Скачать 91.57 Kb.
|
Н.И. Уваров Ю.Н. Уваров МБОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ КУМИР ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности. При организации обучения рекомендуется проведение практических работ, ориентированных на формирование навыков решения задач. Для реализации целей, заявленных в новых стандартах в области информатики для основного общего образования, наилучшим на сегодняшний день является комплект программ, учебников и учебных пособий Людмилы Леонидовны Босовой, заслуженного учителя РФ, ведущего научного сотрудника ИИО РАО, автора УМК по информатике и ИКТ для 5–9 классов. Система программирования КуМир, предназначена для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. Особым достоинством для школы является то, что данная система распространяется бесплатно на основе лицензии, текст которой включен в поставку этой системы. Данная лицензия разрешает любой школе бессрочно использовать КуМир на любом количестве компьютеров для любых целей без оформления каких-либо дополнительных документов. Система КуМир. Система КуМир включает в себя серию исполнителей: Робот, Чертежник, Черепаха, Водолей, Кузнечик, Рисователь и общий язык программирования, причем на русском языке. Это делает возможность использования ее при преподавании предмета с пятого по девятый класс. Учебники Л.Л. Босовой также ориентированы на выполнение практических заданий в системе КуМир. ГИА 9 класса по информатике при решении задании части С в полной мере позволяет использовать данную среду программирования. Исполнитель «Кузнечик». После запуска системы КуМир желательно открыть возможность программирования в данной среде. Для этого открыть в команде Вставка\использовать Кузнечик. После этого можно открыть окно Кузнечика и окно Пульта. (Миры\Кузнечик и Миры\Кузнечик-Пульт). В окне Кузнечика можно задать начальные условия для задачи, которую он может или должен решить, составляя необходимый алгоритм. Программу (алгоритм) можно составить непосредственно в системе КуМир или с помощью пульта, а затем из пульта перенести в Кумир с помощью кнопки К. После этого программу можно запустить. При этом можно сохранить традиционным способом как задание (в окне Кузнечика - Задание\Сохранить), так и программу (в окне Кумира Рис. 1. Окна Кузнечика Рис. 2. Окна Черепахи – Программа\Сохранить программу как…). (см. рис.1.) Исполнитель Черепаха. Для работы с исполнителем Черепаха поступают аналогичным способом: запускают систему КуМир, открывают возможность программирования в данной среде по команде Вставка\использовать Черепаха. После этого можно открыть окно Черепаха и окно Пульта. (Миры\Черепаха и Миры\Черепаха-Пульт). Составлять программы в этом исполнителе можно как непосредственно в системе КуМир, так и с помощью пульта. При этом программу из пульта можно перенести в Кумир с помощью кнопки К. Задания для черепахи могут быть, как простыми линейными алгоритмами (например: написать слово МИР), так и содержащими более сложные конструкции ветвления и цикла. (см. рис. 2). Исполнитель Водолей. Начало работы с данным исполнителем аналогично двум предыдущим. Окно Водолея и окно пульта – стандартные окна операционной системы. Их можно передвигать по экрану, сворачивать и разворачивать обычным образом. Следует помнить, что окно пульта является основным, т.е. при закрытии окна пульта, будет закрыто и окно Водолея. Начальные условия, которые могут быть установлены перед началом работы. Даны три стакана, объем каждого стакана - целое число. У пользователя есть следующие возможности:
Цель составляемого алгоритма должно быть указанное количество воды в одном из стаканов, при заданном начальном количестве воды в каждом из стаканов. Пример. Стаканы емкостью А-7, В-6 и С-3 литра, в стаканах А-2, В-3 и С-2 литра. Надо отмерить 6 литров. Решение задачи на рис. 3. Сохранение задания и программы аналогично исполнителю Кузнечик. Рис. 3. Окна Водолея Программирование в системе КуМир. Основная структурная единица КуМира – алгоритм. Программа на этом языке может состоять из нескольких алгоритмов, следующих друг за другом. Перечень команд, доступных для исполнителя можно найти в разделе Справка. Поскольку данный язык похож на большинство других языков программирования, то его особенности проще всего рассмотреть на примерах. С помощью следующей программы можно выполнять демонстрационное задание 9 из ГИА, где надо определить, что будет напечатано в результате работы следующей программы. алг нач . цел b, c . b:=15 . c:=0 . нц пока b<>3 . . c:=c+b . . b:=b-3 . кц . вывод c кон В КуМире можно работать и с табличными величинами. В качестве примера можно рассмотреть задание 10 из демоверсии ГИА, а также 20.2. В таблице Dat хранятся данные измерений среднесуточной температуры за неделю в градусах. (Dat[1] – данные за понедельник, Dat[2] – за вторник и т.д.). Определить, что будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма. Мы видим, что результатом исполнения алгоритма будет номер дня недели, в который наибольшая за неделю температура встречается первый раз. Ввод табличной величины можно производить непосредственно в программе, как в указанном примере, но существуют и другие способы, например, с клавиатуры, используя команду ввод. Задача 20.2. Написать программу, которая в последовательности целых
чисел определяет количество четных отрицательных чисел. Программа получает на вход целые числа, количество введенных целых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность).Количество введенных чисел не превышает 1000. Все числа по модулю не превышают 30000. Программа должна вывести одно число: количество четных отрицательных чисел. Исполнитель Робот Исполнитель Робот существует в некоторой обстановке в виде клетчатого поля, на котором могут быть стены. Робот может передвигаться по полю во все стороны, закрашивать клетки, измерять температуру и радиацию. Он не может выходить за пределы прямоугольника и проходить сквозь стены. Окно Робота имеет стандартный для КуМира вид, в правом верхнем углу окна записывается текст программы. Кроме того Робот имеет окно наблюдения за Роботом, в котором может находиться стартовая или текущая обстановка Робота (рис. 5), окно редактирования обстановки и окно Пульта Робота, которое похоже на рассмотренные ранее пульты Кузнечика, Черепахи и Водолея. Попытаемся рассмотреть задачу 20.1 из демоверсии ГИА На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стена. Левый конец горизонтальной стены соединен с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, непосредственно над горизонтальной стеной у ее правого конца. Попробуем создать стартовую обстановку Робота. Инструменты\Редактировать стартовую обстановку Робота. В появившемся окне устанавливаем стены и начальное положение Робота в соответствии с заданием. Написать для робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться не закрашенным. Робот должен закрасить только те клетки, которые удовлетворяют данному условию. Рис. 4. Окна Робота Попробуем составить данный алгоритм. На рис. 4 можно видеть стартовую обстановку Робота и результат выполнения программы
Исполнитель Чертежник Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков, чертежей, графиков на бесконечном во все стороны листе. На листе расположена сетка координат с настраиваемой единицей измерения. Основные команды Чертежника: поднять перо, опустить перо, сместиться в точку (Х,У), сместиться на вектор (Х, У) и другие. Рассмотрим решение задачи 6 из демоверсии ГИА. Задача. Чертежнику для исполнения был дан следующий алгоритм: Повтори 4 раз Сместиться на (3,-2), Сместиться на (-1,2), Сместиться на (-1,-1) Конец Какую команду надо выполнить чертежнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение. Решая задачу, мы видим, что такой командой может быть команда - Сместиться на вектор (-4,4) см. рис. 5.. Рис. 5. Окна Чертежника Рис. 6. Окна Рисователя Исполнитель Рисователь. Рисователь – исполнитель системы КуМир. Его назначение создавать рисунки и надписи на листе Система команд исполнителя позволяет проводить линии разной толщины и цвета карандашом и кистью, закрашивать замкнутые области, писать текст, используя разные шрифты. На рис. 7 можно увидеть алгоритм, созданный в Рисователе и результат его исполнения. Следует отметить, что данную систему можно использовать не только при подготовке к ГИА, но и при сопровождении всего курса информатики. Кроме того имеется возможность на ее основе составить большое количество программ для элективных и факультативных курсов от младших до старших классов. Некоторые исполнители целесообразно использовать на уроках математики. Список литературы
|
Образовательная программа среднего общего образования мбоу «Средняя... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №5» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан | Рабочая программа учителя мбоу «Средняя общеобразовательная школа №30» Директор мбоу «Средняя заместитель директора на заседании мо общеобразовательная школа №30» по учебно-воспитательной | ||
Доклад директора мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области Ланиной Ирины... | Рабочая программа Литература,10 класс мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Провидения», мбоу «Центр образования посёлка Угольные Копи»,мбоу «Центр образования с Лаврентия», мбоу «Средняя общеобразовательная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гайнетдинова Н. Г./ Мбоу «Нижнеметескинская средняя скинская средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» общеобразователь... | ||
Отчетный доклад председателя профсоюзного комитета мбоу «Средняя... В коллективе мбоу «Средняя общеобразовательная школа №46» зарегистрировано 99 работников, из них педагогов –59 технический персонал... | Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-9 классов Программу соствила Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013, Основной образовательной программой основного... | ||
Анализ работы мбоу «Просторская средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год В 2012-2013 учебном году мбоу «Просторская средняя общеобразовательная школа» работала над реализацией следующих целей и задач | Публичный отчет по итогам работы мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» С 1 августа 2011 года школа имеет статус- муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Нижнекулойская средняя общеобразовательная... | ||
Образовательная программа основного общего образования мбоу «Камскополянская... Директор мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1» Нижнекамского муниципального района | Сценарий урока с использованием компьютера. Автор: Андреева Людмила... Образовательное учреждение: мбоу «Староювалинская средняя общеобразовательная школа» | ||
Мбоу «Бакчарская средняя общеобразовательная школа» Количество членов... Утвердить повестку дня Управляющего совета мбоу «Бакчарская средняя общеобразовательная школа» | Образовательная программа мбоу «Кунгерская средняя общеобразовательная школа» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кунгерская средняя общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района... | ||
Программа деятельности школьного краеведческого музея Составитель:... Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская... | «Средняя общеобразовательная Озёрская школа» (мбоу «Средняя общеобразовательная Озёрская школа») Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области |