Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации05.04.2014
Размер0.49 Mb.
ТипТезисы
100-bal.ru > География > Тезисы
  1   2   3   4   5   6   7
Тема проекта: Формирование экологической компетенции учащихся на основе экологической тропы города Снежинска.

Автор: Емельянова Людмила Ивановна, заведующая эколого –биологической лаборатории, учитель биологии МБОУ «СОШ» №135 имени академика Б.В. Литвинова. L.I.Emelyanova@mail.ru, телефон школы 8 (35146 )7 12 04

Место выполнения работы: г. Снежинск ,Челябинской области

Тезисы к проекту

Более 60% населения нашей страны живет в городах. и биоразнообразие таких городских ландшафтов очень низкое. В условиях урбанизации встаёт проблема доступа к естественному растительному сообществу и как результат недостаточная осведомлённость школьников об окружающей их среде. Из-за разрыва между человеком и естественной окружающей природой, нарушается процесс популяризации экологических знаний. Проблемы:

  1. отсутствие возможностей для изучения окружающей среды;

  2. нарушается цепочка «природа – исследователь - массы», которая приводит к тому, что среди учащихся не формируется бережное отношение к природе и её изучение не вызывает интерес среди большинства молодёжи.

Цель проекта: Создание «природной лаборатории» для изучения экосистем, а так же для проведения ознакомительных экскурсий по экологической тропе.

.Маршрут тропы имеет общую протяженность 8 км., включает 11 остановочных пунктов, каждый из которых соответствует определенному ландшафту и выступает его своеобразным индикатором.. От Школы до урочища «Семь ключей» можно добраться на городском автобусе; время в пути 20 мин.

Точка 1. Урочище «Семь ключей», характеризуется тем, что здесь имеются выходы семи родников, где берет начало речка Малая Вязовка, впадающая в речку Большая Вязовка, затем в озеро Силач. Смешанный лес в речной долине, переходящий в луговые открытые пространства, отличается высоким уровнем биологического разнообразия. Здесь растут разные виды деревьев, кустарников и травянистых растений, много грибов, мхов и лишайников. В этом районе встречаются млекопитающие, такие как обыкновенная полевка, полевая мышь, крот, остромордая и травяная лягушки.

Точка 2. Карьер строительного камня, представляет собой горную выработку. Работы на нем ведутся, по мере потребности в строительном «камне»,для дорожного строительства. Разработка и добыча ведется без применения буровзрывных работ. Основная горная порода – это серпентин (змеевик) и его разновидности («серпиус» по латыни означает змея). Встречается минерал -фарфоровидный полуопал белого цвета. В южной части, в 100 м от карьера находится апатитовая копь, где можно найти красивые образцы талька, асбеста, кальцита, бронзита. На данной стоянке есть небольшой водоем, который весной привлекает водоплавающих птиц(: большая поганка, или чомга , красношейная поганка , серая утка , кряква , камышница , лысуха)

Точка 3. Рекультивированный полигон твердых бытовых отходов, на этом участке так же велись работы по добыче строительного «камня». Затем на неиспользуемую часть карьера стали свозить твердые бытовые отходы. Наличие на этом месте полигона выдают небольшие (локальные) свалки, которые появляются ежегодно. Со временем полигон зарос разнотравьем, и сейчас достаточно трудно определить его границы.

Точка 4. Промышленные вырубки леса, лесопосадки, хрустальная копь «Моховая», В 1995 году были открыты жилы кристаллического кварца. Копь представляет собой небольшую траншею длиной 5-6 метров и глубиной до 1 метра.. На данной точке проходила вырубка деревьев для строительных нужд, образовавшиеся безлесные пространства засаживались силами работников Лесхоза, которые должны были осуществлять в молодняках рубки ухода – прореживание, прочистки, осветление. На тропе мы видим, что рубки ухода не проводили, и молодняк очень густой.

Точка 5. Болото «Моховое», верховое болото, от минерального грунта оно отделено слоем торфа. Господствующей растительностью на болоте являются сфагновые мхи. Болота увлажняют воздух окружающих территорий, питают реки, являются местами произрастания клюквы, морошки, голубики..История верховых болот прослеживается с пермского периода.

Точка 6. Гранатовая горка, копь «Гранатовая горка» была открыта в 1998 году. Встречаются отдельные кристаллы гранатов и образцы глинистых и кристаллических сланцев с включениями граната. Средние размеры кристаллов 2-3 см, но встречаются буро-красные гранаты, от 5 до 10 см..

Точка 7 Скальные останцы «Старый замок» В 1999г. прошел сильный ураганный ветер, и много огромных вековых сосен было повалено. Сотрудники лесхоза быстро очистили территорию от поваленных деревьев; но вывороченные корни, как немые свидетели тех событий, остались лежать. Под корнями деревьев отчетливо видны гранитные породы, местами встречается письменный гранит. Вдоль по тропе попадаются огромные валуны молочно-белого кварцита. В июне 1999г. на тропе, была вскрыта жила, размером 2 на 1,5 метра, в которой находились кристаллы черного турмалина (шерла). Пройдя дальше по сосновому лесу, неожиданно перед взором появляются «скалы-великаны», они очень напоминают старый разрушенный замок, поэтому было придумано поэтическое название данной стоянки «Старый замок».

Точка 8. «Лесная зона», наиболее обильный материал для проведения экскурсии в лес представляют птицы. Следы жизнедеятельности птиц составляют основной материал экскурсии. Пернатое население представлено хищными птицами, голубями, кукушками, козодоями, удодами, дятлами и наиболее многочисленной и разнообразной группой воробьинообразных птиц. Млекопитающие представлены меньшим числом видов (насекомоядные ежи, кроты и землеройки, белки). Встречаются пресмыкающиеся: из ящериц –прыткая, живородящая и ужи, гадюки. Среди земноводных -тритоны, жабы. остромордые лягушки. . Встречаются споровые (папоротники, хвощи, плауны),семенные растения, лишайники.

Точка 9. Синарское корундовое месторождение, у озера Синара было открыто в 1932 г. .. Корундовые породы крупнозернисты и состоят из корунда, биотита и роговой обманки. В 1,5 км восточнее месторождения, находилась знаменитая копь «Корундовая горка». Здесь были найдены лучшие образцы кристаллов корунда, многие из них хранятся в лучших геологических музеях страны.

Точка 10 «Копь Дьяконова» агат-переливт, месторождение шайтанского переливта – уральского вида агата. . Шайтан – в переводе с башкирского означает черт, бес.. Агат-переливт залегает в породах, богатых кремнеземом. Минералогическая копь агата-переливта получила имя «копь Дьяконова», в честь первооткрывателя. Копь планируется внести в реестр геологических объектов территории ЗАТО г. Снежинска и сделать объектом изучения и охраны.

Точка 11. Центральный парк города. Существует с момента образования города, смешанный лес, с преобладанием мелколиственных пород деревьев, таких как береза, ольха. Большое количество воробьинообразных птиц, таких как чечевица, синицы, дрозды, голуби, сороки, вороны и др. Без особого труда можно обнаружить гнезда соловьев, зябликов, дроздов, синицы-ремеза. . Среди млекопитающих - белка обыкновенная, малая лесная мышь, обыкновенная полевка ,еж.

На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

2 Разработана уникальная просветительская и научно-исследовательская школьная экологическая тропа на территории г. Снежинска.

3 Проект «Экологическая тропа» дает возможность ученику школы выбрать работу по одному из направлений деятельности: 1) экскурсионной, 2) научно-исследовательской, 3) проектной...
Тема проекта: Формирование экологической компетенции учащихся на основе экологической тропы города Снежинска

Введение

Экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всём мире, глобальный характер экологических проблем настойчиво требуют перестройки мышления каждого отдельного человека. Формирование отношения к окружающей среде и природе не может происходить стихийно, так как это приводит к безответственности по отношению к природе. Подростки проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное, а нередко и отрицательное отношение. Развитие науки и техники привело к тому, что сегодня проблема взаимоотношений человека и природы уже не является сугубо биологической проблемой. Она приобретает огромное значение как в осмыслении человеком перспективы своего взаимодействия с природой, так и в практических выводах этого осмысления: от полного самоуничтожения до достижения благосостояния, до превращения планеты в благоприятное место для жизни. Концепция модернизации образования выступает как «новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Обосновывается острая необходимость компетентностного подхода в экологическом образовании, поскольку в рамках традиционной знаниевой ориентации образования экологическое знание остается лишь на теоретическом уровне и не становится неотъемлемой частью практической деятельности школьника. Экологическое образование – непрерывный процесс получения и активного освоения учащимися ключевых представлений, обеспечивающих социально приемлемую безопасность взаимодействия с природной средой

Формирование экологической компетенции – целенаправленный процесс, способствующий применению надпредметных знаний, реализации сформированных ключевых образовательных компетентностей для личностного роста и развития в условиях социально-значимой деятельности на основе эколого ориентированных ценностей. Более 60% населения нашей страны живет в городах. и биоразнообразие таких городских ландшафтов очень низкое. В условиях урбанизации встаёт проблема доступа к естественному растительному сообществу и как результат недостаточная осведомлённость школьников об окружающей их среде. Из-за разрыва между человеком и естественной окружающей природой, нарушается процесс популяризации экологических знаний. Проблемы:

  1. отсутствие возможностей для изучения окружающей среды;

нарушается цепочка «природа – исследователь - массы», которая приводит к тому, что среди учащихся не формируется бережное отношение к природе и её изучение не вызывает интерес среди большинства молодёжи. Учебные экологические тропы – это специализированные образовательные маршруты, создаваемые, в первую очередь, для непосредственного обучения учащихся в природе. Само название «учебная тропа» можно понимать как мы «изучаем природу» и как «природа учит нас». По словам Захлебного А.Н., тропа – это «учебно-просветительский кабинет в природных условиях». Экологические тропы выполняют многие функции, важнейшая из которых воспитательная. Школьники не только выполняют определенную исследовательскую, творческие, работу, но и участвуют в пропаганде экологических знаний.

. На симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы» в 2010 году был определенследующий перечень ключевых компетенций в образовании.

1) Изучать – уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и

упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

2) Искать – запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с источниками информации.

3) Думать – организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение; уметь оценивать состояние окружающей среды;

4) Сотрудничать – уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения – улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять проекты.

. 5) Включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

. 6) Адаптироваться– уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; умет ьнаходить новые решения

. Специфика экологического образования базовых оснований компетентностного подхода в экологическом образовании - «учиться знать» – познавать природу (формирование экологических знаний и умений); - «учиться делать» – создание собственных творческих продуктов, реализация учебных экологических проектов. Для формирования ключевых компетенций у учащихся МБОУ мы использовали проект ,созданный в 2007 году и собственные материалы.

Учебные экологические тропы – это специализированные образовательные маршруты, создаваемые, в первую очередь, для непосредственного обучения учащихся в природе. Название «учебная тропа» можно понимать как мы «изучаем природу» и как «природа учит нас». По словам известного американского эколога Олда Леопольда, «каждый участок леса должен давать владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование: этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают».

Наша школа расположена в городе Снежинске и в ней обучается 911 обучающихся. Конечно, в рамках страны, это количество очень мало, но если брать только Челябинскую область, то в принципе они представляют собой достаточное количество школьников, для которых целесообразно разработать мероприятия, способствующие их общей экологизации. Именно с этой целью и создавался нами проект «природной лаборатории» на территории г. Снежинска в 2007г прогнозировать, исследовать, проектировать, а самое главное иметь возможность узнавать пути защиты природы от антропогенного воздействия Мы предполагаем, что. участие школьников в реальной экологической деятельности - один из главных критериев эффективности экологического образования.

Цель: Создание условий формирования экологической компетенции на основе экологической тропы г. Снежинска.

Задачи:

  • Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования, материалы проекта 2007 г.

  • Создать модели процесса формирования экологической компетенции.

  • Ознакомится с предложенным маршрутом тропы.

  • Описать биогеоценозы остановок тропы, используя новые данные и материалы проекта 2007 года.

  • Организовать работу волонтёров по уборке стоянок экологической тропы.

