Скачать 295.45 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА ОБЖ, 8 КЛАСС Тема: Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий. АХОВ: основные понятия. Цель урока: формирование знаний у обучающихся об «АХОВ» Задачи: Образовательная – разобрать и закрепить понятие «АХОВ», приобрести навыки оценки отравляющих веществ по степени опасности. Воспитательная – привить серьезное отношение к проблемам последствий аварий техногенного характера, воспитать ответственность за свои действия вследствие неумения правильно обращаться с «АХОВ». Развивающая – развить аналитическое мышление, индукцию, дедукцию, внимательность, память. Тип урока – изучение нового материала. Педагогические технологии – проблемное обучение Методы – словесные, наглядные, игровые и практические. Способ проверки знаний и оценивания - рейтинговая система; устное оценивание; выборочные отметки. Оборудование: 1. Листок с вопросом «Что такое АХОВ?» 2. Экспертный листок 3. Жетоны ХОД УРОКА: 1. Организационный момент (2 мин). Приветствие, отметка отсутствующих в журнале 2. Разбор понятий: «опасное химическое вещество», «АХОВ», «химически опасный объект» (15 мин). Опасное химическое вещество. (решение проблемы) Пример: Две девочки 8 лет, оставшиеся в зимние каникулы одни, решили помочь маме и постирать кухонные полотенца. Полотенца никак не отстирывались, и девочки вспомнили, что мама пользуется для отбеливания средством, содержащим хлор («Белизной»). Укрывшись в ванной, девочки вылили в тазик всю бутылку отбеливателя. Последствия такой помощи представить несложно. Каковы же они? ( Отравление парами хлора и ожоги рук).Учитель выясняет у учащихся, как они понимают, что такое опасное химическое вещество и где применяются такие вещества. Учащиеся предлагают свои версии. Затем учитель дает определение этого понятия. Оглашение темы и цели урока. Опасное химическое вещество - химическое вещество, воздействие которого на человека может вызвать у него острые хронические заболевания или даже привести его к гибели. (Дети записывают его в тетрадь). А что такое АХОВ? АХОВ (аварийно химически опасное вещество) – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности или сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах). (Дети записывают в тетрадь). АХОВ способно вызвать массовое поражение людей, животных, заражение воздуха, почвы, воды, растений, различных объектов. Химически опасный объект (ХОО) - это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества. (Дети записывают в тетрадь). При аварии на нем или при его разрушении может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, окружающей природной среды. На территории РФ более трех тысяч ХОО с запасами АХОВ свыше 700 тыс. тонн. В зонах возможного заражения проживает около 50 млн. человек. Места расположения наибольшего числа указанных объектов - Петербург, Москва, Северный Кавказ, Мурманская область, Кемерово, Башкирия, Урал, Поволжье. Химически опасные объекты области.
Вопрос ученикам: Могут ли опасные химические вещества применяться в качестве оружия массового уничтожения людей?
Игра-соревнование по теме «Агрессивное вещество». - Какие АХОВ, применяемые в промышленности и в быту, вы знаете, кроме хлора и аммиака? Учитель предлагает каждому написать название любого АХОВ, затем листочки отдаются «экспертам» (двум заранее выбранным ученикам), которые подсчитывают результаты и в экспертном бланке. Экспертный бланк.
Химическое вещество, набравшее меньше всего голосов, считается победителем. Ученик, назвавший это вещество, получает дополнительный жетон. Эксперты тоже получают дополнительные жетоны. Примеры агрессивных веществ. Хлор, аммиак, синильная кислота, сернистый ангидрит, сероводород (сернистый водород), соляная кислота (хлористоводородная), фосген, угарный газ (оксид углерода), ртуть, свинец, спирт, фосфор, и др. 4. Заполнение сравнительной таблицы АХОВ (12ми). Основа сравнительной таблицы.
(вниз еще 13 строчек) Ученики вычерчивают эту таблицу на две страницы тетради (развернутая тетрадь). Учитель предлагает ученикам задание: Представьте, что на одном из предприятий города произошла авария с выбросом АХОВ. Вы – главный спасатель города (председатель комиссии по ЧС). Вам необходимо срочно принять решение по защите населения от последствий выброса этого вещества. С чего вы начнете выполнение этого задания? Какую опасность представляет АХОВ – знать характеристики опасного вещества. Сколько времени есть на ликвидацию аварии, эвакуацию населения или другие какие-либо действия. Для этого мы и делаем сравнительную таблицу. Построение сравнительной таблицы. Пронумеруем столбцы и строки: 7 столбцов, 14 веществ. Впишем в столбец №2 заголовок «АХОВ» и названия наиболее часто встречающихся АХОВ, которые могут нанести вред населению. - А по каким характеристикам АХОВ мы будем принимать решение для первого действия? У: по скорости действия, ведь не все они имеют характерные запахи; по уровню концентрации вещества в воздухе. По тому, сколько его было выброшено; по среде распространения вещества (воздух, вода, почва) и т.д. Озаглавим столбец №3 «Признаки вещества» - здесь необходимо будет указать запах, цвет и другие показатели вещества. Озаглавим столбец №4 «Степень опасности для человека». В нем отметим какую, угрозу для человека представляет вещество. Озаглавим столбец №5 «Скорость воздействия на человека» - от этого показателя зависит имеющееся время на принятие мер защиты. Озаглавим столбец №6 «Характер воздействия на человека». Этот показатель является одним из важных факторов при оказании первой помощи пострадавшим. Озаглавим столбец №7 «Области применения вещества». Данный параметр позволит выяснить, действительно ли на указанном предприятии могло быть использовано названное АХОВ. Сравнительная таблица АХОВ
5. Домашнее задание (2 мин). Дома с помощью учебника вам необходимо будет заполнить таблицу, а на следующем уроке мы с вами ее проверим. 6. Подведение итогов урока (3мин). Вывод: Какую проблему решали на уроке? Выставление оценок в журнал ученикам, которые работали на уроке. Использованная литература: 1. М.И.Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 8 класса, М: Дрофа, 2010 г. 2. ОБЖ. Учебное пособие для учащихся 7-8-х классов общеобр. школ/ Топоров И.К. - М.: Просвещение,1999 г. 3. ОБЖ. 5-9 класс. Дидактический материал / В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. -М.: Дрофа; ДИК, 2000 г.
Интернет-ресурсы: http://www.hrono.ru/; http://medieval-age.ru/;; http://svr-lit.niv.ru/
3. Как действовать в случае возгора ния одежды на человеке? (обстоятельный ответ) 4. Какие виды возгораний запрещено тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? (электроустановки, электропровода). Гейм 4. “Гонка за лидером” Вопросы для 1 команды: 1. Способ остановки венозного кровотечения – это (наложение жгута или закрутки) 2. Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан) 3. Какой важнейший прибор на судне? (компас) 4. Токсичные вещества называют... (яды) 5. Затопление водой большой территории называют (наводнением) 6. Ветер с большим колич еством снега – это (буран, метель) 7. Нарушение целостности кости называют. ..(переломом) 8. Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей) Вопросы для 2 команды: 1. Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка ) 2. Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация) 3. Нагромождение льдин, вызывающее подъем воды называют... (затор) 4. Кто первым покидает судно во время кораблекрушения? (крысы) 5. Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредн ых примесей) 6. Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку) 7. Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование) 8. Нарушение целостности кожи (рана). Подведение итогов игры: объявить результаты по количеству набранных баллов командами. Вывод по уроку: На этом уроке мы проверили знания о стихийных бедствиях. Участникам команды - победительницы выставляются оценки в журнал. Литература. 1. М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др “Основы безопасности жизнедеятельности”, учебник ОБЖ, 5 - 9 классы. 2. Журнал ОБЖ. NoNo 3,4 1998 г., 10,12 2005 г., No 2,2006 г. 3. “Игры, обучение, тренинг, досуг”. Сборник под ред. Петрусинского В.В., Новая школа, 1994 г. 4. В.И. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов “Методическое пособие по ОБЖ” 5 - 9 классы, Дрофа, 2004 г. 5. Охрана безопасности жизнедеятельности. Экзаменационные вопросы и ответы. АСТ пресс, Москва, 200 |
Урок по курсу обж в 7 классе. Тема: «Чрезвычайные ситуации природного... Тема: №5 «Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» | Урок по курсу обж в 7 классе. Тема «Чрезвычайные ситуации природного... Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека (30 ч) | ||
№ Чрезвычайные ситуации техногенного характера Чрезвычайные ситуации техногенного характера (производственные аварии и катастрофы) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и безопасность населения | ||
«Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера» Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из неё | Урок Аварии и катастрофы, связанные с электропотреблением Учитель. На уроках обж мы изучали чрезвычайные ситуации техногенного характера. Любое техногенное происшествие, приведшее к тяжелым... | ||
Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях выпуск №2.... Акатьев В. А., Ашурков А. А., Барышев М. Е., Быков О. А., Губченко П. П., Губченко И. П., Дзыбов М. М., Избаш Г. М., Овсяник А. И.,... | №8 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Чс и их основных характеристик и способов защиты и прежде всего необходимо сформулировать понятие чс | ||
Аварийно-спасательных и других неотложных работ Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера продолжают приносить множество бед, уносят человеческие жизни. В 1996... | 7. аварии и чрезвычайные ситуации в 2007 году на территории Тюменской... Материальный ущерб составил 58. 3 млн руб. В сравнении с данными 2006 года количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера... | ||
Тема: «Новая повестка дня в области международной безопасности» На смену им приходят, как старые угрозы, но в новом качестве, т к изменилась сама среда в которой они существуют, так и новые, не... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее вероятные... | ||
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного... Тема №1. Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные... | Доклад о состоянии защиты населения и территорий ханты-мансийского... Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |