Скачать 1.29 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мосеевская основная образовательная школа» Рассмотрено Утверждено на заседании Директор школы педагогического совета Зеленцова И. В. Протокол №_01__ от «28» августа 2013 г. от«28»_августа_2013 г Рабочая программа по географии 6 – 9 класс Программа Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География 6-11 классы/ сост. Е. В. Овсянникова – М., Дрофа, 2010 г. Составитель учитель биологии Красавина Дина Алексеевна Тотемский район Мосеево 2013 г. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География 6-11 классы/ сост. Е. В. Овсянникова – М., Дрофа, 2010 г. Определение целостности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель среднего географического образования — формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли. Таким образом, цель школьного географического образования сводится к решению следующих основных задач: - способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; - передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире; - формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах; - служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания; - развить у школьника словесно-логическое и образное мышление; - способствовать формированию картографической грамотности; - приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности. Планируемые результаты обучения в программе представлены двояко: как требования к подготовке учащихся они описаны в начале каждого систематического курса в последовательности, заданной их ценностью в формировании личности (в отличие от традиционного их представления по усложняющимся уровням); в обобщенном виде (как перспективные результаты обучения) они представлены на схеме и отражают связь целей и содержания школьной географии в соответствии со стандартом географического образования. В состав научно-географических знаний о современном мире включены основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Определена и логика их формирования — от представления о Земле как о природном теле и планете людей до представления о связи каждого человека с состоянием его земного дома. В свою очередь, усвоение этих систематических знаний не является самоцелью, а служит средством становления у ученика словесно-логического и образного мышления и овладения им методами научно-географического познания. Геоэкологический подход позволяет убедить школьника в необходимости проведения единой всемирной экологической политики по спасению биосферы, решению проблемы устойчивого развития человечества. Изучение конкретных объектов, напротив, дает школьнику возможность познакомиться с особенно близким для него миром. Познание этого уникального, единичного, неповторимого мира связано с овладением школьником сравнительно-историческим подходом. Использование картографического метода позволяет объединить эти две реальности умозрительную и конкретную. Именно овладение учеником перечисленными методами и подходами составляет уникальный вклад географии в развитие личности школьника. Построение программы позволяет рассматривать планируемые результаты обучения как основные задачи, на которые должна ориентироваться совместная деятельность учителя и учащихся. Обращение общества к человеку, а школы к ученику предполагает существенную гуманизацию содержания среднего географического образования. В связи с этим в содержании курсов большое внимание уделено общественной географии, регионально-страноведческой составляющей, усилена междисциплинарная интеграция, связи с различными областями научных знаний. Широкое использование исторического подхода позволило обогатить содержание школьной географии описанием исторических судеб народов, ярче представить связь прошлого, настоящего и будущего, отраженную в изменениях природы, жизни людей, в экономике и политике. Программа следует традиции предоставлять выбор способов обучения (средств, методов и форм организации учебной деятельности школьников) самому учителю. Вместе с тем существенная роль отведена программой практическим работам. Они ориентированы на формирование умений оценивать, прогнозировать, объяснять, описывать, определять, называть и показывать, то есть способствуют достижению планируемых базовых результатов обучения в рамках отдельного курса. При этом число работ на умение оценивать и прогнозировать (выполнение которых свидетельствует о реализации новых целей обучения) возрастает от курса к курсу, а на завершающем этапе обучения подобного типа работы преобладают. Система практических работ позволяет согласовать имеющиеся у ученика бытовые представления с излагаемым ему научно-географическим содержанием, включающим основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Выполнение практических работ предусматривает последовательное рассмотрение Земли как природного тела, планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека. Тем самым практические работы программы ведут к достижению перспективных результатов обучения, какими является овладение геосистемным, геоэкологическим, сравнительно- историческим и картографическим методами и подходами. Структура программы: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание курсов: География 6 — землеведение – 34 ч. География 7 — материки, океаны, народы и страны – 68 ч. География 8—9 — география России – 136 ч. В рабочую программу внесены изменения: - программа для общеобразовательных учреждений, география 6-11 класс, под редакцией В.П. Дронова рассчитана в 6 классе на 68 ч., 2 часа в неделю, согласно учебного плана школы рабочая программа рассчитана на 34 часов, 1 ч. в неделю и, следовательно, произошло сокращение часов на изучение тем. -в связи с необходимостью выполнения регионального компонента государственного стандарта по географии Вологодской области в тематическое планирование включены темы:
По программе «География Вологодской области» - в содержании программы курса 7 класса переставлены темы «Материки», «Океаны», «Полярные области Земли», так как они изучаются по учебнику. Содержание программы каждого курса предваряет краткое изложение его целей и планируемых результатов обучения, далее рассматриваются разделы, темы, подтемы, практические работы, номенклатура. Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей. - освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; - овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; - воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде; - применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения географии ученик должен знать/понимать: - основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; - географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; - географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; - специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь: - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; - приводить примеры, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; - составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; - определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; -применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания; - учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; - наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; - решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. Форма контроля. Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа. 6 класс Содержание программы ВВЕДЕНИЕ (1ч) Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География — наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной поверхности. Элементы земной поверхности. Географические объекты, их происхождение. Важнейшие характеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные параметры (площадь, высота, форма и др.). Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты. Раздел I Земля во Вселенной ( 7 ч) Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры. Ближайшие к Земле галактики, расстояние до них. Место и движение Земли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам, навигационные звезды. Земля — часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Черты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля — уникальная планета. Отличия Земли от других планет: три агрегатных состояния вещества и три внешние оболочки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера и земная кора). Главное отличие Земли от других планет — наличие жизни, образующей ее четвертую оболочку — биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Неравномерное распределение воды и суши по поверхности Земли. Материковое и океаническое полушария. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Воздействие на Землю ближнего и дальнего космоса. Роль Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Земли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты. Раздел II Географические модели Земли (10 ч) Глобус — уменьшенная объемная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб. Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота. Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки — самые точные изображения земной поверхности. Географические планы и карты. Условные знаки. Различия между планом и картой. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование планов и карт. Можно ли самому составить план местности? Раздел III Земная кора (15ч) Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы. Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы. Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты. Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. Причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека. Изображение рельефа на планах и картах. Отметки высот и глубин. Горизонтали. Абсолютная и относительная высоты. Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений. Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Физическое, химическое и биологическое выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность человека и рельеф. Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба. Человек и земная кора. Взаимное влияние. Раздел IV Атмосфера (12 ч) Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы. Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Средние температуры, амплитуда температур. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности. Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака. Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара. Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли. Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров. Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды. Климат. Изображение климата на картах. Человек и атмосфера. Взаимное влияние. |