Календарно-тематическое планирование уроков химии 9 класса (расширенная)
| № урока
| Тема урока
|
Основные элементы содержания
|
Домашнее задание
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Дата проведения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Раздел программы: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса (4 часа)
| 1-2
| Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д. И.Менделеева.
| Закономерности изменения свойств атомов простых веществ и соединений, образованных химическими элементами в пределах главных подгрупп и периодов периодической системы Д.И. Менделеева.
План характеристики химического элемента.
Характеристика элемента - металла.
Характеристика элемента-неметалла
|
*ДЗ: §1
| Знать:
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы.
Уметь:
- объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и малых подгрупп
- характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов
| 1,2 неделя сентября
| 3
| 2. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД
| Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его
признак.
Зависимость химических свойств оксидов и
| *ДЗ: § 2
| Знать: Химические свойства основных классов неорганических веществ. Возможность протекания реакций ионного обмена.
Уметь:
записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде.
| 2 неделя сентября
|
|
| гидроксидов элементов побочных подгрупп ПС Д.И.Менделеева от степеней окисления их атомов.
Понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия
|
| Уметь составлять электронный баланс для ОВР. Уметь определять окислитель и восстановитель.
Уметь составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций
|
| 4
| Генетические ряды металлов и неметаллов
|
Генетические ряды металла и неметалла. Классификация химических элементов. Понятие о переходных элементах
|
*ДЗ: по учебнику, стр.19, № 4
| Знать:
Положение металлов и неметаллов в ПС. Отличие физических свойств Ме и НеМе.
Уметь:
составлять генетические ряды металла и неметалла. Уметь писать уравнения реакций химических свойств Ме и НеМе.
| 2 неделя сентября
|
Раздел программы: Металлы (22 часов)
| 5
| Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов
| Краткий исторический обзор:
Век медный – век бронзовый – век железный.
Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе.
Строение атомов металлов.
Металлические кристаллические решетки.
Металлическая химическая связь.
Физические свойства металлов простых веществ.
Легкие и тяжелые металлы.
Черные и цветные металлы. Драгоценные металлы.
|
*ДЗ: § 4-5
| Знать:
Положение элементов металлов в П.С.
Физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность. Уметь:
- характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для безопасного обращения с металлами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
| 3 неделя сентября
| 6
| Сплавы
| Сплавы и их классификация.
Черные металлы: чугуны и стали.
Цветные металлы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий.
Характеристика сплавов, их свойства. Значение важнейших сплавов
|
*ДЗ: § 7, стр.38, № 2 № 4, 5
| Знать классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов.
Уметь описывать свойства и области применения различных сплавов
| 3 неделя сентября
|
7
| Химические свойства металлов
| Восстановительные свойства металлов.
Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами
| *ДЗ: § 8 до слов "…по восстановительной способности…", стр. 41, № 2.
| Знать: общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.
Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств
| 3 неделя сентября
| 8
| Химические свойства металлов (продолжение). Ряд активности металлов
| Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в ряду напряжения в свете представления об ОВР.
Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с растворами кислот и солей.
Металлотермия
|
*ДЗ: § 8 (до конца) № 10.
| Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств
| 4 неделя сентября
|
9-10
| Металлы в природе, общие способы получения металлов
| Самородные металлы.
Минералы. Руды.
Металлургия и ее виды:
Пиро-, гидро-, электрометаллургия.
Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов
|
*ДЗ: § 9,
№ 5, 7, 8.
| Знать основные способы получения металлов в промышленности.
Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов.
| 4,4 неделя сентября
| 11-12
| Общие понятия о коррозии металлов
| Коррозия металлов, способы защиты металлов от коррозии. Защита окружающей среды от коррозии. Экологические и экономические проблемы, связанные с коррозией.
|
*ДЗ: § 10, упр.1-4.
| Знать причины и виды коррозии металлов.
Уметь объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту
|
5, 5 неделя сентября
|
13
| Щелочные металлы
| Строение атомов элементов главной подгруппы первой группы.
Щелочные металлы - простые вещества.
Общие физические свойства щелочных металлов.
Химические свойства щелочных металлов:
взаимодействие с простыми веществами, с водой.
Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов. Биологическая роль катионов натрия и калия
|
*ДЗ: §11,
№ 2
| Уметь характеризовать химические элементы натрий и калий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов.
Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия.
| 5 неделя сентября
| 14
| .Соединения щелочных металлов
| Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты). Природные соединения щелочных металлов
| *§ 11 с. 54-58
упр. 1(б),2
| Уметь характеризовать свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знать применение соединений
| 1 неделя октября
| 15
| Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы
| Строение атомов щелочноземельных металлов. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.)
| *ДЗ:§ 12
упр. 2, 5, 7
| Уметь характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов.
Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР)
| 1 неделя октября
|
16.
| Важнейшие соединения щелочноземельных металлов
| Важнейшие соединения: оксид кальция – негашеная известь, оксид магния – жженая магнезия, гидроксид кальция, соли (мел, мрамор, известняк, гипс, фосфаты и др.).
Применение важнейших соединений. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов
| *ДЗ:§ 12
упр.4,6
| Знать важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Уметь на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.
| 1 неделя октября
| 17
| Алюминий
| Строение атома алюминия.
Физические, химические свойства алюминия: взаимодействие с простыми веществами, кислотами;
Алюминотермия.
Природные соединения алюминия и способы его получения.
Области применения алюминия
|
*ДЗ: §13
№ 4 , 5, 8
| Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома. Знать химические свойства
| 2 неделя октября
|
18.
| Соединения алюминия
| Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений
| *§ 13, упр. 1, 3, 7,
|
Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия.
Знать природные соединения алюминия.
Знать применение алюминия и его соединений
| 2 неделя октября
| 19-20.
| Железо, его строение, физические и химические свойства
| Строение атома железа.
Степени окисления железа.
Физические, химические свойства железа: взаимодействие с простыми веществами, водой, кислотами, солями.
Железо в природе, минералы железа.
|
*ДЗ: §14
Упр.1-3
| Уметь составлять схему строения атома, записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа
| 2,3 неделя октября
|
21.
| Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа
| Соединения катионов железа: Fe2+ Fe3+
Железо – основа современной техники.
Понятие коррозии.
Роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов.
Токсичные элементы –металлы. Биологическая активность элементов-металлов.
| *§ 14, упр. 4, 6, 5
с. 78-82
| Уметь осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций.
Знать химические свойства соединений железа (II) и (III).
| 3 неделя октября
|
22.
| Практическая работа №1 "Получение соединений металлов и изучение их свойств"
| Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Объяснять результаты и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах
| Контроль знаний правил техники безопасности при выполнении данной работы.
*ДЗ: повторение § 2- 14
| Уметь:
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем соединения металлов Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для безопасного обращения с веществами и материалами
| 3 неделя октября
| 23.
| Обобщение и систематизация знаний по теме
| Повторение ключевых моментов темы «Металлы»:
физические и химические свойства металлов и их важнейших соединений
|
*ДЗ: повторить § 7-14.
| Знать строение атомов металлических элементов. Физические и химические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений.
Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений
| 4 неделя октября
| |