Скачать 81.74 Kb.
|
Цель: сформировать у учащихся понятие «семья» через изучение семейных традиций в разных религиозных культурах. Задачи: 1. Конкретизировать с учащимися понятия семья и семейные ценности, подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают. 2.Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе. 3. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Основные термины и понятия: семья, семейные ценности, любовь, понимание. Оборудования: мультимедийная презентация, учебник, таблички для рефлексии, музыкальное сопровождение, ромашка. Ход урока
-Посмотрите на слайды и скажите, что их объединяет. (обряд бракосочетания) -Мы видим, как создается семья. - Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию « семья»? (Ответы детей.) -Давайте о семье прочитаем в учебнике. (Стр. 73) -А вы знаете, какое отношение к семье в разных религиозных культурах? Давайте ответим на этот вопрос на нашем уроке.
- Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности) 1. Чтение и обсуждение притчи. Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну легенду. « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово… Какое это слово? « ПОНИМАНИЕ». 2. Работа в группах
Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности. 3. Выступление представителей каждой группы сопровождаются показом слайдов.
Звучит песня «Петр и Феврония». -Кому посвящена песня? Что вы о них знаете? (Святые покровители семьи). -8 июля День семьи, любви и верности. Выступление группы.
Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех) Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны). Давайте составим общие семейные ценности. (слайд) А какие будут самыми главными? (взаимопонимание и любовь)
Написать синквейн по теме «Семья».
-На столах у вас лежат таблички, заполнив которые вы оцените свою работу на уроке (дети заполняют таблички и сдают их учителю, не подписывая)
-Какое отношение к семье в разных религиозных культурах?
1 уровень (низкий уровень) Пользуясь памятками, создай 10 заповедей семьи. 2 уровень (средний уровень) Создать устный рассказ о происхождении своей фамилии 3 уровень (высокий уровень) Составить родословную своей семьи. Приложение № 1. Семья в исламской религиозной культуре. В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80). Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу? Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами). Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни. Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений. Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни. Семья в иудейской религиозной культуре. Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви. Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний. Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется». Семья в православной культуре. Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины. В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3. Любовь - основа основ семьи и православия. Семья в буддистской религиозной культуре. Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания. Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми. |
Урок №4 Начало пророчества Авторы Ибатуллина Г. С., учитель Алмалинской... Литвинова Л. В., учитель мбоу «Начальная школа – детский сад Вишенка» Оренбургского района | Урок с использованием икт. Тема урока: «Неравенства с одной переменной и их системы». 8 класс Учитель математики мбоу «Булгунняхтахская сош им. С. П. Ефремова» Григорьева Татьяна Семеновна | ||
Конспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова... Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Деревягина Татьяна Петровна (учитель начальных классов мбоу «Бондаревская сош») | ||
Бегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,... Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | Урок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош» Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель Бочкарёва Галина Рудольфовна, учитель русского языка и литературы моу «сош №12 г. Новоалтайска» | Паутова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов, мбоу сош... Оборудование: термометр, веер, стороны света, карточки со словами, картинки с изображением облаков | ||
Урок изо в 5 классе мбоу «сош №15» Учитель ИЗО мбоу «сош №15» г. Ачинска Ознакомление учащихся с правилами изображения праздничного настроения изобразительными средствами | Урок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна | ||
Урок №23 Православие о Божием суде Авторы Касымова Д. С., учитель маоу «Гимназия №1» Литовкина Е. И., учитель Ибрагимовской сош им. А. Д. Трынова Кувандыкского района | Урок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение... ... | ||
Элективный курс «компьютерная графика» 2012/2013 учебный год Учитель:... Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Титарева Татьяна Николаевна, учитель начальной школы высшей квалификационной категории мбоу сош №99 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я, Шелехова Татьяна Ивановна, учитель музыки мбоу «Таскинская сош» Хочу вас познакомить с собой | Татьяна Леонидовна Терёхина учитель начальных классов мбоу «сош №3» «Интегрированный урок Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация... |