Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош»





Скачать 81.74 Kb.
НазваниеУрок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош»
Дата публикации14.09.2014
Размер81.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок

Модуль

Основы мировых религиозных культур

Урок № 28

Семья

Авторы

Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель МБОУ «Чернореченская СОШ» Оренбургского района

Слободскова Татьяна Васильевна, учитель МБОУ «Нижнепавловская СОШ» Оренбургского района

Кучаева Надежда Александровна, учитель МБОУ «Начальная школа «Ясень» Оренбургского района

Овсиенко Наталья Геннадьевна, учитель МБОУ «Каменноозерная СОШ» Оренбургского района

Руководитель

Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Цель: сформировать у учащихся понятие «семья» через изучение семейных традиций в разных религиозных культурах.

Задачи: 1. Конкретизировать с учащимися понятия семья и семейные ценности, подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.

2.Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.

3. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные термины и понятия: семья, семейные ценности, любовь, понимание.
Оборудования: мультимедийная презентация, учебник, таблички для рефлексии, музыкальное сопровождение, ромашка.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний

-Посмотрите на слайды и скажите, что их объединяет. (обряд бракосочетания)

-Мы видим, как создается семья.

- Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию « семья»? (Ответы детей.)

-Давайте о семье прочитаем в учебнике. (Стр. 73)

-А вы знаете, какое отношение к семье в разных религиозных культурах? Давайте ответим на этот вопрос на нашем уроке.

  1. Изучение новой темы.

- Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности)

1. Чтение и обсуждение притчи.

Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну легенду.

« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

Какое это слово? « ПОНИМАНИЕ».

2. Работа в группах

  1. Работа с источниками в группах.

Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности.

3. Выступление представителей каждой группы сопровождаются показом слайдов.

  1. Православие.

Звучит песня «Петр и Феврония».

-Кому посвящена песня? Что вы о них знаете? (Святые покровители семьи).

-8 июля День семьи, любви и верности.

Выступление группы.

  1. Буддизм

  2. Ислам

  3. Иудаизм


Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).

Давайте составим общие семейные ценности. (слайд)

А какие будут самыми главными? (взаимопонимание и любовь)

  1. Закрепление.

Написать синквейн по теме «Семья».

  1. Рефлексия. (2 мин)

-На столах у вас лежат таблички, заполнив которые вы оцените свою работу на уроке

(дети заполняют таблички и сдают их учителю, не подписывая)

1.

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был


понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

7.

Я узнал_____________________________________________________

____________________________________________________________



  1. Подведение итогов урока.

-Какое отношение к семье в разных религиозных культурах?

  1. Д\З.

1 уровень (низкий уровень)

Пользуясь памятками, создай 10 заповедей семьи.

2 уровень (средний уровень)

Создать устный рассказ о происхождении своей фамилии

3 уровень (высокий уровень) Составить родословную своей семьи.

Приложение № 1.
Семья в исламской религиозной культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
Семья в иудейской религиозной культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».
Семья в православной культуре.

Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.
Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconУрок №4 Начало пророчества Авторы Ибатуллина Г. С., учитель Алмалинской...
Литвинова Л. В., учитель мбоу «Начальная школа – детский сад Вишенка» Оренбургского района
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconУрок с использованием икт. Тема урока: «Неравенства с одной переменной и их системы». 8 класс
Учитель математики мбоу «Булгунняхтахская сош им. С. П. Ефремова» Григорьева Татьяна Семеновна
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconКонспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова...
Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Деревягина Татьяна Петровна (учитель начальных классов мбоу «Бондаревская сош»)
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconБегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconУрок №18 Как христианство пришло на Русь Авторы Анисимова Н. С., учитель мбоу «Ташлинская сош»
Железнова Л. Б., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипк и ппро огпу
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель Бочкарёва Галина Рудольфовна, учитель русского языка и литературы моу «сош №12 г. Новоалтайска»
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconПаутова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов, мбоу сош...
Оборудование: термометр, веер, стороны света, карточки со словами, картинки с изображением облаков
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconУрок изо в 5 классе мбоу «сош №15» Учитель ИЗО мбоу «сош №15» г. Ачинска
Ознакомление учащихся с правилами изображения праздничного настроения изобразительными средствами
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconУрок №23 Православие о Божием суде Авторы Касымова Д. С., учитель маоу «Гимназия №1»
Литовкина Е. И., учитель Ибрагимовской сош им. А. Д. Трынова Кувандыкского района
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconУрок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение...
...
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconЭлективный курс «компьютерная графика» 2012/2013 учебный год Учитель:...
Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой...
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Титарева Татьяна Николаевна, учитель начальной школы высшей квалификационной категории мбоу сош №99
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я, Шелехова Татьяна Ивановна, учитель музыки мбоу «Таскинская сош» Хочу вас познакомить с собой
Урок №28 Семья Авторы Бочкарева Татьяна Равильевна, учитель мбоу «Чернореченская сош» iconТатьяна Леонидовна Терёхина учитель начальных классов мбоу «сош №3» «Интегрированный урок
Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск