Концепции Современного Естествознания
Преподаватель Рыжиков В.Н. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
По курсу «Концепции современного естествознания» студенты выполняют контрольную работу. Она выполняется с целью лучшего усвоения материала и одновременно для контроля со стороны преподавателя за ходом самостоятельной работы студентов. Ответы на вопросы контрольного задания должны быть полными и исчерпывать их содержание.
Не допускаются дословные выписки из литературных источников, т. е. студент должен усвоить учебный материал, а затем излагать его своими словами. При цитировании необходимо указать фамилию, инициалы автора, название произведения, место и год издания. Полное библиографическое описание источника обязательно должно включаться в список использованной литературы.
Текст можно иллюстрировать схемами, рисунками, таблицами и пр.
Общий объем одной контрольной работы примерно 10–15 страниц рукописного текста, однако рецензент в первую очередь отмечает степень, полноту раскрытия вопросов, использование иллюстраций, а также осознанность и понимание студентом выполненной работы.
Контрольное задание включает в себя выполнение вопросов по истории науки и основ науковедения, а также физической картины мира, раскрывает химическую и биологическую картину мира, а также сущность человека и современных проблем его жизнедеятельности. Таким образом, в контрольной работе надо осветить по четыре вопроса.
ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
Наука как феномен культуры. Цель и задачи науки.
Механическая картина мира, ее основное содержание.
Химическая картина мира, ее содержание.
Происхождение человека. Эволюция человека.
Вариант 2
Критерии научности.
Становление современной физической картины мира.
Открытие основных законов химии.
Человечество и биосфера Земли.
Вариант 3
Научное знание и его различные аспекты.
Понятие физической картины мира.
Основные этапы развития химии и их характеристика.
Биологическая и социальная роль человека.
Вариант 4
Сциентизм как мировоззрение и его роль в становлении современной цивилизации.
Электромагнитная картина мира.
Роль алхимии в становлении химии.
Ноосфера – будущее человечества. Проблемы и пути перехода к ноосфере.
Вариант 5
Научные понятия и способ их образования.
Квантовая механика.
Теория флогистона, закон сохранения массы Лавуазье, теория Дальтона, работы Берцелиуса, Менделеева и их роль в развитии химии.
Биосфера и ее живое существо.
Вариант 6
Научные теории – основная форма научного знания. Классификации научных теорий.
Основные положения теории относительности.
Учение о химическом процессе. Катализ.
Антропный принцип в современной науке и философии.
Вариант 7
Уровни естественнонаучного познания.
Классификация элементарных частиц.
Структура химии, ее современные задачи.
Влияние космоса на биосферные процессы и человеческую жизнь.
Вариант 8
Соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования.
Развитие представлений о пространстве и времени.
Новые материалы в химии и возможность их применения.
Биологические уровни организации материи.
Вариант 9
Три модели исторических реконструкций науки.
Общие и специфические свойства пространства и времени.
Взаимосвязь химии и физики. Тепловой эффект химической реакции.
Биосфера, человек и космос. Концепция А. Л. Чижевского.
Вариант 10
Важнейшие открытия Средневековья в области науки и техники
Физические взаимодействия.
Эволюционная химия. Связь химии и биологии. Теория А. П. Руденко.
Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.
Вариант 11
Античные научные программы: математическая, атомизм, программа Аристотеля.
Рождение Вселенной и ее эволюция.
Проблема химического элемента. Реакционная способность вещества.
Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого.
Вариант 12
Научные революции 16–17 вв. и становление классической науки.
Появление во Вселенной структурных образований разных уровней.
Концепция А. И. Опарина и ее роль в решении проблемы происхождения жизни.
Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.
Вариант 13
Революция в мировоззрения в эпоху Возрождения.
Предмет космологии и основоположники ее развития.
Проблема детерминизма и индетерминизма в современном естествознании.
Современные проблемы цитологии и роль клетки в развитии живого.
Вариант 14
Кризис науки и мировоззрения конца 20 века. Постнеклассическая наука.
Образование солнечной системы.
Основные проблемы современной химии.
Современные концепции происхождения и сущности жизни.
Вариант 15
Эмпирические, теоретические и всеобщие методы научного познания.
Модель расширяющейся Вселенной.
Появление жизни на Земле.
Значение системного, структурного и функционального подходов в современном естествознании.
Вариант 16
Научные революции и их роль в развитии науки.
Понятие, сущность и идеи самоорганизации материи.
Эволюция биосферы Земли.
Основные проблемы социобиологии.
Вариант 17
Характеристика классической науки.
Основы синергетики и неравновесной термодинамики.
Концепции Ж.-Б. Ламарка и его роль в биологии.
Основные проблемы парапсихологии.
Вариант 18
Основные черты современной науки.
Три начала термодинамики.
Проблема сущности живого и его отличие от неживой материи.
Самоорганизация в живой и неживой природе.
Вариант 19
Научные революции 19 века.
Принципы современной физики.
Основные проблемы антидарвинизма конца 19 – начала 20 века.
Естественнонаучные основы современных технологий: биотехнологии, генная инженерия.
Вариант 20
Эволюция и место науки в современной культуре.
Образование и строение галактик.
Эволюционное учение Ч. Дарвина.
Современная естественнонаучная картина мира.
Вариант 21
Строение и эволюция звезд.
Концепции сциентизма и антисциентизма.
Надорганизменные уровни организации живого.
Происхождение и эволюция человека.
Вариант 22
Методы научного познания.
Революция в естествознании и возникновение учения о строении атома.
Основные этапы развития генетики.
Проблемы этнологии и теория пассионарности Л. Н. Гумилева.
Вариант 23
Принципы естественнонаучного познания окружающего мира.
Науки о сложных системах: кибернетика и синергетика.
Внутреннее строение и история геологического развития Земли.
Молекулярно-генетический уровень биологических структур.
Вариант 24
Кризис науки и мировоззрения конца 20 века. Постнеклассическая наука.
Понятие о сложных системах и обратной связи.
Отличия химии от алхимии, астрономии от астрологии.
Молекулярно-генетические основы наследственности и изменчивости.
Вариант 25
Естественнонаучная и гуманитарная культура. Их единство и отличия.
Развитие концепции атомизма.
Вклад генетики в развитие синтетической теории эволюции (СТЭ).
Определение жизни. Признаки жизни
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Наука и ее место в культуре.
Научное знание и его различные аспекты.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
Методы и структура научного познания.
Уровни естественнонаучного познания.
Возникновение науки и первых научных программ. Наука и мифология.
Становление классической науки (Г. Галилей, Ньютон и другие).
Кризис науки и мировоззрения конца XX века. Постнеклассическая наука.
Основные черты классической науки.
Становление современной науки. Новейшая революция в науке.
Основные черты современной науки.
Физическая картина мира, ее содержание и развитие.
Структурность и системность материи.
Классификация элементарных частиц.
Физическое взаимодействие: общая характеристика и виды.
Развитие представлений о пространстве и времени. Общие свойства пространства; времени.
Классический принцип относительности и его развитие в специальной и общей теории относительности.
Детерминизм и причинность современной физики. Динамические и статистические законы.
Принципы современной физики: симметрия, соответствия, дополнительности, суперпозиции.
Три начала термодинамики.
Становление современной космологической модели Вселенной.
Образование и эволюция структурной Вселенной (появление галактик, звезд, образование химических элементов).
Образование Солнечной системы.
Проблемы самоорганизации материи. Синергетика.
Современные концепции химии.
История проблемы происхождения и сущности жизни.
Концепция А. И. Опарина и ее роль в решении проблемы происхождения жизни.
Происхождение и сущность жизни с точки зрения современной науки.
Появление и начальный этап развития жизни на Земле.
История идеи развития в биологии.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Антидарвинизм.
Основы генетики.
Молекулярно-генетические основы наследственности и изменчивости.
Современные теории эволюции.
Происхождение и сущность человека.
Биосфера, человек и космос. Концепция А. Л. Чижевского.
Человек и природа. Экологическая проблема сегодня.
Учение о ноосфере В. И. Вернадского.
Современная наука о будущем человечества.
Телесный фактор в жизни человека. Проблема сохранения здоровья.
Антропный принцип в современной науке и философии.
Современная естественнонаучная картина мира. Общие закономерности.
Естественнонаучные основы современных технологий: биотехнология, генная инженерия и другие.
Внутреннее строение и история геологического развития Земли.
Концепции системного подхода, самоорганизации и эволюции – ядро современной научной картины мира.
Особенности биологической формы организации материи. Отличия живого от неживого.
Науки о сложных системах.
Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.
Роль живых организмов в эволюции Земли.
Становление и развитие химической картины мира.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ
Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания / Г. И. Рузавин. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. – 287 с.
Грушевицкая, Т. Г. Концепции современного естествознания: Учеб. пособ. для вузов / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.
Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: Курс лекций / А. А. Горелов. – М.: Центр, 1997. – 208 с.
Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по гуманитар. спец. / В. М. Найдыш. – М.: Гардарика, 1999. – 475 с.
Данилова, В. С. Основные концепции современного естествознания: Учеб. пособ. для студ. вузов / В. С. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 256 с.
Солопов, Е. Ф. Концепции современного естествознания / Е. Ф. Солопов. – М.: Владос, 1998. – 232 с.
Карпенко, С. Х. Концепции современного естествознания / С. Х. Карпенко. – М.: Высш. шк., 2001. – 334 с.
Кузнецов, В. И. Естествознание / В. И. Кузнецов, Г. М. Идлис, В. Н. Гутина. – М., 1996. – 420 с.
Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – 458 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Петров, Ю. А. Теория познания / Ю. А. Петров. – М., 1996. – 287 с.
Кочергин, А. Н. Методы и формы научного познания / А. Н. Кочергин. – М., 1990. – 310 с.
Новиков, И. Д. Эволюция Вселенной / И. Д. Новиков. – М., 1990. – 252 с.
Ровинский, Р. Е. Развивающаяся Вселенная / Р. Е. Ровинский. – М., 1996. – 285 с.
Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986. – 325 с.
Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен. – М., 1985. – 286 с.
Кузьменко, Н. Е. Химия. Ответы на вопросы / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин. – М., 1997. – 284 с.
Афанасьев, В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. – М., 1989. – 280 с.
Вернадский, В. И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский. – М., 1989. – 186 с.
Захаров, В. Г. Биология: общие закономерности / В. Г. Захаров, С. Г. Мамонтов, В. И. Сивоглазов. – М., 1996. – 308 с.
Алексеев, В. П. Становление человечества / В. П. Алексеев. – М., 1984. – 300 с.
Гиренок, Ф. И. Русские космисты / Ф. И. Гиренок. – М., 1990. – 195 с.
Чижевский, А. Л. Земное эхо солнечных бурь / А. Л. Чижевский. – М., 1973. – 210 с.
Шарден, Т. де. Феномен человечества / Т. де Шарден. – М., 1987. – 248 с.
Реймерс, Н. Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. – М., 1992. – 410 с.
Краткий словарь естественнонаучных терминов
А
Адаптация – (лат. аdaptatio – приспособление) – приспособление функций и строения организма к условиям существования.
Аденин – пуриновое основание, содержащееся во всех живых организмах в составе нуклеиновых кислот (одна из 4 «букв» генетического кода), других биологических веществ.
Адреналин – гормон мозгового слоя надпочечников животных и человека. Поступая в кровь, повышает потребление кислорода, артериальное давление и содержание сахара в крови, стимулирует обмен веществ и т.д.
Адсорбция (лат. ad – на, при и sorbeo – поглощаю) – поглощение газов, паров или жидкостей поверхностным слоем твердого тела (адсорбента) или жидкости.
Адроны (греч. adros – сильный) – элементарные частицы, участвующие в сильном взаимодействии (барионы и мезоны, включая все резонансы).
Аккреция (лат. accretio – приращение, увеличение) – гравитационный захват вещества и последующее его падение на космическое тело (например, звезду).
|