Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа





Скачать 91.57 Kb.
НазваниеЮ. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа
Дата публикации24.07.2014
Размер91.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Н.И. Уваров

Ю.Н. Уваров

МБОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ КУМИР ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.

При организации обучения рекомендуется проведение практических работ, ориентированных на формирование навыков решения задач.

Для реализации целей, заявленных в новых стандартах в области информатики для основного общего образования, наилучшим на сегодняшний день является комплект программ, учебников и учебных пособий Людмилы Леонидовны Босовой, заслуженного учителя РФ, ведущего научного сотрудника ИИО РАО, автора УМК по информатике и ИКТ для 5–9 классов. Система программирования КуМир, предназначена для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. Особым достоинством для школы является то, что данная система распространяется бесплатно на основе лицензии, текст которой включен в поставку этой системы. Данная лицензия разрешает любой школе бессрочно использовать КуМир на любом количестве компьютеров для любых целей без оформления каких-либо дополнительных документов.
Система КуМир.

Система КуМир включает в себя серию исполнителей: Робот, Чертежник, Черепаха, Водолей, Кузнечик, Рисователь и общий язык программирования, причем на русском языке. Это делает возможность использования ее при преподавании предмета с пятого по девятый класс. Учебники Л.Л. Босовой также ориентированы на выполнение практических заданий в системе КуМир. ГИА 9 класса по информатике при решении задании части С в полной мере позволяет использовать данную среду программирования.
Исполнитель «Кузнечик».

После запуска системы КуМир желательно открыть возможность программирования в данной среде. Для этого открыть в команде Вставка\использовать Кузнечик. После этого можно открыть окно Кузнечика и окно Пульта. (Миры\Кузнечик и Миры\Кузнечик-Пульт). В окне Кузнечика можно задать начальные условия для задачи, которую он может или должен решить, составляя необходимый алгоритм. Программу (алгоритм) можно составить непосредственно в системе КуМир или с помощью пульта, а затем из пульта перенести в Кумир с помощью кнопки К. После этого программу можно запустить. При этом можно сохранить традиционным способом как задание (в окне Кузнечика - Задание\Сохранить), так и программу (в окне Кумира



Рис. 1. Окна Кузнечика Рис. 2. Окна Черепахи

– Программа\Сохранить программу как…). (см. рис.1.)
Исполнитель Черепаха.

Для работы с исполнителем Черепаха поступают аналогичным способом: запускают систему КуМир, открывают возможность программирования в данной среде по команде Вставка\использовать Черепаха. После этого можно открыть окно Черепаха и окно Пульта. (Миры\Черепаха и Миры\Черепаха-Пульт). Составлять программы в этом исполнителе можно как непосредственно в системе КуМир, так и с помощью пульта. При этом программу из пульта можно перенести в Кумир с помощью кнопки К.

Задания для черепахи могут быть, как простыми линейными алгоритмами (например: написать слово МИР), так и содержащими более сложные конструкции ветвления и цикла. (см. рис. 2).
Исполнитель Водолей.

Начало работы с данным исполнителем аналогично двум предыдущим. Окно Водолея и окно пульта – стандартные окна операционной системы. Их можно передвигать по экрану, сворачивать и разворачивать обычным образом. Следует помнить, что окно пульта является основным, т.е. при закрытии окна пульта, будет закрыто и окно Водолея.

Начальные условия, которые могут быть установлены перед началом работы. Даны три стакана, объем каждого стакана - целое число. У пользователя есть следующие возможности:

  1. Долить нужный стакан доверху (из крана).

  2. Вылить всю воду из указанного стакана (при этом стакан окажется пустым).

  3. Перелить воду из одного стакана в другой (если удается перелить всю воду, то первый стакан остается пустым; в противном случае второй стакан становится полным, а остаток остается в первом стакане).

Цель составляемого алгоритма должно быть указанное количество воды в одном из стаканов, при заданном начальном количестве воды в каждом из стаканов.

Пример. Стаканы емкостью А-7, В-6 и С-3 литра, в стаканах А-2, В-3 и С-2 литра. Надо отмерить 6 литров. Решение задачи на рис. 3.

Сохранение задания и программы аналогично исполнителю Кузнечик.




Рис. 3. Окна Водолея
Программирование в системе КуМир.

Основная структурная единица КуМира – алгоритм. Программа на этом языке может состоять из нескольких алгоритмов, следующих друг за другом. Перечень команд, доступных для исполнителя можно найти в разделе Справка.

Поскольку данный язык похож на большинство других языков программирования, то его особенности проще всего рассмотреть на примерах.

С помощью следующей программы можно выполнять демонстрационное задание 9 из ГИА, где надо определить, что будет напечатано в результате работы следующей программы.
алг

нач

. цел b, c

. b:=15

. c:=0

. нц пока b<>3

. . c:=c+b

. . b:=b-3

. кц

. вывод c

кон
В КуМире можно работать и с табличными величинами. В качестве примера можно рассмотреть задание 10 из демоверсии ГИА, а также 20.2.

В таблице Dat хранятся данные измерений среднесуточной температуры за неделю в градусах. (Dat[1] – данные за понедельник, Dat[2] – за вторник и т.д.). Определить, что будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма.

Мы видим, что результатом исполнения алгоритма будет номер дня недели, в который наибольшая за неделю температура встречается первый раз. Ввод табличной величины можно производить непосредственно в программе, как в указанном примере, но существуют и другие способы, например, с клавиатуры, используя команду ввод.

Задача 20.2. Написать программу, которая в последовательности целых

алг

нач

. целтаб Dat[1:7]

. цел k, m, day

. Dat[1]:=7

. Dat[2]:=9

. Dat[3]:=10

. Dat[4]:=8

. Dat[5]:=6

. Dat[6]:=7

. Dat[7]:=10

. day:=1

. m:=Dat[1]

. нц для k от 2 до 7

. . если Dat[k]>m

. . . то m:=Dat[k]

. . . . day:=k

. . все

. кц

. вывод day

кон

нц для k от 1 до 7

. ввод Dat[k]

кц


алг

нач

. целтаб Dat[1:1000]

. цел k, m, d

. d:=0

. нц для k от 1 до 1000

. . ввод Dat[k]

. . если Dat[k]=0

. . . то

. . . . выход

. . все

. . если abs(Dat[k])>30000

. . . то

. . . . вывод "число большое", нс

. . . . Dat[k]:=0

. . все

. . m:=k

. . вывод Dat[k], нс

. . вывод k,нс

. кц

. нц для k от 1 до m

. . если Dat[k]/2 = int(Dat[k]/2)

. . . то если Dat[k]<0

. . . . . то d:=d+1

. . . . все

. . все

. кц

. вывод "Ответ - ", d

кон


чисел определяет количество четных отрицательных чисел. Программа получает на вход целые числа, количество введенных целых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность).Количество введенных чисел не превышает 1000. Все числа по модулю не превышают 30000. Программа должна вывести одно число: количество четных отрицательных чисел.
Исполнитель Робот

Исполнитель Робот существует в некоторой обстановке в виде клетчатого поля, на котором могут быть стены. Робот может передвигаться по полю во все стороны, закрашивать клетки, измерять температуру и радиацию. Он не может выходить за пределы прямоугольника и проходить сквозь стены. Окно Робота имеет стандартный для КуМира вид, в правом верхнем углу окна записывается текст программы. Кроме того Робот имеет окно наблюдения за Роботом, в котором может находиться стартовая или текущая обстановка Робота (рис. 5), окно редактирования обстановки и окно Пульта Робота, которое похоже на рассмотренные ранее пульты Кузнечика, Черепахи и Водолея.

Попытаемся рассмотреть задачу 20.1 из демоверсии ГИА

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стена. Левый конец горизонтальной стены соединен с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, непосредственно над горизонтальной стеной у ее правого конца. Попробуем создать стартовую обстановку Робота. Инструменты\Редактировать стартовую обстановку Робота. В появившемся окне устанавливаем стены и начальное положение Робота в соответствии с заданием.

Написать для робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться не закрашенным. Робот должен закрасить только те клетки, которые удовлетворяют данному условию.




Рис. 4. Окна Робота

Попробуем составить данный алгоритм. На рис. 4 можно видеть стартовую обстановку Робота и результат выполнения программы

использовать Робот

алг

нач

. нц пока слева свободно

. . влево

. кц

. нц пока не слева свободно

. . закрасить

. . вверх

. кц

. нц пока слева свободно

. . вверх

. кц

. нц пока не слева свободно

. . закрасить

. . вверх


. кц

. влево

. вниз

. нц пока не справа свободно

. . закрасить

. . вниз

. кц

. нц пока справа свободно

. . вниз

. кц

. нц пока не справа свободно

. . закрасить

. . вниз

. кц

кон


Исполнитель Чертежник

Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков, чертежей, графиков на бесконечном во все стороны листе. На листе расположена сетка координат с настраиваемой единицей измерения. Основные команды Чертежника: поднять перо, опустить перо, сместиться в точку (Х,У), сместиться на вектор (Х, У) и другие.

Рассмотрим решение задачи 6 из демоверсии ГИА.

Задача. Чертежнику для исполнения был дан следующий алгоритм: Повтори 4 раз Сместиться на (3,-2), Сместиться на (-1,2), Сместиться на (-1,-1) Конец

Какую команду надо выполнить чертежнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение. Решая задачу, мы видим, что такой командой может быть команда - Сместиться на вектор (-4,4) см. рис. 5..

Рис. 5. Окна Чертежника Рис. 6. Окна Рисователя

Исполнитель Рисователь.
Рисователь – исполнитель системы КуМир. Его назначение создавать рисунки и надписи на листе Система команд исполнителя позволяет проводить линии разной толщины и цвета карандашом и кистью, закрашивать замкнутые области, писать текст, используя разные шрифты. На рис. 7 можно увидеть алгоритм, созданный в Рисователе и результат его исполнения.

Следует отметить, что данную систему можно использовать не только при подготовке к ГИА, но и при сопровождении всего курса информатики. Кроме того имеется возможность на ее основе составить большое количество программ для элективных и факультативных курсов от младших до старших классов. Некоторые исполнители целесообразно использовать на уроках математики.
Список литературы


  1. Кириенко Д.П. Экзамен в новой форме: Информатика: 9 класс./ Осипов П.О., Чернов А.В.. – М. Астрель, 2013.- 94 с. (Федеральный институт педагогических измерений).

  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса : в 2 ч. /Босова А. Ю, - М. БИНОМ. 2013 г. 2-е изд. ч. 1. – 244, ч. 2. – 79.

  3. http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html

  4. http://www.niisi.ru/kumir/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconОбразовательная программа среднего общего образования мбоу «Средняя...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №5» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconРабочая программа учителя мбоу «Средняя общеобразовательная школа №30»
Директор мбоу «Средняя заместитель директора на заседании мо общеобразовательная школа №30» по учебно-воспитательной
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconДоклад директора мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области Ланиной Ирины...
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconРабочая программа Литература,10 класс мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа»
Мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального...
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Провидения», мбоу «Центр образования посёлка Угольные Копи»,мбоу «Центр образования с Лаврентия», мбоу «Средняя общеобразовательная...
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гайнетдинова Н. Г./ Мбоу «Нижнеметескинская средняя скинская средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» общеобразователь...
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconОтчетный доклад председателя профсоюзного комитета мбоу «Средняя...
В коллективе мбоу «Средняя общеобразовательная школа №46» зарегистрировано 99 работников, из них педагогов –59 технический персонал...
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-9 классов Программу соствила
Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013, Основной образовательной программой основного...
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconАнализ работы мбоу «Просторская средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год
В 2012-2013 учебном году мбоу «Просторская средняя общеобразовательная школа» работала над реализацией следующих целей и задач
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconПубличный отчет по итогам работы мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
С 1 августа 2011 года школа имеет статус- муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Нижнекулойская средняя общеобразовательная...
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconОбразовательная программа основного общего образования мбоу «Камскополянская...
Директор мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1» Нижнекамского муниципального района
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconСценарий урока с использованием компьютера. Автор: Андреева Людмила...
Образовательное учреждение: мбоу «Староювалинская средняя общеобразовательная школа»
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconМбоу «Бакчарская средняя общеобразовательная школа» Количество членов...
Утвердить повестку дня Управляющего совета мбоу «Бакчарская средняя общеобразовательная школа»
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconОбразовательная программа мбоу «Кунгерская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кунгерская средняя общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района...
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа iconПрограмма деятельности школьного краеведческого музея Составитель:...
Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская...
Ю. Н. Уваров мбоу уемская средняя общеобразовательная школа icon«Средняя общеобразовательная Озёрская школа» (мбоу «Средняя общеобразовательная Озёрская школа»)
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск