№ п/п
| Тема
| Количество часов
| Дата
|
1
| Введение. Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека
| 1
|
|
2-5
| Древнерусская литература 11-17 веков.
«Слово о полку Игореве». Высоко-поэтическое патриотическое произведение – первое произведение национальной классики. Сюжет. Герои. Художественные особенности памятника. Теория литературы: стихотворный перевод.
Рр. Сочинение по произведению
| 3+1 **
|
|
6
| Русская литература 18 века.
Р/Р Классицизм. Общий обзор. Характеристика русской литературы 18 века, как эпохи классицизма . Классицизм в русском мировом искусстве
| 1
|
|
7-8
| М.В. Ломоносов. Слово о поэте. Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества Государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1 747 года.
Ломоносов – ученый реформатор русского языка, поэт. Прославление Родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мировоззрения и богатство «Божьего мира» в его лирике.
Теория литературы: Ода
| 2
|
|
9-10
| Г.Р. Державин. «Властителям и судиям», «Памятник», «Фемида» сочетание в произведениях Державина. Начало классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным
| 2
|
|
11-12
| А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (глава). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. Особенности повествования в «Путешествии». Жанр путешествия и его содержательное наполнение
| 2
|
|
13-15
| Н.М. Карамзин. Писатель и историограф. Сентиментализм. Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма. Язык повести. Новые черты русской литературы. «Осень».
Т/л: Сентиментализм
Рр. Сочинение «Литература 18 века в восприятии современного читателя».
Контрольная работа по разделу литература 18 века
| 2+1 **
|
|
16
| Шедевры русской литературы 19 века. Поэзия 19 века. Романтизм. Лекция. Общая характеристика русской мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме. Поэзия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература
| 1
|
|
17-18
| В.А. Жуковский. Жизнь и творчество Жуковского. Дружба с Пушкиным. Роль Жуковского, поэта и переводчика в приобщении русского читателя к мировой культуре. «Элегия». «Сельское кладбище» (1802). «Певец во стане русских воинов» (1812). Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
Т/л: Романтизм
| 2
|
|
19-25
| А.С. Грибоедов. «Горе от ума». История создания комедии. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Особенности композиции комедии. Язык комедии. Преодолении канонов классицизма в комедии. Смысл названия. Герои и их судьбы. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие.
Т/л: Персонажи пьесы. Внесценические персонажи пьесы
| 7
|
|
26
| Рр. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».
Творческая работа
| 1
|
|
27-31
| А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лирика поэта. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии», «Я вас любил: любовь еще быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
| 5
|
|
32-33
| Внеклассное чтение. «Моцарт и Сальери»
| 2
|
|
34
| Реализм
| 1
|
|
35-38
| Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Особенности композиции. Сюжет романа.
Т/л: Реализм. Роман в стихах
| 4
|
|
39
| Рр. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
| 1
|
|
40-43
| М.Ю. Лермонтов. Лирика поэта: «Парус», «Смерть поэта», «Родина», «Дума», «Пророк», «Поэт», «Нет, не тебя так пылко», «Я люблю», «И скучно и грустно», «Нет, я не Байрон, я другой», «Поцелуями прежде считал», «Расстались мы, но твой портрет», «Есть речи - значенье»
| 4
|
|
44-50
| Роман «Герой нашего времени». История создания романа
| 7
|
|
51
| Рр. В.Г. Белинский о романе
| 1
|
|
52-57
| Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец приобретатель» - новы герой эпохи.
Т/л: Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.
Рр. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.
| 6
|
|
58
| Рр. Художественное мастерство Гоголя – прозаика. Критика о Н.В. Гоголе
| 1
|
|
59
| Рр. Сочинение сопоставительного характера
| 1
|
|
60-61
| Ф.М. Достоевский. Роман «Белые ночи»
| 2
|
|
62-63
| А.Н. Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада
| 2
|
|
64-65
| Л.Н. Толстой. Переписка Л.Н. Толстого с русскими писателями. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность»
| 2
|
|
66-68
| А.П. Чехов. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.
«Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
Рр. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века» (на примере произведений Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)
| 3
|
|
69
| ВЧ.: Литература 20 века. Штрихи к портретам писателей
| 1
|
|
70-71
| И.А. Бунин. В творческой лаборатории И.А. Бунина: Л. Никулин, А.Чехов, Бунин. Куприн: литературные портреты. О. Михайлов «Жизнь Бунина». Рассказ «Темные аллеи». Лиризм повествования
| 2
|
|
72-73
| А.А. Блок. Русская поэзия Серебряного века. Современники об А.А. Блоке. «Ветер принес издалека…», «О, я хочу безумно жить…»
| 2
|
|
74-75
| С.А. Есенин. В творческой лаборатории С.А. Есенина. С.А. Есенин в воспоминаниях современников. «Вот уж вечер. Роса…», «Гой ты, Русь моя родная…»
| 2
|
|
76
| В.В. Маяковский. В творческой лаборатории В.В. Маяковского. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта
| 1
|
|
77-78
| М.А. Булгаков. Судьба Булгакова: легенда и быль
| 2
|
|
79-80
| М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.
Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта
| 2
|
|
80-81
| А.А. Ахматова. Из воспоминаний современников об А.А. Ахматовой. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
| 2
|
|
82
| Н.А. Заболоцкий. В творческой лаборатории Заболоцкого. Современники о Заболоцком. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любовь и смерть в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.
| 1
|
|
83-85
| М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Реализм Шолохова в рассказе – эпопее
| 3
|
|
86
| Б.Л. Пастернак. В творческой лаборатории Пастернака. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики Пастернака
| 1
|
|
87-88
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме
| 2
|
|
89-90
| А.И. Солженицын. «Матренин двор». Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа – притчи
| 2
|
|
91
| Контрольная работа по произведениям XX века
| 1
|
|
92
| Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков. Романс и песни
| 1
|
|
93-95
| Ф.И. Тютчев. «Я встретил вас и все былое…»
М.Ю. Лермонтов «Отчего»
А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…»
А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу»
В.А. Сологуб «Серенада»
А.А. Сурков «Бьется в тесной тесной огонь»
К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь»
Н.А. Заболоцкий «Признание»
М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера»
Б.Ш. Окуджава «Пожелания друзьям»
В.С. Высоцкий «Я люблю тебя жизнь»
А.С. Пушкин «Певец», Е.А Баратынский «Разуверение»
| 2+1 ВЧ
|
|
99
| ВЧ. : В.С. Лановой. На пути к поэзии.
А.М. Бруссер. Несколько практических советов
| 1
|
|
97
| Зарубежная литература.
Гай Валерий Катулл. Античная лирика. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»)
| 1
|
|
98
| Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене»
| 1
|
|
99
| Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсальный характер
| 1
|
|
100-101
| У. Шекспир. Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира
| 2
|
|
102-103
| И.В. Гете. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы
| 2
|
|
104
| Контрольная работа по подведению итогов года
| 1
|
|
105
| Повторение. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения
| 1
|
|