Система заданий повышенной трудности.
| 1 тема. Изображение земной поверхности и их использование.
|
1. На проведение сравнения.
| Сравните физическую карту полушарий и физическую карту России. Чем они отличаются, в чем их сходство?
|
2. На проведение анализа с последующими выводами.
| Пользуясь физической картой мира, соотнесите площадь суши и океана и обоснуйте «правильность» или «неправильность» названия нашей планеты.
|
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.
| В 1519 году от берегов Испании, в поисках нового неизвестного океана, отплыли пять кораблей под начальством Магеллана. Его задачей было найти этот океан, проплыть по нему и вернуться сначала в Азию, а потом и в Европу. Он поехал на запад и должен был вернуться с востока.
После трудного трех летнего путешествия моряки, наконец-то, вернулись на родину. Это было 6 сентября.
Но на берегу, на родине, засмеялись:
- Вы уже и числа перепутали; сегодня не 6, а 7 сентября.
Моряки проверили свои журналы, в которых точно и аккуратно изо дня в день в течение 3-х лет велись записи – все верно. Но, на берегу настаивали, что моряки прибыли не 6, а 7 сентября. Сомнений не оставалось: пропали сутки.
Действительно ли моряки потеряли сутки? Если «Да», то по какой причине?
|
4. Задания по выявлению размещения географических объектов и явлений.
| Самый простой факт на всех местах земного шара: если встать лицом к северу, то направо будет восток, налево запад, сзади – юг. А есть ли на Земле такое место, где куда не повернись – всюду юг?
|
5. Задания на группировку объектов.
| Разделите предложенные понятия на группы, дайте название каждой группе: именованный, долгота, численный, широта, линейный.
|
6. Задания на узнавание объектов и явлений.
| О каком виде съемки идет речь?
При этом виде съемки наблюдатель должен находиться всегда в одной точке и фиксировать находящиеся вокруг него объекты. Необходимо умение определять азимут.
|
7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
| Как, по вашему мнению, происходило бы освоение Земли, если бы отсутствовали карты?
|
8. Задания на прогнозирование географических объектов.
| Как вы считаете, у науки картографии в XXI веке есть будущее? Какое оно на ваш взгляд?
|
Система заданий повышенной трудности.
| 2 тема. Развитие географических знаний о Земле.
|
1. Задания на проведение сравнений.
| Сравните, чем отличается представление о Земле древних китайцев, древних греков и древних египтян.
|
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.
| Что послужило стимулом к развитию познаний о Земле в средние века?
|
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.
| Почему Х.Колумб при открытии им материка Америка, встречающих его людей назвал индейцами?
|
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.
| Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на двух шлюпках – «Восток» и «Мирный», отправились в экспедицию и 28 января 1820 г. Достигли точки с координатами 69022/ ю.ш. и 2015/ з.д.. Что это за место и началом чего послужило это открытие?
|
5. Задания на группировку объектов.
| Кто лишний: Магеллан, Колумб, Беринг?
|
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
| Представь, что Америка ещё не открыта. Предложи свою модель развития мира без участия Америки.
|
7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.
| Немало географических открытий сделал он, но самое большое открытие, обессмертившее его имя, - это «открытие» им человека среди «первобытных людей». Л. Н. Толстой в письме к путешественнику так оценил его научный подвиг: «Вы первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек, то есть доброе, общительное существо, в общении с которым можно и должно входить только добром и истиной…. И вы доказали это подвигом истинного мужества». Назовите имя этого исследователя.
|
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.
| Составь прогноз исследования Земли, когда уже открыты и нанесены на карты все материки.
|
Система заданий повышенной трудности.
| Тема 3. Земля – планета солнечной системы.
|
1.Задания на проведение сравнений.
| Пользуясь физической картой России, объясните, почему летом в Санкт – Петербурге бывают «белые» ночи, а в Москве – нет.
|
2. На проведение анализа с последующими выводами.
| Установите, сколько бы длился период обращения Земли вокруг Солнца, если бы расстояние от нее до Солнца было больше примерно в 10 раз.
|
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.
| Истинный полдень на меридиане, проходящем через любую точку Земли, наступает ровно в 12.00. В это время тень, отбрасываемая предметами на поверхность Земли – самая короткая. Однако измерения, проведенные на местности, показывают, что в момент, когда тень от предметов самая короткая, часы показывают время, не соответствующее 12.00. Определите, в какое время тень от предмета будет самой короткой, если истинное время в данной точке опережает поясное на 30 минут.
|
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.
| Объясните, почему на Земле происходит смена дня и ночи.
|
5. Задания на группировку объектов.
| Разделите предложенные названия городов в соответствии со временем года (зима, лето), которое будет в них 15 января: Буэнос-Айрес, Канберра, Нью – Дели, Мехико, Якутск, Пекин, Бразилиа, Дакар.
|
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
| Была бы возможна жизнь на Земле, если бы она двигалась по орбите Венеры? Обоснуйте свою точку зрения.
|
7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.
| Следствие этого явления - отклонение всех горизонтально движущихся тел в Северном полушарии – вправо, а в Южном – влево. Следствие какого явления описано? Как называется отклоняющая сила?
|
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.
| Определите, на каких параллелях располагались бы тропики, если бы угол наклона земной оси был 450С.
|
Система заданий повышенной трудности.
| 4 тема. Литосфера – каменная оболочка Земли.
|
1. Задания на проведение сравнений.
| Сравните географическое положение Альп и Кавказа
|
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.
| Можно ли спрятать самую высокую горную вершину на Земле в самой глубокой впадине? Почему?
|
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.
| Известно, что литосферные плиты постоянно движутся. Объясни причину их движения и последствия.
|
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.
| На какой равнине России больше всего городов? Почему?
|
5. Задания на группировку объектов.
| На карте полушарий покажите крупнейшие горные
системы каждого материка.
|
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
| Постройте модель развития хозяйства в вашей местности, если бы вы жили не в горах, а на низменности.
|
7. Задания на узнавание объектов, явлений по их признакам.
| Эта низменность в древние времена была морским дном. Расположена полосой до 120 – 150 км вдоль Черного и Азовского морей от устья Дуная на западе до реки Кальмиус на Востоке.
|
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.
| Оцените положительные и отрицательные стороны действия вулканизма.
|
Система заданий повышенной трудности.
| 5 тема. Гидросфера – водная оболочка Земли.
|
1. Задания на сравнение.
| Сравните природные особенности Волги и Амазон-
ки (питание, режим, замерзаемость)
|
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.
| Это море не имеет твердых берегов. Часто его называют Море водорослей. Что это за море и почему его так называют?
|
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.
| Моряки говорят, что это самое жаркое и самое соленое море на Земле. Можно поверить им. Когда измерили температуру воды моря, она оказалась настолько высока, что просто не верилось: +35,5 0С. Пыльный горизонт, белесое небо. До тошноты теплая вода. Во время песчаных штормов красная пыль пустыни обоих морских берегов закрывает горизонт. В каком море побывали моряки? Что определило название моря?
|
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.
| В каких океанах проходят:
Южное пассатное течение_____________________
Течение Западных ветров______________________
Течение Гольфстрим__________________________
Перуанское течение___________________________
|
5. Задания на группировку объектов.
| Из перечисленных ниже морей и заливов выбери те, которые принадлежат к: 1) Тихому океану, 2) Атлантическому океану.
* Моря: Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Карибское, Охотское, Черное, Японское, Карское, Северное, Филиппинское, Саргассово, Тасманово, Аравийское, Берингово.
* Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский, Гудзонов.
|
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
| Вы попали в джунгли. Несмотря на довольно влажный климат, в джунглях человек может погибнуть от потери влаги. Вопрос водообеспечения – один из важнейших. Как ты его будешь решать?
|
7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.
| О каком природном явлении идет речь?
«Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо,
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире».
|
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.
| Как болота могут повлиять на хозяйственную деятельность людей?
|
Система заданий повышенной трудности.
| 6 тема. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
|
1. Задания на проведение сравнений.
| В чем сходство и различие тумана и облака (росы
и инея)?
|
2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.
| Над крупными городами выпадает значительно
больше осадков, чем над сельской местностью. Как
это можно объяснить?
|
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.
| Объясните причины изменений атмосферного дав-
ления с изменением t °С и высоты места.
|
4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.
| Почему в полярных широтах всегда низкая t °С
воздуха?
|
5. Задания на группировку объектов.
| Выберите условия, способствующие выпадению
осадков:
а) близость моря,
б) внутренние силы Земли,
в) теплые течения,
г) наличие подземных вод,
д) удаленность от океана,
е) ветер с моря,
ж) холодные течения.
|
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
| Какие последствия для природы Земли вызовет
остановка ее вращения вокруг своей оси?
|
7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.
| Определите, о каком виде облаков идет речь в стихотворении русского поэта А. Фета
«…Вот там, на заре растянулся
Причудливый хор облаков.
Все будто бы кровли да стены,
Да ряд золотых купалов…»
|
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.
| Какие облака являются признаком изменения
погоды?
|
Система заданий повышенной трудности.
| 7 тема. Биосфера – оболочка жизни.
|
1. Задания на проведение сравнений.
| Установите соответствие между живыми организмами и условиями их обитания:
1. нектон а. обитают на дне океана
2. планктон б. движутся самостоятельно
3. бентос в. движутся с током воды
|
2. На проведение анализа с последующими выводами.
| Почему большинство африканских антилоп и львы
имеют желтоватую окраску, а слоны, бегемоты и
носороги – серую?
|
3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.
| Развитие человеческой цивилизации сопровождается бурным развитием производства. Какие последствия для биосферы может иметь этот процесс?
|
4. Задания на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений.
| В какой части материка Евразия находится основная область распространения представителей монголоидной расы?
|
5. Задания на группировку объектов.
| Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на растительный и животный мир в своей местности. Ответ обоснуйте.
|
Положительное влияние
| Отрицательное влияние
|
|
|
6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
| Объясните, почему происходит смена растительного и животного мира при подъеме в горы.
|
7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.
| О какой группе живых организмов идет речь?
«Это мелкие организмы: растения и животные, которые перемещаются с током воды и населяют верхнюю часть водной толщи. Они служат основной пищей для многих морских животных».
|
8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.
| Пользуясь картой «Заселение планеты человеком», предположите в какой последовательности в древности люди заселяли материки.
|