Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании





НазваниеИнновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании
Дата публикации08.08.2014
Размер85.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Иванова О.А. , д.п.н., зав. лабораторией

профессионального развития научных кадров МИРО

г. Москва,

Суртаева Н.Н., д.п.н., профессор РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт - Петербург

Инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС при решении проблем существующих на современном этапе в образовании

Вопрос о модернизации российского образования ставится не первый раз, за последние годы, идет много разговоров о различного рода изменениях, которые не мыслимы без инновационной деятельности. Не все задачи, обозначенные на каждом из этапов реформирования, были решены. Причин этому много. По мнению Фулан Майкла «Реформа – это не просто воплощение последних политических решений. Она означает, прежде всего, изменение культуры на уровне урока, школы, района, университета и.т.д. Реформа больше, чем люди себе представляют» [1, С.-13].

Внедрение новаций в образовательное пространство России зачастую не имеет системного характера, не всегда подвергается здравому смыслу. Фулан Майкл в этом ключе отмечает, что если здравое отношение и определенное освоение процесса изменений не станут приоритетом, то даже инициативы с благими намерениями поменять что-то будут продолжать сеять панику среди тех, кто находится в гуще этих преобразований. Внимание, к ключевым деталям в процессе изменений, реформ может привести к ощущению успеха, новым планам, приятному возбуждению и наполняющему, энергией удовлетворению завершенным делом. С позиций учительства должно привести к снижению неудач, осознанию новых успехов, озарению в педагогических инновациях, что повлияет на оживление педагогического процесса в образовательных учреждениях, необходимого как учителям, так и учащимся.

Среди инновационных изменений в последние годы следует назвать введение ФГОС на всех этапах Российского образования.

На прошедшем в апреле месяце 2012г образовательном форуме были отмечены проблемы российского образования, среди которых отмечается : «… недостаточный охват детей дошкольным образованием, высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности, значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных, недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ…». На форуме было отмечено, что на период до 2020г. приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. При этом необходимо обеспечить базовую успешность каждого школьника, не допуская выхода из школ молодых людей без основ грамотности в области естественных и гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей. При рассмотрении вопросов обновления содержания образования, затрагивался вопрос и ФГОС, в этой связи обсуждались такие действия как: разработка, вместо действующего порядка одномоментного изменения ФГОС, нового гибкого механизма обновления содержания образования, обеспечивающего, в соответствии с изменяющимися условиями, вариативность создания и использования учебных программ, контрольно измерительных материалов, учебников и учебных пособий. Для реализации всего этого необходим инновационный потенциал учителя, развитие личностной позиции, социальной ответственности и компетенции [3], что может обеспечиваться выходом на технологический характер педагогического процесса и реализовываться введением технологического кластера, а в широком смысле и педагогического кластера [4].

Сфера образования как разновидность социальной практики ощущает влияние культуры, науки, экономики, политики и техники. Особенно заметно влияние интегральных политико-экономических, социально-культурных и научно-технических факторов и тенденций. К основным тенденциям, определяющим изменения в образовании, относятся: глобализация, открытость, неопределенность. В контексте предмета нашего рассмотрения особый интерес вызывает глобальная информатизация общества, которая инициирует формирование информационно-коммуникативной среды, делая доступной информацию любого вида для каждого человека. Обеспечивается такая возможность благодаря использованию информационных технологий. Человек способен приобретать, сохранять информацию, творчески перерабатывать и применять ее в жизни, обучении. Для приобщения современного человека к работе с различной информацией, а также широкой коммуникации в Глобальной сети усиливается роль образования через освоение и применение информационных технологий в образовательном процессе.

Становление открытого общества связывают с процессами массовой социальной и межкультурной коммуникации, открытости новому знанию и новым технологиям, новым взглядам и культурам, новым условиям жизни и деятельности, новым способам общения и средствам реализации творческого потенциала. Такая открытость на планетарном уровне приводит к диалогическим формам отношений западной и восточной цивилизации, возможности свободного развития и выбора формы самореализации в рамках конкретной культуры, что требует активного применения в образовательной практике и освоения диалогических и коммуникативных технологий.

В связи с важностью диалогической формы общения и необходимостью толерантности в решении любых проблем усиливается актуальность применения социальных и гуманитарных технологий в политике, бизнесе, образовании, профессиональной деятельности любого профиля и повседневной жизни каждого человека. Поэтому обостряется потребность в разработке новых социальных и коммуникативных технологий и активном их применении в широкой образовательной практике.

Неопределенность общества требует от современного человека готовности к быстрой смене жизни и деятельности, новым проблемам или неожиданным обстоятельствам. Современные условия жизни каждого человека характеризуются как условия неопределенности, стимулирующие к принятию самостоятельных решений, выбору учебной стратегии и стратегии поведения, образа жизни, пониманию ценности и смысла всего происходящего в мире, пониманию своих возможностей и способов реализации себя в этом мире. Ситуация неопределенности требует от современного человека жизненного, личностного и профессионального самоопределения, умения решать социальные и профессиональные проблемы. Чтобы подготовить молодое поколение к постоянным изменениям на рынке труда, в образовательном процессе необходимо создавать условия для того, чтобы молодые люди овладели ситуационными технологиями, технологиями самоорганизации, самопрезентации, выбора и принятия решений, развития критического и прогностического мышления. В современных условиях тотальной неопределенности необходимо говорить об актуальности гуманных целей и гуманитарных средств решения проблем.

Поиск новых технологий связан с появлением в образовательных учреждениях современной техники и необходимостью эффективного ее использования, с обновлением средств и форм работы с информацией. А, значит, усиливается потребность в обогащении арсенала технологий проведения учебных занятий в форме диалога, сотрудничества, а также организации самостоятельной деятельности обучающихся. Использование новых технологий предполагает разработку и новых учебно-методических комплексов. Ключевой фигурой нововведений является учитель. Успешное введение в практику новых технологий в большей степени обуславливается личностными характеристиками учителя, его мотивационной сферой, творческим отношением к делу, а также уровнем овладения педагогами современными образовательными технологиями. Учителю приходится осваивать новые средства преподавания, коммуникации, управления и внедрять их в практику. Инновационная деятельность учителя – это продуктивная, творческая деятельность, которая направлена на преобразование существующих форм и методов, средств обучения и воспитания, создание условий, для достижения новых целей. Любая деятельность, в том числе и педагогическая, начинается с принятия субъектом цели, которая формируется самим человеком, под воздействием общественных требований, норм, установок, но с учетом собственных возможностей и условий. Мотивационная готовность, восприимчивость к педагогическим инновациям обеспечивают эффективность педагогической деятельности. В литературе описаны внешние стимулы, мотивы самоутверждения, профессиональные мотивы, которые обуславливают введение нового, определяют частоту использования новых технологий, методов, средств и форм организации учебной деятельности, а также определяют результативность нововведений, слабо представлен аспект ресоциализации новаций [2].

Внешние стимулы учителей, связанны с материальным вознаграждением за внедрение инноваций. Это может быть присвоение более высокого разряда, удовлетворительные условия труда и режим работы, ослабление требований и контроля. Учитель с доминированием внешней мотивации, чаще всего использует новшества эпизодически, когда нужно дать открытый урок, или чтобы «не отставать от моды». Такие учителя составляют около 22%. Использование инноваций в этом плане наносит вред личностному развитию учащихся и ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности.

Мотивы внешнего самоутверждения учителя, т.е. учитель, самоутверждается через внешнюю положительную оценку окружающих. Этот мотив можно назвать мотивом престижа, т.к. учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его деятельность. В этом случае использование новых технологий, методов подчинено не целям обучения, а цели личного успеха. По данным опроса такие учителя составляют около 30%.

Профессиональный мотив. Профессиональный мотив в наиболее общем виде выступает, как желание учить и воспитывать детей. Профессиональные мотивы, соединенные с высоким уровнем креативности обеспечивают оптимальный результат педагогической деятельности. Для таких учителей характерен поиск инновационных форм и методов работы, создание собственных концепций воспитания, обучения и развития детей. В этом случае инновационная деятельность направлена на учеников с целью: стимулировать обучающихся к большей активности (33%); изучения индивидуальных особенностей детей (18%); лучшего усвоения знаний и умений (39%); развития творческих способностей детей (7%). В каждом уроке учитель ищет возможность для личностно ориентированного обучения.

Мотивы личностной самореализации. Проблема самореализации, т.е. стремление человека в полном объеме реализовать свои возможности и способности. По мнению А. Маслоу, самоактуализация – это непрерывный процесс, выбор из многих возможностей «возможности роста». Учителя, которые стремятся к самоактуализации, выбирают творческие виды труда. Каждый урок для такого учителя, это возможность реализации себя как личности и как профессионала, т.е. он выбирает лучший метод организации образовательного процесса, через осознание своих способностей и педагогических задач, с учетом интересов детей. Такие учителя отличаются высоким уровнем восприимчивости к новшествам, постоянным поиском себя в этом новом, потребностью в создании новых форм педагогической деятельности, высоким уровнем рефлексии. Учителя, обладающие профессиональными педагогическими мотивами, практически лишены мотивов самоутверждения, которые отрицательно влияют на педагогическую деятельность. Они получают удовлетворение в самой инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий личностный смысл.

Большинство учителей подвержены стереотипу, когда решают педагогическую задачу, готовятся к уроку и т.д. Они ищут инструкции, методические разработки уроков и лишь в незначительной степени изменяя структуру и содержание урока, при этом, конструктивная функция учителя западает. Учителя идут по накатанному пути «так учили нас, и мы до сего дня помним…», или прикрываются фразой «нельзя экспериментировать над детьми», при этом забывая, что нынешние дети отличаются от тех, которые были 10, 5 лет назад и изменения в педагогической деятельности просто необходимы.

Обозначенные тенденции в развитии общества, влияющие на культурные пласты, включая образование, факторы и основания определяют необходимость освоения, использования новых технологий, средств и форм в современном образовательном процессе. Как отмечает Фулан Майкл: «В процессе рассмотрения отдельной ситуации или набора ситуаций необходимо разбираться как с тем? «что» менять, так и с тем, «как» менять. Поиск смысла должен идти относительно обоих этих аспектов. Можно четко понимать, что хочешь, и быть совершенно неспособным достичь этого. Или быть опытным в управлении процессом изменений, но абсолютно не представлять, какие изменения нужны» [1, С.14]. Вхождения учителя в инновационные процессы должно сопровождаться «зачем?», «как?», «каковы результаты?».

Используемая литература.

  1. Фулан Майкл Новое понимание реформ в образовании. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Суртаева Н.Н. Ресоциализация инноваций и механизмы нивелирования их негативных процессов // Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Т.А.Яркова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011.

  3. Иванова О.А. Личностные характеристики в инновационной деятельности учителя //Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. – СПб.: Экспресс, 2012. Матер. 13. Международн. научно-практич. конференции, под ред. Н.Н. Суртаевой, А.А. Макареня, С. 141-144.

  4. Суртаева Н.Н. Педагогический кластер в основе формирования «самообразующейся» личности школьника Ч.1 / Суртаева Н.Н., Акиньшина Е.А., Маркова Т.И. Тополова О.В. / Педагогический кластер в основе формирования «самообразующейся» личности школьника. СПб.: Экспресс, 2012. – 160 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconИспользование учебного цифрового интерактивного оборудования при...
Использование учебного цифрового интерактивного оборудования при решении образовательных задач в условиях реализации фгос в мбоу...
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconВ рамках методического сопровождения реализации новых стандартов...
«Урок в условиях фгос», предназначен для учителей и «Разрабатываем ооп школы в условиях реализации фгос», предназначен для администрации...
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconВ условиях моу
Охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов)
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconВ рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического...
В настоящее время инновационная деятельность российских предприятий характеризуется довольно низкими показателями. Доля наукоемкого...
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconИспользование системно–деятельностного подхода в условиях реализации фгос
Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение...
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconИзменившиеся социально-экономические условия на современном этапе...
Организация научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе университета
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconПовышение результативности участия студентов в конференциях, конкурсах,...
Методическая тема года: «Инновационная деятельность огаоу «бск» по реализации дуального обучения в условиях модернизации современного...
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconРешение логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов,...
Инновационная деятельность в образовании понимается прежде всего, как формирование набора новых проблем, которые возникают из-за...
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconРабочая программа дисциплины «Гражданский и арбитражный процесс на современном этапе»
«Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность»
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconРеализация требований фгос ООО при обучении учащихся 7
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации фгос)»
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconИнтернет- конференция по учебной работе Педагогические методы и технологии...
Актуальность темы определяется тем значением, которое придается задачам воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития...
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconРодные языки и литературы в условиях реализации фгос: проблемы, перспективы...
Сегодня и родители и учителя чаще всего задают себе вопрос, что изменится в условиях реализации фгос. Этот вопрос задаем себе и мы,...
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconСистемно – деятельностный подход к организации образовательного процесса...
Содержание предопределила цель: рассмотрение актуальных проблем организации образовательного процесса и путей их решения при переходе...
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании icon1. Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и...
Тема Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и функциям денег на современном этапе
Инновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении проблем существующих на современном этапе в образовании iconИнновационная деятельность как условие реализации
План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск