БУ СПО Югорский политехнический колледж, г. Югорск, ХМАО-Югра
Интернет - конференция по воспитательной работе.
Здоровьесберегающие технологии в системе НПО и СПО.
Информационно-предметная среда учебного кабинета, как элемент здоровьесберегающих образовательных технологий.
Карманова Марина Александровна
Мастер производственного обучения,
Образовательная среда учебного заведения играет огромную роль в становлении личности обучающихся, способствует раскрытию и реализации их внутренних возможностей. Наиболее эффективное решение задач образовательной среды возможно на основе реализации здоровьесберегающего эргономического подхода в образовательном процессе, то есть защиты психического и физического здоровья за счет системного улучшения всего образовательного пространства, включающего в себя искусственную среду, учебную среду, информационную среду, социальную среду, культурную среду и внутреннюю среду всех участников образовательного процесса.
Насыщенность учебных программ образовательных учреждений НПО и СПО, обусловленная необходимостью трансляции общих гуманитарных и профессиональных знаний, интенсивность учебного процесса, наряду с часто возникающими проблемами взаимоотношений педагогов и студентов, создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки и является фактором обострения проблем, связанных с их здоровьем. В этой связи, представляют интерес теоретические положения современной эргономики и психологии как научные основы здоровьесбережения.
С позиции основ педагогической эргономики любое явление в педагогике имеет свой смысл и оценивается через функциональную структуру системы «преподаватель – обучающийся – учебная среда» [3]. Таким образом, для оптимизации и формирования деятельности преподавателей и студентов, а также учебной среды, как единой функциональной системы, должны быть обеспечены необходимые ресурсы, в том числе и рациональная, эффективная информационно-предметная среда учебных кабинетов.
Здоровьесберегающая педагогическая технология – это в первую очередь
условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
Организованная информационно-предметная среда учебных кабинетов – это часть образовательной среды, место непосредственного осуществления образовательного процесса и взаимодействия его субъектов, отображающее элементы будущей профессиональной деятельности обучающихся и стимулирующее их интерес к получаемой специальности. Информационно-предметная среда включает в себя материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, а также организационно-методические средства.
В деятельности преподавателя как элемента системы педагогической эргономики важнейшими является решение следующих задач:
развитие у студентов интереса к учебе, профессии, потребности в знаниях;
внедрение развивающего обучения;
внедрение воспитательного обучения;
формирование у студентов умений и навыков учебного труда;
планирование и проектирование учебного занятия и практическое решение их;
поддержка активной работоспособности студентов в течение занятия;
анализ и самооценка преподавателем своей работы на занятии.
В грамотно построенной информационно-предметной среде учебного кабинета с учетом педагогико-эргономических условий, направленные на реализацию вышеперечисленных задач цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся мобильными и доступными. Способствуют комфортности и эффективности педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности обучающегося, обеспечивают здоровьесбережение при эффективном формировании профессиональных знаний, умений, профессиональных компетентностей, развитии профессиональной направленности личности и, как следствие повышению качества подготовки будущих специалистов.
С позиций педагогической эргономики интегральная характеристика нормирования студенческой деятельности выражается через показатели ее производительности, качества ее результатов, энергозатрат для осуществления этой работы и психофизиологического состояния организма после выполнения определенной работы. Оптимальным для обучающегося, как элемента системы педагогической эргономики, считается такое состояние, которое наилучшим образом обеспечивает обработку информации в течение учебного времени, при этом осуществление работы не вызывает скрытых форм усталости, заданная деятельность не вызывает у негативного отношения, а все отрицательные функциональные сдвиги состояния, которые возникают вследствие осуществляемой деятельности, вполне устраняются во время перерывов.
При организации и проведении урока педагогу необходимо учитывать:
обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, решение задач и др. В норме 4-7 видов деятельности за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий;
чередование и количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. В норме чередование должно происходить каждые 10-15минут;
наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся;
место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность.
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и охраной труда;
психологический климат на уроке;
плотность урока, т.е. количество времени, затраченного обучающимися на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Качество организации информационно-предметной среды учебного кабинета оценивается с учетом влияния на участников образовательного процесса психофизиологических, физиологических, антропометрических и гигиенических факторов, которые определяются соответствующими параметрами учебной среды [3]. Другими словами - качество среды учебного кабинета определяется по таким показателям, как умственная утомляемость преподавателя и обучающихся; уровень субъективного комфорта преподавателя и обучающихся; рациональность подготовки и проведения учебного занятия в данной информационно-предметной среде; удовлетворенность информационно-предметной средой учебного кабинета. Кроме того показателями качества также являются знания, умения обучающихся по учебным дисциплинам и уровень развития компетентностей обучающихся.
Рисунок 1. Составляющие построения информационно-предметной среды учебного кабинета. Итак, роль эргономико-педагогической составляющей учебного процесса заключается в создании благоприятных условий для реализации психологического и социокультурного потенциалов, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, для обеспечения высокого качества обучения, развития творческих способностей обучающихся, оздоровления педагогического труда. Данное направление работы, осуществляемое в образовательном учреждении, позволит перестроить обучение в эргономичную форму, которая будет обеспечивать успешное усвоение учебного материала и всестороннее развитие личности обучающегося при снижении уровня его напряженности и усталости. Список литературы:
1.Баетова Д.Р. Реализация эргономического подхода в информационно-предметной среде учебного кабинета вуза - Омский научный вестник, – 2007 - №3(55)
2. Мунипов В.М, Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник для вузов - М.: ЛОГОС, 2001. - 356с.
3. Окулова Л.П. Педагогическая эргономика: монография – М.–Ижевск: Институт компьютерных исследований. – 2011.
4. Эргономика учебного процесса [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/10-1-0-85 (дата обращения: 13.01.2013). |