Скачать 197.5 Kb.
|
Пояснительная записка Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей:
В задачи обучения химии входят:
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Для реализации рабочей учебной программы используется учебник «Химия. 10 класс» О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2009 год. Программой отводится на изучение химии по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебном году. Она предусматривает проведение: лабораторных работ – 13, практических работ – 3, контрольных работ – 4. Региональный компонент реализуется на 8 уроках. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования. Текущий контроль проводится в форме письменных проверочных работ (по 10 минут), лабораторных работ (по 15 минут), практических работ (по 45 минут), устных опросов (по 5 - 10 минут), тематических контрольных работ (по 45 минут). Итоговый контроль не предусмотрен. Все задания проверочных и контрольных работ оцениваются в баллах. Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки: «5» 88-100% выполнения; «4» 60-87% выполнения; «3» 33-59% выполнения; «2» 0-32% выполнения. Содержание тем учебного курса Тема 1. Теория строения органических соединений. Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии. Основные положения теории. Химическое строение и свойства органических соединений. Изомерия на примере бутана и изобутана. Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь и её разновидности:s и p. Образование молекул H2, Cl2, N2, HCl, H2O, NH3, CH4, C2H2, C2H4. Первое валентное состояние – sр3-гибридизация – на примере молекул метана и других алканов. Второе валентное состояние – sр2-гибридизация – на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние – sр-гибридизация – на примере молекулы ацетилена. Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алкана, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения в родоначальной структуре, старшинства характеристических групп, алфавитный порядок. Структурная изомерия и её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи, функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия. Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов. Понятие о реакциях присоединения. Галогенирование, гидрогалогенирование, гидрирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации. Нахождение молекулярной формулы органического вещества по относительной плотности и массовых долях элементов. Нахождение молекулярной формулы органического вещества по массе (объёму) продуктов сгорания. Тема 2. Углеводороды. Понятие углеводородов. Природные источники углеводородов. Нефть и её промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Экологические аспекты добычи, переработка и использование полезных ископаемых. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов. Фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация парафинов. Применение парафинов. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Применение алкинов. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева. Бензол, как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Получение аренов. Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов. Решение расчётных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям элементов и по продуктам сгорания. Расчёты по уравнениям реакций, ТХУ. Тема 3. Кислородсодержащие органические вещества. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогенводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое воздействие метанола и этанола. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществу на примере фенола. Поликонденсация фенола. Применение фенола. Способы получения фенола. Применение производных фенола. Альдегиды. Строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Повторение реакции поликонденсации фенола с формальдегидом. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия её проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации-гидролиза, факторы, влияющие на него. Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жира. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие о СМС. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества. Глюкоза, её физические свойства. Строение молекулы. Зависимость химических свойств глюкозы и строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и при нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе её свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и её биологическая роль. Строение дисахаридов. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Сравнение строения, свойств крахмала и целлюлозы. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Тема 4. Азотсодержащие органические вещества. Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и её причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна на примере капрона. Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Качественная реакция на белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Глобальная проблема белкового голодания и пути её решения. Понятие о ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений. Тема 5. Биологически активные вещества. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Норма потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и Д). Авитаминозы и их профилактика. Водорастворимые витамины (С, группы В, РР). Жирорастворимые витамины (А, Д, Е). Авитаминозы, гипер- и гиповитаминозы. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств по сравнению с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности ферментов от температуры и рН- среды. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Понятие о классификации гормонов. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления. Полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. Требования к уровню подготовки учащихся Теория строения органических соединений.
Углеводороды.
Кислородсодержащие органические вещества.
Азотсодержащие органические вещества.
Биологически активные вещества.
Искусственные и синтетические полимеры.
Учебно-тематический план
Тема 1. Теория строения органических соединений (14 ч)
Тема 2. Углеводороды (16 ч)
Тема 3. Кислородсодержащие органические вещества (22 ч)
Тема 4. Азотсодержащие органические вещества (8ч)
Тема 5. Биологически активные вещества (4 ч)
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (4ч)
Список литературы
|
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные... Овладение системой химических знаний и умений об органических веществах, необходимых для применения в практической и профессиональной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа базового курса химии 10—11 классов отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием... | ||
Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)... Формирование у учащихся знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке | Программа элективного курса «Решение задач повышенного уровня сложности по химии» Основное содержание курса химии 11 класса составляют современные представления о строении веществ и химическом процессе; обобщение... | ||
Рабочая учебная программа по химии для 8 класса Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на... Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на... Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей | Рабочая программа по истории 8 классы Рабочая программа по истории для 8 класса разаботана в соответствии с общими целями основного общего образования по истории. Реализация... | ||
Рабочая программа учебного курса Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 10 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы... | ||
Республики Татарстан «согласовано» В. Н. Рудницкой, утвержденной мо РФ в соответствии с требованием федерального компонента государственного стандарта начального образования.... | Рабочая программа по истории для 8 класса разработана в соответствии... Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,... | ||
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей О. С. Габриелян с учётом требований Федерального компонента стандарта основного общего образования по химии 2004 года | Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 –9 классов общеобразовательной школы (автор – Г. С. Меркин),... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей литературного образования |