Урок на тему: Кодирование звуковой информации





Скачать 87.19 Kb.
НазваниеУрок на тему: Кодирование звуковой информации
Дата публикации16.07.2014
Размер87.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок на тему:

Кодирование звуковой информации
Образовательные цели:

  • знать о способе кодирования звуковой информации

  • знать понятия глубина кодирования, частота дискретизации

  • уметь решать задачи на нахождение объема звукового файла

  • повторить кодирование текстовой и графической информации

Развивающие цели:

  • развить интерес к предмету

  • развить межпредметные связи: информатика – математика и информатика – физика.

  • развитие культуры речи

Воспитывающие цели:

  • развитие эстетики, аккуратности

Тип урока:

Урок ознакомления с новым материалом

Оборудование:

  • Карточки с индивидуальными заданиями

  • Презентация «Звуковая информация»

План урока:




Этап

Время (мин)

1

Организационный момент:

  • Сообщение темы урока

  • Постановка задач урока

  • Проверка дом. задания

5

1

3

1

2

Повторение

7

3

Ознакомление с новым материалом:

  • Доклад «Звук»

  • Изучение новой темы

13

3

10

4

Закрепление

10

5

Постановка задания на дом

2

6

Подведение итогов урока

3


Ход урока:

1. Организационный момент:

  • Сообщение темы урока

Учитель: Здравствуйте, мы с вами уже изучили представление текстовой, числовой и графической информации в компьютере. А какие еще виды информации вы знаете?

Ученик: Кроме графической, текстовой и числовой информации существуют еще аудио и видео информация.

Учитель: Сегодня мы с вами выясним, как же в компьютере представляется аудио или звуковая информация.

  • Постановка задач урока

Учитель: Итак, основной целью нашего урока является изучение представления звуковой информации в компьютере.



  • Проверка дом. задания

Учитель: А сейчас, откройте свои тетради на домашнем задании. За доской написаны решения домашних задач1. У всех ли получились такие же ответы? Поднимите руки у кого ответы получились такие же ответы в обеих задачах как на доске… Хорошо. У кого получился только один правильный ответ? У кого ни один ответ не сошелся? После урока покажете мне тетради со своим домашним заданием.

2. Повторение.

Четырем учащимся раздаются карточки с заданиями, на повторение2.

Остальные решают задачи, показанные на экране:
1. Определите количество цветов в палитре при глубине цвета 8 бит
1) 8 2) 256 3) 2 4) 16

Задача решается устно.

Ученик: Воспользуемся формулой , где i – это глубина цвета, а N – количество цветов в палитре, по условию задачи i=8 бит, тогда Правильный ответ второй, 256 цветов.
2. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях («включено» или «выключено»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 50 различных сигналов?

1) 5 2) 6 3) 25 4) 50

Задача решается устно или, если встретятся затруднения, разбирается у доски.

Ученик: Лампочки могут находиться всего в двух состояниях, поэтому можно воспользоваться формулой , где i – это количество лампочек, а N – количество всех возможных сигналов, по условию задачи N =50, тогда Так как количество лампочек может быть только целым числом, то i=6 лапочек. Правильный ответ второй.
3. Для хранения растрового изображения размером 64х64 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково 3. Для хранения растрового изображения размером 64´64 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?
1) 16 2) 2 3) 256 4) 1024

?
1) 16 2) 2 3) 256 4) 1024
Задача решается у доски. Учитель обращает внимание учеников на возможность работать со степенями двойки, если сами они это не заметили.

Ученик: Для того чтобы найти максимально возможное число цветов в палитре изображения, надо воспользоваться формулой , где i – это глубина цвета, а N – количество цветов в палитре, то есть необходимо знать глубину цвета. Глубину цвета можно найти из условия, что на изображение размером 64х64 пикселя отвели 512 байтов памяти. Это значит, что на каждый пиксель приходится:

Тогда,

цвета.

Собираются карточки, учитель проверяет правильные ответы во время решения у доски третьей задачи.

3. Ознакомление с новым материалом:
Учитель: Мы повторили еще раз тему кодирование информации. А сейчас, прежде чем перейти к изучению кодирования звуковой информации в компьютере, необходимо выяснить физическую природу звука – звуковой волны.

  • Доклад «Звук»3

  • Изучение новой темы

Учитель: Звуковая волна непрерывна, компьютер же может представлять только дискретный сигнал – сигнал, состоящий из последовательности электрических импульсов (двоичных нулей и единиц). Для того чтобы превратить непрерывную, плавную волну в такую последовательность, надо взять временной интервал, то есть 1 секунду, и разбить его на равные отрезки времени. На каждом таком отрезке амплитуда звуковой волны будет считаться константой. Вместо непрерывной волны мы получаем как бы лесенку4.

Такой процесс называется временной дискретизацией. Обратите внимание на ударение в слове «временной». Запишите у себя в тетради «временная дискретизация» и схематически нарисуйте график, изображенный на доске.

Таким образом, непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени, превращается в дискретную последовательность уровней громкости.

Каждая ступенька нашей лесенки имеет свое значение уровня громкости.

Рассмотрим уровни громкости как набор возможных состояний N, для кодирования которых необходимо определенное количество информации. I – глубина кодирования.

Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука.



Значит, современные звуковые карты обеспечивают кодирование 65536 различных уровней сигнала.

Качество двоичного кодирования звука определяется:

1) глубиной кодирования,

2) частотой дискретизации (количеством измерений громкости звука за одну секунду).
4. Закрепление:

Учитель: А теперь, вспомним, какие устройства вывода существуют для передачи звуковой информации?

Ученик: Для передачи звуковой информации существуют колонки и наушники.

Учитель: Скажите, например, у нас стоят две колонки, всегда ли они передают одинаковые звуки? Если нет, то как вы думаете, почему?

Ученик: Иногда, на одной колонке выводится музыка, а на другой слова песни. Это происходит, если выводится стереофайл.

Учитель: Как вы думаете, для стереофайла идет одна или две звуковые дорожки?

То есть стереофайл, имеет не один график зависимости уровня громкости от времени, а два.

А теперь решим задачу:

4. Оцените информационный объем стереоаудиофайла длительностью звучания 32с при высоком качестве звучания (16 битов, 48 кГц).
Учитель: Давайте еще раз вспомним, что означает, частота кодирования?

Ученик: Частота кодирования – это количество измерений громкости звука за одну секунду?

Учитель: Правильно. То есть за одну секунду мы произвели 48000 измерений. Так как 48кГц=48000Гц. Причем каждое измерение заняло 16 бит памяти. Как найти, сколько бит памяти займет одна секунда?

Ученик: Чтобы найти, сколько бит памяти займет одна секунда, надо умножить количество измерений – частоту кодирования – на глубину кодирования.

Учитель: Хорошо, а теперь учтем, что файл звучал 32 секунды, а также то, что это был стереофайл, файл с двумя звуковыми дорожками и получим:



5. Постановка задания на дом:

Запишите себе в тетрадь краткую запись к домашней задаче, обратите внимание на то, какой здесь аудиофайл. Сколько в нем звуковых дорожек?

Не забудьте, что частота дискретизации – это количество измерений за секунду, можно ли использовать минуты, в какие единицы измерения их надо перевести.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: задача в тетради, читать параграф из учебника, ответить устно на вопросы после параграфа.

6. Подведение итогов урока:

Вопрос о достижении цели урока, выставление оценок.

Методика определения эффективности учебного занятия


ТДЦ (триединая дидактическая цель) урока.

2

Организация действий учащихся по принятию цели деятельности.

1

Содержание учебного материала (СУМ): соответствие СУМ ТДЦ.

2

Методы обучения (МО) обеспечили:

мотивацию деятельности учащихся;

1

овладение способами познавательной деятельности;

2

контроль и самоконтроль.

2

Соответствие МО: СУМ; ТДЦ.

2

Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД) обеспечили:

сотрудничество между учащимися;

2

включение каждого ученика в деятельность по достижению ТДЦ.

2

Соответствие ФОПД: МО; СУМ; ТДЦ.

2

Уровень достижения ТДЦ:

а) образовательный аспект;

2

б) воспитательный аспект;

2

в) развивающий аспект.

2

Итого

24

Эффективность

0,71 оптимальная

Приложение 1

Карточки дифференцированные: первая и вторая – базовый уровень, третья – нормальный уровень сложности, четвертая – для слабых учащихся, содержит деформированный текст, максимальная оценка за нее «3».

____________________________________________________
Карточка 1

Сколько мегабайтов информации содержит сообщение объемом 223 бит?

1) 1 2) 8 3) 3 4) 32

____________________________________________________
Карточка 2

Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем следующей фразы в кодировке Unicode:

Римские цифры – пример непозиционной системы счисления

1) 84 бита 2) 864 бит 3)864 байта 4)84 байта
____________________________________________________
Карточка 3

Специальные датчики отслеживают качество продукции. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Было сделано 80 измерений. Определите информационный объем результатов измерений.

1) 80 бит 2) 70 байт 3) 80 байт 4) 560 байт
______________________________________________________________
Карточка 4
В зрительном зале две группы мест: первая группа 20 рядов по 15 кресел, а вторая группа – 10 рядов по 12 кресел. Какое наименьшее число бит потребуется для кодирования номера одного места, если на каждый код одинаковое число бит?

1) 1 байт 2) 9 бит 3) 9 байт 4) 1 бит
Решение

1. В первой группе ____________=______кресел.

2. Во второй группе ___________= _____ кресел.

3. Всего кресел в зале _________________.
4. Воспользуемся формулой N=______.

5. Может ли количество бит быть нецелым числом?

6. Между какими степенями двойки лежит число ____?

7. i =___

Ответ:___________бит.

Приложение 2

Временная дискретизация


1 Решения задач пишут 2 ученика на перемене, решение предварительно проверяется учителем, за домашнее задание ставится оценка.

2 Смотри приложение 1.

3 Доклад готовится сильным учащимся, причем обязательно надо проконсультироваться и проверить весь доклад совместно с учителем физики. Учащийся также готовит презентацию своего доклада, которая включается в общую структуру урока.

4 Смотри приложение 2.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconКонспект урока Тема урока: «Кодирование и обработка звуковой информации»
Цели: образовательная обеспечить формирование и использование учащимися знаний о кодировании звуковой информации с помощью компьютера,...
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconУрок игра. Цели: 1 Образовательная: провести обобщающее повторение...
Зунов, полученных в учащимися после изучения тем «Кодирование числовой информации», «Кодирование символьной информации», «Кодирование...
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconУрока: Кодирование текстовой информации первый урок по теме «Кодирование информации»
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение «Тарасковская средняя общеобразовательная школа»
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Кодирование текстовой информации. (Второй урок по теме «Кодирование информации»)
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconУрок информатики в 5 классе №1 Тема: «Путешествие по миру, или кодирование информации»
Образовательная – расширить представление учащихся о кодировании информации; закрепить понятия: код, кодирование, декодирование,...
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconДвоичное кодирование звуковой информации
Еще одним источником информации, использованным при написании данных материалов, послужили несколько подробных популярных статей...
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconКодирование информации
Кодирование информации это представление информации в той или иной стандартной форме
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме «Кодирование звуковой информации»
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconКалендарно-тематическое планирование курса информатики для 10 класс
Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации....
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconТема: «Кодирование информации» Задачи
Создать условия, которые выведут на понятие: кодирование информации, код, различные способы кодирования
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconКонспект по теме: «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»
Цели урока: Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ы], учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые...
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconУрок №30 Тема Решение задач на кодирование звуковой информации
Временная дискретизация – процесс, при котором, во время кодирования непрерывного звукового сигнала, звуковая волна разбивается на...
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconПрограмма вступительных испытаний по информатике и икт раздел Информация. Кодирование информации
Естественные и искусственные языки; • кодирование генетической информации, генетический алфавит, расшифровка генома человека с использованием...
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с принципом кодирования звуковой информации, создать условия для формирования навыков создания и...
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconРеферат по дисциплине: информатика и икт на тему: «Многообразие кодов»
В данной исследовательской работе рассматриваются особенности кодирования информации на компьютере. Остановимся на особенностях кодирования...
Урок на тему: Кодирование звуковой информации iconУрок по теме «Кодирование графической информации»
Рассмотреть метод кодирования графической информации – дискретизация; ввести базовые понятия компьютерной графики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск