Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике





Скачать 151.45 Kb.
НазваниеЦентрализованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике
Дата публикации19.09.2014
Размер151.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Пионтковская Наталья Абрамовна, 1 поток, 2 группа

Модуль 1. Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования

Тема: Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов ИОС на основе обучения информатике

Практическая работа №6

Составление требований к учащимся по годам обучения, которые обеспечат готовность в использовании ИОС в учебной деятельности.

Для формирования такой классификации необходимо исходить из требований ФГОС НОО к ИКТ-компетенциям учащихся начальной школы, которые рассматриваются в новом образовательном стандарте уже как метапредметные, ключевые компетенции.

Обучение информатике может быть построено, как отмечает М.С.Цветкова, на основе двух моделей: централизованной и распределённой []. При выборе централизованной модели выделяется отдельный урок информатики. Если же школа остановилась на распределённой модели, то информатика изучается интегрировано с другими предметами в качестве отдельных модулей. Какую модель выбрать, школа выбирает, исходя из заказов социума, предпочтений родителей к будущей профессионализации детей, исходя из склонностей и способностей учащихся. Централизованная модель выбирается там, где в школе популярны предметы естественно-математического цикла, экономического, а также эстетическо-технологического, дизайнерского направления. Если же в школе направления внеурочной деятельности, факультативы больше связаны с гуманитарным циклом, то выбирается распределённая модель.

Конечно, дополнительно к отдельному уроку информатики необходимы и дополнительные занятия: компьютерная графика, компьютерное конструирование и робототехника и многое другое.

В любом случае мы считаем, что для обучения информатике необходим адаптационный этап в 1 классе, который позволит:

  • Овладеть элементарными пользовательскими навыками на реальном интерфейсе распространённой в быту ОС (Windows);

  • Познакомиться, на уровне применения в учебной деятельности, с необходимыми основными понятиями информатики;

  • Тем самым подготовиться к изучению систематического курса информатики во 2-4 классах.


Далее можно воспользоваться программой к УМК для начальной школы одного из известных авторов: Матвеевой Н.В., Паутовой А.Г. и Бененсон Е.П., Горячева А.В., Могилёва А.В., Семёнова А.Л. и Рудченко Т.А., Тур С.Н. и Бокучава Т.П. и др. Это касается централизованной модели обучения информатике.

При распределённой модели обучения со 2-го класса можно проводить интегрированные курсы за счёт внеурочной деятельности: информатика и рисование; информатика и математика; информатика и окружающий мир и т.д.

Конструирование на компьютере может использоваться во всех классах и по всем предметам (как проектная деятельность, например).

Кружки робототехники могут рассматриваться как интеграция информатики с технологией.

Обе модели должны дать на выходе из начальной школы учащимся следующие умения:

Клавиатурного ввода;

Фиксации числовой информации;

Организации поиска в Интернет (в условиях безопасной работы с глобальной сетью на разрешённых для учащихся сайтах).

Приведём фрагмент из документа [4]:

«4.4. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит настоящую подпрограмму, которая определяет необходимые для этого элементы ИКТ компетентности.

Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий.

При освоении личностных действий ведётся формирование:

·критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

·уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

·основ правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

·оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

·использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

·создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

·поиск информации;

·фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

·структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

·создание простых гипермедиасообщений;

·построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

·обмен гипермедиасообщениями;

·выступление с аудиовизуальной поддержкой;

·фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.» (Курсив наш – Н.П.)

Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности включает следующие разделы.

Знакомство со средствами ИКТ.

Запись, фиксация информации.

Создание текстов с помощью компьютера.

Создание графических сообщений.

Редактирование сообщений.

Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся.

Создание структурированных сообщений

Представление и обработка данных.

Поиск информации.

Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности.

Большинство из перечисленных навыков формируется на уроке информатики, но как компетенции они выступают, если используются также и на уроках по другим предметам.

Рассмотрим, как требования метапредметности ИКТ-компетенций реализуются в УМК Н.В.Матвеевой и др. для 2–4 классов. В документе [1] Н.В.Матвеева приводит «Таблицы соответствия УМК Н.В. Матвеевой и др. «Информатика и ИКТ», 2 класс, 3 класс, 4 класс,
требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта НОО по аспекту формирования и развития универсальных учебных действий». Здесь показаны этапы формирования всех групп УУД – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в соответствии с изучаемым материалом каждого параграфа учебников из УМК 2–4, т.е., отслеживается метапредметный образовательный результат обучения информатике в начальной школе.

В документе [2] приведены «Таблицы соответствия УМК Н.В. Матвеевой и др. «Информатика и ИКТ», 2 класс, 3 класс, 4 класс требованиям ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2009 г. (ФГОС)», где отслеживается реализация предметных результов обучения информатике уже в предметных областях: «Математика и информатика», «Технология», «Изобразительное искусство». В этих же таблицах сведены воедино и метапредметные результаты универсальные учебные действия, с конкретным указанием тех параграфов учебников, на материале которых они могут быть сформированы.

Требования ФГОС (2009 г.) и ГОС (2004 г.) к информационным компетенциям выпускников начальной школы приведены М.С.Цветковой в презентации [3]. Сравнивая эти требования с результатами обучения, описанными в упомянутых выше «Таблицах» Н.В.Матвеевой [1, 2], можно сделать вывод, что программа Н.В.Матвеевой отвечает требованиям ФГОС в предметной области. Из сравнения метапредметных требований ФГОС (2009 г.) с метапредметными результатами – формируемыми универсальными учебными действиями, перечисленными в тех же «Таблицах», видно, что программа и УМК действительно предоставляет материал и возможность и для формирования метапредметного образовательного результата, заявленного во ФГОС НОО (2009г.)

Следовательно, имеем следующие требования к планируемым предметным результатам в области формирования ИКТ-компетенций по годам обучения (2–4 класс) ( УМК Н.В. Матвеевой и др. «Информатика и ИКТ», 2 класс, 3 класс, 4 класс):

Планируемые предметные результаты начального образования, полученные при прохождении программы курса «Информатика и ИКТ»

Базовый вариант (М1/34/ТК)

Во втором классе школьники научатся:

  • Понимать значения терминов информатики, активно использовать их в своей устной и письменной речи

  • Наблюдать способы обмена информацией между людьми, животными, людьми и животными; какая бывает информация, какие бывают источники и приемники информации, из каких частей состоит компьютер, каковы их функции

  • Сравнивать (чем отличаются, чем похожи) между собой способы обмена информацией, виды информации, различные источники и приемники информации, носители информации, компьютеры и части, из которых состоит компьютер

  • Анализировать способы обмена информацией, виды информации, различные источники и приемники информации, части, из которых состоит компьютер между собой на предмет где и когда используются

  • Систематизировать информацию, источники и приемники информации, носители информации по различным основаниям

  • Выбирать наиболее эффективный способ передачи и обмена информацией (устно или письменно, с помощью того или иного технического устройства), наиболее эффективный способ представления информации в конкретной ситуации (в виде текста, рисунка, схемы, математической модели, таблицы), нужный источник информации

  • Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от выбранного способа обмена информацией, корректировать способ

  • Искать, отбирать и использовать необходимую информацию для обоснования выбранного способа обмена информацией (из учебника и других справочных и дидактических материалов, в том числе в электронном учебном пособии и электронном словаре)

  • Формулировать цель предстоящего этапа деятельности на уроке

  • Планировать предстоящую практическую деятельность на компьютере в соответствии с ее целью

  • Подводить кратко итоги предыдущего этапа деятельности на уроке

  • Описывать свою учебную деятельность, называть операции, которые были освоены на уроке

  • Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) особенности изучаемого объекта, перечислять его свойства (признаки, действия, отношения, состав)

  • Оценивать процесс и результат своей информационной (учебной) и практической деятельности

  • Обобщать (формулировать и структурировать) новые знания, полученные на уроке (за четверть, за год) в результате теоретической деятельности и практической деятельности

  • Использовать компьютер для работы с информацией, а также:

  • создавать и редактировать текстовые файлы

  • создавать графические файлы

  • создавать презентации

  • создавать, копировать, перемещать файлы и папки

  • управлять экранными объектами с помощью мыши

В третьем классе школьники научатся:

  • Понимать значения терминов информатики, активно использовать их в своей устной и письменной речи

  • Наблюдать за живыми и неживыми, природными и искусственными объектами и системами (природными и техническими) в окружающей действительности, действиями и свойствами объектов, функциями систем, отношениями объектов и систем между собой, части, из которых состоят объекты/системы, об изменении свойств объектов/систем при изменении состава (добавлении и удалении отдельных частей)

  • Узнавать в реальной ситуации информационные объекты и правильно их называть, используя термины информатики

  • Сравнивать (чем отличаются, чем похожи) между собой различные действия с информацией (сбор, поиск, представление, хранение, передача, обмен, обработка, использование), различные объекты и системы (природные и технические, естественные и искусственные и пр. )

  • Анализировать действия с информацией, объекты и системы

  • Систематизировать объекты, свойства объектов, модели по различным основаниям

  • Формулировать цель предстоящего этапа деятельности на уроке, цель того или иного учебного действия

  • Планировать предстоящую практическую деятельность на компьютере в соответствии с ее целью

  • Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от выбранного способа действий с информацией, корректировать способ действий и прогнозировать изменения

  • Искать, отбирать и использовать необходимую информацию для обоснования выбранного способа действия с информацией (из учебника и других справочных и дидактических материалов, в том числе в электронном учебном пособии и электронном словаре)

  • Подводить кратко итоги предыдущего этапа деятельности на уроке и урока в целом (с точки зрения хода деятельности и результата деятельности)

  • Описывать устно свою учебную деятельность, называть мотивы, цель, средства, ожидаемый результат, конкретные операции, которые были освоены на уроке, называть цели и операции, которые были освоены на уроке, выделять в ней различные действия с информацией *сбор, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка, использование и пр.)

  • Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свою учебную деятельность на разных уроках, особенности изучаемого на уроке объекта, называть его свойства (внешние и внутренние признаки, действия, отношения, элементный состав)

  • Оценивать процесс и результат своей информационной деятельности на уроке, дома, во внеурочной деятельности

  • Создавать алгоритм решения простых подобных задач, простую математическую модель, графическую модель (круги Эйлера), схему, таблицу, электронный информационный объект (текст, схему, рисунок, таблицу), электронный документ (файл), папку

  • Использовать информацию для принятия решения, электронный калькулятор, созданную модель, схему в своей учебной деятельности

  • Высказывать суждение и умозаключение итог

  • Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) особенности изучаемого объекта, перечислять его свойства (признаки, действия, отношения, состав)

  • Обобщать (формулировать и структурировать) новые знания, полученные на уроке (за четверть, за год) в результате теоретической деятельности и практической деятельности

  • Осуществлять самоконтроль и корректировку хода своей практической деятельности с целью коррекции конечного результата

  • Создавать схему своей деятельности (описывать последовательность действий) с осознанием цели, результата и средства достижения результата

  • Использовать компьютер для работы с информацией …..


В четвертом классе школьники научатся:

  • Понимать значения терминов информатики, активно использовать их в своей устной и письменной речи

  • Наблюдать за живыми и неживыми, природными и искусственными объектами и системами (природными и техническими) в окружающей действительности с точки зрения управления (управляемый объект, управляющий объект, цель управления, средство управления, результат управления)

  • Узнавать в реальной ситуации информационные объекты, управляемый объект, управляющий объект, цель управления, средство управления, результат управления и правильно их называть, используя термины информатики

  • Сравнивать (чем отличаются, чем похожи) между собой управляемый объект и управляющий объект понятие и термин, истина и ложь, различные способы управления, различные средства управления

  • Анализировать действия с информацией, объекты и системы с точки зрения их роди в системе управления (он управляет, им управляют, как управляют, с какой целью управляют, каков результат управления)

  • Систематизировать способы управления, объекты управления, управляющие объекты, способы управления, результаты управления по различным основаниям

  • Формулировать цель предстоящего этапа деятельности на уроке, цель того или иного учебного действия, цель управления собой и другими людьми

  • Планировать предстоящую практическую деятельность на компьютере в соответствии с ее целью, выделять и описывать способы управления компьютером и экранными объектами

  • Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от выбранного способа управления, корректировать способ управления и прогнозировать результат управления

  • Искать, отбирать и использовать необходимую информацию для обоснования выбранного способа действия с информацией (из учебника и других справочных и дидактических материалов, в том числе в электронном учебном пособии и электронном словаре)

  • Подводить кратко итоги предыдущего этапа деятельности на уроке и урока в целом (с точки зрения хода деятельности и результата деятельности)

  • Описывать устно свою учебную деятельность, называть мотивы, цель, средства, ожидаемый результат, конкретные операции, которые были освоены на уроке, называть цели и операции, которые были освоены на уроке, выделять в ней различные действия с информацией *сбор, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка, использование и пр.)

  • Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свою учебную деятельность на разных уроках, особенности изучаемого на уроке объекта, называть его свойства (внешние и внутренние признаки, действия, отношения, элементный состав)

  • Оценивать процесс и результат своей информационной и действий по управлению собой, другими людьми, техническими устройствами, своей деятельности на уроке, дома, во внеурочной деятельности

  • Создавать схему управления в текстовом редакторе на экране компьютера, таблицу, электронный информационный объект (текст, схему, рисунок, таблицу), электронный документ (файл), папку

  • Использовать информацию для принятия решения, созданную модель, схему управления в своей учебной деятельности

  • Высказывать суждение и умозаключение по поводу управления объектами и системами

  • Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) особенности управления различными объектами и системами

  • Обобщать (формулировать и структурировать) новые знания, полученные на уроке (за четверть, за год) в результате теоретической деятельности и практической деятельности

  • Осуществлять самоконтроль и корректировку хода своей практической деятельностью с целью управления конечным результатом

  • Создавать схему управления своей деятельности с выделением цели, результата и средства достижения результата

  • Использовать компьютер для работы с информацией …..

  • Создавать несложные индивидуальные и групповые проекты

  • Создавать свое бумажное портфолио и его электронную версию




Источники информации

  1. О соответствии УМК Н.В. Матвеевой и др. «Информатика и ИКТ», 2 класс, 3 класс, 4 класс требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта НОО по аспекту формирования и развития универсальных учебных действий для достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

  2. Таблицы соответствия УМК Н.В. Матвеевой и др. «Информатика и ИКТ», 2 класс, 3 класс, 4 класс требованиям ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2009 г. (ФГОС)

  3. Цветкова М.С. Информационная среда начальной школы (презентация)

  4. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (фрагмент).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconЦентрализованная и распределенная модель формирования готовности...
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconМетодика формирования готовности учащихся начальной школы к применению...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconСложение и вычитание многозначных чисел. Кодирование информации
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconПроектирование урока с использованием ресурсов иос (Заочно)
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconМоя Родина-Республика Марий Эл. Способы организации информации
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconУрок по типу является уроком комплексного применения знаний, по форме
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Централизованная и распределенная модель формирования готовности учащихся к использованию средств и ресурсов иос на основе обучения информатике iconЭор как часть информационно-образовательной среды школы
Иос — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск