Скачать 52.7 Kb.
|
МБОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1» Автор: Каличкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов Выступление по данной теме на областной экологической конференции в ТОИПКРО, ноябрь 2011 ИКТ на уроках окружающего мира как современный метод экологического образования младших школьников XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Экологическое образование и воспитание младших школьников является неотъемлемой частью комплексного воспитания личности. Цель экологического воспитания − формирование основ экологической культуры, то есть становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Особое внимание экологическому воспитанию в начальной школе уделяется на уроках окружающего мира. Но это уже иные уроки, т.к. бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток, как на развитие личности современного ребенка, так и на преподавание в начальной школе. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение информационных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает и раскрывает индивидуальные способности каждого ученика в отдельности. Уроки окружающего мира с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-, видео-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на информационном носителе. Уроки окружающего мира с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Компьютер становится помощником учителя, помогает сэкономить время на уроке и дома, появляются новые методы и организационные формы обучения, которые повышает эффективность проведения урока. В начальной школе объяснение нового материала невозможно представить без наглядных материалов. Особенно на уроках окружающего мира нужно много картинок, схем, иллюстраций. Конечно, все это вешать на доске и менять во время урока неудобно. Поэтому такие уроки я стараюсь проводить с использованием информационных технологий. Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. Отобранная информация из текста учебника в виде текста к слайдам является планом рассказа и помогает лучше запомнить и усвоить нужный материал. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Иллюстрации, видеофрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие в прошлое, ярче представить образы. Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира, погрузиться в мир каждой природной зоны, природного сообщества. Много материалов при подготовке к урокам я беру на различных сайтах. Особенно интересны электронные ресурсы на таких сайтах: Okrmir.ru: занимательные вопросы для викторин и олимпиад по школьному предмету "Окружающий мир" info@nachalka.info. http://school-collection.edu.ru http://www.it-n.ru http://www.proshkolu.ru http://www.openclass.ru Детский экоинформ: экология: http://okrmir.ru http://pedsovet.org http://mirgeo.net http://rnbo.khb.ru http://www.edu.ru/modules http://window.edu.ru/window/catalog http://metodisty.ru http://sc.karelia.ru http://internika.org http://interaktiveboard.ru Ресурсы включают в себя фотографии, готовые презентации, слайды, видеофильмы, игры, кроссворды. Благодаря всем этим материалам, учителю легко подготовить свои собственные презентации, проверочные работы, тесты, разработки для использования интерактивной доски и многое другое. Мною постоянно разрабатываются мультимедийные компьютерные пособия по окружающему миру. Данные электронные пособия позволяют познакомить детей с названиями групп растений, обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на соответствующие группы, способствуют экологическому воспитанию младших школьников, т.к они часть природы. На данный момент мною разработаны разнообразные электронные пособия и медиауроки по окружающему миру: «Какие бывают растения и животные» для 2 кл, «Птицы наших краёв» 2 класс, «Разнообразие животных» 3 класс, «Размножение и распространение растений» 3 класс. Данные электронные пособия дают возможность рассмотреть разнообразие растений и животных, посмотреть видеосюжеты фильмов, прослушать голоса животных, что и способствует экологическому воспитанию каждого обучающего. Детям и самим нравится создавать электронные пособия по темам предмета «Окружающий мир». Например, ребята получают задания: написать эссе и сочинения по материалам экскурсии, подготовить фотографии, сделать журнал или газету, проект по теме, сообщение по теме с иллюстрациями, таблицами, кроссвордами и т.д. Многие дети с огромным интересом относятся к этим заданиям. На основе полученных материалов с помощью родителей и учителей дети делают электронные пособия, которые потом применяем на уроках окружающего мира. |
Образовательная программа среднего общего образования мбоу «Средняя... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №5» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан | Рабочая программа учителя мбоу «Средняя общеобразовательная школа №30» Директор мбоу «Средняя заместитель директора на заседании мо общеобразовательная школа №30» по учебно-воспитательной | ||
Доклад директора мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области Ланиной Ирины... | Рабочая программа Литература,10 класс мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Провидения», мбоу «Центр образования посёлка Угольные Копи»,мбоу «Центр образования с Лаврентия», мбоу «Средняя общеобразовательная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гайнетдинова Н. Г./ Мбоу «Нижнеметескинская средняя скинская средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» общеобразователь... | ||
Отчетный доклад председателя профсоюзного комитета мбоу «Средняя... В коллективе мбоу «Средняя общеобразовательная школа №46» зарегистрировано 99 работников, из них педагогов –59 технический персонал... | Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-9 классов Программу соствила Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013, Основной образовательной программой основного... | ||
Анализ работы мбоу «Просторская средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год В 2012-2013 учебном году мбоу «Просторская средняя общеобразовательная школа» работала над реализацией следующих целей и задач | Публичный отчет по итогам работы мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» С 1 августа 2011 года школа имеет статус- муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Нижнекулойская средняя общеобразовательная... | ||
Образовательная программа основного общего образования мбоу «Камскополянская... Директор мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1» Нижнекамского муниципального района | Сценарий урока с использованием компьютера. Автор: Андреева Людмила... Образовательное учреждение: мбоу «Староювалинская средняя общеобразовательная школа» | ||
Мбоу «Бакчарская средняя общеобразовательная школа» Количество членов... Утвердить повестку дня Управляющего совета мбоу «Бакчарская средняя общеобразовательная школа» | Образовательная программа мбоу «Кунгерская средняя общеобразовательная школа» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кунгерская средняя общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района... | ||
Программа деятельности школьного краеведческого музея Составитель:... Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская... | «Средняя общеобразовательная Озёрская школа» (мбоу «Средняя общеобразовательная Озёрская школа») Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области |