  • Организовать работу учащихся на основе материалов по экологической тропе по направлениям: проектное и исследовательское, творческое, познавательное.

При выполнении работы мы использовали следующие методы:

  • • Визуальных наблюдений;

  • • Экспериментальный;

  • • Исторический;

  • • Практический.

Гипотеза: формирование у подрастающего поколения экологической компетенции к овладению экологической культурой будет эффективней при создании в школе системы работы по экологическому воспитанию и образованию.

Ключевые слова: природные учебные тропы,  Экологическое образование

экологические компетенции, полевые исследования, подразделяемые на маршрутные, стационарные, 

Введениеhttp://surfingbird.ru/share

Экологическое образование – непрерывный процесс получения и активного освоения учащимися ключевых представлений, обеспечивающих социально приемлемую безопасность взаимодействия с природной средой

Формирование экологической компетенции – целенаправленный процесс, способствующий применению надпредметных знаний, реализации сформированных ключевых образовательных компетентностей для личностного роста и развития в условиях социально-значимой деятельности на основе эколого ориентированных ценностей. Более 60% населения нашей страны живет в городах. и биоразнообразие таких городских ландшафтов очень низкое. В условиях урбанизации встаёт проблема доступа к естественному растительному сообществу и как результат недостаточная осведомлённость школьников об окружающей их среде. Из-за разрыва между человеком и естественной окружающей природой, нарушается процесс популяризации экологических знаний. Проблемы:

  1. отсутствие возможностей для изучения окружающей среды;

нарушается цепочка «природа – исследователь - массы», которая приводит к тому, что среди учащихся не формируется бережное отношение к природе и её изучение не вызывает интерес среди большинства молодёжи. Учебные экологические тропы – это специализированные образовательные маршруты, создаваемые, в первую очередь, для непосредственного обучения учащихся в природе. Само название «учебная тропа» можно понимать как мы «изучаем природу» и как «природа учит нас». По словам Захлебного А.Н., тропа – это «учебно-просветительский кабинет в природных условиях». Экологические тропы выполняют многие функции, важнейшая из которых воспитательная. Школьники не только выполняют определенную исследовательскую, творческие, работу, но и участвуют в пропаганде экологических знаний.
Основная часть

Маршрут экологической тропы мы выбрали таким образом ,что на нем были

представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.

Основные требования к выбору маршрута экологической тропы.

Это, прежде всего привлекательность и эстетическая выразительность. На выбранной территории расположены уникальные природные объекты такие как: урочище «Семь ключей», болото «Моховое», скалы останцы «Старый замок», а так же интересные геологические объекты, из них можно назвать знаменитое «Синарское корундовое месторождение» и месторождение гранатов альмандинов.

Следующий основной принцип - это доступность. Предполагается своевременная доставка школьников к месту начала данного маршрута, а так же безопасное прохождение самого маршрута. Доставка школьников на первый этап осуществляется на городском автобусе (с номерами маршрутов 10, 25, 51) с затратой времени не более 20 минут. Всего же

экологическая тропа имеет протяженность примерно 8 километров в лесной части и не более 2 километров в городской части. Информационные щиты, экскурсии, беседы с грибниками, местным населением, отдыхающими — все это оказывает определенное влияние на сознание людей, заставляет задуматься о правильности своего поведения по отношению к природе, повышает экологическую грамотность

Космический снимок «Экологическая тропа г. Снежинска»: точка 6 - Гранатовая горка; точка 7 - Скальные останцы «Старый замок»; точка 8 -«Лесная зона» и Синарское корундовое месторождение; точка 9 -«Копь Дьяконова» агат-переливт; точка 10 - Центральный парк города

Характеристика маршрута экологической тропы

При выборе маршрута учитывалось , привлекательность окружающего ландшафта, чередование открытых пространств с лесными тропинками. Длительные участки с монотонными однотипными природными сообществами порой утомляют человека, делают маршрут неинтересным. При выборе маршрута тропы инициаторы создания стремились к тому, чтобы маршрут охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы, разнообразные типы леса, луга, водоемы, характерные формы рельефа. В качестве зрительного образа использовались элементы антропогенного ландшафта. Это разнообразные транспортные дороги, линии электропередачи, сельскохозяйственные угодья, пастбища, памятники истории.

Район закрытого административного территориального образования (ЗАТО) г. Снежинска находится на Восточном склоне Уральских гор. Тянется узкой полосой в меридиальном направлении между 56°05 ' и 56°14' северной широты. Протяженность с севера на юг составляет 40 км. и с запада на восток ~ 15 км. Территориально район расположен в северной части Челябинской области, и небольшая часть района находится на территории Свердловской области. В административном подчинении территория относится к Каслинскому району.

Территория характеризуется наличием невысоких вершин, создающих красивый гористый характер местности. Высота вершин находится в пределах 320-400 метров. Наиболее достопримечательные горные вершины г. Чумишева - 364,8 м, г. Теплая - 341,8 м, г. Высокая - 385,4 м, которые входят в систему Синарского горного кряжа. Вершины сложены, в основном, горными породами устойчивыми к эрозионному выветриванию – кристаллическими сланцами, серпентинитами, амфиболитами.

По водоразделу территория относится к бассейнам рек Синара и Течи, которые впадают в реку Исеть. С востока район ограничен абразивно-эрозионной платформой восточного склона Урала (зауральский пенеплен). Холмистый горный рельеф переходит в восточной части в совершенно ровную лесостепь Зауралья. Район территории, ЗАТО находится на границе горной лесной зоны Восточного склона Урала и равнинной лесостепной зоной Зауралья.

В южной части район граничит с Вишневогорским щелочным массивом, представленным нефелин-сиенитовыми породами.. В северной части ограничен Сысертский гранитным массивом, представляющим собой большое поле гранитов, в котором иногда встречаются ряд фаций плагиогранитов, кварцитов и амфиболитов.

Западную часть района ограничивает зеленокаменная полоса Каслинско-Сысертского горного кряжа. Породы сильно метаморфизированы и представлены оливин-пироксеновые (перидотиты), змеевиками, кварцитовыми сланцами и амфиболитами.

В геологическом прошлом равнинные области данной территории были прибрежной зоной моря. Резкий обрыв к востоку свидетельствует о размывании крутого берегового уступа. По отступлении моря началась эрозионная работа речек восточного склона.

Начальная точка маршрута Урочище «Семь ключей» является водоразделом рек Синара и Теча. Ручьи бегущие в северо-восточном направлении впадают в оз. Синара, а ручьи бегущие в юго-восточном направлении в оз. Силач и оз. Сунгуль.

Урочище «Семь ключей» является истоком речки Малая Вязовка. На небольшой территории находится семь родниковых источников, хотя достоверно подсчитать их количество не удается, так как они периодически меняют свои выходы. Относительно-постоянными остаются лишь несколько ключей. Вода в них слабо-минерализована. Это прекрасный источник питьевой воды.

Маршрут проходит по ровному низкому пространству. Максимальная горная отметка на маршруте 278 м над уровнем моря (стоянка 5). С высоты этой горки открывается красивая панорама «Мохового болота». Болото является верховым, питается грунтовыми водами и ручьями, а так же атмосферными осадками, растительный покров представлен болотным разнотравьем. Из болота берет начало речка Раскуриха, которая впадает в озеро Синара. Склоны долины ручья являются довольно крутыми. Горки, на которых находятся стоянка 5 и 6 (гранатовая копь) сложены сильноизмененными метаморфическими породами – слюдяными и глинистыми сланцами.

Маршрут проходит по живописному лесному массиву, представленному древесными породами: сосна, ель, береза, осина. Подлесок (второй ярус) формируют: рябина, ива, ольха, черемуха. Интересным объектом являются скалы останцы, состоящие из амфиболитов. Мягкие породы подверглись эрозионному выветриванию, а дайки амфиболитовых пород остались и возвышаются среди густого леса. Своими очертаниями эти скалы напоминают старый разрушенный замок.

