Программа предметно-ориентированного курса «Растворы»





Скачать 118.83 Kb.
НазваниеПрограмма предметно-ориентированного курса «Растворы»
Дата публикации25.09.2013
Размер118.83 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
Рабочая программа предметно-ориентированного курса «Растворы»

Автор: Кочеткова Наталья Егоровна, учитель химии и биологии, МОУ ООШ №3 г. Камешково, Владимирской области

Целевая аудитория: учащиеся 9 класса.

Аннотация: Содержание рабочей программы предметно-ориентированного курса «Растворы» направлено на реализацию интереса обучающихся к химии и успешное усвоение профильной программы. Данный курс реализует личностно-деятельностный подход в обучении химии на основе проектной деятельности учащихся. В программу включены практические работы, позволяющие совершенствовать умения работать с химическим оборудованием, реактивами, делать выводы в ходе эксперимента. Программа включает:

  1. Титульный лист (название программы)

  2. Пояснительную записку

  3. Формы и методы проведения занятий

  4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

  5. Формы контроля

  6. Содержание тем учебного курса

  7. Тематическое планирование

  8. Список литературы

  9. Приложения: дидактический материал к практическим работам.

Данная разработка может быть использована другими учителями-предметниками общеобразовательных школ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

г. Камешково Владимирской области

Утверждаю

Директор МОУ ООШ №3

Приказ № ____

«___»___________ 20___г.



Рабочая программа предметно-ориентированного курса «Растворы»

9 класс

(17 часов)

Учитель химии: Кочеткова Н. Е.

2013 г

Пояснительная записка

      В федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по химии на изучение темы «Растворы» (растворение, гидратация,  кристаллогидраты, растворимость веществ в воде, теория электролитической диссоциации и т.д.) отводится 5 часов учебного времени, при этом рассматриваются в основном водные растворы, а темы «Вода» вообще нет. Этого явно недостаточно, чтобы сформировать полноценные глубокие знания и закрепить  необходимые умения и навыки по столь важной теме.

Содержание курса «Растворы» направлено на реализацию интереса обучающихся к химии, успешное усвоение профильной программы, создание базы для ориентации в мире современных профессий.

Данный курс помогает углубить знания учащихся по теме, способствует практическому применению количественных понятий, позволяет ввести комплекс расчетных задач, необходимых для обучающихся 9 классов, выбравших естественно-научный профиль.

Данный элективный курс реализует личностно – деятельностный подход в обучении химии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизация знаний, требует  обращения учащихся к их субъектному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме  «Растворы» (гидролиз). Кроме этого программа имеет практическую направленность, в неё включены практические работы, позволяющие не только закрепить и отработать   навыки по проведению качественных реакций, совершенствовать умения работать  с химическим оборудованием, реактивами, но и важную роль играют результаты,  выводы  и конкретные дела, сделанные в ходе эксперимента.

Целями курса являются формирование и развитие у учащихся:

-современных представлений о свойствах воды,  растворах, их  роли в природе,  промышленности и повседневной жизни;

-познавательных и практических умений: самостоятельная работа с дополнительной литературой, проведения лабораторных опытов и химического эксперимента,

-решения расчётных задач;

-интереса к  химии для мотивации учебной деятельности;

-углубление и расширение знаний учащихся по теме. 

Задачи курса:

  • Расширить и систематизировать знания учащихся о видах растворов, качественной и количественной характеристиках растворов

  • Познакомить с теориями образования растворов

  • Продолжить развитие умений решать расчетные задачи, выполнять химический эксперимент в соответствии с требованиями техники безопасности

  • Развивать навыки исследовательской деятельности

  • Развивать учебно-коммуникативные навыки

Формы и методы проведения занятий:

-  лекция;

-  лекция с элементами беседы, обсуждения, комментирования, анализа;

-  рассуждение на основе алгоритма;

-  практикум, тренинг, семинар;

-  исследовательские лабораторные работы;

-  мультимедийная презентация, просмотр фрагментов учебных видеофильмов;

-  работа в малых группах;

-  самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

В процессе реализации данной программы применяются  следующие образовательные технологии:

-  технология личностно - ориентированного обучения;

-  выравнивающе - развивающая технология;

-  информационно-коммуникационная технология.
Требования к знаниям и умениям учащихся.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • Понятия «раствор». «виды растворов», «растворимое вещество», «растворитель», «растворимость», «коллоиды»

  • Качественные и количественные характеристики растворов

  • Факторы, влияющие на растворимость веществ.

Учащиеся должны уметь:

  • Решать расчетные задачи по количественным характеристикам растворов

  • Выполнять эксперимент по инструктивным картам

  • Составлять инструктивные карты к эксперименту

  • Регистрировать полученную информацию и обрабатывать ее

  • Работать в группе

Формы контроля: тесты, проверочные работы, контрольные работы, практические работы.

Содержание программы

Введение – 1 ч.

Цели и задачи курса, значимость данного курса

Дисперсные системы – 1 ч.

Дисперсные системы и растворы. Дисперсная фаза и дисперсная среда; значение дисперсных систем в повседневной жизни и природе. Взвеси, эмульсии, суспензии, аэрозоли.

Истинные растворы – 12 ч.

Вода – простая жидкость или сложное вещество? Растворимость газов, жидкостей, твердых веществ, зависимость растворимости от различных факторов

Практическая работа «Зависимость растворимости веществ от температуры, природы растворяемого вещества»

Природа растворов, теории образования растворов. Процессы, происходящие с веществами при растворении. Кристаллогидраты, решение расчётных задач на вывод формул кристаллогидратов.

Виды растворов. Ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные растворы. Вещества легко растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые. Кривые растворимости. Домашняя практическая работа «Кристаллы – большие и маленькие»

Качественные и количественные характеристики растворов. Массовая доля растворённого вещества. Молярная концентрация и смешивание растворов с разной концентрацией.

Решение задач по теме «Количественная характеристика растворов». Решение задач на выпаривание, разбавление, смешивание растворов, определение коэффициента растворимости вещества.

Решение задач по алгоритму.Составление таблицы – справочника основных формул характеристики растворов

Решение задач повышенного уровня сложности.

Практическая работа «Приготовление растворов заданной концентрации».

Коллоидные растворы – 2 ч.

Презентация «Коллоидные растворы, их значение в жизни человека»

Практическая работа «Получение и исследование свойств коллоидных растворов».

Заключительное занятие – 1 ч.

Итоговый зачёт: тест, решение расчётных задач, выполнение практической работы, презентация работ по теме «Растворы»

Курс рассчитан на 17 учебных часов и состоит из четырёх тематических разделов и итогового занятия.

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

лекции

Прак.

занятия

семинары

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I

Введение

1

1







Конспект лекции

II

Дисперсные системы

1

1







Конспект лекции, презентация

III

Истинные растворы

12

6

2

3




1

Растворимость газов, жидкостей, твердых веществ, зависимость растворимости от различных факторов



1

0,5

0,5

Дем. эксперим.




Тезисы. Отчет об эксперименте

2

Практическая работа «Зависимость растворимости веществ от температуры, природы растворяемого вещества»

1




1




Отчет по практической работе

3

Природа растворов, теории образования растворов

1

0,5




0,5

Конспект, реш. задач. на вывод формул.

4

Виды растворов

1

1







Отчёт о домаш. эксперименте

5

Качественные и количественные характеристики растворов

1

1







Проверочная работа

6

Решение задач по теме «Количественная хар-ка растворов»

2

1

1




Решение задач

7

Решение задач по алгоритму

Составление таблицы – справочника основных формул характеристики растворов

2







2

Составление таблицы-справочника

8

Решение задач повышенного уровня сложности

1







1

Решение задач

9

Контроль знаний и умений

1










Проверочная работа

10

Практическая работа «Приготовление растворовзаданной концентрации»

1




1




Отчет о практической работе

IV

Коллоидные растворы

2

1

1







1

Коллоидные растворы

1

1







конспект

2

Практическая работа «Получение и исследование свойств коллоидных растворов»

1




1




Отчет о практической работе

V

Заключительное занятие

1













1

Итоговый зачет

1










Тест, решение расчетных задач, выполнение практической работы

Всего – 17 часов

Литература

1.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 Класс.- М.:Блик плюс,2007.

2.Егоров А.С. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в Вузы.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в Вузы.-М.:Экзамен.Оникс 21 век, 2005.

4.Рудзитес Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия.11 класс.-М.:Просвещение, 2008.

5.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Пособие по химии для поступающих в Вузы.-М.:Новая волна, 2006.

Приложение

Инструктивные карты к приготовлению растворов

Инструктивная карта №1

«Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией»

Задание. Приготовить 50 мл 0,2 М раствора соды Na2CO3

Этап

Действия или расчеты

1. Расчет массы соды:

Дано:

С м (Na2CO3) = 0.2 моль/л

V р-ра = 50 мл = 0,05 л

Решение

n (Na2CO3) = Cm * V р-ра

m (Na2 CO3) = M* n

Расчеты:

n (Na2СO3) = 0,2 моль/л * 0,05 л = 0,01 моль

m (Na2CO3) = 106 г/моль * 0,01 моль = 1,06 г.

Ответ: m (Na2CO3) = 1,06 г.


m (Na2CO3) - ?

М (Na2CO3) = 106 г/моль

Взвесить 1,06г. соды





3. Поместить соду в мерную колбу, добавить воду до метки (сначала до 1/3 объема колбы, постепенно растворяя соду, затем до метки.)




4. Размешать стеклянной палочкой

до полного растворения




5. Изготовить этикетку с информацией о растворе.





Инструктивная карта №2

«Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества».

Задание. Приготовить 50 г. 10%-го раствора поваренной соли NaCl.

Этап

Действия или расчеты

1. Расчет массы соли и воды:

Дано:

m р-ра = 50 г.

w % = 10%

Решение

m соли = w % * m р-ра

100%

m воды = m р-ра – m соли

Расчеты:

m соли = 10 % * 50 г

100% = 5 г.

m воды = 50 г – 5 г. = 45 г


m соли - ?

m воды - ?

Взвешивание соли и измерение объема воды

(mH2O = V H2O)





3. Приготовление раствора NaCl с заданной w%




4. Измерение объема раствора

полученный раствор перелить в мерный цилиндр и измерить объем раствора


  1. Рассчитать плотность раствора по формуле

m р-ра

p = V р-ра


50 г

p = объем р-ра


  1. Изготовить этикетку.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconСоставитель: Гаар Е. В., учитель
Программа предметно-ориентированного курса «Учимся писать реферат» предназначена для профильной подготовки учащихся 9-х классов....
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconПрограмма предметно-ориентированного курса Решение творческих
Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconМетодическая разработка открытого урока по химии в 8 «Б» классе Тема «Соли в свете тэд»
Оборудование и реактивы: кристаллическая и питьевая сода – Na2CO3, Nahco3, (CuOH)2CO3 – малахит; растворы солей – (NH4)2SO4, Fe2(SO4)3,...
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconМинистерство здравоохранения российской федерации государственный...
...
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconПрограмма и дидактические материалы предметно-ориентированного курса...
Автор: Н. В. Медведева, учитель математики моу «Чуровская сош» Шекснинского муниципального района
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconПрограмма и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 г. Томска
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: алюминий, образцы соединений алюминия, кислоты серная, соляная, азотная (растворы и концентрированные), разбавленные...
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconПрограмма элективного курса: Основы права
Вид курса: предметно-ориентированный. Теоретические занятия курса гармонично сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже...
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconПервый параграф
Растворы, содержащие ионы водорода, имеют кислую среду. Такие растворы называют кислотными, и чем больше ионов H+ они содержат, тем...
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconИтоговый тест по географии в 8 классе
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconФормирование предметно-деятельностной компетенции учащихся на уроках географии
Предметно-деятельностная компетенция предполагает овладение необходимыми знаниями и способами деятельности в рамках отдельных учебных...
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconУрок географии в 6 классе. Тема: Географические координаты
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный видеоматериал демонстрирует опыт построения предметно-развивающей среды в группе в соответствии с федеральными государственными...
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconДидактическое пособие по английскому языку «Презентация проекта» для студентов III курса
«Введение в специальность» для студентов 2 курса и является, таким образом, второй, заключительной, частью дидактического обеспечения...
Программа предметно-ориентированного курса «Растворы» iconПояснительная записка. Основное содержание. Требования к уровню подготовки...
Курс является предметно-ориентированным. Для освоения курса необходимы базовые знания по курсу планиметрии основной школы. Содержание...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск