Скачать 340.18 Kb.
|
Слайд 1 Заставка Пленарный доклад Особенности введения и реализации ФГОС общего образования в 2012-2013 учебном году Слайд 2 Развитие системы общего образования Тверской области осуществляется в соответствии с нормативными и законодательными актами в сфере образования. В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, предусмотрено: -в 2012-2013 учебном году все 2-е классы продолжают обучение, а 1-е классы приступили к реализации новых стандартов начального общего образования. Кроме того, в 11-и школах-пилотах по новым стандартам обучаются 3-и классы. - с первого сентября 2012 года в 34 школах-пилотах в 5-х классах осуществлен переход на ФГОС основного общего образования (59 классов, 1305 обучающихся). Слайд 3 Деятельность образовательных учреждений Тверской области по введению и реализации новых стандартов начального общего образования в этом учебном году связана с изменениями правового пространства и нормативного регулирования на Федеральном и региональном уровнях. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 произошли изменения к требованиям по структуре основной образовательной программы и к условиям реализации программы:
Согласно п. 15 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Данное требование распространяется и на учебный план, который является составной частью ООП НОО. В ФГОС НОО обязательная часть представлена обязательными предметными областями (п. 19.3. ФГОС НОО), отсутствие которых в учебном плане - есть нарушение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Образовательным учреждениям необходимо обратить особое внимание на психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса: сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержку одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и так далее. При разработке ООП НОО следует учесть усиление социальных и гуманитарных аспектов экологического образования, его ориентацию на идеи образования для устойчивого развития общества укрепили тенденции к его интеграции с образованием в области здоровья и безопасности человека и окружающей его среды, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. Линия на интеграцию вопросов экологии, здоровья и безопасности жизни является основным приоритетом программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включенной в ФГОС начального общего образования. В связи с внесенными изменениями требование разработки в образовательном учреждении программы коррекционной работы предъявляется не только в случае организации в данном учреждении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, но оно также распространяется и на все образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу начального общего образования (ООП НОО); Учебный план начального общего образования образовательного учреждения являются одними из основных механизмов реализации соответствующей образовательных программ. Коллеги, обращаю Ваше внимание на то, что все эти изменения в федеральной нормативной базе должны быть отражены в нормативных документах образовательных учреждений. Слайд 4 На момент опережающего введения стандарта в 2010 году и массового внедрения стандарта в первых классах в 2011 году в структуре основной образовательной программы начального общего образования выделялись 9 разделов. Бывшие 9 разделов перераспределяются внутри выделенных, также появляются новые разделы (например, «План внеурочной деятельности», «Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта»). На сегодняшний день данная работа осуществлена не во всех общеобразовательных учреждениях. Отслеживая образовательную деятельность 11 пилотных школ по опережающему введению стандарта, следует отметить, что изменения внесены в основные образовательные программы только 2 школ: в Ново-Ямской СОШ Старицкого района, СОШ № 2 г. Красного Холма (результаты изучения сайтов пилотных школ). Ежегодно выпускается Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе. Все комплекты для начальной школы наполнены учебниками с первого по четвертый класс. Новый стандарт требует, чтобы программы по учебным предметам были спроектированы на ступень. Для нашего региона характерна разработка программ по предметам по классам (отдельно для первого, отдельно для второго и т.д.). Следует доработать программы по учебным предметам в соответствие с требованиями стандарта так, чтобы все необходимые разделы были представлены с I по IV класс. В программах формирования универсальных учебных действий должны быть описаны механизмы формирования метапредметных результатов по всем 10 учебным предметам и для каждого года обучения. Изначально программы описывали задания только для уроков русского языка, литературного чтения, математике и окружающего мира в первом классе. Слайд 5 В начальном образовании Тверской области широко представлена вариативность образовательных систем и программ. До 2010 года около 80% учителей начальных классов отдавали предпочтение учебно-методическому комплекту «Школа России». В процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта наметился переход: - внутри традиционной системы со «Школы России» на «Перспективную начальную школу», «Перспективу»; - с традиционной системы на систему «Школа 2100». Выбираемые учителями учебно-методические комплекты («Перспективная начальная школа», «Школа 2100») содержат инструментарий для реализации системно - деятельностного подхода. В основу комплекта системы «Школа 2100» заложена технология проблемно-диалогического обучения. Развороты учебников содержат необходимые задания для организации продуктивной самостоятельной деятельности детей. |