Скачать 293.97 Kb.
|
ТЕХНОЛОГИЯ Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса разработана на основе программы Цирулик Н.А. «Технология. Ручное творчество. 4 класс»(система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования и требованиями ООП НОО МБОУ СОШ №34 им.Е.А.Зубчанинова г.о.Самара План ориентирован на использование учебника: Цирулик Н.А. Технология. Ручное творчество. 4 класс. Учебник. /Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. . – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2013. В процессе обучения технологии реализуются следующие з а д а ч и: – развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида; – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; – освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; – воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. В соответствии с этим реализуется типовая программа «Трудовое обучение», автор Цирулик Н. А. (1–4 классы; 2002 г.) в объеме 70 часов. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня. С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), что представлено в схематической форме ниже. Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-го года обучения Обучающиеся должны з н а т ь: – свойства материалов; – приемы разметки; – операции обработки материалов; – способы соединения деталей; – технику безопасности и правила пользования инструментами. у м е т ь: – пользоваться чертежом; – ориентироваться в заданиях по образцу; – создавать композиции из разных материалов; – осуществлять контроль на всех этапах работы. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни: – для выполнения домашнего труда; – создания изделий по собственному замыслу; – осуществления сотрудничества в процессе совместной работы; – решения практических задач с применением возможностей компьютера; – поиска информации с использованием простейших запросов. ОБОСНОВАНИЕ КУРСА Современная школа характеризуется гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Этому способствуют все общеобразовательные предметы, в том числе и курс «Технология», который в начальной школе обладает большим развивающим потенциалом. Он строится на предметно-практической деятельности, которая для младшего школьного возраста является необходимым звеном целостного процесса коммуникативного, духовного, нравственного и интеллектуального развития. Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Давно установлено, что активные физические действия пальцами рук благотворно влияют на весь организм человека. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику рук, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.К. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова). Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной художественный труд. На занятиях предметно -практической деятельностью развиваются координированные движения точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Курс «Технология» открывает широкие возможности для развития зрительно -пространственного восприятия, творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Наглядно -действенное и наглядно -образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление, и имеют особое значение для формирования способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий. Недостаточная сформированность зрительно -пространственного восприятия и зрительно -моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно -практической деятельностью развивается «изощренная наблюдательность» (Л.С. Рубинштейн). Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом предоставляют возможность проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Таким образом, психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно -нравственное, эстетическое) средствами предметнопрактической деятельности. Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий. В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач: - - духовно -нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире; - - формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно -преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, природе, здоровью; - развитие в процессе предметно -практической деятельности психических функций: зрительно -пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств; - развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно -конструкторских и технологических задач; - развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку; - формирование навыков и умений искать необходимую информацию с использованием различных информационных технологий; - развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково -символического и логического мышления, исследовательской деятельности; - развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместной деятельности. Предметные результаты В ходе изучения курса технологии дети получат представление о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно -эстетического и социально -исторического опыта человечества, о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций. Дети узнают об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствие обстановке, удобство, прочность, эстетическая выразительность. Они получат общее представление о мире профессий, их социальном значении. В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых 5 6 материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье -маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, будет важным вкладом в развитие речи детей. При выполнении поделок используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые «бросовые» материалы. В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов. Свойством гибкости, например, обладают разные материалы, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (солома, трава), бумажного шпагата. Важным для развития ребенка является и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, изготовлена на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, объемной, контурной. С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с разными материалами: лепить из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать бумагу, ткань, природный материал и т. д. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов работы с различными материалами способствует их лучшему осознанию и освоению. Предметные действия Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Специфика предмета позволяет обеспечить разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание предмета 7 характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезание, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и по кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т. д. Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая - лишь вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки осуществляют одинаковые движения (обрывание по контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по -разному управляются корой головного мозга. Для выполнения одних операций требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по контуру), для выполнения других в этом нет необходимости (например, сплести косичку). Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание формируется при любых движениях. В процессе работы дети получают опыт организации собственной творческой практической деятельности: ориентировки в учебнике, в задании, планирования, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий. Эти действия являются и предметными, и универсальными. Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: точное повторение образца, представленного в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа; выполнение работы по заданному учителем условию или по собственному замыслу из любых материалов в любой технике. Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит (программа предусматривает выполнение изделия в технике оригами, задания на конструирование из геометрических фигур, техническое моделирование и т. д.). При выполнении работ на творческое воображение ребенок встает перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Особое значение на уроках технологии придается художественной деятельности как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. В результате выполнения под руководством учителя коллективных или групповых работ, а также доступных проектов ученики получают опыт использования коммуникативных универсальных учебных действий: распределение ролей руководителя и подчиненных, общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми. Дети овладевают начальными формами познавательных универсальных учебных действий: использование знаково -символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, проведение анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно -следственных), поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. Работая с модулем по компьютерной грамотности, ученики познакомятся с персональным компьютером, его основными устройствами, их назначением; приобретут опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком; овладеют приемами поиска и использования информации. Источниками информации в процессе исследовательской и проектной деятельности служат научно -популярные книги, энциклопедии, газеты, журналы, материалы музеев и выставок, Интернет и т. д. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут развиваться такие социально ценные личностные и нравственные качества, как трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда. Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие учеников в различных формах досуговой деятельности семьи, внеклассной работы класса, школы (подготовка к праздникам, участие в конкурсах, фестивалях, технических выставках), проектная деятельность, общественно -полезная деятельность (подарки близким людям, друзьям, ветеранам, пенсионерам). Таким образом, курс «Технология» обеспечивает реальное интеллектуальное, эмоционально -эстетическое, духовно нравственное и физическое развитие младших школьников. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа) Лоскутная мозаика 3 ч Вышивание 4 ч Папье-маше 4 ч Роспись ткани 3 ч Вязание 4 ч Конструирование из растений 2 ч Объемное конструирование и моделирование из бумаги и картона 5 ч Конструирование и моделирование из разных материалов 4 ч Объемное моделирование из ткани 4 ч Работа с конструктором 1 ч Поурочно-тематическое планирование
|
Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 68 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной... | Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 70 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е.... | Аннотация к рабочей программе По предмету «Технология. Технический труд» 7 класс Данная рабочая программа по предмету «Технология» составлена для всех учащихся 7 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного... | ||
Рабочая программа По предмету технология «Технология» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта | Рабочая программа по предмету «технология» Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н. В. Добромысловой, Н. В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический... | ||
Рабочая программа по предмету «Технология. Обслуживающий труд» ... | Календарно тематическое планирование Содержание Раздел: Технология... Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | ||
Рабочая программа по предмету «Технология» 3 класс создана на основе:... Программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н. И., Богдановой Н. В, Фрейтаг И. П. М.: «Просвещение», 2012 год | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 1 класса базовый уровень (далее Рабочая программа) разработана на основе... | ||
Рабочая программа Меньшиковой Оксаны Петровны по учебному предмету «Технология» А. Кожина; программы «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» автор В. Д. Симоненко; программы «Проекты в образовательной... | Рабочая программа по предмету технология (обслуживающий труд) 8 класс Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой по направлению «Технология. Обслуживающий труд. Сельскохозяйственный... | ||
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс Дунькина А. И Фгос ООО второго поколения Москва, «Просвещение», 2011 год, авторской программы: Технология: программа: 5–8 классы / авт сост. А.... | Рабочая программа по предмету «Технология» Рабочая программа «Технология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основе «Примерной программы по... | ||
Конспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тема: «Тайны недр Земли» Используемые технологии: технология адаптивная школа, икт, игровая технология, технология проблемного обучения, групповая | Рабочая учебная программа по предмету «Технология» составлена на... Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны |