Скачать 80.72 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углублённым изучением отдельных предметов» Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках химии в кадетских классах. Из опыта работы. Маликова Т.И. – учитель химии Старый Оскол 2010 год В 90-е годы для поднятия интереса подрастающего поколения к службе в вооружённых силах, защите Отечества, воспитания патриотического духа у юношей, в России начали возрождаться кадетские корпуса. Одним из них стал в сентябре 1995 г. при школе №19 корпус «Виктория». Создание таких классов призвано решить проблемы профилизации и профессионального самоопределения выпускников, способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности, способной к осознанному самоопределению. Заключены договоры с Серпуховским военным институтом ракетных войск, Рязанским военным институтом автомобильных войск, которые предполагают согласование учебных планов по предметам, являющимся основой для поступления в вузы и успешного обучения в них. Работая в этих классах, приходится сталкиваться с рядом проблем, обусловленных контингентом обучающихся. Классы сформированы только из мальчиков. У ребят складывается определённый поведенческий стиль, состоящий из максимализма, нетерпимости и жестокости. Поэтому учителем на практике пришлось апробировать различные методики не только обучения, но и разрешения часто возникающих конфликтов: сплочение коллектива, развитие навыков общения, умение постоять за себя, самоутвердиться в среде сверстников, Поэтому в системе личностно-ориентированного обучения учащихся данного профиля существенно меняется функция урока, форма его проведения. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки тоже проводятся), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. При этом кадеты не только слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают своё мнение, свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. Учитывая тесную связь химии с жизнью, приходится часто обращаться к классу с вопросами типа: «Что вы знаете об этом?» «Какие свойства, признаки могли бы назвать, перечислить?» «Где, по вашему мнению, могут быть использованы те или иные вещества?» Ребята кадеты охотно вступают в диалог, высказывают предположения, в ходе беседы активно отстаивают свою точку зрения, не боясь при этом неправильных предположений и высказываний. В ходе такой беседы проявляются разные позиции, точки зрения, взгляды, выделив которые затем приходится «отрабатывать» с позиции дидактических целей. Ребята не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно-значимым смыслам, ценностям. В ходе урока приходится вместе с детьми осуществлять равноправную работу по поиску и отбору содержания знания, которое подлежит усвоению. При этом усваиваемое знание не «обезличено» а становится личностно значимым. В наши дни роль химии в нашей жизни очень велика. Много хороших дел на её счету, но она одновременно может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. Поэтому на уроках химии в кадетских классах приходится использовать сведения о химических веществах применяемых в военном деле, в современной военной технике, а в классах кадет-спасателей сведения об аварийно-химических веществах; раскрывать характерные особенности возникновения чрезвычайных ситуаций, правила поведения и защиты населения в зонах химического заражения. Далее я кратко остановлюсь на тех разделах курса химии, которые можно и нужно использовать с этой целью. При изучении темы «Кислород» учащихся кадетских классов более подробно знакомлю с оксиликвитами – взрывоопасными смесями любой пористой массы с жидким кислородом. Оксиликвиты использовались во время первой мировой войны вместо динамита. В настоящее время их применяют в основном в горной промышленности для взрывных работ. В теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома», рассматривая состав атомных ядер и изотопы, знакомлю учащихся с применением изотопов водорода дейтерия и трития для изготовления ядерного оружия, рассказываю о страшной разрушительной силе его. Оно одновременно и разрушает, и сжигает, и отравляет, и оставляет после своего применения на длительное время заражённой окружающую среду. При изучении вопроса о применении галогенов и их природных соединений говорю об использовании хлора в качестве отравляющего вещества в годы первой мировой войны. Это химическое оружие немцы впервые применили в 1915 году против французских и английских войск, а затем применяли хлор в качестве отравляющего вещества и против русской армии. При изучении темы «Азот и его соединения» обращаю внимание на то что на основе азотной кислоты получают ряд сильных взрывчатых веществ: нитроглицерин и динамит, нитроклетчатку (пироксилин),тринитрофенол (пикриновую кислоту), тринитротолуол. При это с целью актуализации и включения субъектного опыта использую образную информацию через стихотворные строки. Например, о нитроглицерине В.Шаламова: Я пью его в мельчайших дозах На сахар капаю раствор, А он способен бросить в воздух Любую из ближайших вод. Рассматривая применение нитратов, предлагаю кадетам подготовить сообщение об истории открытия и применения чёрного или дымного пороха – взрывчатой смеси нитрата калия с серой и углём. Рассматривая свойства оксида углерода (II) отмечаю, что в годы великой отечественной войны фашисты использовали его для массового уничтожения наших граждан в машинах – «душегубках». Можно сообщить также, что при взаимодействии оксида углерода (II) с хлором получают фосген COCl2 – сильное отравляющее вещество удушающего действия. При изучении темы «Металлы» используем сведения о применении металлов в военном деле, в технике. На каждом уроке посвящённом металлам отводится небольшое время для рубрики «Металлы на службе Отечеству». Информация для данной рубрики подбирается самими кадетами. Ребята с удовольствием используют дополнительную литературу для подготовки сообщений по определённой тематике. Например, важно отметить, что литий с водородом образует гидрид. В годы великой отечественной войны гидрид лития имел большое стратегическое значение. Он бурно реагирует с водой, образуя большой объём водорода. Водород использовался для заполнения аэростатов и спасательного снаряжения, при авариях самолётов и судов. Литий используется для изготовления трассирующих пуль и снарядов. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха. Говоря о свойствах магния, можно указать на использование его для изготовления сигнальных и осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. На основе магния с добавками алюминия, цинка, марганца, титана изготавливают прочные сверхлёгкие, коррозионно-стойкие сплавы для авиации, и космической техники. Сплавы бериллия используются также в космической и авиационной технике; такое же применение имеют сплавы на основе алюминия. В истории цивилизации особое место среди всех металлов занимают железо и его сплавы – чугун и сталь. Высокопрочные легированные стали идут на изготовление танков, орудий, миномётов. Изучаем применение синтетических высокомолекулярных веществ и полимерных материалов, также отмечаем, что многие полимеры используются в конструкциях вооружения и военной технике. Например, пластмассы широко применяют в ракетной технике. В конструкциях воздушно-реактивных двигателей применяют текстолит, стеклопластик и другие композиционные материалы. В классах кадет спасателей особое внимание обращаю на аварийно-химические опасные вещества; азотная кислота, аммиак, водород хлористый, водород фтористый, диметиламин, метиламин, оксиды этилена, сероводород, сероуглерод, формальдегид и другие. Изучая эти вещества, даём им характеристику, действия на живые организмы, ПДК в воздухе рабочей зоны, способы и условия хранения. Знакомим учащихся с типовыми химическими авариями и их классификациями. Кроме того, учитывая специфику работы в этих классах, использую для решения задачи с военно-прикладным содержанием. Постепенно, используя различные источники, делаю подборку таких задач по разделам программы. Задача. Какое количество фенола необходимо подвергнуть нитрованию для получения 1 тонны пикриновой кислоты, выход которой составляет 70% от теоретически возможного. Задача. Какое количество толуола и азотной кислоты потребуется для получения 340.5 грамм тола, что составляет 75% от теоретического выхода. Задача. Определить объём метана и хлора вступивших в реакцию, если образовалось 308кг четырёххлористого углерода, применяемого в воен- ном деле в качестве растворителя. Задача. Дымный порох состоит из 75% селитры, 15% угля и 10%серы. сколько селитры, угля и серы потребуется для приготовления 120кг дымового пороха. Следует отметить, что использование дополнительной информации прикладного характера в классах кадет способствует пробуждению интереса к предмету, работает на формирование образа химии. Ведь образ химии – это не куча бессмысленных формул. Образ химии – это чувство вещества, создаваемое через формулы и название. Образная информация, использование игровых форм, ассоциаций, аналогий, стихотворных строк и других форм обучения глубже «впечатывается» в мозг, уходя в подсознание; создаёт условия для размышления над проблемой; повышает активность в учении, а значит и интерес к познанию; развивает личностно смысловое отношение к изучению химии. Всё это направлено на развитие личности, раскрытие её возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, формирования компетенций. Личностно-ориентированное обучение, несомненно, имеет очень большое преимущество и для детей, и для учителей, и для родителей. На уроке создаётся доброжелательная обстановка, которая оказывает положительное воздействие на психику ребёнка, на его эмоциональный настрой. Использование достижений современной психологии позволяет не только успеваемость, но и отношения с обучающимися. Вовлечь в познавательный вопрос всех, вести работу, направленную на развитие личности, раскрытие её возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие личности при этом идёт не только путём овладения нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Внедрение в практику преподавания химии описанных выше методик и методических приёмов оказывает позитивное влияние на формирование ключевых компетентностей школьников. Компетентность в рамках темы опыта, прежде всего, обозначает уровень образованности, оценить степень сформированности которого можно по нескольким критериям. Исследуя уровень сформированности знаний, можно сделать вывод, что выпускники школы в целом владеют умениями характеризовать и объяснять химические явления и свойства веществ; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основании экспериментальных данных; приводить примеры практического использования полученных знаний. для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознано выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, опорный конспект и т.д.). |
Марий Эл «Профессиональное училище №15» Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках литературы в условиях реализации образовательных программ | Анализ воспитательной работы моу «Большерагозинская основная общеобразовательная... Общешкольная методическая тема: «Личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении». Исходя из общешкольной методической... | ||
Проблемно ориентированный анализ Тема научно-методической работы мо: Личностно-ориентированный подход в обучении технологии, музыке, изо и становлении самостоятельной,... | Среднего профессионального образования «трубчевский автомеханический... «Личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» | ||
Личностно-ориентированный образовательный подход на уроках английского языка Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный... | ||
Личностно-ориентированный подход Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009 | Тема: «Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности... Тема: «Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего... | ||
Урока по французскому языку в 5 классе (1 год обучения) Используемые технологии: игровая деятельность, ситуативные упражнения, личностно-ориентированный подход | Самообразовательная работа над темой учителя Личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию обучающихся с использованием современных образовательных технологий | ||
План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла «Личностно-ориентированный подход в обучении с использованием современных педагогических технологий» | Мкоу «Сторожевская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области «Личностно-ориентированный подход в обучении с использованием современных педагогических технологий» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В основу гуманистического воспитания школы положен личностно-ориентированный подход | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обсуждение методической темы школы «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании» | ||
1. Дошкольная педагогика как наука Основные понятия дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, гуманизация, личностно-ориентированный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В школе реализуется личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, сложилась определенная модель работы образовательного... |