| Тема урока
| Изучаемые вопросы
| Эксперимент
| Материалы к уроку
| Домашнее
задание
|
10
| Азотсодержащие соединения.
|
1
| Амины: строение, классификация, номенклатура, получение.
| Амины. Определение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилированием аммиака, восстановлением нитросоединений (реакция Зинина)
| Д. Физические свойства метиламина:агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде.
| Учебное электронное издание «Органическая химия» 1CD for Windows
| 25,упр.1-10 (10класс)
|
1
| Химические свойства аминов.
| Строение аминов. Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами, алкилирование и ацилирование аминов, взаимное влияние атомов в иолекулах на примере аммиака, алифатических и аромитических аминов.
| Д. 1. Горение метиламина
2. Взаимодействие анилинеа и метиламина с водой и кислотами
3. Отношение бензола и анилина к бромной воде
4. окрашивание тканей анилиновыми красителями
| Плакаты (комплект «Орг. Химия»:
Химические свойства аминов
Химические свойства анилина
Учебное электронное издание «Органическая химия» 1CD for Windows
| 25,упр.1-10 (10класс)
|
1
| Аминокислоты: состав и строение молекул, номенклатура. Получение
| Тестирование по теме амины.
Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Получение.
|
|
| 26,упр.1-7(10класс)
|
1
| Свойства аминокислот.
| Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот. Получение капрона.
| Д. 1. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот
2. нейтрализация щелочи аминокислотой
3. нейтрализация кислоты аминокислотой.
| Плакаты (комплект «Орг. Химия»:
Аминокислоты
Учебное электронное издание «Органическая химия» 1CD for Windows
| 26,упр.1-7(10класс)
|
2
| Белки как биополимеры. Их биологические функции. Значение белков. Свойства
| Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная, четвертичная структуры белков. Химические свойства белков: денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции и значение белков.
| Д. Растворение и осаждение белков.
2. Денатурация белков.
3. Качественные реакции на белки
| Плакаты («Белки и нуклеиновые кислоты»):
Первичная структура белка
Вторичная структура белка
Третичная структура белка
Четвертичная структура белка
Денатурация белка
Учебное электронное издание «Органическая химия» 1CD for Windows
| 27,упр.1-10(10класс)
|
1
| Нуклеиновые кислоты
|
|
| Плакаты («Белки и нуклеиновые кислоты»):
Гетероциклы с атомом азота
Принцип комплиментарности
Нуклеиновые кислоты Учебное электронное издание «Органическая химия» 1CD for Windows
|
|
1
| Обобщение и систематизация знаний по азотсодержащим соединениям
| Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе.
|
|
|
|
1
| Контрольная работа №1 по теме «Азотсодержащие соединения».
|
|
|
|
|
1
| ПР №6 «Решение экспериментальных задач по органической химии»
|
|
|
|
|
7
| Строение атома.
|
1
| Атом – сложная частица
| Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.
|
| Плакат (Комплект «Строение вещества»):
Строение атома
Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Атом и молекула (№11)
| §1, упр.1-4
|
1
| Состояние электронов в атоме
| Электронное облако и орбиталь. Формы орабителей. Главное квантовое число. Энергетические уровни и подуровни. Взаимосвязь главного квантового числа, типов и форм орбиталей и максимального числа электронов на подуровнях и уровнях
|
| Плакат (Комплект «Строение вещества»): | §2, упр.2,4-6
|
1
| Электронные конфигурации атомов химических элементов
| Электронная конфигурациф атомов элементов. Принцип Паули, правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов по семействам.
|
| Плакат (Комплект «Строение вещества»):
Модели атомов некоторых элементов
Учебное электронное издание «Общая и неорганическая химия» 1CD for Windows
| §3, упр.1-7
|
1
| Валентные возможности атомов химических элементов
| Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных элктронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валнтность» и «степень окисления».
|
| Учебное электронное издание «Общая и неорганическая химия» 1CD for Windows
| §4, упр.1-7
|
1
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома
| Предпосылки открытия ПЗ: работы предшественников. Личностные качества Д.И. Менделеева. Первая формулировка ПЗ. Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «Химический элемент». Вторая формулировка ПЗ. ПС и строение атома. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка ПЗ. Значение ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева для развития науки
|
| Учебная таблица Переодическая система Менделеева
Учебное электронное издание «Общая и неорганическая химия» 1CD for Windows
| §5, упр.1-7
|
1
| Обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе
| Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе.
