Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/8
Дата публикации18.11.2013
Размер1.12 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


Программа по географии

для специальных (коррекционных) классов VII вида

В специальных (коррекционных) классах (СКК) VII вида обучаются дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию.

В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познава­тельной деятельности.

Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, внедрение инновационных технологий, адаптация общеобразовательных программ могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории.

Данные программы адаптированы на основе программ по географии для общеобразовательных учреждений с учетом рекомендаций, опубликованных в журнале «Дефектология».

6 класс

Пояснительная записка

Начальный курс является частью целостного единого учебного предмета «География». В его структуре заложена преемственность между курсами, обуславливающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений у учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, обеспечивающая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах ряда природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В таких условиях главная цель изучения курса в основной школе – овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. Учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне - знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся должны приобрести топографо-картографические знания и овладеть обобщенными приемами учебной работы на местности и в классе. Большое внимание уделяется изучению своей местности.

Данная программа предназначена для преподавания курса в 6 СКК VII вида. Она является адаптированным вариантом общеобразовательной программы «Начальный курс географии», автор - Т.П. Герасимова. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Цель изучения курса учащимися СКК аналогична цели его изучения в общеобразовательных классах и основывается на тех же положениях.

Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке (они выделены в тексте содержания программы курсивом), т.е. не являются обязательными для усвоения учащимися. Многие из этих тем будут обязательными для изучения в более старших классах. Это такие темы, как «Географические координаты», «Горные породы», «Изменение гор и равнин во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов», «Климат», «Природный комплекс». Такой подход обеспечит учителям СКК обеспечить усвоение учащимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания географического образования.

Большое внимание в ходе изучения курса уделяется вопросам, связанным с охраной окружающей среды; они выделены в тексте содержания программы красным цветом.

Практическая часть программы также модифицирована: исключены наиболее сложные для выполнения практические работы, упрощены формулировки и содержание отдельных работ. Практические работы проводятся в основном как обучающие, поскольку у шестиклассников приемы учебной деятельности еще только формируются.

С учетом корректировки содержания программы определены планируемые результаты обучения курсу. Начальный курс для учащихся основной школы - первый по географии, поэтому в «Требованиях к уровню подготовки учащихся» преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать.

Учебно-тематический план




п/п

Разделы и темы

Всего часов

Из них




Лабораторные работы

Практическиеработы

Экскурсии

Контрольныеработы

Примечание

I

Введение

3




2

1







1.1

География как наука.

Путешествия и географические открытия



















1.2

Земля – планета Солнечной системы.

Практическая работа. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба.

Практическая работа. Надписать названия материков и океанов



















1.3

Практическая работа – экскурсия. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); ориентирование по Солнцу (обуч.)



















II

Раздел I. Изображение земной поверхности

14
















2.1

Тема 1. План местности


5
















2.1.1

Понятие о плане местности



















2.1.2

Масштаб.

Топографический диктант



















2.1.3

Стороны горизонта. Ориентирование.

Практическая работа. Ориентирование на местности (обуч.)



















2.1.4

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Практическая работа. Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними



















2.1.5

Составление простейших планов местности



















2.2

Географическая карта

7




3




1




2.2.1

Форма и размеры Земли



















2.2.2

Географическая карта.

Практическая работа. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов (обуч.)



















2.2.3

Градусная сеть на глобусе и картах



















2.2.4

Географическая широта



















2.2.5

Географическая долгота. Географические координаты.

Практическая работа. Обучение определению направлений по карте (обуч.)



















2.2.6

Изображение на физических картах высот и глубин



















2.2.7

Значение планов местности и географических карт



















2.3

Урок обобщающего повторения по теме «Изображение земной поверхности».

Практическая работа. Характеристика карты (или ее части) своей местности



















2.4

Контрольная работа по теме «Изображение земной поверхности»



















III

Раздел II. Оболочки Земли

43
















3.1

Земная кора

9




4




1




3.1.1

Земля и ее строение



















3.1.2

Горные породы и минералы



















3.1.3

Движения земной коры



















3.1.4

Вулканы, горячие источники, гейзеры



















3.1.5

Рельеф суши. Горы.

Практическая работа.

1. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин (обуч.).

2. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа



















3.1.6

Равнины суши.

Практическая работа. Изучение рельефа своей местности (обуч.)



















3.1.7

Рельеф дна Мирового океана.



















3.1.8

Урок обобщающего повторения по теме «Земная кора».

Практическая работа. Описание земной коры



















3.1.9

Контрольная работа по теме «Земная кора»



















3.2

Гидросфера

14




5




1




3.2.1

Вода на Земле



















3.2.2

Части Мирового океана.

Практическая работа. Характеристика карты океанов (обуч.)



















3.2.3

Некоторые свойства океанской воды.

Практическая работа.

1. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

2. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря (обуч.)



















3.2.4

Волны в океане



















3.2.5

Океанские течения



















3.2.6

Изучение Мирового океана



















3.2.7

Подземные воды



















3.2.8

Реки



















3.2.9

Озера.

Практическая работа. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе (обуч.)



















3.2.10

Ледники



















3.2.11

Искусственные водоемы



















3.2.12

Загрязнение гидросферы



















3.2.13

Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера».

Практическая работа. Описание гидросферы



















3.2.14

Контрольная работа по теме «Гидросфера»



















3.3

Атмосфера

13




4




1




3.3.1

Атмосфера: строение, значение, изучение



















3.3.2

Температура воздуха



















3.3.3

Годовой ход температуры воздуха



















3.3.4

Атмосферное давление



















3.3.5

Ветер



















3.3.6

Водяной пар в атмосфере. Облака



















3.3.7

Атмосферные осадки



















3.3.8

Погода.

Практическая работа. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм)



















3.3.9

Климат.

Практическая работа. Описание климата своей местности (обуч.)



















3.3.10

Распределение солнечного тепла и света на Земле



















3.3.11

Причины, влияющие на климат



















3.3.12

Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера».

Практическая работа. Описание атмосферы



















3.3.13

Контрольная работа по теме «Атмосфера»



















3.4

Разнообразие и распространение организмов на Земле

4




1










3.4.1

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв своей местности (обуч.)



















3.4.2

Природные зоны Земли



















3.4.3

Организмы в Мировом океане



















3.4.4

Воздействие организмов на земные оболочки



















3.5

Взаимосвязи компонентов природы

1




2










3.5.1

Природный комплекс.

Практическая работа.

1. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года (обуч.)

2. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком (обуч.)



















3.6

Урок обобщающего повторения по теме «Оболочки Земли»



















3.7

Контрольная работа по теме «Оболочки Земли»



















IV

Раздел III. Население Земли

4
















4.1

Человечество – единый биологический вид



















4.2

Численность населения Земли



















4.3

Основные типы населенных пунктов



















4.4

Человек - часть биосферы



















V

Раздел IV. Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу

4
















5.1

Практическая работа. Изучение главных особенностей географических комплексов своей местности как частей географической оболочки (обуч.)




















Содержание программы

Введение (3 ч.)
География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Форма и размеры Земли.

Изучается ознакомительно: Развитие знаний о Земле. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Практические работы. На местности: организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); ориентирование по Солнцу (обуч.).

На контурной карте: 1. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. 2. Надписать названия материков и океанов.
Раздел I. Изображения земной поверхности (14 ч.)
Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.
Тема 1. План местности
Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Абсолютная высота точки местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города).

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Изучается ознакомительно: Относительная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности.

Практические работы. 1. Ориентирование на местности (обуч.). 2. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. 3. Топографический диктант.
Тема 2. Географическая карта
Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государства на карте мира. Высота своего населенного пункта над уровнем моря. Использование географических карт в практической деятельности человека.

Изучается ознакомительно: Географические координаты.

Практические работы: 1. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов (обуч.). 2. Определению направлений по карте (обуч.). 3. Характеристика карты (или ее части) своей местности.
Раздел II. Оболочки Земли (43 ч.)
Тема 1. Земная кора
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования.

Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг).

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины: срединно-океанические хребты), переходные области.

Особенности рельефа своей местности.

Изучается ознакомительно: Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов, влияние человека. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов, влияние человека. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Практические работы. 1. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин (обуч.). 2. Изучение рельефа своей местности (обуч.). 3. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. 4. Описание земной коры.
Тема 2. Гидросфера
Вода на Земле как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли.

Мировой океан - основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Речная система. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озера сточные и бессточные. Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Изучается ознакомительно: Элементы речной долины. Бассейн реки и водораздел. Озерные котловины и их образование. Озерные воды (пресные, соленые).

Практические работы. 1. Характеристика карты океанов (обуч.). 2. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. 3. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря (обуч.). 4. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе (обуч.). 5. Описание гидросферы.
Тема 3. Атмосфера
Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер.

Погода, ее характеристика.

Изучается ознакомительно: Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период). Причины изменений погоды. Взаимосвязи между элементами погоды. Климат, его характеристика. Распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности.

Практические работы. 1. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм). 2.Описание климата своей местности (обуч.). 3. Описание атмосферы.
Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Практическая работа.
Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы

(изучается ознакомительно)
Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки - географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Практические работы. 1. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года (обуч.). 2. Работа по плану местности: найти природный комплексы и комплексы, созданные человеком (обуч.).

Раздел III. Население Земли (4ч.)
Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав
Общая численность населения Земли (приблизительно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Изучается ознакомительно: Исследования Н.Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.
Тема 2. Человек и природа
Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.

Изучается ознакомительно: Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.
Раздел IV. Повторение и обобщение основных знаний и приемов

самостоятельной работы по курсу (4 ч.)
Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на природу, ее использование, изменение.

Практическая работа на местности. Изучение главных особенностей географических комплексов своей местности как частей географической оболочки (обуч.).

Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;

  • форму Земли;

  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

  • части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

  • основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;

  • части Мирового океана;

  • воды суши подземные и поверхностные;

  • речную систему;

  • правила поведения в природе;

  • главную причину образования ветра;

  • главную причину образования облаков, осадков.

2. Приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;

  • воздействия организмов на компоненты неживой природы;

  • меры по охране природы в своей местности;

  • взаимосвязей: река — рельеф;

  • искусственных водоемов.

3. Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

  • стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;

  • абсолютные высоты;

  • объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на контурной карте;

  • по карте и с помощью плана типовой характеристики географическое
    положение объектов.

4. Описывать:

  • географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск