Урок математики во 2 «Б» классе
6 декабря 2010 год Тема: Порядок действий в выражениях без скобок
Тип урока: открытие новых знаний и способов деятельности
Цели:
Организовать деятельность детей по открытию способа вычисления значения составных выражений без скобок, содержащих действия разных степеней
Формировать умение находить значение таких выражений, пользуясь правилом и схемой.
Развивать группу УУД: личностных – смыслообразование, самоопределение, осознание ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, самооценка на основе критерия успешности; регулятивных – выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, познавательная инициатива, контроль, коррекция и оценка; познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, использование знаково-символических средств, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации, планирование, прогнозирование, доказательство, построение цепочки логических рассуждений; коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для аргументации своего суждения, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения, управление поведением партнера.
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Организационно-мотивационный момент
| Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки.
У меня сегодня таинственное и радостное настроение, как вы думаете, почему?
Сегодня нас с вами ждут интересные открытия нового способа вычислений, мы будем работать в группах, а это значит нужно договариваться друг с другом, согласовывать свои позиции и давать групповой ответ. В ходе урока, как обычно, вам нужно оценивать свои знания и умения, фиксировать свои затруднения и совершенствовать свою деятельность. А я буду внимательно наблюдать за вашей работой, помогать вам и оценивать работу групп.
Если группы готовы, сигнализируйте мне.
|
Дети пытаются догадаться, предлагают свои варианты в свободном ответе.
Дети в группе берутся за руки, говорят девиз и хлопают в ладоши
| 2. Самоопределение в учебной деятельности
| Поработаем устно. Перед вами числовой ряд:
2, 4, 3, 6, 5, 10, 9, 18, 17. - Какое задание к нему вы бы смогли предложить?
- А есть ли здесь закономерность? (вопрос на экране). Поработайте в группе и найдите ответ на этот вопрос (1 мин).
- Обсудим ваши ответы (учитель в бланке фиксирует верные ответы групп).
- Если не справились, в чем ваше затруднение?
- Сможете ли вы продолжить этот ряд? - Предлагаю вам самостоятельно выполнить несколько заданий, используя данный числовой ряд (на экране и на карточке у каждого).
1. Запиши наименьшее число.
2. Запиши наибольшее число.
3. На сколько 18 больше 9?
4. Найди разность чисел 17 и 6.
5. Найдите сумму всех однозначных чисел.
6. Найди произведение 9 и 5.
7. Найди частное 18 и 3. - Вы читаете задание, вычисляете в уме и ответ записываете в тетрадь. Если не можете вычислить, фиксируете затруднение знаком вопроса. На выполнение задания 3 минуты. Вопросы? Время! - Проверять будем по образцу, делайте самооценку (образец появляется на экране)
2, 18, 9, 11, 29, 45, 6.
- Есть ли дети, у которых все ответы верны? Молодцы!
- Кто сделал ошибки, обведите в кружок ответ задания и подумайте, что вам нужно еще повторить.
- Какие арифметические действия вы использовали для вычислений?
|
Дети с места предлагают задания (определить закономерность, расположить в порядке уменьшения, увеличения, составить неравенства, выражения …) Дети в группах обсуждают и готовят ответ на вопрос, 1 фиксирует ответ на переносной доске. Представитель группы выходит к доске и рассказывает результат поиска. Дети слушают задание и задают вопросы
Самостоятельное выполнение задания
Дети проверяют, делают самооценку и фиксируют свои затруднения. - Сложение, вычитание, умножение, деление
| 3. Постановка учебной проблемы
| - Прослушайте информацию, которая будет важна для вашей дальнейшей работы (на экране компьютера).
- Арифметические действия делятся на две ступени. Умножение и деление – это действия первой ступени, а сложение и вычитание – действия второй ступени. В выражениях эти действия могут использоваться в разном порядке. Бывают выражения, в которых есть действия только одной ступени. Например, 15 – 6 + 3
4 ∙ 5 : 2
А бывают выражения, в которых присутствуют действия разных ступеней.
Например, 12 : 3 + 5
9 + 3 ∙ 2 - Как вы думаете, для чего нам важна эта информация? - Проверим ваши предположения.
Прочитайте задание для групповой работы.
(на экране и на карточках).
Используя данный числовой ряд, придумать составное выражение, в котором есть действия разных ступеней, и найти его значение.
- Что будем оценивать в ответе группы? Составим критерии для оценки:
1) использованы числа, предложенные в ряду;
2) записано составное выражение;
3) присутствуют действия разных ступеней;
4) найдено правильно значение выражения Проверка: по 1 представителю от группы у доски, проверяем по выбранным критериям, у кого обнаружили ошибки, садятся на место. - Я тоже составила выражение, проверим его: 2 + 4 · 3
- Я предложила двум ребятам Юре и Юле сосчитать его значение. Они выполнили задание так:
у Юры - 2 + 4 · 3 = 14
у Юли - 2 + 4 · 3 = 18
- Сравните полученные равенства. Что заметили?
- Кто же прав?
- Почему возникло затруднение?
- Значит, какой возникает вопрос?
На экране: x +
+ x
- Что мы еще не знаем?
- Какую проблему нам необходимо решить?
- Молодцы, именно это наше нам и предстоит узнать (тема на экране)
| Дети смотрят презентацию и размышляют
Дети высказывают свои предположения
Планируем работу группы по выполнению задания
Участвуем в межгрупповом обсуждении
Выражения одинаковые, а ответы разные.
Не знаем как правильно считать. Какое действие надо выполнять первым: сложение или умножение?
Узнать порядок действий в составных выражениях с действиями разных ступеней.
| 4 Открытие новых знаний
| - Как же нам поступить? Поработайте в группах и попробуйте найти способ определить верное решение. - Что у вас получилось?
x + - Кто скажет новое правило?
Сравните наше правило с тем, что дано в учебнике (на экране). - Какие мы с вами молодцы! Можно немного отдохнуть.
| Групповая работа – поиск правильного ответа
Фиксируют схему в тетрадь
| 5. Физминутка
| Веселая переменка: левой рукой дотронуться до правого уха. Потом правой рукой – до кончика носа. Затем быстро поменять положение рук. Правая рука – левое ухо, левая рука – нос. Повторить 5 раз.
|
| 6. Первичное закрепление
| - Выберите выражение, в котором правильно указан порядок действий, ответ запишите на карточке. Через 1 минуту командир поднимает карточку с ответом (1 мин)
2 1 3 4
1) 14 : 7 + 3 · 5 – 11
1 2
2) 18 – 12 : 3
1 3 2 4
3) 5 · 2 – 3 · 2 + 15
Проверка:
- Почему выбрали именно третье выражение?
- Запишите выражение в тетрадь и найдите его значение (1мин) Вывод:
- Какие действия относятся к действиям первой ступени?
- Какие действия относятся к действиям второй ступени?
- Какие правила порядка действий вы запомнили?
|
Потому что здесь по порядку выполняется действие « · », а затем по порядку « + » и « ─ »
19
| 7. Самостоятельная работа в группе
| - А хотите задание еще труднее?
- Попробуйте составить примеры по схеме (3 мин)
- · = 2
+ : =10 Проверка: командиры передают листочки на проверку следующей группе - Сообщите результаты проверки
|
В группе обсуждают, пишут варианты в тетрадь, 1 фиксирует на листочке
Взаимопроверка работ и результаты оценки
| 8. Итог урока
| Подводим итоги нашей работы:
- Что вы узнали нового?
- Чему научились?
- У кого есть затруднения? Что нужно доработать?
| Отвечают на вопросы
| 9. Домашнее задание
| - Предлагаю вам домашнее задание: РТ с. 86 № 1, № 2,
Дополнительно карточки на выбор – они на доске, кто хочет, может подойти в перемену, рассмотреть и выбрать ту, которая вам нужна для преодоления своих затруднений.
| Выбор домашнего задания
| |