Скачать 429.05 Kb.
|
«Кодирование информации» Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала. Форма проведения: урок – игра. Цели: 1) Образовательная: провести обобщающее повторение и контроль ЗУНов, полученных в учащимися после изучения тем «Кодирование числовой информации», «Кодирование символьной информации», «Кодирование графической информации. 2) развивающая: развивать внимание, логическое мышление, умение работать в команде, дух сотрудничества и соперничества, настойчивость в достижении поставленной цели; тренировать память; 3) воспитательная: воспитывать информационную культуру учащихся. Обязательный минимум знаний и умений учащихся: -знать функции языка как способа представления информации; -объяснять принципы кодирования информации; -знать основные единицы измерения количества информации; - решать задачи на определение количества информации. Дидактические требования к уроку: карточки с именами участников игры, часы с секундной стрелкой, шкала баллов за ответы (программа на языке программирования для визуализации шкалы баллов), ПК для каждого участника, зеленые и красные жетоны. Можно, например, использовать карточки вида:
Структура урока:
Ход урока: I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Необходимо выбрать: 1. Членов команд (2 команды с четным числом участников). Прикрепляются карточки с именами. 2. Ответственного за время — человека, который следит за ходом времени каждого раунда. 3. Ответственного за шкалу баллов — человека, который следит за цепочкой правильных ответов, т.е. суммирует или сбрасывает баллы за ответы. (можно объединить пункты 2. и 3.) 4. Ведущий — учитель. Заранее расставляются парты по полукругу или в 2 ряда. По возможности готовятся места для зрителей (болельщиков). Для шкалы баллов можно написать программу на одном из языков программирования и контролировать цепочки правильных ответов с помощью компьютера. II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА: -Ребята, какие виды информации вы знаете? (числовую, символьную, графическую, звуковую) - А как представлена вся информация в персональном компьютере? (в виде двоичного кода) - Что нужно сделать с информацией, чтобы компьютер ее «понял»? (кодировать) -А как двоичный код перевести в привычный для нас вид? (раскодировать, декодировать) - А ВЫ умеете кодировать и декодировать информацию? (да) - Сегодня мы проверим, как хорошо вы усвоили тему «Кодирование информации» и умеете ли вы ее кодировать и раскодировать. Для этого сыграем в игру-соревнование под названием «КОДЕК». Для этого я выбрал из вас двух капитанов команд, которые наберут себе команду кодировщиков и декодировщиков. Вы пройдете ряд испытаний, в ходе которых выяснится, кто из вас являются настоящими кодировщиками - декодировщиками информации. I I I. ИГРА. БЕЗКОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭТАП. ИСПЫТАНИЕ №1 БЛИЦ- ТУРНИР «КОДИРОВАНИЕ И СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» Вопросы чередуются между командами. (За правильный ответ +2 балла. Если ведущий просит пояснение, но не получает, то добавляется 2-1=1 балл) 1. Национальный характер носят естественные или формальные языки? (Естественные.) 2. Язык математики — это естественный или формальный язык? (Формальный.) 3. Как называется конечный набор знаков любой природы, из которых конструируется некоторое сообщение? (Алфавит.) 4. Что происходит в процессе преобразования информации из одной знаковой формы в другую? (Кодирование.) 5. Как называется операция, обратная кодированию? (Декодирование.) 6. Штриховой код товара предназначен для человека или для технического устройства? (Для технического устройства.) 7. Во сколько раз уменьшается неопределенность знаний при бросании монеты? (В 2 раза.) 8. Во сколько раз уменьшается неопределенность знаний при бросании кубика? (В 6 раз.) 9. Чему равна неопределенность знаний при угадывании числа от 1 до 16? (16.) 10. Назовите единицу количества информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза? (1 бит.) 11. N=2I— это формула нахождения количества информации или количества возможных событий? (Количество возможных событий.) 12. Каково количество возможных событий, если после реализации одного из них мы получили 3 бита информации? (8.) 13. Как называются события, которые при реализации не имеют преимуществ друг перед другом? (Равновероятные.) 14. Сколько бит содержится в 1 байте? (8.) 15. Сколько байт содержится в 1 Кбайте? (1024.) 16. Десятичной приставке «мега» соответствует 103 или 106? (106.) 17. Какое количество информации несет одна буква 32-символьного алфавита? (5 бит.) 18. Какова мощность алфавита, если один его символ несет количество информации, равное 4 битам? (16.) 19. В русском или английском текстах, содержащих одинаковое количество символов, информации больше с точки зрения вероятностного подхода? (В русском.) 20. Какие коды используются в двоичном кодировании? (О и 1.) 21. Как называется совокупность правил наименования и изображения чисел с помощью набора символов? (Система счисления.) 22. Римская система счисления — это позиционная система счисления или непозиционная? (Непозиционная.) 23. Десятичная система счисления — это позиционная система счисления или непозиционная? (Позиционная.) 24. 341 — это свернутая или развернутая запись числа 341? (Свернутая.) 25. В какой системе счисления «12» записывается как «С»? (В шестнадцатеричной.) 26. Сколько цифр в двоичной системе счисления? (2.) 27. Назовите цифры двоичной системы счисления. (О и 1.) 28. Как в двоичной системе счисления записывается число2? (10.) 29. Сколько цифр в десятичной системе счисления? (10.) 30. Какая система счисления используется в компьютере в качестве основной? (Двоичная.) ИСПЫТАНИЕ №2 «СИМВОЛЬНОЕ КОДИРОВАНИЕ». - Вы получили карточку с закодированным посланием. В письме перечислены имена великих ученых, связанных с информатикой. Послание составлено с использованием кодовой таблицы КОИ-8. Для того, чтобы прочитать имена, вы должны перекодировать сообщение с помощью кодовой таблицы Windows-1251. Пояснение: для каждого члена команды распечатаны некоторые кодовые таблицы символов:
ответ: Б Е Б Б И Д Ж Ч А Р Л Ь З
ответ: Т Ь Ю Р И Н Г А Л А Н
ответ: Л Е Б Е Д Е В С Е Р Г Е Й
ответ: Т И М Б Е Р Н Е Р С Л И
ответ: Л А В Л Е Й С А Д А
ответ: Ш Е Н Н О Н К Л О Д
ответ: П А С К А Л Ь Б Л Е З
ответ: Ф О Н Н Е Й М А Н Д Ж О Н ИСПЫТАНИЕ №3 «МОРСКОЙ БОЙ» (декодирование чисел) Каждый член команды выбирает себе оппонента из другой команды для игры «Морской бой». Каждая пара получает карту с изображением своего и вражеского «морского» участка, поделенного на 100 квадратных областей. - В 4-х квадратах притаились разведывательные корабли противника, в 5-м - ложная цель. У каждого написаны координаты всех 4-х целей противник в виде машинного кода. Раскодировав код, вы получите двузначное число, где 1-я цифра- номер строки, а 2-я - номер столбца того участка, где спрятана цель. Если повезет, хватит и 4-х выстрелов, если нет - один выстрел лишний. Побеждает тот, кто раньше поразит цели. Победивший поднимает зеленую карточку (или восклицательный знак), проигравший- красную ( или знак вопроса). Число победителей добавляется в общий счет команды. Карты для 1-й пары оппонентов:
Карты для 2-й пары оппонентов:
IV. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА, Г ЛАЗНАЯ ГИМНАСТИКА. Упражнение 1 .Водим глазками по часовой стрелочке, против часовой стрелки, повторили 3-5 раз. Карточка профилактики Упражнение 2 Исходное положение сидя. Положите руки на колени. Посмотрите на свой правый локоть, затем на левый локоть (2-4 раза) Упражнение 3 Исходное положение сидя. Руки вместе вытянуты перед грудью, вытяните руки вперед и над головой, проследите глазками за движением рук. |
Урок на тему: Кодирование звуковой информации Учитель: Здравствуйте, мы с вами уже изучили представление текстовой, числовой и графической информации в компьютере. А какие еще... | Урок информатики в 5 классе №1 Тема: «Путешествие по миру, или кодирование информации» Образовательная – расширить представление учащихся о кодировании информации; закрепить понятия: код, кодирование, декодирование,... | ||
Конспект урока Тема урока: «Кодирование и обработка звуковой информации» Цели: образовательная обеспечить формирование и использование учащимися знаний о кодировании звуковой информации с помощью компьютера,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Системы счисления. Урок №1 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок планируется провести в 8 классе общеобразовательной школы, 1 год обучения информатики. По плану изучения темы Раздел... | Урока: Кодирование текстовой информации первый урок по теме «Кодирование информации» Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение «Тарасковская средняя общеобразовательная школа» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Кодирование текстовой информации. (Второй урок по теме «Кодирование информации») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На прошлых уроках мы говорили о кодирование числовой и текстовой информации в памяти компьютера. Сегодня мы обсудим способы компьютерного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кодирование информации с помощью знаковых систем. Практическая работа № «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью... | Тема: Кодирование информации. 3 класс. Цели Работа по колонкам – кто больше даст информации об информации? Выигрывает колонка, которая даёт последнее сведение об информации | ||
Кодирование информации Кодирование информации это представление информации в той или иной стандартной форме | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Виды и свойства информации. Кодирование информации. Игра «Информация и мы» | ||
Календарно-тематическое планирование курса информатики для 10 класс Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации.... | Тема: «Кодирование информации» Задачи Создать условия, которые выведут на понятие: кодирование информации, код, различные способы кодирования | ||
Контрольно-измерительные материалы по теме «Кодирование и обработка... Программный комплекс диагностики знаний Тeachlab Тestmaster // Информатика и образование. 2002. – № —с. 68 – 73 | Урок – игра «Счастливый случай» Урок проводится в 10 классе после изучения раздела «Кислородсодержащие соединения» |