Бюджетное образовательное учреждение
«Илезская средняя общеобразовательная школа»
|
|
Протокол №45 от 30.08.2013 г.
| Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10 класс.
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Изучение химии в 10 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н., которая рекомендована Министерством образования (2006 г.) (Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Под редакцией Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана – Граф, 2006.) Программа предназначена для организации обучения химии по учебнику «Химия -10» (авторский коллектив Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф). Планирование рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю). Обращаем внимание на то, что обязательный минимум не устанавливает определенный порядок тем и время, отведенное на изучение каждой темы, поэтому, в течение года возможны изменения в количестве часов на изучение отдельных тем в зависимости от степени их усвоения учащимися. Распределение времени по темам ориентировочное.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс четко делится на две части, соответственно годам обучения: органическую (10 класс) и общую химию (11 класс). Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе. Программа Н.Е. Кузнецовой соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательных программ, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
Методологической основой для построения учебного содержания курса химии базового уровня в средней школе явилась идея интегрированного курса химии.
Первая идея курса - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: в начале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, - общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что курс основной школы заканчивается небольшим знакомством с органическими соединениями, поэтому необходимо заставить выработать небольшие сведения по органической химии 9 класса на курс органической химии в 10 классе. Если не изучать органическую химию через год, в 11 классе, это будет невозможно - у старшеклассников не останется по органической химии основной школы даже воспоминаний.
Вторая идея курса - это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным.
В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ; валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: причины многообразия углеродных соединений (изомерию); основные классы органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
обьяснять: строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты; понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Учебно-методическое обеспечениеДля учащихся:
. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; Химия .Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ под редакцией Н.Е. Кузнецовой, - М.: Вентана-Граф. 2006г.
Задачник к учебнику «Химия -10 Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф.2006г
Для учителя
Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. Дрофа, 2004.
Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана –Граф, 2006.
Шаталов М.А. Уроки химии: 10 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2007
Мультимедиа. Химия: базовый курс 10-11 класс. Образовательная коллекция.
Тематическое планирование уроков химии в 10 классе
(автор учебника Кузнецова Н.Е)
(2часа в неделю)
№ урока
| Тема урока
| Основные понятия
| Элементы содержанияизучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО
| Опыты, наглядность
| Дом. задание
| Дата
|
Раздел №1 «Теоретические основы органической химии». 9 часов
Тема 1 «Введение в органическую химию» 1ч.
|
№ 1
(1)
| Предмет и значение органической химии.
| Органическая химия, органические вещества.
| Гомологический ряд, гомологи.
| Коллекции орг. веществ, материалов и изделий из них.
| §1-2 упр. 1-4 с.14
|
|
|
Тема 2 «Теория строения органических соединений» 1ч.
|
№ 2
(1)
| Теория строения орг. веществ А.М. Бутлерова..
| Теория химического строения, химическое строение, структурные и пространственные изомеры, химический язык, структурные формулы.
| Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы.
| 1) Шаростержневые модели метана, этанола, этена, этина, бензола.
2) Коллекции полимеров, каучуков, лекарств, красителей и т.д.
| § 3 -4 упр. 5-6 с.21, упр. 3-4 с. 28
|
|
|
Тема 3 «Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация». 4 часа
|
№ 3
(1)
| Электронное и пространственное строение органических соединений.
| Электронное облако, орбиталь, электронные и графические формулы, (пи) и (сигма) связь, Простая и кратная ковалентные связи. Валентные состояния (гибридизация), геометрия молекул.
|
| Шаростержневые модели метана, водорода, хлора, азота, воды. Шаростержневые модели метана, этена, этина.
Изготовление моделей молекул органических соединений.
| § 5упр. 1- 6 с. 39-40
|
|
|
№ 4
(2)
| Классификации органических соединений.
| Ациклические, карбоциклические и гетероциклические соединения. Функциональные группы..
| Классификация и номенклатура органических соединений. Функциональные группы
| Шаростержневые модели различных органических веществ.
| § 6 упр. 4 с.48
|
|
|
№ 5
(3)
| Классификации органических соединений.
| Ациклические, карбоциклические и гетероциклические соединения. Функциональные группы..
| Классификация и номенклатура органических соединений. Функциональные группы
| Шаростержневые модели различных органических веществ.
| § 6 упр. 4 с.48
|
|
| Классификация и номенклатура органических соединений.
|
| § 6 упр.5-6 с. 48-49
|
|
№6 (4)
| Основы номенклатуры органических соединений.
| Номенклатура тривиальная и ИЮПАК.
|
|
|
Тема 4 «теоретические основы, механизмы протекания реакций органических соединений» 4 часа
|
№ 6
(1)
| Виды изомерии
| Структурная изомерия и ее виды
| Структурная изомерия
| Шаростержневые модели молекул изомеров.
|
|
|
|
№ 7
(2)
| Виды изомерии
| Пространственная изоменрия и ее виды
|
| Шаростержневые модели молекул изомеров.
|
|
|
|
№8
(3)
| Теоретические основы протекания реакции.
| Гомогенные и гетерогенные системы, природа вещества, реакционная способность, Энергия активации, виды катализа, ферменты. Механизм реакции, субстрат, реагент, Электрофил, нуклеофил, радикал, гомолитическое и гетеролитическое расщепление.
|
| Шаростержневые модели молекул.
| § 7-8
|
|
|
№ 9 (4)
| Типы химических реакций в органической химии.
| Реакции замещения, присоединения
| Типы химических связей в молекулах органических соединений.
|
| § 9 упр.4-6 с. 71
|
|
|
№10
(5)
| Типы химических реакций в органической химии.
| Реакции элиминирования, изомеризации.
| Типы химических связей в молекулах органических соединений.
|
| § 9 упр.4-6 с. 71
|
|
|
№ 11
(6)
| Решение задач на вывод формул
|
|
|
|
|
|
|
№ 12
(7)
| Повторение и обобщение по теме «Строение и классификация органических соединений».
|
|
| §1- 9
|
|
|
№ 13
(4)
| Контрольная работа № 1 по теме «Строение и классификация органических соединений».
|
|
|
|
|
| |