В.В. Четина
МБОУ гимназия № 18, г. Нижний Тагил, Свердловской области ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В последнее время много внимания на конференцияхи в дискуссиях исследователей уделяется вопросам внедрениямобильного обучения в образовательную среду. В англоязычной педагогической литературе около 10 лет назад появился термин «мобильное обучение» (m-learning), который последнее время стал все чаще использоваться в нашей стране. Согласно педагогическим исследованиям [1] мобильные устройства как средства обучения доступны большинству обучающихся в нашей стране, но процесс интеграции этих средств связи в учебный процесс идет не так активно и плодотворно, как во многих других зарубежных странах. В декабре 2010 Институт информационных технологий в обучении при ЮНЕСКО опубликовал программный документ «Мобильное обучение для качественного образования и социального включения»[2], в котором говорится, что педагоги уже не могут не обращать внимание на очевидный факт фантастической популярности мобильных средств связи среди молодежи, именно поэтому следует проанализировать, как данные виды связи могут способствовать оптимизации преподавания.
Мобильное обучение является частью новой картины образования, созданнойблагодаря технологиям, поддерживающим гибкое, доступное, индивидуальное обучение. Повседневное использование учащимися мобильных телефонов и других устройств в настоящее время является основным стимулом массового распространения мобильного обучения по всему миру. Важно отметить, что мобильные технологии могут помочь в предоставлении качественного образования для развития детей, молодежи и взрослых во всем мире, как отмечено в целях Программы ЮНЕСКО «Образования для всех» (ОДВ).
Использование мобильных устройств в учебном процессе влечет за собой изменения в методике обучения. Мобильное обучение отменяет необходимость создания специальных компьютерных классов и предоставляет учителям полную свободу для обеспеченияучащихся онлайн-приложениями.Среди особенностей использования мобильных средств можно выделить следующее:
предоставление новых средств связи и совместной работы, позволяет соединить обучение в классе с обучением вне его, по дороге домой и между уроками;
предоставление возможности обмениваться информацией, задавать вопросы и отрабатывать новые навыки учащимся, находящимся на домашнем обучении;
учащиеся становятся производителями знаний: комментарии, обсуждения или обмен электронными записями меняют традиционную роль учителя как непререкаемого авторитета на более современную роль соавтора или наставника;результаты такого обсуждения среди учащихся представляют важный педагогический ресурс и обеспечивают сдвиг в сторону аутентичного образования;
в рабочих условиях облегчается запись информации и конспектирование, которые рассматриваются как доказательство участия в обучении или как способ сочетания формального и неформального обучения.
На сегодняшний день наиболее распространенным и доступными являются смартфоны iPhone фирмы Apple и смартфоны на мобильной платформе Android, которые отличаются от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы. Установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов по сравнению с обычными мобильными телефонами.
Выделим основные методы внедрения мобильных средств в учебный процесс.
1. Самым распространенным способом является использование мобильного устройства как средства доступа в глобальную сеть. Возможна организация доступа на специализированные сайты, содержащие электронные учебные курсы, тесты, практические задания и дополнительные обучающие материалы (рисунки, фотографии, звуковые и видеофайлы).Обмен электронной почтой и мгновенными сообщениямив образовательных целях открывает возможности для передачи информационных материалов обучаемому, а также контроль всего процесса обучения и помощь в решении возникающих проблем.
2.Вторым способом возможного применения мобильных устройств для обучения является использование в качестве органайзера. Использование диктофона для записи голоса учителя, фотоаппарата для копирования учебной информации с доски. Таким образом, имея в памяти мобильного устройства файлы, содержащие обучающую информацию, можно просматривать их версии, адаптированные специально для экрана телефона, с удобными полосами прокрутки, подходящим шрифтом и удобным интерфейсом. Также источником информации могут служить видео и аудиофайлы, программы-плейеры для которых есть в каждом телефоне последних лет выпуска.
3.Функциональные возможности мобильных устройств позволяют организовать обучение с использованием адаптированных электронных учебников, учебных курсов и файлов специализированных типов с обучающей информацией – учебные пособия разрабатываются непосредственно для платформ мобильных телефонов. Обучающимся предлагается загрузить к себе на телефон Java-приложения, содержащие, к примеру, тестирования по определенным предметам, а также информацию (электронные учебники, тексты лекций), необходимую для их успешного выполнения. Возможность размещения схем, чертежей и формул делает написание электронных учебных курсов для мобильных телефонов универсальным и применимым абсолютно к любому изучаемому предмету.
4. Еще одним способом внедрения мобильного устройства является использованиеполезных приложений, способных помочь в образовательном процессе. Самый популярный тип приложений – справочники, содержащие сведения по тому или иному предмету. Кроме простых приложений появляться и более сложные приложения: например:
OfficeMobile для Office 365, POLARISOffice, OfficeSuite для просмотра и редактирования документовMicrosoftOffice (Word, Excel и PowerPoint).на смартфоне и планшете;
PascalDevelop, Pascal, Mobile BASIC для программирования;
Photoshop Touch, Adobe Photoshop Expressдля обработки растровой графики;
SubDivFormer, Spacedraw, KOMPAS:24 для трехмерного моделирования;
DroidDiaprime для созданияблок-схем и диаграмм;
GeoGebra – динамическаяматематическаясреда.
RecordingStudioLite, RingtoneMaker – приложения для создания и редакторивания звука.
Подобного рода приложения позволяют заменить традиционные программные продукты, изучаемые в на уроках информатики, создавая возможности для развития мобильного обучения выходя за пределы компьютерного класса.
4. Мобильные устройства, снабженные датчикамии соответствующим программным обеспечением, могут выполнятьроль цифровых лабораторийв состав которых входят устройства измерения и обработки данных, программное обеспечение и датчики. Например, в лабораториях по физике, предлагаемых для общеобразовательных школ, основными элементами для сбора данных являются наборы датчиков, онивключают в себя перечень устройств, аналогичный набору сенсоров мобильных устройств –датчик движения, датчик ускорения(акселерометр), датчик звука, датчик магнитного поля и т.д., которые позволяют получать наглядную информацию об изучаемых процессах. Данные приборы можно использовать не только при изучении физики, но и в курсе информатика при изучении темы «компьютерное моделирование», а также для обработки результатов измерений.
В целом спектр возможных применений мобильных устройств в процессе обучения очень широк. Современные мобильные устройства вобрали в себя практически все достижения современных технологий, от микроэлектромеханических систем до спутниковых систем глобального позиционирования. Эти устройства предоставляют и учителю и обучаемому богатый арсенал инструментов, которые могут ему помочь в работе. Список литературы
Титова, С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы / С. В. Титова // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистикаимежкультурнаякоммуникация. – 2012. – № 1. – С. 9-23.
Kukulska-Hulme A. Mobile learning for quality education and social inclusion. UNESCO IITI, Мoscow, 2010.
|