Скачать 71.98 Kb.
|
Паспорт проектаИскусственные кольца Лизеганга и упорядоченные структуры в природных агатахГБОУ лицей № 1575, САО, Москва 125319, Москва, ул. Усиевича, дом 6, тел. 8-499-151-89-24, liceum1575@mail.ru Тригуб Екатерина Юрьевна 10 класс 8-9091629595 burya@ultranet.ru Чопорова Жанна Владиславовна, Учитель физики, зав кафедрой естественных наук ГБОУ лицей № 1575, 8-915-362-21-87 Zh.choporova@gmail.com Источник проекта: авторская идея –исследовать процессы, протекающие в природных агатах, опыты по получению колец Лизеганга заимствованы из учебника по химии. Описание проекта. Проект представляет собой исследовательскую работу. Значительную роль в процессах формирования наноматериалов играют процессы самоорганизации. Они позволяют контролируемо получать иерархические структуры с заданными пространственным расположением элементов и практически - важными свойствами. Одним из примеров самоорганизации являются периодические структуры из концентрических окружностей, впервые полученные в 1896 г. немецким химиком Р. Лизегангом. Открытое им явление нашло практическое применение при изучении различных процессов в физике и химии, в прикладном искусстве. В работе предлагается получить имитации рисунков природных камней и минералов с использованием различных реагентов, а также ознакомиться с самим явлением формирования колец Лизеганга и его моделированием. Литературный обзор По источнику [2], [3] - кольца Лизеганга - концентрические кольца или ритмически перемежающиеся полосы, возникающие в результате периодического осаждения каких-либо соединений при диффузии в гелевых средах. Названы в честь первооткрывателя явления — немецкого химика и предпринимателя Р. Лизеганга. Структуры Лизеганга обычно получают при диффузии одного из исходных веществ через гель, содержащий другое вещество, способное с первым образовывать нерастворимый осадок.Hесмотря на множество работ по изучению слоев и колец, причина их образования еще не совсем ясна. Образование колец Лизеганга связывают с процессами самоорганизации в системе. Самоорганизация – явление упорядочения элементов одного уровня в открытой системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Результат — появление единицы следующего качественного уровня. [4] Синергетика - междисциплинарная наука о самоорганизации. Она даёт единую основу для описания механизмов возникновения любых процессов. Минерал АгатТак называется разновидность халцедона (полупрозрачный минерал), представляющая слоисто-полосатые сростки или пятнистую смесь различно окрашенных, прозрачных и непрозрачных, разностей халцедона, иногда с примесью яшмы, карнеола, кварца, аметиста и других форм аморфной и кристаллической кремнекислоты. Агат состоит из чистой кремневой кислоты с небольшой примесью окиси железа. Он встречается в виде миндалин и шаровидных сростков, наполняющих поры и пустоты в более или менее разложенных вулканических породах. Происхождение агатов до сих пор окончательно не выяснено. Практическая часть Мы поставили 3 различных опыта на основе желатины. 1 опыт. Необходимо: желатин, лимонная кислота, бихромат калия и нитрат серебра.
2 опыт. Необходимо: желатин, бихромат калия и нитрат серебра.
Оставили на несколько дней. 3 опыт. Необходимо: желатин, поваренная соль, нитрат серебра
Обсуждение результатов В первом и втором опыте в застывшем слое желатины протекала обменная реакция между бихроматом калия К2Сr2О7 и нитратом серебра AgNO3 с образованием бихромата серебра Ag2Cr2O7 красно-бурого цвета: K2Cr2O7 + 2AgNO3 = Ag2Cr2O7↓ + 2KNO3 Осадок откладывался в виде концентрических колец. При диффузии (постепенном проникновении) нитрата серебра в студень на каком-то расстоянии от центра капли образуется пересыщенный раствор Ag2Cr2O7 и начинается кристаллизация этой малорастворимой соли. В процессе выпадения осадка к месту роста кристаллов подтягиваются находящиеся вблизи бихромат-ионы, благодаря чему вокруг кольца с осадком дихромата серебра образуется зона, свободная от бихромата калия. Диффузия AgNO3 сквозь кольцо осадка и зону, свободную от K2Сr2О7, продолжается до тех пор, пока ионы серебра Ag+ не подойдут к участкам желатины, содержащим бихромат-ионы. В этом месте начнется образование второго красно-бурого кольца Ag2Cr2O7. Затем все процессы повторяются вновь. В третьем опыте протекала реакция NaCl+ 2AgNO3 = AgCl↓ + NaNO3 Объяснение образования колец Ионы серебра диффундируют и соединяются с диффундирующими навстречу ионами дихромата калия. Образуется пересыщенный раствор мало растворимого хромата серебра. При каком-то пределе насыщения наступает кристаллизация, осадок уплотняется. Это происходит, когда произведение концентраций больше произведения растворимостей. Концентрация дихромата серебра около осадка уменьшается и ионы серебра диффундируют дальше на некоторое расстояние, чтобы, соединяясь с дихроматом калия, опять достигнуть пересыщения. Так появляется второе кольцо. В различных гелях кольцевание происходит неодинаково. Благодаря диффузии ритмичные структуры возникают в геле при полном постоянстве внешних условий. В других структурах, например, в агатах, лишь только внешнее сходство! Фотоальбом получившихся структур и сравнение с натуральными агатами Фото 1 . Натуральный агат (Вена) Фото 2. Структура из осадка хлорида серебра на желатине Фото 3-4 . Кольца в пробирках Фото 5. Процесс формирования следующего кольца Фото 6. Кольца на чашке Петри Фото 7. Натуральный агат (Словакия) Модель образования колец
Моделирование процессов, происходящих в агатах За основу возьмём уравнение диффузии и его одномерное решение. Это одномерное решение. В нашем случае вполне достаточно решать плоскую центрально симметричную задачу. Соответствующее решение dxdy Интеграл берется: в полярных координатах Поскольку R[0;r], то установив шаг 0,001 м, с учетом, что коэффициент диффузии для раствора в растворе в большинстве случаев составляет примерно (1-3) х10-9 м2/с получим следующую программу для языка Бейсик.
Результат: программа рисует кольца неодинаковой ширины. При моделировании явления интерференции колец, получалось следующее: одно большое кольцо, а вокруг него маленькие кольца. Программа ещё требует доработки. Выводы Происхождение агатов связано с вулканогенными комплексами пород: лавами, туфами, где образуются пустоты . В пустотах возникают слои различного цвета, вследствие диффузии растворов через коллоидное гелеобразное вещество, представленное кремнеземом; при этом происходят явления, напоминающие образование колец Лизеганга. Текстура магматических пород (каковым является агат) зависит от особенностей кристаллизации, от способа заполнения пространства массой породы вследствие процессов, происходящих в расплаве до застывания или во время кристаллизации, и от формы отдельности, возникающей вследствие охлаждения застывшего расплава или под влиянием внешних воздействий во время кристаллизации и после её окончания. Концентрические узоры в агате схожи по природе с кольцами Лизеганга. То есть в агатах происходит периодическое выпадение осадка нерастворимой соли при диффузии одного из реагентов в пространстве, заполненном другими реагентами. Литература.
|
Искусственные кольца Лизеганга и упорядоченные структуры в природных агатах Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран | Реферат Тема: Содержание понятия «строение вещества», «структура... Тема: Содержание понятия «строение вещества», «структура вещества», «строение молекул». Упорядоченные и неупорядоченные структуры... | ||
Голландский шаг (Г) (1-2 урок) Добиться ровной кривизны на всем протяжении кольца, сделать оба кольца совершенно одинаковыми по величине—вот к чему следует стремиться.... | Государственный Педагогический Университет Беспорядок в твердых телах... Неупорядоченные системы – кристаллы с примесями, сплавы, аморфные тела и др. – являются, можно сказать, объектами общего типа, а... | ||
Казьменко Артем Анатольевич 10 класс мбоу сош №2 сельского поселения... Но в то же время, нисколько не тревожась, употребляют продукты, содержащие искусственные пищевые добавки и консервирующие вещества.... | Домашнее задание по физике на период приостановления аудиторных занятий... По тонкому кольцу радиусом 10 см равномерно распределен заряд с линейной плотностью 1 нКл/м. В центре кольца находится заряд 0,4... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение структуры и функций природных ресурсов, анализ показателей ресурсообеспеченности стран | Знания о природных зонах, причинах, определяющих смену пк, по сути,... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая- конкретизировать понятия : «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»;- сформировать понятие о природных... | ||
Конспект урока по биологии с мультимедийной поддержкой Тема урока... Тема урока: «Искусственные системы. Агроценозы, факторы повышения их продуктивности» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», отдельными постановлениями Правительства РФ. В настоящее время принято... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обеспечить усвоение учащимися особенностей экономико-географического положения, природных условий и природных ресурсов района, акцентировать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подвести к пониманию того, что камни бывают разного цвета, структуры, состава. Познакомить с происхождением некоторых природных камней... | ||
Пояснительная записка. Оценивать и прогнозировать Изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов | «Природные зоны Северной Америки» Продолжать формировать у учащихся представление о природных зонах на примере изучения природных зон материка |