|
|
|
|
1
| Контрольная работа № 2 «Строение атома»
|
|
|
|
|
11
| Строение вещства
|
1
| Химическая связь. Ковалентная, ионная и металлическая.
| Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация. Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью. Металлическая химическая связьи металлические кристаллические решетки
|
| Д. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи
Таблицы (комплект «Строение вещества»)
Кристаллы
Химическая связь
Валентность
Степень окисления
| §6 (не весь), упр.3,4,5
|
1
| Химическая связь. Межмолекулярные взаимодействия
| Силы Ван-дер-Ваальса, диполь-дипольное взаимодействие, межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Механизм образования водородной связи и ее значение.
|
|
| §6 (не весь)
|
1
| Единая природа химической связи. Проверочная работа.
| Единая природа химических связей. Ионная связь как предельных случай ковалентной полярной связи: переход одного вида связи в другой; разные виды связей в одном веществе и т.д.
|
| Учебная таблица Соотношение между различными типами химических связей.
| §6 , упр.2,6,7
|
1
| Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул.
| Гибридизация в молекулах органических и неорганических веществ. Геометрия молекул органических и неорганических веществ
|
| Д. 1. Модели молекул различной геометричекой конфигурации.
2. Кристаллические решетки алмаза и графита
| §7 упр.1-4
|
1
| Теория строения химических соединений
А.М.Бутлерова
| Предпосылки создания ТСБ. Личностные качества А.М.Бутлерова. Основные положения ТСБ. Виды изомерии. Изомерия в неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Основные направления развития ТСБ: изучение зависимости свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения. Индукционный и мезомерный эффекты.
|
| Д. 1. Модели структурных и пространственных изомеров,
Плакаты (комплект «Строение вещества») :
Изомерия. Часть 1.
Изомерия. Часть 2.
Гомология
| §9,упр.1-6
|
1
| Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии (семинар)
| Диалектические основы общности озакона периодичности Д.И.Менделеева и ТСБ в становлении, предсказании и развитии.
|
|
|
|
1
| Дисперсные системы
| Понятие о дисперсных сстемах Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, истинные растворы, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Коллоидные и истинные растворы.
| Д. 1. Коагуляция. Синерезис.
2. Эффект Тиндаля
| Д. 1. Образцы различных систем с жидкой средой,
2.
| §8,упр.1-4
|
2
| Полимеры
| Полимеры. Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, макромолекула, структурное звено, степень молимеризации. Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, стереорегулярность, кристалличность и аморфность.
|
| Д. 1. Коллекции пластмасс и волокон. 2. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др.
3. Модели молекул белков и ДНК
| §10, упр.1-6
|
1
| Практическая работа №8 «Определение пластмасс и волокон»
|
|
|
|
|
1
| Контрольная работа №3 «Строение вещества»
|
|
|
|
|
15
| Химические реакции
|
|
|
1
| Классификация химических реакций в органической и неорганической химии
| Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции.
Реакции аллотропизации и изомеризации. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена. Реакции ОВР и не ОВР. Реакции экзо- и эндо- термические. Реакции обратимые и необратимые. Реакции каталитические и некаталитические. Классификация реакций по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические)
| Д. 1. Превращение красного фосфора в белый;
2. Получение кислорода из H2O2, KMnO4
3. Реакции идущие с образованием газа, осадка, воды.
| Плакат («Химические реакции») Классификация химических реакций
| §11, упр.1-8
|
1
| Почему идут химические реакции
| Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия, эко- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. Термохимические уравнения. Теплота образования. Закон Гесса. Энтропия. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.
| Д. Примеры экзо- и эндотермических реакций:
1. горение Mg
2. разложение малахита
3. Растворение нитрата аммония
| Плакат («Химические реакции») Тепловой эффект химических реакций
| §12, упр.1-8
|
2
| Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций
| Понятие о скорости химической реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы влияющие на скорость реакции. Катализ гомо-, гетерогенный, их механизмы. Ферменты как катализаторы. Ингибиторы и каталитические яды. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ
| Д. 1. Взаимодействие Zn гранул и порошка с соляной кислотой и уксусной одной и той же концентрации
2. действие температуры на скорость реакции
3. действие катализаторов и ингибиторов на скорость реакции
|
| §13,упр.1-10
|
1
| Обратимость химических реакций. Химическое равновесие
| Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы влияющие на смещение равновесия, Принцип Ле Шателье.
| Д.1. 2NO2 ↔ N2O4
2. Fe3+ + 3CNS- ↔Fe(CNS)3
|
| §14, упр.1-8
|
1
| ПР №2 «Скорость химических реакций, химическое равновесие».
|
|
|
|
|
1
| Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
| Степень окисления. Классификация реакций в свете электронной теории. Опорные понятия теории ОВР. Методы составления уравнения ОВР: метод электронного баланса. Влияние среды на протекание ОВР. Классификация ОВР. ОВР в органической химии
|
|
|
|
2
| Электролитическая диссоциация (ЭД)
| Электролиты и неэлектролиты. ЭД . Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Катионы и анионы. Свойства ионов. Кислоты, соли и основания всвете представлений об ЭД. Степень электролитической диссоциации и ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Свойства растворов электролитов
| Д. 1. опыт показывающий способность к диссоциации воды, уксусной кислоты, соляной кислоты и этилового спирта.
2. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления
Л. Реакции идущие с образованием осадка, газа или воды с участием органических и неорганических реагентов
| Учебное электронное издание «Общая и неорганическая химия» 1CD for Windows
| §15 (не весь), упр.1-6,8-11
|
1
| Водородный показатель
| Диссоциация воды. Константа ее диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель – рН. Среды водных растворов электролитов. Влияние рН на химические и биологические процессы.
| Л. Индикаторы и индикаторная бумага и их окраски в различных средах.
2.Определение рН с помощью индикаторной бумаги.
| Учебное электронное издание «Общая и неорганическая химия» 1CD for Windows
CD Химия 9 класс. Просвещение (№4)
| §15(весь), упр.6,7
|
2
| Гидролиз
| Понятие «гидролиз». Гидролиз органических веществ (галогеналканов, сложных эфиров, углеводородов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ, в том числе гидролиз солей (3 случая) Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.
| Д. Сернокислотный и ферментативный гидролиз углеводов.
Л. Гидролиз карбонатов, силикатов, сульфитов щелочных металлов, нитрата цинка.
| CD Открытая химия 2.6. (№5)
| §16, упр.1-12
|
1
| ПР №4 Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»
|
|
| CD Виртуальная химическая лаборатория 9 класс. (№7)
|
|
1
| Повторение и обобщение пройденного материала
| Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе
|
|
|
|
1
| Контрольная работа №4 «Химические реакции»
|
|
|
|
|
20
| Вещества и их свойства
|
1
| Классификация неорганических веществ.
Классификация органических веществ.
| Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные. Комплексные соли.
Углеводороды, их классификация в зависимости от строения углеродной цеии (алифатические и циклические) и от крмтности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Произсодные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты
|
| Д. 1. Образцы представителей классов неорганических и органических веществ
2. Коллекции «Минералы и горные породы», «Каменный уголь»
| §17 (весь), упр.1-8
|
2
| Металлы
| Положение металлов в периодической системе и строение их атомов.
Простые вещества – металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, солями в растворах, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость их свойств от степени окисления металла. Значение металлов, в том числе с природе и жизни организмов.
| Л. Взаимодействие Mg с Н2О; Mg, Zn, Fe, Cu с HCl, CuSO4 в растворе; Al (или Zn) c NaOH в растворе.
| Д. Образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов.
2. Коллекция «Металлы»
3. Презентация «Химические свойства металлов»
| §18 (не весь), упр1-13
|
1
| Коррозия металлов
| Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии
| Д. 1. Электрохимическая коррозия Zn в соляной кислоте в контакте с Cu/
| 1. Коррорзия металлов
2. Способы защиты от коррозии
CD Химия 9 класс. Просвещение (№4)
| §18 (не весь), упр.14-20
|
2
| Общие способы получения металлов. Электролиз
| Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов, его практическое значение
| Д. Электролиз растворов КI и CuSO4
| Д. 1. Коллекция «Минералы и горные породы»
Плакат (Комплект «Химические реакции») Электролиз
| §18 (не весь), упр.21-27
|
1
| Урок-упражнение по теме «Металлы». Проверочная работа
| Решение задач и упражнений, комбинированный зачет
|
|
| Остальные упр.к §18
|
2
| Неметаллы
| Положение неметаллов в ПСХЭ, строение их атомов. ЭО. Инертные газы. Двойственное положение водорода в ПСХЭ. Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными вещетвами. Восстановительные свойства неметаллов. В реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями. Водородные соединения неметаллов. Получение водородных соединений неметаллов синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степеней окисления неметалла.
| Д. 1. Взаимодействие Zn с S, Fe и Cl2 (или Na и Cl2), P и Cl2, NaBr c Cl2, NaI c Cl2 в растворе, I2 c этиленом, Р с KClO3.
2. Получение и свойства HCl и NH3
3. Превращение Р →Р2О5 → Н3РО4
4. Взаимодействие СО2 с NaOH
| Д. Модели кристаллических решеток I2, графита, алмаза
| §19, упр.1-21
|
1
| ПР №1 «Получение, собирание, распознавание газов и изучение их свойств».
|
|
|
|
|
1
| Урок-упражнение по классу «Неметаллы»
Проврочная работа
| Решение задач и упражнений. Комбинированный зачет
|
|
|
|
1
| ПР №5 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»
|
|
|
|
|
1
| Кислоты органические и неорганические
| Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные и кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств азотной и серной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.
| Д.1. Свойства HCl, CH3COO,
2. H2SO4(конц. и разбавл.), HNO3(конц. и разбавл.) c Cu/
3. Реакция серебряного зеркала для НСООН
|
| §20,упр.1-9
|
1
| Основания органические и неорганические
| Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина
| Д. 1. Взаимодействие NaOH с кислотами, кислотными оксидами (Р2О5), солями (СuSO4 и NH4Cl), амфотерными гидроксидами (Zn(OH)2)
2. Разложение Cu(OH)2
3. Взаимодействие метиламина с аммиаков, водой и соляной кислотой
|
| §21, упр.1-7
|
1
| Амфотерные органические и неорганические соединения
| Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов и алюминия: взаимодействие с кислотами и щелочами.. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренной соли (биполярного иона)
| Д. 1. Получение и амфотерные свойства Fl(OH)3
2. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами
|
| §22,упр.1-5
|
1
| ПР №3 «Сравнение свойств неорганических и органических соединений»
|
|
|
|
|
1
| Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений
| Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере Са и Fe), неметалла (на примере S и Si), переходного элемента
(Zn). Генетические ряды и генетическая связь органических веществ (для соединений, содержащих два атома углерода).
Единство мира веществ
|
| Плакаты («Химические реакции»):
Генетическая связь неорганических веществ
Генетическая связь органических веществ
| §23, упр.1-4
|
1
| ПР №7 «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ»
|
|
|
|
|
1
| Контрольная работа №5 «Вещества и их свойства»
|
|
|
|
|
4
| Химия в жизни общества
|
1
| Химия и производство
| Лекцрионно-семинарское занятие по плану:
1)химическая промышленность и химические технологии;
2) сырье для химической промышленности;
3) вода в химической промышленности;
4) энергия для химического производства;
5) научные принципы химического производства;
6) защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве;
7) основные стадии химического производства аммиака и метанола;
8) сравнение производства аммиака и метанола
|
|
| §24, упр.1-7
|
1
| Химия и сельское хозяйство
| Лекционно-семинарское занятие по плану:
1) химизация сельского хозяйства и ее направления;
2) растения и почва;
3) удобрения и их классификация;
4) химические средства защиты растений;
5) отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними;
6) химизация животноводства
|
|
| §25,упр.1-5
|
1
| Химия и экология
| Лекционно-семинарское занятие по плану:
1) химическое загрязнение окружающей сред;
2) охрана гидросферы от химического загрязнения;
3) охрана почвы от химического загрязнения;
4) охрана атмосферы от химического загрязнения;
5) охрана флоры и фауны от химического загрязнения;
6) биотехнология и генная инженерия
|
|
| §26,упр.1-9
|
1
| Химия и повседневная жизнь человека
| Лекционно-семинарское занятие по плану:
1) домашняя аптечка;
2) моющие и чистящие средства;
3) средства борьбы с бытовыми насекомыми;
Средства личной гигиены и косметики;
Химия и пища;
6) маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов, умение их читать;
7) экология жилища;
8) химия и гигиена человека
|
|
| §27, упр.1-13
|
|
Итого:
|
67 часов + 1 час резервного времени Контрольных работ – 5 . Практических работ – 8 .
|