Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания»





НазваниеКонцепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания»
страница1/28
Дата публикации27.06.2013
Размер3.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Концепции Современного Естествознания

Преподаватель Рыжиков В.Н.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

По курсу «Концепции современного естествознания» студенты выполняют контрольную работу. Она выполняется с целью лучшего усвоения материала и одновременно для контроля со стороны преподавателя за ходом самостоятельной работы студентов. Ответы на вопросы контрольного задания должны быть полными и исчерпывать их содержание.

Не допускаются дословные выписки из литературных источников, т. е. студент должен усвоить учебный материал, а затем излагать его своими словами. При цитировании необходимо указать фамилию, инициалы автора, название произведения, место и год издания. Полное библиографическое описание источника обязательно должно включаться в список использованной литературы.

Текст можно иллюстрировать схемами, рисунками, таблицами и пр.

Общий объем одной контрольной работы примерно 10–15 страниц рукописного текста, однако рецензент в первую очередь отмечает степень, полноту раскрытия вопросов, использование иллюстраций, а также осознанность и понимание студентом выполненной работы.

Контрольное задание включает в себя выполнение вопросов по истории науки и основ науковедения, а также физической картины мира, раскрывает химическую и биологическую картину мира, а также сущность человека и современных проблем его жизнедеятельности. Таким образом, в контрольной работе надо осветить по четыре вопроса.

ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1

  1. Наука как феномен культуры. Цель и задачи науки.

  2. Механическая картина мира, ее основное содержание.

  3. Химическая картина мира, ее содержание.

  4. Происхождение человека. Эволюция человека.

Вариант 2

  1. Критерии научности.

  2. Становление современной физической картины мира.

  3. Открытие основных законов химии.

  4. Человечество и биосфера Земли.

Вариант 3

  1. Научное знание и его различные аспекты.

  2. Понятие физической картины мира.

  3. Основные этапы развития химии и их характеристика.

  4. Биологическая и социальная роль человека.

Вариант 4

  1. Сциентизм как мировоззрение и его роль в становлении современной цивилизации.

  2. Электромагнитная картина мира.

  3. Роль алхимии в становлении химии.

  4. Ноосфера – будущее человечества. Проблемы и пути перехода к ноосфере.

Вариант 5

  1. Научные понятия и способ их образования.

  2. Квантовая механика.

  3. Теория флогистона, закон сохранения массы Лавуазье, теория Дальтона, работы Берцелиуса, Менделеева и их роль в развитии химии.

  4. Биосфера и ее живое существо.

Вариант 6

  1. Научные теории – основная форма научного знания. Классификации научных теорий.

  2. Основные положения теории относительности.

  3. Учение о химическом процессе. Катализ.

  4. Антропный принцип в современной науке и философии.

Вариант 7

  1. Уровни естественнонаучного познания.

  2. Классификация элементарных частиц.

  3. Структура химии, ее современные задачи.

  4. Влияние космоса на биосферные процессы и человеческую жизнь.

Вариант 8

  1. Соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования.

  2. Развитие представлений о пространстве и времени.

  3. Новые материалы в химии и возможность их применения.

  4. Биологические уровни организации материи.

Вариант 9

  1. Три модели исторических реконструкций науки.

  2. Общие и специфические свойства пространства и времени.

  3. Взаимосвязь химии и физики. Тепловой эффект химической реакции.

  4. Биосфера, человек и космос. Концепция А. Л. Чижевского.

Вариант 10

  1. Важнейшие открытия Средневековья в области науки и техники

  2. Физические взаимодействия.

  3. Эволюционная химия. Связь химии и биологии. Теория А. П. Руденко.

  4. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

Вариант 11

  1. Античные научные программы: математическая, атомизм, программа Аристотеля.

  2. Рождение Вселенной и ее эволюция.

  3. Проблема химического элемента. Реакционная способность вещества.

  4. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого.

Вариант 12

  1. Научные революции 16–17 вв. и становление классической науки.

  2. Появление во Вселенной структурных образований разных уровней.

  3. Концепция А. И. Опарина и ее роль в решении проблемы происхождения жизни.

  4. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.

Вариант 13

  1. Революция в мировоззрения в эпоху Возрождения.

  2. Предмет космологии и основоположники ее развития.

  3. Проблема детерминизма и индетерминизма в современном естествознании.

  4. Современные проблемы цитологии и роль клетки в развитии живого.

Вариант 14

  1. Кризис науки и мировоззрения конца 20 века. Постнеклассическая наука.

  2. Образование солнечной системы.

  3. Основные проблемы современной химии.

  4. Современные концепции происхождения и сущности жизни.

Вариант 15

  1. Эмпирические, теоретические и всеобщие методы научного познания.

  2. Модель расширяющейся Вселенной.

  3. Появление жизни на Земле.

  4. Значение системного, структурного и функционального подходов в современном естествознании.

Вариант 16

  1. Научные революции и их роль в развитии науки.

  2. Понятие, сущность и идеи самоорганизации материи.

  3. Эволюция биосферы Земли.

  4. Основные проблемы социобиологии.

Вариант 17

  1. Характеристика классической науки.

  2. Основы синергетики и неравновесной термодинамики.

  3. Концепции Ж.-Б. Ламарка и его роль в биологии.

  4. Основные проблемы парапсихологии.

Вариант 18

  1. Основные черты современной науки.

  2. Три начала термодинамики.

  3. Проблема сущности живого и его отличие от неживой материи.

  4. Самоорганизация в живой и неживой природе.

Вариант 19

  1. Научные революции 19 века.

  2. Принципы современной физики.

  3. Основные проблемы антидарвинизма конца 19 – начала 20 века.

  4. Естественнонаучные основы современных технологий: биотехнологии, генная инженерия.

Вариант 20

  1. Эволюция и место науки в современной культуре.

  2. Образование и строение галактик.

  3. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

  4. Современная естественнонаучная картина мира.

Вариант 21

  1. Строение и эволюция звезд.

  2. Концепции сциентизма и антисциентизма.

  3. Надорганизменные уровни организации живого.

  4. Происхождение и эволюция человека.

Вариант 22

  1. Методы научного познания.

  2. Революция в естествознании и возникновение учения о строении атома.

  3. Основные этапы развития генетики.

  4. Проблемы этнологии и теория пассионарности Л. Н. Гумилева.

Вариант 23

  1. Принципы естественнонаучного познания окружающего мира.

  2. Науки о сложных системах: кибернетика и синергетика.

  3. Внутреннее строение и история геологического развития Земли.

  4. Молекулярно-генетический уровень биологических структур.

Вариант 24

  1. Кризис науки и мировоззрения конца 20 века. Постнеклассическая наука.

  2. Понятие о сложных системах и обратной связи.

  3. Отличия химии от алхимии, астрономии от астрологии.

  4. Молекулярно-генетические основы наследственности и изменчивости.

Вариант 25

  1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Их единство и отличия.

  2. Развитие концепции атомизма.

  3. Вклад генетики в развитие синтетической теории эволюции (СТЭ).

  4. Определение жизни. Признаки жизни

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Наука и ее место в культуре.

  2. Научное знание и его различные аспекты.

  3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

  4. Методы и структура научного познания.

  5. Уровни естественнонаучного познания.

  6. Возникновение науки и первых научных программ. Наука и мифология.

  7. Становление классической науки (Г. Галилей, Ньютон и другие).

  8. Кризис науки и мировоззрения конца XX века. Постнеклассическая наука.

  9. Основные черты классической науки.

  10. Становление современной науки. Новейшая революция в науке.

  11. Основные черты современной науки.

  12. Физическая картина мира, ее содержание и развитие.

  13. Структурность и системность материи.

  14. Классификация элементарных частиц.

  15. Физическое взаимодействие: общая характеристика и виды.

  16. Развитие представлений о пространстве и времени. Общие свойства пространства; времени.

  17. Классический принцип относительности и его развитие в специальной и общей теории относительности.

  18. Детерминизм и причинность современной физики. Динамические и статистические законы.

  19. Принципы современной физики: симметрия, соответствия, дополнительности, суперпозиции.

  20. Три начала термодинамики.

  21. Становление современной космологической модели Вселенной.

  22. Образование и эволюция структурной Вселенной (появление галактик, звезд, образование химических элементов).

  23. Образование Солнечной системы.

  24. Проблемы самоорганизации материи. Синергетика.

  25. Современные концепции химии.

  26. История проблемы происхождения и сущности жизни.

  27. Концепция А. И. Опарина и ее роль в решении проблемы происхождения жизни.

  28. Происхождение и сущность жизни с точки зрения современной науки.

  1. Появление и начальный этап развития жизни на Земле.

  2. История идеи развития в биологии.

  3. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Антидарвинизм.

  4. Основы генетики.

  5. Молекулярно-генетические основы наследственности и изменчивости.

  6. Современные теории эволюции.

  7. Происхождение и сущность человека.

  8. Биосфера, человек и космос. Концепция А. Л. Чижевского.

  9. Человек и природа. Экологическая проблема сегодня.

  10. Учение о ноосфере В. И. Вернадского.

  11. Современная наука о будущем человечества.

  12. Телесный фактор в жизни человека. Проблема сохранения здоровья.

  13. Антропный принцип в современной науке и философии.

  14. Современная естественнонаучная картина мира. Общие закономерности.

  15. Естественнонаучные основы современных технологий: биотехнология, генная инженерия и другие.

  16. Внутреннее строение и история геологического развития Земли.

  17. Концепции системного подхода, самоорганизации и эволюции – ядро современной научной картины мира.

  18. Особенности биологической формы организации материи. Отличия живого от неживого.

  19. Науки о сложных системах.

  20. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

  21. Роль живых организмов в эволюции Земли.

  22. Становление и развитие химической картины мира.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ

  1. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания / Г. И. Рузавин. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. – 287 с.

  2. Грушевицкая, Т. Г. Концепции современного естествознания: Учеб. пособ. для вузов / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.

  3. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: Курс лекций / А. А. Горелов. – М.: Центр, 1997. – 208 с.

  4. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по гуманитар. спец. / В. М. Найдыш. – М.: Гардарика, 1999. – 475 с.

  5. Данилова, В. С. Основные концепции современного естествознания: Учеб. пособ. для студ. вузов / В. С. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 256 с.

  6. Солопов, Е. Ф. Концепции современного естествознания / Е. Ф. Солопов. – М.: Владос, 1998. – 232 с.

  7. Карпенко, С. Х. Концепции современного естествознания / С. Х. Карпенко. – М.: Высш. шк., 2001. – 334 с.

  8. Кузнецов, В. И. Естествознание / В. И. Кузнецов, Г. М. Идлис, В. Н. Гутина. – М., 1996. – 420 с.

  9. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – 458 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Петров, Ю. А. Теория познания / Ю. А. Петров. – М., 1996. – 287 с.

  2. Кочергин, А. Н. Методы и формы научного познания / А. Н. Кочергин. – М., 1990. – 310 с.

  3. Новиков, И. Д. Эволюция Вселенной / И. Д. Новиков. – М., 1990. – 252 с.

  4. Ровинский, Р. Е. Развивающаяся Вселенная / Р. Е. Ровинский. – М., 1996. – 285 с.

  5. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986. – 325 с.

  1. Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен. – М., 1985. – 286 с.

  2. Кузьменко, Н. Е. Химия. Ответы на вопросы / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин. – М., 1997. – 284 с.

  3. Афанасьев, В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. – М., 1989. – 280 с.

  4. Вернадский, В. И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский. – М., 1989. – 186 с.

  5. Захаров, В. Г. Биология: общие закономерности / В. Г. Захаров, С. Г. Мамонтов, В. И. Сивоглазов. – М., 1996. – 308 с.

  6. Алексеев, В. П. Становление человечества / В. П. Алексеев. – М., 1984. – 300 с.

  7. Гиренок, Ф. И. Русские космисты / Ф. И. Гиренок. – М., 1990. – 195 с.

  8. Чижевский, А. Л. Земное эхо солнечных бурь / А. Л. Чижевский. – М., 1973. – 210 с.

  9. Шарден, Т. де. Феномен человечества / Т. де Шарден. – М., 1987. – 248 с.

  10. Реймерс, Н. Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. – М., 1992. – 410 с.


Краткий словарь естественнонаучных терминов

А

Адаптация – (лат. аdaptatio – приспособление) – приспособление функций и строения организма к условиям существования.

Аденин – пуриновое основание, содержащееся во всех живых организмах в составе нуклеиновых кислот (одна из 4 «букв» генетического кода), других биологических веществ.

Адреналин – гормон мозгового слоя надпочечников животных и человека. Поступая в кровь, повышает потребление кислорода, артериальное давление и содержание сахара в крови, стимулирует обмен веществ и т.д.

Адсорбция (лат. ad – на, при и sorbeo – поглощаю) – поглощение газов, паров или жидкостей поверхностным слоем твердого тела (адсорбента) или жидкости.

Адроны (греч. adros – сильный) – элементарные частицы, участвующие в сильном взаимодействии (барионы и мезоны, включая все резонансы).

Аккреция (лат. accretio приращение, увеличение) – гравитационный захват вещества и последующее его падение на космическое тело (например, звезду).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для...
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconКонцепции Современного Естествознания методические рекомендации
Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи...
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» icon«Концепции современного естествознания»
Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры статистики, эконометрики и естествознания 24. 06. 11, протокол №11
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н. Контрольные задания по курсу «Концепции современного естествознания» iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск