Урок 3 (8 класс)





Скачать 67.52 Kb.
НазваниеУрок 3 (8 класс)
Дата публикации17.09.2014
Размер67.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Урок 3 (8 класс) Гринаш М.А.

«Химические реакции». § 3
Цели урока: уметь составлять схемы химических реакций; уметь определять реагенты и продукты в схеме реакций; уметь формулировать признаки химической реакции.

  • Эксперимент(ы) к уроку :

а) (на дем. столе) две большие дем. пробирки, конц. H2SO4 , дист. Н2О в стакане,

NH4NO3 б/в, термометр, фильтровальная бумага;

б) (на столах уч-ся) в закрытых чашках Петри б/в CuSO4, баллончики с водой и

распылительными насадками;

в) (на столах уч-ся) штатив для пробирок, в пробирке I – р-р AgNO3,

в пробирке II – р-р NaCl;

г) (на столах уч-ся) штатив для пробирок, в пробирке III – р-р HCl, кусочек мела;

д) (на дем. столе) спиртовка, медная спираль, в пробирке 2 мл C2H5OH;

е) (на дем. столе) в штативе две пробирки: в I – 2 мл 1м р-ра НСl,

во II – 2 мл 1м р-ра NaOH, стаканчик с дист. Н2О, датчик рН или индик. бумагу

Учитель

Ученик

Постановка проблемы и актуализация знаний

На прошлом уроке мы научились отличать химические явления от физических (с точки зрения химии) и, кроме того, выявили взаимосвязь между ними.

Сформулируйте определения этих явлений.


Превращение одних веществ в другие называют химическими реакциями.

На прошлом уроке мы подробно разобрали химическую реакцию горения парафина и записали её схему. Воспроизведите её на доске.
Запишите (на доске) схему, известной вам из курса биологии (природоведения), реакции фотосинтеза.
Как видно из схем в ходе реакции расходуются одни вещества ( они записываются до стрелки) и образуются другие вещества (они записываются после стрелки).

Как назвать части схемы реакции?

Физические явления не сопровождаются образованием новых веществ.

Химические явления сопровождаются превращением одних веществ в другие.
Парафин + О2 → СО2 + Н2О + Q


Н2О + СО2 → углеводы + О2(hυ, хлорофилл)


Расходующиеся вещества и образовавшиеся.

Поиск решения

работа с учебником

Проверим предположение по тесту учебника стр.13. Запишите определения.

1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания:

Сформулируйте первую подтему урока.


Вещества, вступившие в реакцию – реагенты.

Вещества, образовавшиеся в ходе реакции – продукты.

Схемы химических реакций.

Реагенты и продукты хим. реакций.

Проблемный вопрос


Как определить, что произошла химическая реакция?




Должно быть что-то очень заметное.

Поиск решения

эксперимент (а)

В пробирку прильём воду и по стенке, аккуратно пипеткой добавим серную кислоту. Какие либо изменения наблюдаете?
Поместим в смесь термометр.

Измерим температуру и в воде и в кислоте.
Продолжим эксперимент.

В пробирку с нитратом аммония добавим воды и поместим в пробирку термометр.

Запишем в тетрадь первый признак химической реакции (и на доске).
эксперимент (б)

Откройте чашки Петри и слегка сбрызните серое вещество в них водой из баллончика.
Запишем в тетрадь второй признак химической реакции (и на доске).

эксперимент (в)

Соблюдая правила ТБ, слейте содержимое пробирок под номерами один и два.

Что наблюдаете?
Признаком реакции является как выпадение осадка, так и растворение. Запишите.

эксперимент (г)

Опустите кусочек мела в пробирку с раствором кислоты. Что наблюдаете?
Запишите четвертый признак хим. реакции.

эксперимент (д)

Соблюдая правила техники безопасности, понюхайте содержимое пробирки, быстро и аккуратно передавая её друг другу, пока Миша будет накалять спираль на пламени спиртовки. Запомнили запах?

Несколько раз подряд окунём накалённую спираль в пробирку. Снова передавая пробирку, определите запах.
Запишите четвертый признак хим. реакции.
эксперимент (е)

Бывает, что химическая реакция происходит без заметных визуальных эффектов. Но признаком является изменение рН среды раствора. Вы в рекламе слышали такое выражение: «Пэ-аш этого моющего средства безвредный»?

На самом деле такого понятия не существует, рН это показатель среды раствора.

*Опустим датчик рН-метра в стакан с дист. водой – реакция среды нейтральна.

А теперь поместим его в пробирку с кислотой – рН-метр показывает, что среда в пробирке кислая. Промоем датчик и опустим в раствор щелочи - рН-метр показывает, что среда в пробирке щелочная.

*При отсутствии датчика можно воспользоваться индикаторной бумагой.

А теперь сольем два этих раствора, перемешаем и проверим реакцию среды.
Ну, нет! Это только в рекламе «Рени» (средства от изжоги) в кислоту бросили таблеточку и получили чистую воду!

На самом деле кроме воды еще образуется соль, в данном случае среда раствора этой соли нейтральная, что и показал датчик.

Итак, запишем пятый признак хим. реакции.
Так как время урока подходит к концу, побеседуем об остальных признаках.

Бенгальские огни поджигали?
Назовите признак реакции.
Неправильно! Горение это и есть реакция.
Запишите в признаках – свечение, т.к. есть реакции, при которых наблюдается свечение без каких либо температурных изменений (для демонстрации подходящей реакции можно воспользоваться фильмом или воспользоваться интернет-ресурсами).
За запуском фейерверков наблюдали?
В абсолютной тишине?
Назовите признак реакции.
2-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания:

Как звучит формулировка второй подтемы урока?
Сформулируйте тему урока?

Нет.
Показывает увеличение температуры.

А может, это вода была горячей?
Нет, температура ниже, чем при их сливании.

Термометр показывает понижение температуры.
Признаки химической реакции:

1) выделение или поглощение теплоты; …


Вещество окрашивается в синий цвет.
Признаки химической реакции:

1) выделение или поглощение теплоты;

2) изменение цвета вещества; …

Образовался осадок.

Признаки химической реакции:

1) выделение или поглощение теплоты;

2) изменение цвета вещества;

3) выпадение и растворение осадка; …
Признаки химической реакции:

1) выделение или поглощение теплоты;

2) изменение цвета вещества;

3) выпадение и растворение осадка;

4) выделение газа; …

Запах изменился! Яблоком запахло!
Признаки химической реакции:

1) выделение или поглощение теплоты;

2) изменение цвета вещества;

3) выпадение и растворение осадка;

4) выделение газа;

5) изменение запаха;…

Это про средство «Пропер»!

Нейтральная среда, как у воды. Что образовалась вода?

Признаки химической реакции:

1) выделение или поглощение теплоты;

2) изменение цвета вещества;

3) выпадение и растворение осадка;

4) выделение газа;

5) изменение запаха;

6) изменение рН среды;…

Еще бы!
Горение.
Свечение!

Наблюдали!
Нет! Слышны взрывы и шипение.
Звуковые эффекты.

Признаки химических реакций.
Химические реакции, признаки химических реакций, схемы химических реакций.

Обобщение темы

  1. Какие явления относятся к химическим?

  2. Что называется химическими реакциями?

  3. Как называются вещества, вступающие в реакцию?

  4. Как называются вещества, образующиеся в результате реакции?

  5. Перечислите признаки химических реакций.

Признаки химической реакции:

1) выделение или поглощение теплоты;

2) изменение цвета вещества;

3) выпадение или растворение осадка;

4) выделение газа;

5) изменение запаха;

6) изменение рН среды;

7) свечение;

8) звуковые эффекты.

Самостоятельное применение знаний

Выполните письменно задания № 4

на стр. 15 учебника.




Домашнее задание: § 3 (стр. 13 – 15); вопросы на стр.15 № 1,2,3 (письменно).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 3 (8 класс) iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок 3 (8 класс) iconУрок биологии 7 класс: Подцарство Простейшие. Урок Тип Саркодовые...
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края
Урок 3 (8 класс) iconУрок математики. 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел
Мбоу «Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С. Н. Решетова» Урок математики. 4 класс
Урок 3 (8 класс) iconУрок Подготовка к егэ (урок русского языка) 11 -а т. М. Балашова...
Мастер-класс «Проектные технологии в учебном процессе «Деловые бумаги личностного характера»
Урок 3 (8 класс) iconУрок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» Продолжительность: урок...
Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации
Урок 3 (8 класс) iconУрок по 45 минут. Класс : 3-й класс. Технологии: показ видеофрагмента,...
Этот урок окажется необычным для вас, так как он будет состоять из двух предметов: английский язык и изобразительное искусство. И...
Урок 3 (8 класс) iconУрок по музыке и опк, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси. 1 урок на 40 мин. 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 муниципального образования Темрюкский...
Урок 3 (8 класс) iconГ. К. Андерсена «Снежная королева». В гостях у великого сказочника. 5 класс Тип урок
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...
Урок 3 (8 класс) iconУрок информатики в класс – комплекте (5-6 класс)
Наша школа малокомплектная: численность учащихся в классах составляет от 1 до 10 человек. В 5 классе учится 6 человек, а в 6 классе...
Урок 3 (8 класс) iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок 3 (8 класс) iconУрок. Математика 6 класс. «Длина окружности». Пояснительная записка....
Урок входит в раздел: «Обыкновенные дроби», в главу «Отношения и пропорции». Изучение данной темы дается пропедевтически, с целью...
Урок 3 (8 класс) iconКонкурс «Мой Лучший урок» Урок обществознания 6 класс по теме: «Человечество...
Оборудование и наглядный материал: учебник 6 класс, компьютер с проектором, презентация «Человечество как сумма поколений»
Урок 3 (8 класс) iconУрок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс)
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения...
Урок 3 (8 класс) iconУрока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения
Урок 3 (8 класс) iconУрок обобщения и систематизации. Класс
Данный урок позволяет ребенку освоить навыки работы в графическом редакторе и получить знания о народном промысле "Городецкая роспись"....
Урок 3 (8 класс) iconУрок-путешествие Урок математики, 6 класс Урок по теме: «Координатная плоскость»
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», «Умножение и деление обыкновенных дробей»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск