным источником пресной воды остаются реки, чьи годовые ресурсы составляют около 41 тыс. куб. км., но при этом реально можно использовать менее половины этого количества. На земном шаре выделяются два пояса достаточного и избыточного водообеспечения это экваториальный пояс , а в северной части умеренного пояса и один засушливый (аридный) пояс это тропический пояс. Наибольшими запасами пресной воды обладает азиатский регион ( почти треть всех пресных вод мира), а наименьшими – Австралия и Океания. Среди стран мира запасами пресной воды выделяются Бразилия, Россия, Канада, Китай и Индонезия, в то время как пустынные страны испытывают резкий дефицит водных ресурсов ( особенно страны Аравийского полуострова и Северной Африки). Чрезвычайно контрастна ситуация с обеспеченностью водными ресурсами практически в каждом регионе мира: в Европе ( Южная - Северная), Азии ( Центральная и Юго- Западная Азия – Юго- Восточная Азия), Северной Америке ( юго-запад США и Центральная Мексика – Канада), Южной Америке ( Северное Чили – Южное Чили). Приложение №2 |