Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей





Скачать 237.39 Kb.
НазваниеПрограмма профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей
страница1/2
Дата публикации27.08.2014
Размер237.39 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2
Пояснительная записка
Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода

Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой химических знаний и умений об органических веществах, необходимых для применения в практической и профессиональной деятельности;

  • формирование представлений о причинно-следственных связях между составом, строением, свойствами и применением органических веществ;

  • рассмотрение генетической связи между органическими и неорганическими веществами;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для гармоничного существования в природе, овладение основами экологической грамотности.

В задачи обучения химии входят:

  • развитие внутрипредметных связей органической, неорганической и общей химии на основе общих понятий, законов и теорий;

  • развитие межпредметных связей органической химии с физикой, биологией, географией, экологией для единого понимания естественного мира;

  • развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить, анализировать, находить закономерности.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  • Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /(профильный уровень). О.С.Габриелян. Москва, «Дрофа», 2010 год

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии. Профильный уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Для реализации рабочей учебной программы используется учебник «Химия. 10 класс» О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2009 год.

Программой отводится на изучение химии по 3 урока в неделю, что составляет 102 часов в учебном году. Она предусматривает проведение: лабораторных работ – 33, практических работ – 7, контрольных работ – 5. Региональный компонент реализуется на 8 уроках.

Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Текущий контроль проводится в форме письменных проверочных работ (по 10 минут), лабораторных работ (по 15 минут), практических работ (по 45 минут), устных опросов (по 5 - 10 минут), тематических контрольных работ (по 45 минут). Итоговый контроль предусмотрен в виде административной контрольной работы.

Все задания проверочных и контрольных работ оцениваются в баллах. Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки:

«5» 88-100% выполнения;

«4» 60-87% выполнения;

«3» 33-59% выполнения;

«2» 0-32% выполнения.


Содержание тем учебного курса
Тема 1. Теория строения органических соединений.

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

Основные положения теории. Химическое строение и свойства органических соединений. Изомерия на примере бутана и изобутана. Предпосылки создания теории строения: работы предшественников, участие в работе врачей и естествоиспытателей в городе Шпейере.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь и её разновидности:s и p. Образование молекул H2, Cl2, N2, HCl, H2O, NH3, CH4, C2H2, C2H4. Водородная связь. Образование ионов NH4+ и H3O+. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Первое валентное состояние – sр3-гибридизация – на примере молекул метана и других алканов. Второе валентное состояние – sр2-гибридизация – на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние – sр-гибридизация – на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул этих веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алкана, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения в родоначальной структуре, старшинства характеристических групп, алфавитный порядок.

Структурная изомерия и её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи, функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и её виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. Отражение особенностей строения молекул геометрических и оптических изомеров в их названии.

Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов. Понятие о реакциях присоединения. Галогенирование, гидрогалогенирование, гидрирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих (нуклеофильные и электрофильные) частиц и принципу изменения состава молекулы. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.

Нахождение молекулярной формулы органического вещества по относительной плотности и массовых долях элементов.

Нахождение молекулярной формулы органического вещества по массе (объёму) продуктов сгорания.
Тема 2. Углеводороды.

Понятие углеводородов. Природные источники углеводородов. Нефть и её промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Риформинг, алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. Происхождение природных источников углеводородов. Экологические аспекты добычи, переработка и использование полезных ископаемых.

Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов. Фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия.

Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация парафинов. Применение парафинов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве.

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Поляризация p-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте на примере молекулы пропена.

Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов в «мягких» и «жёстких» условиях.

Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов.

Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Применение алкинов.

Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение p-связи в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряжённое, изолированное. Особенности строения сопряжённых алкадиенов, их получение.

Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряжёнными p-связями.

Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8 и С5Н10, конформация С6Н12. Изомерия циклоалканов («по скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства С3Н6, С4Н8.

Бензол, как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Получение аренов. Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряжённого p-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола.

Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакции электрофильного замещения галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3 в реакциях замещения с участием толуола. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.

Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов.

Решение расчётных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям элементов и по продуктам сгорания. Расчёты по уравнениям реакций, ТХУ.
Тема 3. Кислородсодержащие органические вещества.

Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов.

Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогенводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое воздействие метанола и этанола.

Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществу на примере фенола. Поликонденсация фенола. Применение фенола. Способы получения фенола. Применение производных фенола. Классификация ароматических гидроксисоединений. Способы получения фенола. Сравнение кислотных свойств ОН-содержащих веществ: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.

Альдегиды и кетоны. Строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов.

Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Повторение реакции поликонденсации фенола с формальдегидом.

Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение HCN и NaHSO3. Галогенирование на свету. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере a-галогенирования альдегидов и кетонов по ионному механизму. Качественная реакция на метилкетоны.

Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот.

Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия её проведения. Химические свойства непредельных карбоновых кислот. Реакции электрофильного замещения бензойной кислоты.

Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации-гидролиза, факторы, влияющие на него.

Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жира. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие о СМС.

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Глюкоза, её физические свойства. Строение молекулы. Зависимость химических свойств глюкозы и строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и при нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе её свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и её биологическая роль.

Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Сравнение строения, свойств крахмала и целлюлозы. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах.
Тема 4. Азотсодержащие органические вещества.

Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола, нитробензола.

Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и её причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна на примере капрона.

Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Качественная реакция на белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути её решения.

Понятие о ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Тема 5. Биологически активные вещества.

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Норма потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и Д). Авитаминозы и их профилактика. Водорастворимые витамины (С, группы В, РР). Жирорастворимые витамины (А, Д, Е). Авитаминозы, гипер- и гиповитаминозы.

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств по сравнению с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности ферментов от температуры и рН- среды.

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Понятие о классификации гормонов. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны.

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры.

Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение.

Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления. Полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Требования к уровню подготовки учащихся.
Теория строения органических соединений.

Учащийся должен знать / понимать:

Учащийся должен уметь:

  • предмет изучения органической химии;

  • особенности строения и свойств органических веществ;

  • основные положения теории строения;

  • понятия: валентность, изомерия, гомология;

  • механизмы реакций.

  • составлять структурные формулы органических веществ;

  • называть органические вещества;

  • выводить молекулярные формулы органических веществ.

Углеводороды.

  • строение углеводородов;

  • физические и химические свойства углеводородов;

  • получение в промышленности и лаборатории углеводородов;

  • применение важнейших представителей углеводородов.

  • составлять структурные формулы углеводородов;

  • называть углеводороды;

  • проводить качественное определение непредельных углеводородов;

  • проводить расчёты по уравнениям химических реакций.

Кислородсодержащие органические вещества.

  • строение кислородсодержащих веществ;

  • физические и химические свойства кислородсодержащих веществ;

  • получение в промышленности и лаборатории кислородсодержащих веществ;

  • применение важнейших представителей кислородсодержащих веществ.

  • составлять структурные формулы кислородсодержащих веществ;

  • называть кислородсодержащие вещества;

  • проводить качественное определение кислородсодержащих веществ;

  • проводить расчёты по уравнениям химических реакций.

Азотсодержащие органические вещества.

  • строение азотсодержащих веществ;

  • физические и химические свойства азотсодержащих веществ;

  • получение в промышленности и лаборатории азотсодержащих веществ;

  • применение важнейших представителей азотсодержащих веществ.

  • составлять структурные формулы азотсодержащих веществ;

  • называть азотсодержащие вещества;

  • проводить качественное определение белков;

  • проводить расчёты по уравнениям химических реакций.

Биологически активные вещества.

  • понятия: витамины, ферменты, гормоны, лекарства;

  • классификацию витаминов, ферментов, гормонов, лекарств.

  • грамотно использовать витамины, ферменты, гормоны, лекарства.




Искусственные и синтетические полимеры.

  • важнейших представителей искусственных и синтетических полимеров.

  • распознавать важнейших представителей пластмасс и волокон.


Учебно-тематический план


№ урока

Тема урока

Эксперимент
(Д. – демонстрационный,
Л. – лабораторный)

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconПрограмма базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции...
Овладение системой химических знаний и умений об органических веществах, необходимых для применения в практической деятельности
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа базового курса химии 10—11 классов отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием...
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Формирование у учащихся знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconПрограмма элективного курса «Решение задач повышенного уровня сложности по химии»
Основное содержание курса химии 11 класса составляют современные представления о строении веществ и химическом процессе; обобщение...
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconРабочая учебная программа по химии для 8 класса Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconРабочая программа по истории 8 классы
Рабочая программа по истории для 8 класса разаботана в соответствии с общими целями основного общего образования по истории. Реализация...
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconРабочая программа учебного курса
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconРеспублики Татарстан «согласовано»
В. Н. Рудницкой, утвержденной мо РФ в соответствии с требованием федерального компонента государственного стандарта начального образования....
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconРабочая программа по истории для 8 класса разработана в соответствии...
Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,...
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconИзучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей
О. С. Габриелян с учётом требований Федерального компонента стандарта основного общего образования по химии 2004 года
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 –9 классов общеобразовательной школы (автор – Г. С. Меркин),...
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей литературного образования
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconРабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике,...
Программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по...
Программа профильного курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Она направлена на достижение следующих целей iconНовошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 9 класс
Изучение неорганической химии в основной школе направлено на достижение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск