САМОАНАЛИЗ УРОКА Я слышу и забываю. Я делаю и понимаю. Я вижу и запоминаю.
Конфуций
Дата: 15 ноября 2011 года
Класс: 4 А
Количество учащихся: 30 (1 – отсутствующий)
Ф.И.О. учителя: Казакова Альбина Викторовна
Тема урока: Отношения между понятиями
Номер урока: 10
Цели:
образовательная - повторить и закрепить основную идею темы, заключающуюся в том, что понятия всегда находятся в определённых отношениях между собой;
развивающая - отработка практических навыков и умений при работе с текстовыми, графическими и числовыми объектами, развитие познавательных интересов обучающихся, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитательная - воспитание ответственного отношения к изучаемому материалу, программному обеспечению и компьютерной технике, воспитание организованности и самостоятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесные и практические методы обучения.
Структура урока: мотивация — актуализация опорных знаний — восприятие, осмысление, закрепление — проверка усвоения — анализ и самоанализ.
Оборудование и дидактические материалы: мультимедиапроектор, компьютер, flipchart, интерактивная доска, ПО (ОС: Windows 7; приложение Activ Software) Урок проводился в 4 «А» классе по теме «Отношения между понятиями» базового курса образовательной программы по предмету «Информатика и ИКТ».
В данном классе обучается 31 обучающийся. С обучающимися мы работаем третий учебный год, показатели успеваемости и качества знаний в 2010-11 учебном году – 100%.
Данный урок разработан в рамках работы над моей темой самообразования «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики и ИКТ». Он относится к разделу «Понятие, суждение, умозаключение», в котором изучаются основы логического мышления.
Триединая цель урока:
образовательная - повторить и закрепить основную идею темы, заключающуюся в том, что понятия всегда находятся в определённых отношениях между собой;
развивающая - отработка практических навыков и умений при работе с текстовыми, графическими и числовыми объектами, развитие познавательных интересов обучающихся, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитательная - воспитание ответственного отношения к изучаемому материалу, программному обеспечению и компьютерной технике, воспитание организованности и самостоятельности.
Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:
проверить теоретические знания обучающихся по теме;
развить навыки и умения при выполнении заданий с применением интерактивной доски во время формирования устных ответов;
воспитать ответственное отношение к изучаемому материалу, программному обеспечению и компьютерной технике, уважительное отношение к своим сверстникам и учителю.
Для решения поставленных задач мною была выбрана структура урока, которая полностью соответствует типу и виду урока, с рациональным распределением времени на каждом этапе. Каждый этап урока логично переходил в следующий. Осуществлялись межпредметные связи и связь с жизнью. Содержание урока соответствовало требованиям образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ».
Этот урок продолжает развивать практические навыки и умения обучающихся в изучении основ мышления, способствует укреплению знаний, полученных ранее, формирует представление о формах мышления и о способах их применения. Он неотрывно связан с предыдущими уроками по разделу, так как на нём были затронуты такие фундаментальные понятия как содержание понятия, существенные признаки, действия с понятиями, отношения между понятиями. Данный урок способствовал формированию практических навыков и умений при составлении диаграмм Эйлера-Венна, которые понадобятся обучающимся при решении логических задач на последующих уроках.
Специфика урока заключается в том, что для развития познавательного интереса обучающихся были предложены задания с применением интерактивной доски.
Интерактивность – это одно из слагаемых мультимедиа. Люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно. На основе этих данных можно сказать, что применение интерактивных технологий может улучшить во много раз качество знаний обучающихся. Когда урок приобретает динамику, он становится более действенным инструментом обучения. Применение на уроках интерактивной доски помогает мне создать действие и динамику. Первой реакцией обучающихся на возможность работы в ходе урока с интерактивной доской был ярко выраженный энтузиазм.
Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него всю аудиторию, это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все обучающиеся (вне зависимости от успеваемости) на уроке с применением интерактивной доски начали проявлять активность. Ответы учеников перед интерактивной доской позволили мне наладить с классом действенную обратную связь.
Такая доска обогащает возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами.
С помощью доски я могу всецело привлечь внимание обучающихся на всех этапах урока и получить возможность общаться с классом, не отходя от доски, продолжая работать с материалом. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечили всеобщее внимание и понимание.
Обучающимся нравится работать с интерактивной доской. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать у доски. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски обучающиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.
Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и доска отвечает этим требованиям. Наглядность электронных интерактивных досок – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание обучающихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их.
Использовать программное обеспечение на большом экране интерактивной доски в образовательных целях очень полезно. Это помогает мне сконцентрировать внимание всех обучающихся в течение всего урока. Гораздо легче понять, как нужно делать то или это, когда правильные действия показывают, а не объясняют устно. Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали участвовать в обсуждении темы.
Электронные интерактивные доски подталкивают к творчеству, а также улучшают умение учеников излагать свои мысли. Трудно описать все достоинства нововведений. Просто учебный процесс проходит интересно, весело и легко. На уроке нравится работать всем. А это главное! Вот некоторые виды образовательной деятельности, которые я применила на данном уроке при использовании интерактивной доски:
работа с текстом и изображениями;
создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для урока;
демонстрация и нанесение заметок поверх готовых образовательных материалов;
использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала.
Для работы с интерактивной доской мною были использованы определенные программные продукты (приложения Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Activ Software).
На данном уроке были использованы в комплексе следующие методы: на этапе мотивация и актуализация опорных знаний – словесный метод и метод демонстраций, на этапе восприятие, осмысление, закрепление – объяснительно-иллюстративный и метод самостоятельной работы, на этапе закрепления полученных навыков и умений – частично-поисковый метод. Применяемые методы соответствовали содержанию урока, а также возрастным особенностям обучающихся и уровню их подготовки. В соответствии с выбранными методами мною использовались следующие формы работы с обучающимися: индивидуальная, фронтальная и парная.
На уроке использовались технические средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер.
В центре любого образовательного процесса стоит обучающийся, ведомый педагогом к знаниям. И если ученик от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения интерактивной доски.
Работоспособность обучающихся обеспечивалась за счёт высокой плотности урока и применения инновационных методов обучения. Структура урока соответствовала всем требованиям методики преподавания информатики и ИКТ в начальной школе и нормам охраны труда.
В целом, считаю, все поставленные цели на уроке были достигнуты, задачи выполнены.
|