Формы и методы обучения информатике





Скачать 121.81 Kb.
НазваниеФормы и методы обучения информатике
Дата публикации16.08.2014
Размер121.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Методика преподавания информатики, М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Москва, 2003г.



ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Классно-урочная система организации учебного процесса, вос­ходящая от выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского (1592—1670), является основой структурной организации отече­ственной школы на протяжении почти всей истории ее существо­вания. Как показывает весь (пока незначительный) опыт, который накопила наша школа после введения курса ОИВТ, преподавание основ информатики, без сомнения, наследует все дидактическое богатство отечественной школы — урочную систему, домашние задания, лабораторную форму занятий, контрольные работы и т.п. Все это приемлемо и на уроках по информатике.

В условиях внедрения в учебный процесс школы кабинетов вычислительной техники (КВТ) и поисков новых эффективных форм организации обучения на ос­нове информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) весь известный опыт должен быть подвергнут критическому анализу, с тем чтобы все прогрессивное стало достоянием нашей практики. Применение ИКТ может существенно изменять характер школьно­го урока, что делает еще более актуальным поиск новых организа­ционных форм обучения, которые должны наилучшим образом обес­печивать образовательный и воспитательный процесс.

Классификацию типов уроков (или фрагментов уроков) мож­но проводить, используя различные критерии. Главный признак урока — это его дидактическая цель, показывающая, к чему дол­жен стремиться учитель. Исходя из этого признака, в дидактике выделяются следующие виды уроков:

  1. уроки сообщения новой информации (урок-объяснение);

  2. уроки развития и закрепления умений и навыков (трениро­вочные уроки);

  3. уроки проверки знаний умений и навыков.

В большинстве случаев учитель имеет дело не с одной из на­званных дидактических целей, а с несколькими (и даже со всеми сразу), поэтому на практике широко распространены так называ­емые комбинированные уроки. Комбинированный урок может иметь разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом достоинств: обеспечивая многократную смену видов деятельнос­ти, они создают условия для быстрого применения новых зна­ний, обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление отметок, возможность реализации инди­видуального подхода в обучении.

Важнейшая особенность постановки курса информатики на базе КВТ — это систематическая работа школьников с ЭВМ. Поэтому учебные фрагменты на уроках информатики можно классифици­ровать также по объему и характеру использования ЭВМ. Так, на­пример, уже самая первая программа машинного варианта курса ОИВТ предусматривала три основных вида организационного использования кабинета вычислительной техники на уроках — де­монстрация, фронтальная лабораторная работа и практикум.

Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (но­вые объекты языка, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.).

При этом учитель сам работает за пультом ПЭВМ, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересыла­ет специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Воз­растание роли и дидактических возможностей демонстраций с по­мощью компьютера объясняется возрастанием общих графичес­ких возможностей современных компьютеров. Очевидно, что ос­новная дидактическая функция демонстрации — сообщение школьникам новой учебной информации.

Лабораторная работа (фронтальная). Все учащиеся одновремен­но работают на своих рабочих местах с программными средства­ми, переданными им учителем. Дидактическое назначение этих средств может быть различным: либо освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), либо закрепле­ние нового материала, объясненного учителем (например, с по­мощью программы-тренажера), либо проверка усвоения получен­ных знаний или

операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы). В одних случаях действия школьни­ков могут быть синхронными (например, при работе с одинако­выми педагогическими программными средствами), но не исклю­чаются и ситуации, когда различные школьники занимаются в различном темпе или даже с различными программными средства­ми. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы — наблюдение за работой учащихся (в том числе и через локальную сеть КВТ), а также оказание им оперативной помощи.

Практикум. (или учебно-исследовательская практика). Учащи­еся получают индивидуальные задания учителя для протяжен­ной самостоятельной работы (в течение одного-двух или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, такое задание выдается для отработки им знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером (в том числе и для поиска в сети), а когда поработать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. Учитывая гигиенические требования к организации работы учащихся в КВТ, учитель должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащихся за компьютером не превышало рекомендуемых норм (учащиеся 8 – 9 кл. – 25 мин; учащиеся 10 – 11 кл. – 30 мин.). В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь. При необходимости приглашая всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.

