Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005





Скачать 460.83 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005
страница1/9
Дата публикации08.03.2016
Размер460.83 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Химия > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Анемии у детей



Методические указания для студентов-иностранцев

и врачей-интернов

Харьков ХГМУ 2005



Анемии – это самая распространенная, разнообразная по этиологии и патогенезу группа заболеваний крови у детей. Гемопоэз отличается возрастной изменчивостью показателей гемограммы, иммунограммы, гемостаза и необычной реакцией на различные воздействия эндогенного и экзогенного характера. Дефицитные анемии являются самыми распространенными среди указанной нозологии. По данным экспертов ВОЗ у 20 % населения земного шара выявляют железодефицитную анемию ( ЖДА). Так, в Украине частота железодефицитных анемий (ЖДА) варьирует от 24 до 41,5%. Удельный вес гемолитических анемий составляет 11,5 % . Апластические анемии встречаются значительно реже, но являются наиболее злокачественными. Их частота у детей составляет 6-10 случаев на 1000000 детского населения в год. За последние годы накоплен богатый клинический опыт, уточнены вопросы патогенеза, разработаны приемлемые и доступные методы диагностики и схемы терапии детей с различными видами анемий.
Анемии – патологические состояния, характеризующееся снижением гемоглобина в единице объема крови (менее 110 г/л у детей до 6 лет и менее 120 г/л старше 6 лет ), чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов ( менее 4.0 Х10 12) и показателя гематокрита ( ниже 35%) в единице объема крови.

Эритроциты и находящийся в них гемоглобин выполняют важную функцию транспортировки кислорода к тканям. Уменьшение количества эритроцитов и Hb обуславливает недостаточное обеспечение тканей кислородом. При этом имеет значение не только степень тяжести анемии , но и быстрота ее развития , выраженность адаптации организма к изменившимся условиям.

По ведущему механизму возникновения анемии делят на 4 большие группы.
Классификация анемий

(по ведущему механизму их возникновения)
I.Постгеморрагические анемии (вследствие как наружных, так и внутренних кровопотерь):

1. Острые.

2. Хронические.

II. Анемии вследствие недостаточности эритропоэза:

1. Наследственные апластические анемии:

А. Панцитопения (в сочетании с врожденными пороками развития – тип Фанкони; без врожденных аномалий - тип Эстрена-Дамешека);

Б. С парциальным поражением эритроидного ростка (анемия Блекфена- Дайемонда).

2.Приобретенные апластические анемии:

А.С панцитопенией (острая, подострая, хронические формы);

Б.С парциальным поражением эритропоэза, в том числе транзиторная

эритробластопения младенцев.

3.Дизэритропоэтические анемии (наследственные и приобретенные).

4.Сидеробластные анемии (наследственная, приобретенные).

5.Дефицитные анемии (анемии вследствие дефицита специфических факторов):

А. Мегалобластические анемии

а) фолиеводефицитные (недостаток в питании или мальабсорбция);

б) витамин B12 - дефицитные (мальабсорбция или нарушение транспорта);

в) оротовая ацидурия.

Б. Микроцитарные анемии:

а) железодефицитные;

б) медьдефицитные;

в)отравления свинцом;

г) синдром талассемии (бессимптомное носительство гена талассемии).

6. Физиологическая анемия младенцев.

7. Ранняя анемия недоношенных.

Ш. Гемолитические анемии:

1. Наследственные:

A. Мембранопатии:

а) дефицит или нарушение структуры белка мембраны (микросфероцитоз, овалоцитоз- эллиптоцитоз, пиропойкилоцитоз, стоматоцитоз, ксероцитоз);

б) нарушение липидов мембраны (акантоцидоз и др.)

Б. Ферментопатии (нарушения активности ферментов пентозофосфатного шунта, гликолитического цикла, обмена нуклеотидов, глютатиона).

B. Дефекты структуры цепей глобина (гемоглобинопатии S, С, D, Б и др., нестабильные гемоглобины) и синтеза цепей глобина (талассемии), смешанные формы.

2. Приобретенные:

A. Иммунопатологические (изоиммунные - гемолитическая болезнь новорожденных, переливание несовместимой крови; аутоиммунные; гаптеновые; медикаментозные).

Б. Инфекционные (бактериальные, цитомегаловирусная и другие вирусные, паразитарные).

B. Витаминодефицитные (В-витамидодефицитная анемия недоношенных).

Г. Токсические (отравления тяжелыми металлами и другими химическими веществами, оксидантами).

Д. Болезнь Маркьяфавы-Микеле (пароксизмальная ночная гемоглобинурия).

Е. ДВС- синдром разной этиологии и механическое повреждение эритроцитов.

IV. Анемии смешанного генеза:

A. При острых инфекциях, сепсисе.

Б. При ожогах.

B. При опухолях и лейкозах.

Г. При эндокринопатиях.
Безусловно, данная классификация учитывает лишь ведущий патогенети­ческий признак. Во многих случаях одну и ту же анемию можно отнести к разным группам. Например, эритропоэз неадекватен и при талассемиях, и при макроцитарных витамин В12-дефицитных анемиях, а при панцитопении Фанкони укорочена продолжительность жизни эритроцитов. Хроническая постгеморрагическая анемия по патогенезу — железодефицитная. При хронических инфекционных и воспалительных заболеваниях повышено потребление же­леза ретикулоэндотелиальными клетками и также развивается железодефицитная анемия, лечение препаратами железа в данном случае оказывает минимальное влияние на гемопоэз.

Клинические проявления зависят и выраженность анемии зависят от этиологии и скорости анемии, а также от адаптационных возможностей организма ребёнка. Вследствие понижения содержания эритроцитов и гемоглобина в крови возникают симптомы, обусловленные тканевой гипоксией . Больные жалуются на слабость, вялость, шум в ушах, головокружение, снижение работоспособности, бессонницу или сонливость. Наряду с общими симптомами, каждый вариант анемии имеет свои характерные (специфические) симптомы (сидоропенический синдром - при железодефицитной анемии, желтуха - при гемолитических анемиях, неврологические нарушения - при В12 – дефицитных анемиях , геморрагический синдром - при апластической анемии).

Важное значение в дифференциальной диагностике анемий состоянии имеют данные анамнеза. При сборе анамнеза следует уточнить следующие вопросы:

  • сроки возникновения и скорость прогрессирования анемии. Как правило, наследственные анемии манифестируют в раннем воздасте. Длительно текущая анемия или наличие кризов в течении многих лет также предполагают наследственный характер процесса.

  • сведения об особенностях течения беременности у матери, наличие гестоза, угроз срыва, медикаментозное лечение у матери во время беременности, вредности производства, вредные привычки;

  • характер диеты и жилищно-бытовых условий;

  • возможность хронической кровопотери (кровотечения из ЖКТ, нарушения менструального цикла);

  • наличие эпизодов гемолиза у родителей, ближайших родственников;

  • характер вскармливания ребенка, так как нерациональное питание может привести к формированию анемий, особенно у детей первого года жизни;

  • возможность контакта детей с различными токсинами и ядами (ртуть, бензин, свинец, пестициды);

  • важна информация о наследственности – наличие у родственников анемии, желтухи, здоровье других детей в семье, наличие близкородственных браков;

Существенны результаты физикального обследования больного. Последний и не является решающим в установлении вида анемии, однако фокусирование внимания на выявление определенных признаков и их предварительная трактовка дают предпосылки для постановки диагноза.

Кожные покровы и слизистые оболочки

Бледность кожи и слизистых оболочек, не сочетающаяся с другими изменениями, вызывает предположение о негемолитическом характере анемии; бледность в сочетании с лёгкой иктеричностью присуща клинической картине гемолитической анемии; а бледность кожи наряду с геморрагической сыпью (петехии, пурпуры) предполагает нарушения, ассоциированные с тромбоцитопенией (гипо- и апластические анемии). Сухость, трофические нарушения кожи и её придатков наиболее характерны для дефицитной анемии. Сглаженность сосочков языка (лакированный язык) встречается у больных с мегалобластными анемиями и тяжёлой ЖДА. Гингивиты, стоматиты, глосситы могут сопровождать ЖДА.

Лимфатическая система

Выраженная лимфоаденопатия не характерна для анемии как основного заболевания, а предполагает возможность диагностики анемического синдрома при других заболеваниях, таких как лейкоз, лимфома или инфекционных заболеваний, протекающих с поражением лимфатических узлов (туберкулёз, СПИД, токсоплазмоз и др.).

Сердечно-сосудистая система

Тахикардия, появление систолического шума функционального характера с оптимумом на верхушке, приглушенность сердечных тонов, расширение границ сердца влево могут стать результатом тяжёлого и длительного течения анемии.

Органы ЖКТ

Гепатоспленомегалия характерна для наследственных и аутоиммунных (длительно текущих) гемолитических анемий.

Нервная система

Атаксия, парастезии, клонус, появление патологических рефлексов (например, Бабинского) возникают вследствие дорсолатеральных дегенеративных изменений в спинном мозге и присущи больным с В12 – дефицитной анемей.
Инициальную лабораторную диагностику анемий следует начинать с :

  1. Развернутый клинический анализ крови с подсчетом эритроцитарных индексов;

  2. Определение количества ретикулоцитов;

  3. Оценка периферического мазка крови.


Скрининговыми лабораторными дифференциально-диагностическими критериями при анемиях являются:

  • уровень эритроцитов и гемоглобина;

  • уровень ретикулоцитов;

  • цветовой показатель;

  • эритроцитарные индексы (MCV,MCH,RDW);

  • морфологические особенности эритроцитов (по мазку периферической крови).


Эритроцитарные индексы
МСV (mean corpuscular volume)- средний объем эритроцитов, измеряемый в фемтолитрах - фл (фл=10-15). Нормальная величина MCV от 80 до 100 фл. Низкое значение MCV подразумевает микроцитарную анемию, высокое значение MCV- макроцитарную анемию.

