Скачать 76.87 Kb.
|
Тарасова Татьяна Ивановна МБОУ СОШ «Дневной пансион – 84» г.о. Самара Применение мультимедийных средств для активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте особо выделена значимость средств информационно-коммуникационных технологий ориентированных на развитие «умений создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач». В современном обществе возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно – коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются мультимедийные средства. Это позволит:
Обучение в начальной школе - фундамент для освоения знаний на следующих ступенях обучения. Перед собой ставлю сложную задачу - не только формировать базовый уровень знаний, умений и навыков учащихся, но и развивать творческие возможности учащихся. Активная познавательная деятельность учащихся на уроках необходимое условие формирования умственных качеств личности. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке - актуальна в современном мире. Актуальность темы развития познавательной активности определяется противоречием между необходимостью формирования познавательной активности и отсутствием современного методического обеспечения. Современные школы оснащают техническими обучающими средствами, но не хватает дидактических средств обучения. Например, к УМК по системе Л.В. Занкова мультимедийный материал «Проверь себя» выпущен только для 1 класса. Возникает проблема: недостаточное обеспечение дидактическими средствами УМК по системе Л.В. Занкова. Поэтому учителя создают свои методические копилки. Варианты применения мультимедийных средств обучения (МСО) разнообразны: лекционные курсы, практические занятия, дистанционное обучение. Мой проект основан на практических занятиях по составлению и применению дидактического средства обучения - Ментальных карт. Цель проекта: создание и применение Ментальных карт на уроках и во внеурочное время Гипотеза: использование компьютерных технологий в процессе обучения активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует повышению качества образования. Задачи проекта.
Новизна опыта состоит в разработке Ментальных карт – современной технологии работы с информацией на уроках и во внеурочное время. Этапы реализации проекта I этап. Подготовительный. 2010-2011 учебный год. В рамках повышения квалификации работника образования, я прошла курсовую подготовку «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации деятельностного подхода» в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА). На курсах узнала о новых технологиях – работа с интерактивной доской, лента времени, ментальная карта. Ментальная карта (карта ума, карта памяти) – это современная технология работы с информацией. МК – основа создания данного проекта. II этап. Апробация проекта. 2011-2012 учебный год. Ученики. Создали Ментальные карту «Жигулёвский заповедник». Учитель. 17.04.2012 Я выступила с докладом на Межрегиональной научно - практической конференции «Реализация требований Л.В.Занкова. Поволжские Занковские чтения». Тема: « Экспресс – исследование. Создание и применение ментальной карты в исследовательской работе». III этап. Реализация проекта - 2012-2013 учебный год. Ученики. Создали МК «Периметр фигур». Учитель. Защита педагогического проекта «Применение мультимедийных средств для активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы». Ожидаемые результаты:
Составлять МК с детьми начинаем с планирования и систематизации материала на бумаге. Потом создаём МК в Интернете. Для этого используем социальный сервис Web 2.0. MindMeister, который имеет русскоязычный интерфейс. Создание и применение МК - требует много времени. Однако, работа с МК эффективна для активизации познавательной деятельности. Приведу примеры. Работа с МК на уроках математики. Практика моей работы показывает, что изучая тему «Периметр фигур», ученики часто ошибаются в обозначениях, единицах измерений, нахождении сторон по периметру. Анализируя данную проблему, я пришла к выводу, что не хватает целостной картины восприятия материала. Заучивая правила нахождения периметра, дети не видят взаимосвязи объектов. Ментальная карта даёт возможность структурировать материал. А визуально структурированные данные легче понять и запомнить. Ментальную карту «Периметр фигур» мы создали в этом году. Планируем в следующем году создать ментальную карту «Площадь фигур» Главное преимущество ментальных карт – возможность охватить картину в целом, увидеть взаимосвязи. Такая визуализация материала, работа в Интернете помогает хорошему усвоению знаний: и интересно и продуктивно. Работа с МК во внеурочное время. Используя ресурсы дополнительной образовательной программы «Первые шаги в науку», мои ученики провели экспресс – исследование. Для работы создали ментальную карту «Жигулёвский заповедник». Класс разделили на 5 групп. Каждая группа работала только в одном направлении. В центре листа - название заповедника. От центральной темы расходятся ветки. На них располагаются только ключевые слова, характеризующие тему – страницы истории, география, флора, фауна, эксплуатация природных ресурсов. На ментальную карту я прикрепила гиперссылки. По опыту работы могу сказать, что такие вставки - эффективны и не вызывают сложностей. Они помогают ученикам находить нужную информацию в контролируемом Интернете. Ассоциации, как известно, очень способствуют запоминанию. Поэтому для усиления ассоциативных связей, каждый из узлов карты желательно подкрепить рисунком. Работы, выполненные детьми, имеют высокую познавательную ценность. От каждой группы была представлена работа: публичная защита с презентацией. Лучшую презентацию в 2011г показали в школе во всех четвёртых классах на уроке «Окружающий мир», тема «Заповедники России». Высока и результативность. Исследовательская работа ученицы по теме «Страницы истории Жигулевского заповедника» отмечена на районной НТК – 1 место, городской НТК – Грамота. Фильм «Каменная чаша» отмечен дипломом – 1 место в V Всероссийском конкурсе компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом». При работе с МК ученики не только приобретают опыт работы с компьютером, но и развивают универсальные учебные действия. Работа с ментальной картой формирует у школьников такие метапредметные результаты как:
Результаты реализации проекта. В ходе педагогического наблюдения, по результатам анкетирования, выявлено:
Таким образом, создание и применение Ментальных карт на уроках и во внеурочное время позволяет применять деятельностный способ обучения: ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний и активизирует познавательную деятельность учащихся. Результаты участия школьников в конкурсах, конференциях, олимпиадах. Разрабатывая ЦОР, я активно принимаю участие во Всероссийских конкурсах: V Всероссийский конкурс компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом», «Лучший IT - учитель России», II Всероссийский конкурс компьютерного творчества «IT – drive». На IV городском фестивале педагогических проектов 22.03.2013, за работу «Применение мультимедийных средств для активизации познавательной деятельности учащихся», мне вручили грамоту - III место. Работа « Использование ментальных карт как средство формирования познавательных УУД» опубликована в Сборнике работ по материалам Всероссийского заочного форума педагогов «Перспективы образования». Актуальные проблемы формирования УУД. Обнинск: МАН «Интеллект будущего», 2012.
|
Внеклассное мероприятие по информатике и истории в 6 классе Учителя информатики и истории мбоу «сош №4» г. Новочебоксарска Вотякова Татьяна Владимировна и Мясникова Людмила Ивановна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я, Шелехова Татьяна Ивановна, учитель музыки мбоу «Таскинская сош» Хочу вас познакомить с собой | ||
Воробьёва Яна Игоревна мбоу сош «Дневной пансион-84», Учитель русского... Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения, критерии оценки, механизм подведения итогов областного общественного... | Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» Оренбургского района | ||
Элективный курс «компьютерная графика» 2012/2013 учебный год Учитель:... Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой... | Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка... Фио: Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка Приморского Темрюкского района | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Учитель: Ашуркина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «оош №6» | Рабочая программа по технологии Уровень образования (класс) Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна | ||
Пунтусова Татьяна Ивановна мбу сош №89 г о. Тольятти Автозаводский район Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятельности на уроках музыки | Конспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова... Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района | ||
Шамина Татьяна Анатольевна здвр, Тютёва Нина Ивановна библиотекарь... Дать более подробное представление о среде обитания и образе жизни белого лебедя | Бегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники: члены Клуба «Янтарный пеликан», педагоги области, учащиеся мбоу сош им. Д. Тарасова | Мбоу «Комсомольская сош» ученица 4 б класса мбоу «Комсомольская сош» Вавилова Татьяна Георгиевна Решать проблему детского внеклассного чтения помогают детские печатные издания, которых в настоящее время становится все больше.... | ||
Отдел образования администрации Дубровского района Брянской области... «Звездные дали» среди учащихся образовательных учреждений в возрастных группах 2-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. В конкурсную... | Алексенко Татьяна Ивановна |