С распространением технологий компьютерного обучения, использующих интерактивные педагогические средства, которые берут на себя все больше и больше педагогических функций, становится актуальным вопрос о возможных изменениях роли и обязанностей учителя. Не вдаваясь здесь в детали дискуссии, которую ведут специалисты, отметим, что равнодействующая всех мнений вполне устойчиво сводится к главному тезису: ведущая роль учителя сохраняется и в условиях компьютерного обучения, а роль компьютера во всех случаях остается в том, чтобы быть надежным и дружественным помощником учителя и ученика. Компьютер, вооруженный хорошими педагогическими программными средствами, помогает учителю совершенствовать стиль работы, пренимая на себя многие рутинные функции и оставляя учителю
наиболее творческие, истинно человеческие задачи обучения, воспитания и развития. К тому же, например, такие важные компоненты учебно-воспитательного процесса, как ведение дискуссий
поощрение рассуждений, поддержание дисциплины, выбор необходимого уровня детализации при объяснении материала для различных учащихся, учитель еще долго (если не всегда) будет делать значительно лучше компьютера. Не говоря уже о том, что компьютер никогда не заменит личностного общения учителя с учеником и родителями.

Остановимся сейчас на некоторых дидактических особеннос­тях уроков по информатике, вытекающих из специфического характера учебного материала предмета информатики. Эти особен­ности были подмечены Ю.А. Первиным уже в ходе эксперимен­тальной работы по преподаванию программирования школьникам в период, предшествующий введению курса информатики в шко­лу.

Обучение школьников в условиях постоянного доступа к ЭВМ обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Объясняется это, в частности, тем, что при правиль­ном формулировании заданий для ПЭВМ школьник очень скоро обнаруживает состояние власти над «умной машиной». Это придает ему уверенности, у школьника возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает, возникает благодатная почва для воссоздания на уроках по ин­форматике такой организации обучения и контроля знаний, при которой определяемые учителем наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя.

Причины явно проявляющегося феномена передачи знаний, обусловленные, очевидно, спецификой самого предмета инфор­матики, требуют более глубокого и детального осмысления. При этом отмечается важное обстоятельство: наиболее благоприятной сферой для проявления этого феномена являются различные фор­мы внеклассных занятий по информатике со школьниками (лет­ние школы юных программистов, олимпиады, компьютерные клубы и т.п.), для которых характерна большая, чем на обычных уроках, свобода общения и перемещения школьников. В этих ус­ловиях широко наблюдается развитие межвозрастных контактов учащихся, при этом нередко возникают ситуации, когда млад­ший школьник консультирует старшего, ученик консультирует студента, а студент консультирует преподавателя. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает кол­лектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знани­ями, передачи знаний от более компетентных к менее компетент­ным начинает выступать как мощное средство повышения эффек­тивности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.

Важный обучающий прием, который может быть особенно ус­пешно реализован в преподавании раздела программирования, — копирование учащимися действий педагога. Принцип «Делай как я!», известный со времен средневековых ремесленников, при уве­личении масштабов подготовки потерял свое значение, ибо, вме­щая в себя установки индивидуального обучения, стал требовать значительных затрат временных, материальных и кадровых ресур­сов. Возможности локальной сети КВТ, наличие демонстрацион­ного экрана позволяет во многих случаях эффективно использо­вать идею копирования в обучении, причем учитель получает воз­можность одновременно работать со всеми учащимися при кажущемся сохранении принципа индивидуальности.

Специфические особенности учебного продукта в разделе алгоритмизации и программирования курса информатики — программы для ЭВМ — позволяют эффективно использовать готовый программный модуль, изготовленный квалифицированным программистом, для всевозможных обучающих экспериментов, пример:

а) модуль запускается учащимися с различными исходных, данными, а получаемые при этом результаты анализируются;

б) учитель вводит в модуль ряд искусственных ошибок, предлагая ученику отыскать их и исправить;

в) в модуле «урезаются» некоторые из возможностей, которые ученик должен восстановить и сравнить затем результат своей работы с образцом.

Можно привести немало других конкретных примеров учебного применения образцов готовых программ. Главное здесь в том, что ученик имеет возможность скопировать лучшие стороны готового программного продукта, который предъявляет ему учитель. Учителю же не составляет никакого труда преобразовав одно «учебное пособие» в другое, для этого лишь требуется необходимым образом отредактировать предъявляемую учащимся программу-образец. Подобный материал, концентрирующий себе методические находки учителя, может постепенно накапливаться в ходе работы. При этом не следует забывать, что конечный замысел образовательного процесса заключается в том, чтобы от принципа «Делай как я!» осуществлялся переход к установке «Делай сам!».

Традиционные формы организации учебного процесса плохо способствуют развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой:

  • цель осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;

  • в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;

• контроль за деятельностью частично (или полностью) осуществляется самими членами коллектива. Как отмечал М. Н. Скаткин, «классно-урочную систему критикуют также и за то, что она в основном организует индивидуальную познавательную деятельность учеников и в ней почти совсем не находится места для подлинно коллективной работы».

Между тем некоторые особенности содержания курса инфор­матики, так же как и новые возможности организации учебного процесса, предоставляемые локальной сетью КВТ, позволяют придать коллективной познавательной деятельности учащихся; новый импульс развития. Как отмечалось выше вме­сте с введением курса информатики в школе стало возможным формирование у учащихся представлений об этапах решения задачи по примеру того, как это делается в реальной практике: от точной постановки задачи до анализа полученных результатов. Возможность рассмотрения таких задач обусловлена появлением на уроке ЭВМ, выступающей в качестве инструмента их решения. Однако введение в учебный процесс по курсу информатики «боль­ших» задач обусловлено не только указанными выше целями кур­са информатики (в конце концов, рассмотрение полной совокуп­ности этапов решения большой задачи является предметом лишь одной содержательной линии базового курса). Дело в том, что понятие «большой» учебной задачи может возникать даже на от­дельном этапе ее решения, например на этапе разработки про­граммы, если программа достаточно объемна и требует при раз­работке использования знаний и навыков, формируемых при изу­чении целого раздела (или темы) курса. Так или иначе, учитель может при организации соответствующих учебных ситуаций с ус­пехом воспользоваться подходами, отработанными и испытанны­ми в условиях производственного программирования: задачи раз­рабатываются на ряд подзадач, решение которых поручается от­дельным учащимся (или группам учащихся). Такие задачи должны, следовательно, составлять целенаправленный компонент учебного обеспечения курса. Участие в коллективном решении задачи вовле­кает школьника в отношения взаимной ответственности, заставля­ет их ставить перед собой и решать не только учебные, но и орга­низационные проблемы. Все это чрезвычайно актуально с педаго­гической точки зрения, ибо современный школьный учебный процесс должен нацеливать на формирование не только образо­ванной, но и социально активной личности, умеющей действо­вать, планировать и оптимально организовывать свои действия.

Выше рассмотрены лишь некоторые дидактические возможно­сти, которые могут быть реализованы в ходе конструирования кон­кретной методической схемы преподавания учебного материала в условиях школьного урока. Но, урок не является единственно це­лесообразной формой организации учебной работы по школьно­му курсу информатики. По большому счету поиск новых подходов и форм организации учебной работы с учащимися диктуется стрем­лением современной школы к развитию личности и интеллекта школьника в такой степени, чтобы выпускник школы был спосо­бен не только самостоятельно находить и усваивать ранее сгене­рированную и обработанную информацию, но и сам генериро­вать новые идеи. Одним из направлений поиска решения этой про­блемы является деятельностный подход к обучению и, в частности, так называемый метод проектов, который применительно к обу­чению информатике (говоря точнее — обучению компьютерной технологии) может с успехом использоваться как на пропедевти­ческом этапе обучения, так и в старших звеньях средней школы.

Учебный проект (УП) как педагогический феномен впервые появился в России в 20-х гг. прошлого века в сфере учебно-ремесленной подготовки. В настоящее время интерес к проектному методу организации учебного процесса вновь проявляется как на Западе, так и в России. Учитель должен не только понимать, какие знания и в каком виде передаются ученику, как можно проверить полноту знаний, какую роль должны и могут сыграть средства ИКТ, но и продумать и организовать сам процесс общения учеников со средствами ИКТ, сопоставить функции средств ИКТ и действия ученика, виды представления и способы подачи учебного материала с помощью средств ИКТ. В этом случае и идет речь о разработке учебного проекта, понимаемого как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы и логическая игра, и макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и тематическое общение по электронной почте и многое другое. При использовании проектов необходимо:

  1. Учащимся предоставить достаточно широкий набор проектов для реализации возможности реального выбора. Следует отметить, что проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Последние, помимо прочего, способствуют ос­воению учеником коллективных способов работы.

  2. Поскольку школьник не владеет проектным способом рабо­ты, он должен быть снабжен инструкцией по работе над проек­том. При этом важно учитывать индивидуальные способности раз­ных школьников (одни лучше усваивают материал, читая текст, другие — слушая объяснения, третьи — непосредственно пробуя, ошибаясь и находя решения в процессе практической работы).

  3. Для ребенка важна практическая значимость полученного им результата и оценка со стороны окружающих. Поэтому УП должен предполагать для исполнителя законченность и целостность проделанной им работы, желательно в игровой или имитационной форме. Очень важно, чтобы завершенный проект был презентован и получил внимание взрослых и сверстников.

  4. Как показывает практика, необходимо создать условия, при которых школьники имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи. При этом происходит взаимообучение, что полезно как для обучаемого, так и для обучающего.

  5. Метод проектов ориентируется главным образом на освоение приемов работы с компьютером (ИКТ).

Обязательным компонентом процесса обучения является кон­троль, или проверка результатов обучения. Суть проверки резуль­татов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний уча­щимися, который должен соответствовать образовательному стан­дарту по учебной дисциплине. Надо сказать, что введение образовательного стандарта по информатике проект вно­сит значительные изменения в методику проверки и оценки зна­ний и умений учащихся, которые направлены на повышение ка­чества обучения. Исходя из того, что образовательным стандартом в соответствии с Законом РФ «Об образовании» «...нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности, а именно тот, без которого невозможно развитие личности, продолжение образования», в нем реализуются как бы четыре ступени, посте­пенно приближающие к тем результатам обучения, которыми должен овладеть учащийся:

  • общая характеристика образовательной области или учебной дисциплины;

  • описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала школьнику;

  • описание самих требований к минимально необходимому уровню учебной подготовки школьников;

  • «измерители» уровня обязательной подготовки учащихся, т.е. проверочные работы и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходимого уровня требований.

Принципиальным новшеством предусматриваемой проектом стандарта по информатике процедуры оценивания уровня обяза­тельной подготовки учащихся является то, что в основу процеду­ры оценки кладется критериально-ориентированная система, ос­нованная на использовании дихотомической шкалы («зачет» — «незачет»). В то же время для оценки достижений школьника на уровне, превышающем минимальные требования стандарта, целесообразно использовать аналог традиционной (нормированной) системы. В соответствии с этим проверка и оценка знаний и умений школьников должна вестись на двух уровнях подготовки: обязательном и повышенном.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формы и методы обучения информатике iconФормы и методы контроля и оценки результатов обучения (для разработки...
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (по профессиональному модулю)
Формы и методы обучения информатике iconИнтерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе
В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности...
Формы и методы обучения информатике iconУроков на тему: «Площадь простых фигур»
Чтобы обеспечить нормальное функционирование класса, формы и методы обучения должна обладать не меньшим разнообразием. Путь к успеху...
Формы и методы обучения информатике iconУчебно-методический комплекс по (предмету, курсу, факультативу, спецкурсу)....
Формы и методы формирования системного мышления в ходе изучения курсов истории (обществоведения)
Формы и методы обучения информатике iconРекомендации по экспертной оценке вариативной формы аттестации на...
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Формы и методы обучения информатике iconX областной научно-практический семинар учителей информатики Волгоградской области
«Инновационные методы обучения информатике: анализ практики, проблемы и перспективы»
Формы и методы обучения информатике iconЗнания интерактивных форм и методов обучения
Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным...
Формы и методы обучения информатике iconТемы уроков Методы и формы контроля Методы, формы и приемы работы
Сформулируйте правила своего поведения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в случае...
Формы и методы обучения информатике iconРабочая программа учебной дисциплины «управление банковскими рисками»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы...
Формы и методы обучения информатике iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика...
Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике
Формы и методы обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения чтению ( краткий историко-критический обзор методов обучения чтению). Основные методы обучения литературному чтению...
Формы и методы обучения информатике iconРабочая программа по учебной дисциплине Высокоуровневые методы информатики...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Высокоуровневые методы информатики и программирования» студентам очной...
Формы и методы обучения информатике iconПояснительная записка Согласно теории Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева...
Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество
Формы и методы обучения информатике iconРабочая программа учебной дисциплины «оценка банковского бизнеса»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Формы и методы обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины по выбору студентам специальности 190601. 65 «Автомобили...
Формы и методы обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины федерального компонента студентам очной формы обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск