Скачать 76.8 Kb.
|
http://festival.1september.ru/articles/520407/ Информационные технологии на уроках химии в проблемном обучении Чиркина Лариса Николаевна, учитель химии и биологии Статья отнесена к разделу: Преподавание химии Форма учебного процесса: классный урок. Тип урока: комбинированный урок. Оборудование: технические средства для слайдовой презентации, карточки для работы у доски, шаблоны ЛСМ., сигнальные карты 3 цветов (красные, сини, зеленые). Реактивы: железные гвозди, гранулы цинка, медная проволока, растворы кислот серной и соляной, «морская вода», пластины оцинкованного и луженого железа. Цель. Развивать умения обучающихся раскрывать смысл химических явлений, определять цели опытно – экспериментальной работы, способствующие развитию познавательной активности учащихся при изучении темы «Металлы». Задачи:
Ход урока: УЧИТЕЛЬ: Слова К. Боуви «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления.» станут эпиграфом нашего урока. И это неслучайно. Чем больше человек думает, тем шире становиться его кругозор, тем больше явлений он сможет объяснить. А для того, чтобы понять непонятное, надо знать очевидное. Поэтому давайте вспомним все, что мы знаем о химических свойствах железа. Работа в парах Заполните ЛСМ «Химические свойства железа» используя знания, полученные на прошлых уроках. Работа у доски по карточкам 1 ученик: Составить уравнения окислительно – восстановительных реакций взаимодействия железа с кислородом и хлором, указав условия. 2. ученик: Составить уравнения окислительно – восстановительных реакций взаимодействия железа с водой и растворенным в ней кислородом и солью, указав условия . 3 ученик: Составить уравнение окислительно – восстановительной реакции взаимодействия железа с азотной кислотой. УЧИТЕЛЬ: Проверим, готовы ли мы разобраться с предстоящей проблемой?
УЧИТЕЛЬ: Итак, я возвращаюсь к нашему эпиграфу. Есть в этом выражении одно химическое слово. Какое? УЧЕНИК: Ржавеет. УЧИТЕЛЬ: Правильно. Ржавление процесс химический или физический? УЧЕНИК: Химический. УЧИТЕЛЬ: Приведите слово синоним к слову «ржавеет». УЧЕНИК: Ржавеет, значит корродирует. УЧИТЕЛЬ: Вот мы и подошли к теме нашего урока «Коррозия» Слайд №5 УЧИТЕЛЬ: объяснение слайда «Типы коррозии» №6 Слайд №7 Химическая коррозия – это разрушение металла окислением его в окружающей среде без возникновения электрического тока в системе. УЧИТЕЛЬ: Постановка проблемы В начале урока было сказано, что кислород взаимодействует с железом только при нагревании. Но! Металлические изделия специально никто не нагревает. Почему же происходит коррозия? Слайд №8 УЧЕНИКИ: Выдвижение гипотез. Анализ эксперимента. Решение проблемы. Обсуждение. ОПЫТ: Влияние состава атмосферы на коррозию железа (групповой) Наждачной бумагой хорошо очистили четыре гвоздя. Просверлили три пробки и плотно вставили в них гвозди. В одну колбу насыпали заблаговременно прокаленный хлорид кальция слоем 1 см., закрыли колбу пробкой с гвоздем. Во вторую колбу налили раствор 20% соляной кислоты слоем 1 см.. В третью колбу налили водопроводную воду слоем 1 см., вставили плотно пробки с гвоздями в колбы. В четвертую колбу налили дистиллированную воду, опустили в воду гвоздь и оставили на два дня. Отметьте, как изменились гвозди в каждой из четырех колб. Сделайте выводы. ВЫВОДЫ:
УЧЕНИКИ: Порознь ни вода , ни кислород на железо не действует, но во влажном воздухе и в воде, содержащей растворенный кислород, железо химически разрушается и ржавеет, превращаясь в гидроксид железа (III). Вследствие своей рыхлости ржавчина не предохраняет железо от дальнейшего разрушения, а, наоборот , притягивает из воздуха влагу, она лишь усиливает, как бы катализирует коррозию железа. Слайд № 9 «Условия коррозии»:
УЧИТЕЛЬ: Рассмотрим процесс коррозии под другим углом. ОПЫТ: Коррозия железа в морской и водопроводной воде (групповой) Наждачной бумагой хорошо очистили два гвоздя. Налили в одну колбу морскую (или имитацию морской) воду, в другую – водопроводную. В обе колбы положили по очищенному гвоздю и оставили на двое суток. Отметьте изменения. Сделайте вывод УЧЕНИКИ: На железе в морской воде ржавчины больше, т.к в ней растворено больше веществ, создающих агрессивную среду, поэтому коррозия сильнее. Слайд№ 10
Слайд №11 УЧИТЕЛЬ: Электрохимическая коррозия возникает при контакте двух металлов, образуя гальваническую пару посредством электролита. Положительным электродом будет менее активный (по ряду активности металлов) металл, а отрицательным более активный. Таким образом возникает электрический ток. Чем дальше друг от друга стоят металлы в ряду активности, тем сильнее ток. Так как процесс происходит в растворе, то избыток электронов на катоде используется на восстановление водорода. УЧИТЕЛЬ: При изучении проблемы коррозии, встает вопрос о ее скорости, точнее от чего она зависит. Поэтому я приготовила вам еще одну загадку. Конечно же в виде опыта, на каждую группу свою. Задание 1 группе ОПЫТ 1. В две пробирки налейте по 1 мл. раствора серной кислоты (1: 5). Опустите в одну пробирку новую гранулу цинка, в другую – гранулу цинка, смоченного предварительно раствором медного купороса, т. е. загрязненную. Сделайте вывод о скорости реакции Задание 2 группе ОПЫТ 2. В две пробирки с раствором серной кислоты (1: 5) опустите по одной грануле цинка, взяв одну (новую) гладкую гранулу, а другую шероховатую (ранее использованную). Сделайте вывод о скорости реакции. Задание 3 группе ОПЫТ 3. В каждую из двух пробирок с раствором серной кислоты (1: 5) опустите по одной одинаковой дробинке цинка. К одной дробинке прикоснитесь медной проволокой. Сделайте вывод о скорости реакции. Задание 4 группе В каждую из двух пробирок с раствором серной кислоты (1: 5) опустите по кусочку (0,5 см3) оцинкованного железа и луженого железа.. Дайте объяснение наблюдениям. Как надо поставить опыт, чтобы убедиться , что железо в одной из пробирок находиться в растворе в виде ионов? Выводы по работе:
Когда дети делают отчет по работе , на экране появляются записи Слайд «Условия коррозии» Слайд №12
Контакт основного металла с более активным (железо – цинк) может полностью прекратить коррозию. Разрушаться будет более активный металл (цинк). УЧИТЕЛЬ: Однажды великий Гете сказал: « Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать». Теперь о коррозии мы знаем многое. Но к сожалению не ответили на главный вопрос. Как бороться с коррозией? УЧЕНИКИ: Предлагают способы защиты от коррозии. Слайд №13 Рефлексия. Подумай – объясни
Подведение итогов. Домашнее задание: § 7, упр. 1-3, § 10 упр.2, 6 Раб тет стр.47,38 Творческое задание: Приготовить средство, способное очистить металл от ржавчины, при том его не повредив. Приложение Приложение к статье Урок по химии Тема: «Коррозия металлов» |
Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба Охватывает весь период обучения ребенка в школе | Статья отнесена к разделу Сохранение здоровья при обучении на примере применения музыкотерапии на уроке физики | ||
Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии Гладунец Ирина Владимировна, учитель и руководитель кафедры воспитательной работы | Статья отнесена к разделу: Преподавание физики Образовательная: используя игровую форму, скорректировать знания учащихся по данной теме | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Обучить аргументированному обсуждению информации по теме, систематизировать знания раздела | Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики Воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости | ||
Статья отнесена к разделу Законом РФ “об образовании”, в соответствии с которым гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от... | Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Применение методов и форм обучения, способствующих воспитанию интеллектуально развитой нравственной личности | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание математики Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник по математике 6 класса, авторы Н. Я. Виленкин., В. И. Жохов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Статья отнесена к разделу: Методические рекомендации. Преподавание в начальной школе | ||
Статья отнесена к разделу Современные требования к преподаванию физики изменяют принципиальный подход к деятельности и содержанию предмета. Для меня это заключается... | Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе «Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде» (русский язык), «Океаны» (окружающий мир) | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе Класс празднично оформлен: рисунки детей, высказывания о природе, названия геймов. В игре участвуют две команды | Статья отнесена к разделу: Организация школьной библиотеки «Как Катя в таинственном лесу клад искала», аниматоры: Никитина И. Г., библиотекарь моу сош№37, Золотухина О. А.; (Приложение 1) | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии Продолжать формировать навыки работы с тонколистовым металлом (разметка, резание, опиливание, сверление, отделка), с технологическими... | Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками Вход детей парами через середину зала и расходятся на две стороны под песню «Школьная пора» (из репертуара Т. Овсиенко) |