Э
9
кологическая тропа на территории г. Снежинска наглядно показывает главные различия между естественным лесным сообществом и лесом, в котором проводится хозяйственная деятельность (рубки, посадка лесных культур, противопожарные мероприятия, горная выработка). Эти различия проявляются как в структурных элементах лесной среды, так и в видовом составе живых организмов. Вдоль лесной дорожки, по которой проходит часть маршрута, можно увидеть ландшафты, измененные деятельностью человека. Есть участки, древостой которых сформировался после сплошных или выборочных рубок. В таком лесу преобладают вторичные породы – осина и береза. Там трудно найти старые деревья, крупный валежник или редкие виды, зато можно обнаружить пни, оставшиеся от рубки. На маршруте можно увидеть лесные культуры сосен, в которых не были выполнены рубки ухода. Они достаточно густые под пологом такого древостоя не хватает солнечного света, поэтому там достаточно мало животных и трав на почве. Только некоторые птицы вьют гнезда в кронах молодых сосен. Небольшой участок естественного леса сохранился в долине р. Малая Вязовка, а так же лесной массив верхового болота и массив, прилегающий к городу: В нем можно увидеть широколиственные деревья, древние сосны, крупномерный валежник и сухостой, редкие виды растений и грибов, следы зверей и гнезда птиц. На маршруте подобраны места (точки), где предусмотрены остановки для показа интересных объектов и рассказа о них.

Таких точек на нашей экологической тропе 11.

Мы организовали конкурс среди учащихся на лучшее название точки тропы «Придумать поэтические названия вышеперечисленных стоянок», вот только некоторые из них, вместе с небольшим описанием:

1. «Здравствуй, лес» – что ты ожидаешь от встречи с природой? А что ожидает природу от встречи с тобой? Сделай это общение взаимоприятным. Для этого надо много знать и уметь. Наша тропа поможет тебе в этом.

2. «Вижу, слышу, наблюдаю» – при прохождении данного маршрута можно получить навыки наблюдения за животными, растениями, природными явлениями.

3. «Рога и копыта, а также лапы, уши, зубы и хвосты» – обсуждаются пищевые цепи, экосистемы и приспособление организмов к жизни в сообществе, да еще, почему для животных опасно иметь красивые рога и пушистые хвосты, учащиеся узнают на этой станции.

4. «Корни и листья, цветы и плоды – животным и людям вы очень нужны» – узнай, чем питаются животные, что предпочитают птицы, и за какими растениями человек приходит в наш лес.

5. «Птицы снежинского леса» – станция орнитологическая ждет юных и не совсем юных, только начинающих и уже опытных волонтеров. Наблюдайте, определяйте, считайте, ну и, конечно же, не пугайте птиц!

6. «Человек нарушает экосистему» – речь пойдет о влиянии человека на экосистемы в целом, но на примере строительного карьера. Учащимся будет предложено спрогнозировать дальнейшее течение процессов деградации природной среды.

Работа школьников на экотропе выступает как их личностно-ориентированная деятельность, как условия формирования их экологических знаний и убеждений, позволяет им применить полученные в школе знания в новой ситуации, побуждает к проявлению инициативы и выявляет индивидуальный учебный стиль работы каждого.

Мы предполагаем, распределить заинтересованных учащихся по «специальностям» согласно их интересам.

Ботаники изучают растительный покров основных биоценозов точек экотропы, влияние на них различных экологических факторов: качество природных вод, климата и т.д., собирают коллекции растений, лишайников, мхов, грибов.

Группа гидрохимиков анализирует химический состав поверхностных и грунтовых вод, определяет вид и величину антропогенных загрязнений природных вод.

Энтомологи ведут комплексные исследования состава, численности, эколого-биологических особенностей различных групп наземных членистоногих (насекомых, паукообразных, многоножек, отряд стрекозы, прямокрылые, чешуйчатокрылые, жесткокрылые, булавоусые) в зависимости от качества природных вод и растительности мест обитания. Изучают их ландшафтное и биологическое распределение, составляют региональные списки насекомых, в т.ч. краснокнижных, собирают коллекции насекомых, моллюсков и других представителей фауны.

Орнитологи изучают орнитофауну, доминирующую в районах тропы, видовой состав, динамику численности пространственного размещения, поведения птиц.

Почвоведы определяют состав почвенного покрова, изучают физические и химические свойства почв, ее механический состав, углубленность, наличие зоологических участков, . Они отбирают пробы почвы из горизонта на глубине 0,2 м, где наблюдается максимальная напряженность геохимических процессов и концентрируется основная масса беспозвоночных животных.

Геологи занимаются изучением минералов и горных пород, собирают коллекции минералов для школьного музея.

Эффективность любой экскурсии на экологическую тропу зависит от правильной организации и её проведения.

Первый этап — подготовительный.

Первая группа — организаторы создания экологической тропы занимались исследованием местности, прокладкой маршрута, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек вычертила план-схему маршрута.

Вторая группа вместе определяла объем содержания познавательных экскурсий, составляющие его сюжеты. По каждой точке предполагается составление паспорта тропы и её описание. В дальнейшем сведения из подготовленного материала школьники-экскурсоводы могут использовать в своем рассказе.

Третья группа — организаторы работы внутри школы. Эта группа будет проводить конкурсы на лучший призыв, лозунг, листовку дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой. Условия конкурсов, разработанные членами клуба, предполагается публиковать в школьной стенной печати на сайте «Деметра» школы и они станут программой действий для всего детского коллектива школы.

Четвертая группа- –волонтеры, организующие уборку территории по ходу экологической тропы.

Пятая бригада — экскурсоводы. Это основные «действующие лица»

экологической тропы с момента ее открытия. Экскурсоводы в основном учащиеся старших классов.

Подготовка экскурсоводов играет большую роль в овладении навыками самообразования. Ребята будут работать с научной и публицистической литературой, устанавливать связи между знаниями по разным предметам, анализировать отчеты своих товарищей, выполненные на экологической тропе. Экскурсоводы обучаются использовать в своих рассказах объекты природы, различные проявления антропогенной деятельности, тексты на стендах.

Таким образом, экологическая учебная тропа станет местом распространения элементов экологической культуры среди различных слоев населения. Причем большая воспитывающая ценность этой формы работы состоит в том, что перед взрослыми людьми носителями нового социального идеала выступают дети. Необходимость ответственного отношения к окружающей среде, о чем увлеченно и убежденно говорит подросток, воспринимается взрослымиособенно остро. Мы надеемся ,что посетители тропы задумаются о своем поведении в природном окружении, о том, всегда ли они сами подают должный пример подрастающему поколению.

Но поколения учащихся меняются. Экскурсоводы вырастают и уходят из школы, унося в жизнь то, что приобретут на учебной тропе. Школе они оставляютхорошую память о себе, традиции и смену.

Правильно организованные экскурсии дают ее участникам возможность увидеть в природе не просто отдельные объекты и явления, но единое целое, составные части которого неразрывно связаны между собой. Методика проведения экскурсий на экотропу направлена на то, чтобы помочь учащимся понять и усвоить учебный и дополнительный материал. . Организаторы экскурсии планируют заранее свою работу. План экскурсии должен быть продуман таким образом, чтобы она была максимально информативной. Экологическая экскурсия состоит из нескольких этапов:

- подготовки к экскурсии;

- проведения экскурсии;

- подведения итогов;

- дальнейшей проработки материала экскурсии и использования результатов

экскурсии в учебном процессе

Они проводят теоретическую подготовку к экскурсии и беседу о правилах поведения на экскурсии. Также делается ряд указаний относительно того, с каким материалом необходимо ознакомиться. Если на экскурсии ученики должны будут самостоятельно выполнить какие-либо практические задания (например, определение азимута по компасу), полезно провести с участием учителя географии небольшую предварительную тренировку в классе или на школьном дворе.

Неподготовленные учащиеся отнесутся к экскурсии пассивно, без интереса.

Без тщательной подготовки экскурсия может потерпеть неудачу. Для экскурсоводов составлена памятка

Краткое описание точек-остановок:

Маршрут экологической тропы

Школа – урочище «Семь ключей» (доставка школьников к началу учебной тропы на автобусе); продолжительность 20 минут (посадка в автобус, время в пути, выгрузка из автобуса); протяженность 8 км
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск