Скачать 450.72 Kb.
|
«Использование здоровьесберегающих технологий как важнейшее условие развития профессиональной компетентности педагога». Алимирзаева Тамара Геннадьевна, Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Богдановка Кинельского района Содержание.
В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностнразвивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровье ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Здоровьеформирующие образовательные технологии – это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология – это
Здоровьесберегающая педагогика – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
Цель здоровьесберегающих технологии обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка.
В своей работе я представляю, каким образом это важное направление совершенствования системы образования может эффективно развиваться в условиях образовательного учреждения. II. Теория и практика использования здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.
истории и обществознания. Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения на уроках истории понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижения заданной цели обучения. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях). Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. В структуре методов выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена обучения); компенсаторнонейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура, массаж, тренинг); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, фитотерапии и др.); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам), беседы и лекции для родителей и учащихся, памятки (см. приложение №1, №2). Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики. Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать результаты самонаблюдений за своим здоровьем.
Исключить развитие утомления у учащихся в процессе урока полностью невозможно. Но рациональная организация учебного процесса, применение здоровьесберегающих методов, технологий и средств обучения помогут снизить утомляющее воздействие урока на организм. Снять излишнее напряжение помогут паузы с использованием какого-либо метода, основанного на кратковременном переключении с одного вида деятельности на другой и включении воздействия дополнительных позитивных раздражителей. Целесообразно чередовать виды деятельности: объяснение – с записями в тетрадь, рассказ – с показом наглядных пособий и технических средств обучения, решение задач – с устным счетом; использовать активные формы обучения: дискуссии, «мозговой штурм» и хоровые ответы на несложные вопросы. Моменты переключения с одного вида деятельности на другой, являясь как бы микропеременами, отодвигают развитие утомления. Монотонная, тихая, ровная и продолжительная речь учителя также способствует вызыванию в учащихся дремотного состояния, учебный материал воспринимается с трудом. Урок должен проводиться не по типу монолога учителя, а по типу диалога между учителем и обучающимися. А) Физкультурная минутка. Физкультурная минутка способствует снятию локального утомления и состоит из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 1-1,5 минут во время урока (комплекс упражнений для 10-11 классов – из 3-4 минут). По содержанию физкультминутки различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Физические упражнения должны вовлечь в работу те мышцы, которые в большой степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на уроке. Это мышцы спины, шеи, пальцев рук, бедер и др. Комплексы должны состоять из физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений и большого пространства, которые можно выполнять и в положении «сидя», и в положении «стоя». Это различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движения руками и пальцами и т.п. исходя из общей направленности комплекса, физкультминутки могут быть предназначены для: - общего воздействия; - улучшения мозгового кровообращения; - снятия утомления с плечевого пояса и рук; - снятия утомления с туловища и ног; - снятия утомления с кистей рук. Физкультминутки на уроках истории в профильном социально-гуманитарном классе следует проводить с учетом содержания учебной деятельности при проявлении признаков утомления. Чаще всего в последней трети урока, особенно на 4, 5, 6-м уроках. Физкультминутки рекомендуется проводить в течение урока дважды: на 10-15-й и на 25-30-й минутах. Б) Гимнастика для глаз. Эффективность работы по оптимизации зрения зависит от использования офтальмотренажа и комплекса упражнений, направленных на: А) улучшение кровообращения в органах зрения; Б) укрепление мышц глаз; В) снятие зрительного утомления. Количество используемых упражнений определяется учителем в зависимости от содержания учебного материала, возраста обучающихся, продолжительности зрительной работы на уроке, интенсивности зрительной нагрузки и т.д. Однако обязательным условием является использование упражнений из всех предлагаемых комплексов (см. Приложение №3). В) Оздоровительные паузы. Учебная деятельность на уроке, как и любая другая, может вызывать снижение функциональных возможностей организма, чувство усталости, свидетельствующее о необходимости отдыха для организма учащегося. Выполнение оздоровительных пауз при развивающемся утомлении способствует снятию мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению деятельности и эффективности обучения. Но, самое главное, оздоровительные паузы помогают сохранять здоровье школьников в процессе обучения, благодаря широкому и разнообразному воздействию на разные функции организма. Оздоровительная пауза может включать на только физические, но и пальцевые, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз, психологические тренинги, самомассаж. Разнообразие состава упражнений в оздоровительных паузах позволяет использовать их на уроке с разной целью: - для активизации учебной деятельности в начале урока, - для снятия мышечного напряжения с разных групп мышц (шеи, плеч, кисти, рук, спины, ног), - для профилактики нарушений осанки, повышения двигательной активности на уроке, предупреждения и снятия нервной усталости, улучшения мозгового кровообращения.
Материалы, представленные в данной главе, составлены с учетом анализа гигиенических требований к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (СанПиН 2.4.1201-03). Соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса, ведь от них во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе. Установлена тесная взаимосвязь между гигиеническими условиями обучения и проявлением у детей, так называемых школьных болезней, таких как близорукость, нарушение осанки и др. В связи с этим соблюдение оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения и принятие реальных решений, соответствующих гигиеническим требованиям, во многом будут определять состояние здоровья школьников. Среди основополагающих требований к санитарно-гигиеническим условиям обучения необходимо выделить соблюдение: - норм воздушно-теплового режима образовательного учреждения; - норм освещения классной комнаты; - требований к школьной мебели и оборудованию; - гигиенических норм режима дня; - норм питания в школе; - гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса; - гигиенических требований к расписанию уроков. А) Меры профилактики загрязнения воздуха. Это один из важнейших факторов среды, оказывающий влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется (антроповыбросы, химические вещества); повышается его бактериологическая обсемененность; увеличивается число положительно загрязненных ионов, угнетающих нервную систему; повышается температура и влажность. Состояние воздушной среды характеризуют показатели температуры, влажности, подвижности воздуха и т.д. Любой показатель изменяется в различных пределах. В зависимости от диапазона изменений выделяются: - оптимальные параметры; - допустимые пределы. Оптимальные параметры – это изменение показателя в узких пределах. Они определяют зону комфорта, в которой возможны максимальная работоспособность школьников. Допустимые пределы – это изменение показателя в широких пределах, за верхней и нижней границами которых говорят о нарушении санитарно-гигиенических норм по данному показателю. Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от его назначения: максимальная температура – в учебных классах (16-18*С). Б) Влажность. Для поддержания оптимальных условий воздушной среды необходимо чтобы: - численность школьников соответствовала гигиенической норме вместимости; - выполнялся гигиенический режим проветривания; - проводилась ежедневная влажная уборка класса после занятий и во время большой перемены; - занятия с физической нагрузкой проходили в специальных помещениях. 1. В классах должны соблюдаться гигиенические нормы вместимости, которые устанавливаются с учетом площади, необходимой на одного учащегося. В зависимости от высоты помещений выделяют различные значения необходимой площади: - при высоте 3,5 м. на одного учащегося требуется не менее 1,43 кв.м.; - при высоте 3 м. – не менее 1,7 кв.м.; - при высоте 2,5 м. – не менее 2,2 кв.м. 2. Необходимо строго выполнять режим проветривания. Приток воздуха осуществляется через фрамуги. Для достаточного притока воздуха должно быть соблюдено определенное соотношение площадей фрамуги и пола. Это соотношение выражается коэффициентом аэрации (К) и рассчитывается как отношение площади всех фрамуг в данной классной комнате к площади пола. В норме коэффициент аэрации должен быть не менее 1:50, оптимальное соотношение 1:30. Чтобы определить коэффициент аэрации, необходимо определить: - площадь всех фрамуг; - площадь класса; - рассчитать коэффициент аэрации по формуле: К=S всех фрамуг: S пола; - сравнить полученный результат с гигиеническими нормами. Чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания во время перемен. Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Для занятий рекомендуется сквозное проветривание (одновременно открыты окна и дверь), которое в 5-10 раз эффективнее по сравнению с обычным. Сквозное проветривание проводится только в отсутствии детей. 3. Необходимыми мерами, которые препятствуют загрязнению воздуха в учебных помещениях, являются ежедневная влажная уборка (полы, стенные шкафы, комнатные растения) и проведение занятий, сопровождающихся физической нагрузкой, в соответствующих помещениях. В) Освещенность. Естественная освещенность. Солнечный свет оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создает условия, необходимые для нормального роста и развития детей. В школах должно быть обеспечено естественное и искусственное освещение, отвечающее нормам и правилам. Естественное освещение определяется основными нормами и косвенными показателями. К основным нормативам относятся: - расположение здания и ориентация окон; - достаточный коэффициент естественной освещенности; - достаточный световой коэффициент; - достаточный коэффициент заглубления. Ориентация окон помещения относительно сторон света оказывает существенное влияние на уровень освещенности. Наибольшая освещенность в первой половине дня во всех широтах наблюдается при восточной и южной ориентациях сторон. Г) Школьная мебель. Мебель и другое оборудование должны способствовать правильной и удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела. У младших школьников отмечается меньшая устойчивость позы по сравнению со старшим возрастом. Грамотный подбор мебели для школы необходим для: - обеспечения правильного положения тела и длительной работоспособности; - нормального физического развития; - профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Школьная мебель стандартизирована и ведущим критерием в определения группы мебели является рост учащегося. В последнее время промышленность начала выпуск школьной мебели согласно новой классификации. Расстановка мебели имеет важное значение для создания оптимальных условий обучения. От наружной стены до 1 ряда должно быть не менее 0,5 м., от классной доски до первых столов – не менее 2 м. и не более 3 м., между рядами – 0,6-0,8 м. При рассаживании учащихся в классе необходимо учитывать их антропометрические данные и состояние здоровья. Д) Гигиеническая оценка режима дня. В понятие суточный режим входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его опреденным гигиеническим нормам. Суточный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает переутомление. Привыкание к новому режиму происходит постепенно, поэтому требуется строгое его выполнение, допустимость частых изменений, постепенность при переходе на новый режим. Деятельность учащихся должна быть посильной и не превышать пределы работоспособности клеток коры головного мозга. Отдых должен обеспечивать полное восстановление организма. Выделяют шесть основных компонентов режима: - сон; - прогулки на воздухе; - учебная деятельность; - игры и отдых по выбору; - приемы пищи; - личная гигиена. Рациональная организация деятельности предполагает смену одного ее вида другим. При этом каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью. Необходимо проведение устных бесед с учащимися относительно составления режима дня. Е) Гигиеническая оценка школьного меню. Для растущего организма чрезвычайно важно рациональное питание. Пищевой рацион должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, характера деятельности, величины физической нагрузки и прочего. Рациональное питание должно обеспечивать поступление в организм всех необходимых веществ, идущих на формирование новых клеток, возмещать энергозатраты организма, способствовать нормальному развитию, повышать иммунитет организма. Одним из важных принципов рационального питания является правильно организованный режим ученика. Важно грамотное сочетание продуктов, их совместимость. А также восполнение энергозатрат учащихся за счет правильного расчета калорийности пищи.
Все вышеизложенное я применяла уже много лент, но поняла, что этого мало. Поэтому в учебную программу я включила интегрированные уроки по здоровьесбережению, где вопросы спорта и здоровья рассматриваются более углубленно, последовательно, с практическими заданиями. ГБОУ СОШ с. Богдановка Муниципального района Кинельский Интегрированные уроки по здоровьесбережению. 5-8 классы. Учитель истории и обществознания Алимирзаева Тамара Геннадьевна 2012/2013 уч. год. Пояснительная записка. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В процессе здоровьесбережения велика роль учителя-предметника. Программа по истории и, особенно по обществознанию позволяет интегрировать материал, направленный на здоровьесбережение учащихся. В связи с изучаемой темой урока можно интегрировать материалы, связанные с валеологией, с олимпийским движением, с физическим, психическим и социальным здоровьем учащихся. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. Главное условие обучения и воспитания у детей на интегрированных уроках – это мотивация на здоровье и здоровый образ жизни через регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья. Одним из актуальных аспектов формирования личности ребенка является валеологическое воспитание, которое включает изучение основных сведений по охране здоровья и привитие гигиенических навыков на занятиях, проводимых на основе здоровьесберегающей педагогики. В 5-8 классах целью уроков с элементами валеологии является развитие чувства собственного достоинства, стремления преодолеть неуверенность, волнение, формировать культуру общения, способствовать сплочению детского коллектива. Олимпийское образование органично вписывается в учебно-воспитательный процесс и содействует эффективному решению основных задач: - повышению уровня знаний в области физической культуры и спорта, значимости олимпийской культуры в формировании мировоззрения учащегося; - формированию представления о значимости здорового образа жизни; - развитию общей культуры и эрудиции; - разностороннему и гармоничному развитию личности. Уроки разработаны с целью формирования в сознании учащихся целостного образа здорового человека, мотивации к спорту, к здоровому образу жизни. Задачи интегрированных уроков.
Структура уроков. Учащиеся приобретают знания общетеоретического характера по валеологии, сохранению и укреплению здоровья, о взаимоотношениях подростка с окружающей средой. Содержание уроков предусматривает изучение: особенностей исторических условий возникновения Олимпийских игр и причины их упадка и гибели, развитие этапов Олимпийского движения, развития спорта в России. Учащиеся должны уметь давать оценку причинам повышения требований к всестороннему развитию человека в условиях научно-технического прогресса, анализировать свое поведение и взаимоотношения с окружающими людьми, сопоставлять итоги выступлении российских спортсменов с результатами и достижениями спортсменов других стран. Уроки состоят из теоретической части и практических занятий. Содержание теоретического материала направлено на формирование духовно-мировоззренческих качеств личности учащегося. В его задачи входит изучение Олимпийских игр древности, современного Олимпийского движения, олимпийского движения России, основ валеологии. Практическая работа предусматривает: - подготовку докладов, проектов, рефератов, сообщений по олимпийской (спортивной) тематике и ЗОЖ; - проведение конкурса рисунков, плакатов, викторин; - сочинения и конкурсы письменных работ; - составление дневников спортивных соревнований, олимпиад; - анкетирование учащихся; - выполнение проектов. Интегрированные уроки.
|
Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | Календарно-тематическое планирование по предмету (курсу) литература... Введение. Литература и история. ( Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | Методические указания для студента Список рекомендуемой литературы... Введение в профессию «Социальная работа»: учебник / под ред. В. И. Жукова. М.: Издательство ргсу, 2008 | ||
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, утвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом №4... | Литература Введение Научный руководитель учитель математики высшей категории Сукманова Светлана Валентиновна | ||
Учебно-тематические планы лекционных занятий по дисциплине «Математика»... Курс высшей математики. Введение в математический анализ. Дифференциальное исчисление. Лекции и практикум: Учебное пособие / Под... | Тема Количество часов Введение. Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека | ||
График предоставления готовности выпускных квалификационых работ Введение, заключение, литература, приложения, отзыв, рецензия, реферат | Тематическое планирование литература 7 класс Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Литература Введение Летний сад – один из самых красивых парковых ансамблей. Он был основан ещё при Петре I | ||
Тематическое планирование по литературе в 8 класс Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова | Учебная программа введение Содержание дисциплины Рекомендуемая литература Контрольные задания для межсессионного, итогового и срезового контроля знаний | ||
Литература по психологии,классичес Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:... | Развернутое тематическое планирование по литературе в 8 классе Примечание Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова |