Скачать 62.92 Kb.
|
Паранина В.П., учитель биологии, вторая квалификационная категория, ГБС(К)ОУ «Елабужская школа – интернат I,II вида для детей с нарушением слуха» . «Использование информационных технологий на уроках биологии в школе для детей с нарушением слуха».«К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, дерзание творчества». К.Э.Циолковский. В ХХ1 веке применение современных информационных компьютерных технологий на уроке становится очень распространенным явлением. И конечно, сфера образования не могла остаться в стороне. Она характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий на уроках. Нужно также отметить и об обучающих возможностях компьютера. Любого ребенка, начиная с 3-х лет, можно научить элементарной работе на компьютере. А сколько обучающих программ разработано в настоящее время. Не все родители эрудиты, а компьютер может послужить хорошим помощником в изучении учебных дисциплин, не говоря уже о развитии логики, быстроты мышления. Работа на компьютере – это перспективная работа даже для глухих людей. Научившись владеть компьютером, глухие приближаются к миру слышащих и не окажутся на обочине жизни. В школах для детей с нарушением слуха я работаю более 20 лет. В последнее время отмечается падение интереса к изучению естественно-графических дисциплин, что огорчает, так как именно из этих дисциплин дети получают знания о Земле, об окружающем мире, о формировании личности в целом. Естественно, невозможно поднять интерес у учащихся, используя старые наглядные пособия, однообразные учебники, таблицы, схемы. С появлением компьютеров в нашей школе-интернате использование информационных технологий - распространенное явление. И только умелое и правильное их использование в учебной деятельности , где компьютер является наивысшим техническим средством обучения, осуществляет учебный процесс в новых условиях, когда учитель не единственный источник информации для учеников. Но здесь стоит отметить, что информационные технологии – это лишь инструмент , который имеет силу только при правильном подходе к нему и последнее слово всегда остается за учителем, его умением, творчеством. Используя возможность компьютерных технологий, для учащихся открывается доступ к справочным системам и электронным библиотекам, которые развивают творческие способности учащихся. Использование информационных технологий экономит время на уроке, повышает мотивацию в обучении. Всестороннее развитие глухого школьника и подготовка его к жизни – главная задача школы 1, 2 вида. Решение этой задачи невозможно без владения словесной речью. В контакте со слышащими предполагается умение глухого понимать речь собеседника, обращение к нему путем слухо-зрительного восприятия и умение говорить разборчиво, понятно для окружающих. Под всесторонним развитием школьника с нарушением слуха предполагается развитие коммуникативных навыков в устной речи. А мы знаем, что коммуникация – главное средство получения различной информации. С появлением компьютеров в нашей школе-интернате стало возможным внедрять информационные технологии в учебно-воспитательный процесс, что дало возможность изменить его содержание, формы и методы деятельности учащихся и педагогов. Располагая сегодня классом из 6 компьютеров, проектором, интерактивной доской и индивидуальными ноутбуками все это в полной мере используется как новые средства обучения, а сам выход в интернет – как познание всего того, что не дает ни один самый хороший учебник – это общение, учеба, источник познавательной информации. Как говорится в английской пословице – «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил. Дай мне действовать самому, и я научусь». Невозможно научить школьника, если его это не интересует, если он не увлечен процессом познания. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Развивая интерес к учебному предмету, мы не полагаемся только лишь на содержание изучаемого материала, здесь так же очень важны методы, с помощью которых учащиеся вовлекаются в процесс познания, а также технологии проведения урока. Стоит отметить, что компьютер и компьютерные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Из своего опыта наблюдаю, что современные учащиеся стали все меньше обращаться за информацией к книгам, а стараются ее получать ее из компьютера. Главным достоинством использования информационных технологий в обучении является повышение качества обучения за счет нового вида деятельности, интереса к работе с компьютером. Поэтому, сегодня очень важно проводить уроки с использованием информационно – коммуникационных технологий. Необходимо, потому что используя информационные технологии мы наглядно видим что это - красочно, информативно, экономит время, ученик работает в своем темпе, формируются навыки самостоятельной деятельности, и учитель может работать с учеником дифференцированно индивидуально, контролировать и оценить результаты обучения. В изучении школьного курса биологии я выделяю несколько направлений, где необходимо использовать компьютер:
Рассмотрим эти направления более подробно.
каждого модуля в отдельности ученики выполняют работу. Работа позволяет оценить уровень усвоения знаний по данному модулю. Ученики выбирает свой темп, который им необходим, а учитель может контролировать каждый этап обучения. Модуль основан на использовании гиперссылок, значит, необходимо пошагово активировать нужные гиперссылки, и только после этого переходить к следующему модулю.
В работе я использую следующие электронные пособия: электронные уроки и тесты. Биология в школе «Жизнедеятельность животных» (на всех этапах урока – наглядность); электронные уроки и тесты. Биология в школе «Организация жизни» (все этапы урока); электронные уроки и тесты. Биология в школе «Растительный мир»; биология 6-11 класс, «Кирилл и Мефодий». Таким образом, использование информационно- коммуникационных технологий на уроках биологии развивает познавательный интерес, делая урок более наглядным, увлекательным, повышает качество знаний учащихся по предмету, а главное готовит учащихся с нарушением слуха к будущей самостоятельной жизни в информационном обществе. Источники: 1.Журнал «Биология в школе», №2, 2004г. 2.Педагогические технологии/Под общей редакцией В.С.Кукушкина – М.;ИКЦ «МарТ», 2006г. 3.WWW/1 September/ru/ru/bio/htm 4.Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании», М, Издательский центр «Академия», 2005г. |
Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод» Набережные Челны, Республика Татарстан, гбс(К)оу «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №75 III... | Анализ работы мо учителей русского языка и литературы за 2009 2010 учебный год Варданян Н. А. (высшая квалификационная категория), Якуничева О. В. (первая квалификационная категория), Хренова Е. Ф. и Горшихина... | ||
Нарбекова Марина Ивановна Республика Татарстан, Казань, гбс(К)оу... Республика Татарстан, Казань, гбс(К)оу «Казанская школа- интернат I-II вида им. Е. Г. Ласточкиной» | Бельевые швы Министерство образования и науки рт государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников... | ||
Городской образовательный портал Рубрика «Из опыта работы учителя... Материалы подготовили учитель музыки Новоселова В. А первая квалификационная категория и учитель русского языка и литературы Карпенко... | Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная)... Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре | ||
Мкскоу школа-интернат VIII вида Гладков Юрий Анатольевич учитель пто мкскоу школа-интернат г. Усть-Катав: «Формирование творческой деятельности и развития творческих... | Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XX начало XXI века. 9 класс Заместитель директора по ур гбс(К)оу «Нижнекамская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» | ||
Коннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | Рабочая программа По природоведению Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория | ||
Структурный компонент Нормативно-правовое обеспечение деятельности... Вохомская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Загрибайлова Наталья Викторовна, учитель математики, вторая квалификационная категория, мобу «Соловьевская сош», тема урока «Координатная... | ||
Рабочая программа педагога зотовой Елены Сергеевны, вторая квалификационная... В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают... | Нарушение правильной осанки, плоскостопие Чернецкая С. Г.,учитель биологии мбоу сош №19 города Сургута, высшая квалификационная категория | ||
Конкурс мультимедиа презентаций «Мозаика презентаций» Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Республика Татарстан, Казань, гбс(К)оу «Казанская... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Чурикова Н. А. – учитель биологии и химии I квалификационная категория |