МСН (mean corpuscular hemoglobin)- средний уровень гемоглобина в эритроците, измеряемых в пикограммах ( пг = 10-12), который получают путем деления уровня гемоглобина в литре крови на число эритроцитов в литре крови. Нормальные величины - 27-32 пг/эритроцит. Низкие значения МСН подразумевают гипохромную анемию, высокие показатели МСН - гиперхромную анемию.

RDW (red cell distribution width) - показатель распределения эритроцитов по объему, показатель степени анизоцитоза (ПСА), нормальные величины 13,5± 1.5 %. Рассчитывают путем деления стандартного отклонения среднего объема на величину среднего объема у больного и умножают на 100.

В соответствии с эритроцитарными индексами выделяют: микроцитарные анемии (MCV менее 75 фл), нормоцитарные (MCV 75-100 фл) и макроцитарные (MCV бо­лее 100 фл).

В зависимости от концентрации гемоглобина и количества эритроцитов в единице объема крови выделяют три степени анемий (табл. N 1).

Таблица N 1

Классификация анемий по степени тяжести


Лёгкая

Hb 91-110 г/л (для детей до 6 лет)

Hb 91-120 г/л (для детей > 6 лет)

Эритроциты 3-3,5 х 1012

Средней тяжести

Hb 71-90 г/л

Эритроциты 2,5-3 х 1012

Тяжелая

Hb менее 70г/л

Эритроциты менее 2,5 х 1012


В зависимости от значения цветового показателя выделяют три формы анемии:
Классификация анемий по цветовому показателю


  • нормохромные – ЦП = 0,85 – 1,05

(острые постгеморрагические, гемолитические, гипопластические анемии)

  • гипохромные – ЦП < 0,85

(железодефицитная, хр. постгеморрагическая, сидеробластная, талассемия)

  • гиперхромные – ЦП > 1,05

12 – дефицитная, фолиеводефицитная, подострая и хроническая апластическая)

Ценным диагностическим критерием является количество ретикулоцитов.
Классификация анемий в зависимости от уровня ретикулоцитов в периферической крови
1.Регенераторные анемии (уровень ретикулоцитов 6 - 12 %о)

- дефицит специфических факторов, необходимых для продукции эритроцитов (например, ЖДА)

- нарушение продукции эритропоэтина (например, при хронических заболеваниях почек)

- сочетание предыдущих состояний

2.Гиперрегенераторные анемии ( уровень ретикулоцитов более 12 %о)

- гемолиз

- острая кровопотеря

3. Гипорегенераторные анемии( уровень ретикулоцитов 0-3%о)

- серьезные заболевания костного мозга (гипо- и апластические анемии, замещение эритроцитарных предшественников лейкемическими клетками при лейкозах)

  • депрессия эритроцитопоэза под действием инфекционных агентов, токсинов, лекарственных препаратов.


Алгоритмы диагностики анемий с учетом эритроцитарных индексов представлены на

рис.N 1,2,3,4.

Дефицитные анемии

Наиболее распространенной анемией у детей является железодифицитная анемия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодическое пособие для студентов старших курсов, интернов, ординаторов и практикующих врачей

Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодическое пособие для студентов старших курсов, интернов, ординаторов и практикующих врачей

Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических...
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодические рекомендации для студентов
Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей-инфекционистов и врачей общей практики
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодические указания по организации и проведению интернатуры для...
Методические указания предназначены для провизоров-интернов и руководителей интернатуры
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансы предприятия»
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансы предприятия» для студентов специальностей 050104 «Финансы»,...
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодические указания для студентов специальности 080105 (060400) "Финансы и кредит" Пенза 2005
Методические указания предназначены для ис­пользования студентами в процессе дипломного проектирования, для руководителей и рецензентов...
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодическое пособие для студентов старших курсов, интернов, ординаторов и практикующих врачей
Цель: Изучение патогенеза, клинической картины, методов диагностики и лечения острого аппендицита и его осложнений
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМиома матки
Миома матки (Методическое пособие для студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей)
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconУчебное пособие для студентов 6-го курса и врачей-интернов Волгоград, 2001 г
Целевые задачи: Студент должен разобраться в этиологии и патогенетических механизмах формирования мочевого синдрома и назначить адекватную...
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодические указания для интернов Специальности (направлению подготовки) «Фтизиатрия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодические указания для интернов №1 Специальности «Стоматология общей практики»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconТемы рефератов для врачей – интернов
Кардиомиопатия: определение, этиология, классификация, клиника, диагностика, лечение
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодические указания для клинических интернов к практическому и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные...
Методические указания для студентов-иностранцев и врачей-интернов Харьков хгму 2005 iconМетодическое пособие для студентов старших курсов, интернов, ординаторов и практикующих врачей
Общие сведения. Анатомия пищеварительного тракта, висцеральных ветвей брюшной аорты и портальной системы. Физиология пищеварения....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск