Скачать 310.27 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону гимназия №52
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмет химия классы 8-9 учебный год 2013-2014 учитель Бабенко Наталья Львовна РАССМОТРЕНО методическое объединение учителей естественно-математического цикла «28» августа 2013г. протокол № 1 Председатель МО __________ Т.А. Кушнарева Ростов-на-Дону 2013 Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-9 классов разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и предназначена для работы по учебнику О.С. Габриеляна Химия, утвержденного Министерством образования Российская Федерация и в соответствии с Образовательной программой гимназии №52 города Ростова-на-Дону.
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и представленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе нашли отражение основные содержательные линии: - вещество – знание о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии; - химическая реакция – знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами; - применение веществ – знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто применяются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; - язык химии – система важнейших понятий и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно. 1.2. Цели и задачи Главные цели основного общего образования состоят:
Большой вклад в достижении главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
Целями изучения химии в основной школе являются:
Особенности содержания учебного курса «Химия» являются главными причинами того, что в базисном учебном плане появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учебный предмет «Химия» входит в состав предметов познавательного цикла, для которых ведущую роль играет формирование познавательных ценностей. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые при изучении химии, проявляются в признании: - ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; - ценности химических методов исследования живой и неживой природы. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии, позволяет сформировать: - уважительное отношение к созидательной творческой деятельности; - понимание необходимости здравого образа жизни; - потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни; - сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляет процесс общения и грамотная речь.
Программа по химии для 8 – 9 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МАОУ гимназии № 52. В 8 классе – 70 часов, в 9 классе – 68 часов, по 2 часа в неделю.
Раздел 1. Основные понятия химии Предмет химии. Методы познания химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, Интернет. Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности атомов элементов и определение валентности атомов по формулам бинарных соединений. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ. Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Вода. Очистка воды. Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Амфотерность. Кислотно-основные индикаторы. Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами. Связь между основными классами неорганических соединений. Первоначальные представления о естественных семействах химических элементов: щелочные металлы, галогены. Раздел 2. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение вещества. Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки. Периодическая система как естественно-научная классификация элементов. Структура таблицы «ПСХЭ Д.И. Менделеева». Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп). Строение атома: ядро и электронная оболочка. Строение атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов. Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона. Раздел 3. Многообразие химических реакций Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Диссоциации солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного обмена в водных растворах электролитов. Раздел 4. Многообразие веществ. Общая характеристика металлов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств металлов – простых веществ, их оксидов и гидроксидов на примере электролитов второго и третьего периодов. Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов – простых веществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислородосодержащих кислот на примере элементов второго и третьего периодов. Раздел 5. Основы неорганической химии. Металлы. Общая характеристика металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы: строение атомов и простых веществ, нахождение в природе, получение, характерные свойства простых веществ и соединений, применение. Щелочноземельные металлы: строение атомов и простых веществ, нахождение в природе, получение, характерные свойства простых веществ и соединений, применение. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий: строение атома и простого вещества, нахождение в природе, получение, характерные свойства простого вещества и соединений, применение. Особенности строения атомов металлов Б-групп. Железо: строение атомов и простых веществ, нахождение в природе, получение, характерные свойства простых веществ и соединений, применение. Неметаллы. Общая характеристика неметаллов. Водород: строение атомов и простых веществ, нахождение в природе, получение, характерные свойства простых веществ и соединений, применение. Галогены: строение атомов и простых веществ, нахождение в природе, получение, характерные свойства простых веществ и соединений, применение. Кислород и сера: строение атомов и простых веществ, нахождение в природе, получение, характерные свойства простых веществ и соединений, применение. Азот и фосфор: строение атомов и простых веществ, нахождение в природе, получение, характерные свойства простых веществ и соединений, применение. Углерод и кремний: строение атомов и простых веществ, нахождение в природе, получение, характерные свойства простых веществ и соединений, применение. Раздел 6. основы органической химии. Предмет органической химии. Особенности состава, строения и свойств органических соединений. Особенности строения атомов углерода. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятия: гомолог, гомологический ряд, изомер, функциональная группа. Углеводороды: метан, этилен, ацетилен, строение молекул, характерные свойства, применение. Основы номенклатуры органический соединений. Производные углеводородов: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, жиры, углероды, белки; нахождение в природе, характерные свойства, применение. Радел 7. Экспериментальная химия (На изучение этого раздела не выделяется конкретное время, поскольку химический эксперимент является обязательной составной частью каждого из разделов программы). Демонстрационный эксперимент. 1. Примеры физических явлений. 2. Примеры химических реакций с ярко выраженными изучаемыми признаками. 3. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. 4. Реакции, иллюстрирующие свойства и взаимосвязи основных классов неорганических соединений. 5. Опыты, иллюстрирующие закономерности изменения свойств щелочных металлов и галогенов. 6. Опыты, иллюстрирующие закономерности изменения свойств гидроксидов элементов одного периода. 7. Примеры окислительно-восстановительных реакций. 8. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. 9. Примеры эндо- и экзотермических реакций. 10. Сравнение электропроводности растворов электролитов и неэлектролитов. 11. Реакции ионного обмена. 12. Опыты, иллюстрирующие физические и химические свойства изучаемых веществ. Лабораторный эксперимент. 1. Примеры физических явлений. 2. Примеры химических реакций. 3. Разделение смесей. 4. Признаки и условия течения химических реакций. 5. Типы химических реакций. 6. Свойства и взаимосвязи основных классов неорганических соединений. 7. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. 8. Свойства солей, кислот и оснований как электролитов. 9. Опыты, иллюстрирующие физические и химические свойства изучаемых веществ. 10. Опыты по получению изучаемых веществ. Примерные направления проектной деятельности обучающихся. 1. работа с источниками химической информации – исторические образы становления и развития изученных понятий, теорий, законов; жизнь и деятельность выдающихся ученых-химиков. 2. Овладение основами химического анализа. 3. Овладение основами неорганического синтеза.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Учитывая, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания, аргументировать свою точку зрения, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме и тд. Материалы по контролю за реализацией программы содержатся в сборниках учебно-методического обеспечения, указанных в данной рабочей программе. Контроль осуществляется в форме устных ответов, тестов, практических работ, контрольных работ, презентаций, рефератов и др. и оценивается по пятибалльной системе оценки качества обучения учащихся. Оценка «5» ставится - материал усвоен в полном объеме, изложен логично, выводы опираются на теоретические знания, доказательны. Речь грамота. Оценка «4» ставится - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки. Изложение недостаточно систематизировано и последовательно, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все умения, теоретические знания. Оценка «3» ставится - в усвоении материала имеются существенные пробелы. Изложение недостаточно самостоятельно, несистематизированное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, основные умения не проявлены. Оценка «2» ставится - главное содержание материала не раскрыто. Ведущие умения не сформулированы. Письменный ответ обучающегося (развернутый ответ, тестирование)
|
Рабочая программа по химии для 11 класса на 2013/2014 учебный год Программы общеобразовательных учреждений. Химия, 8-11 кл. О. С. Габриелян. М.: Просвещение, 2006 | Рабочая программа (базовый уровень) на 2013-2014 учебный год Предмет:... А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов, В. А. Васнев //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности.... | ||
Годовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная... Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая... | Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» | ||
Отчет о результатах самообследования за 2012-2013 учебный год Оглавление На начало 2013/2014 учебного года в гимназии обучается 443 учащихся (открыт 21 класс-комплект: 1 4 классы – 8; 5 9 классы – 10; 10... | Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год Изобразительное искусство 1-4 классы. Авторы программы:- о. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская М.: Баласс, 2011г | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год Изобразительное искусство 1-4 классы. Авторы программы:- о. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская М.: Баласс, 2011г | Рабочая программа по технологии для 7 класса 2013-2014 учебный год Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5-7 классы (вариант для мальчиков)», на основе... | ||
План график по созданию условий для достижения целей и задач на 2013-2014... Публичный доклад директора школы. Перспективные направления деятельности школы на 2013-2014 учебный год. Анализ гиа -2013 | Рабочая программа по химии 9 кл ас Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель... | ||
Рабочая программа по технологии для 8 класса 2013-2014 учебный год «Технология. 8 классы», составленной на основании закона РФ «Об образовании» и в соответствии с письмом Министерства образования... | Рабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год Ступень... Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) 2010 год | ||
Рабочая программа Предмет: Музыка Класс: 3 Количество часов за год:... Усачёва, В. О. Школяр, Л. В. Музыка. 3 класс: учебник/ В. О. Усачёва. М.: Вентана Граф,2013 | Рабочая программа по немецкому языку для 10-11 классов на 2013/2014 учебный год «Немецкий язык как второй иностранный, 7-11 классы» (Н. Д. Гальскова. М.: Просвещение, 2003) | ||
Пояснительная записка к расписанию уроков мбоу "Тирис-Усмановская оош" на 2013-2014 учебный год Расписание уроков на 2013-2014 учебный год составлено согласно нормативным документам | Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А.... |