АДМИНИСТРАЦИЯ
МО «СВЕТЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании на методическом совете Директор МБОУ СОШ № 3
ШМО учителей (протокол № 1 от 29.08.13г.) (приказ № 258/од от 29.08.13г.)
предметов Председатель методического
естественно-математического цикла совета ___________Л.В. Ракович
(протокол № 1 от 27.08.13 г.)
Руководитель ШМО ____________ Н.А. Нетесова ___________ Н.А.Нетесова ПРОГРАММА
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ, 5 КЛАСС
(ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, базовый уровень,
2013-2014 учебный год)
г. Светлый
2013 г.
пояснительная записка
5 класс Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по природоведению. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле».
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю/70 часов.
Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. – Мю: Дрофа, 2007. 174с.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Альбом-задачник). - М.: Дрофа, 2005
Бердичевская Л.А., Н.И. Сонин. Природоведение. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся.- М.: Классик Стиль, 2003
Важными формами деятельности учащихся являются:
Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
Проектная работа;
Подготовка рефератов;
Исследовательская деятельность;
Выполнение практических работ.
Результаты обучения:
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстрированного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний:
текущий – контроль в процессе изучения темы:
контрольные и тестовые работы;
самостоятельные работы;
фронтальный и индивидуальный опрос;
отчеты по практическим работам;
творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Для контроля знаний можно использовать методическое пособие Л.А.Бердичевской, Н.И. Сонина.
итоговый – контроль в конце изучения одного раздела:
устные и письменные итоговые работы;
тестирование.
Методические аспекты преподавания курса природоведения
В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).
Основные типы учебных занятий по природоведению:
урок изучения нового материала;
урок повторение;
урок систематизации и обобщения;
урок контроля знаний;
урок-лекция;
урок практических занятий;
урок-зачёт.
Общая информация
Предмет
| Природоведение
| Классы
| 5 А
| Учитель
| Говорун Ольга Юрьевна
| Количество часов
| 70
| Из них:
Контрольная работа
Лабораторная работа
Практическая работа
|
4 7
| Количество часов в неделю
| 2
| Программа:
| Основного общего образования по природоведению 5 класс. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.
| Учебный комплекс для учащихся:
Учебник
|
Природоведение. 5 класс. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2007. 174с.
| Дополнительная литература.
| Природоведение (рабочая тетрадь). А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2005.
| Тематический план
Тема программы
| Количество часов
| Практические работы, контрольные работы.
| Изучение природы.
| 3
| П\Р №1 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»
П/Р №2 «Знакомство с оборудованием для научного исследования».
| Вселенная.
| 14
| П/Р№3 «Наблюдение суточного движения звезд и Солнца»
К/Р№1 «Вселенная»
| Земля.
| 18
| К/Р №2 «Земля»
| Жизнь на Земле.
| 15
| П/Р№4 «Изучение строения микроскопа и клеток кожицы лука»
П/Р№5 «Определение наиболее распространенных растений и животных»
К/Р№3 «Жизнь на Земле»
| Человек на Земле.
| 18
| П/Р№6 «Измерение своего роста и массы тела»
П/Р№7 «Знакомство с экологическими проблемами местности и пути их решения»
К/Р№4 «Жизнь на Земле»
| Итого: 68 часов + 2 часа резервных
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 часов): |