№ п/п
| Система уроков
(тема и цель урока)
| Дидактическая модель обучения
| Педагогические средства, формы
| Вид деятельности учащихся. Творческие и индивидуальные задания
| Базовая программа
| Кол-во часов
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
1
| Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.
Цели: дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова
| Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации, репродукции (из каб. МХК)
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация
| Групповая
| Знать: образную природу словесного искусства
Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа (П).
| 1
|
Русская литература 19 века
|
2
| А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд», «Анчар»
Цель: познакомить с основными мотивами лирики поэта (вольнолюбивый характер, ненависть поэта к деспотизму, вера в светлое будущее родины), обучать выразительному чтению
| Объяснительно – иллюстративная
| Слово учителя, комментированное чтение
| Групповая, индивидуальная
| Знать: вольнолюбивый характер стихотворения.
Уметь: выразительно читать стихотворения
| 2
|
3
| А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Главы 1-3. Формирование личности П. Гринева «Я рос недорослем»
Цели: определить жанровые особенности произведения, проледить по тексту этапы фомирования характера Петра Гринева – молодого русского дворянина
| Объяснительно – иллюстративная
| Аналитическая беседа; работа с текстом
| Групповая
| Знать: содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя
Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выделять смысловые части текста (П).
| 1
|
4
| Гринев в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Анализ 3-5-й глав.
Цели: проследить по тексту путь духовного становления главного героя, его отношения с людьми
| Объяснительно – иллюстративная
| Аналитическая беседа; работа с книгой
| Групповая
| Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести.
Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям (П).
| 1
|
5
| «Гринев и Швабрин». Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. (Сравнительная характеристика)
Цели: сформировать представление о двух героях повести – Гриневе и Швабрине, их поступках и мотивах поведения; выделить основные проблемы
| Поисковая.
Фрагмент из х/ф «Капитанская дочка»
| Проблемные задания
| Групповая
| Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов
Уметь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию (П).
|
|
6
| А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Главы 4-7. Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини
Цели: создать условия для раскрытия смысла названия повести; отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образа
| Объяснительно – иллюстративная. Фрагмент из х/ф «Капитанская дочка»
| Аналитическая беседа
| Групповая
| Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов
Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах (П).
| 1
|
7
| А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Главы 8-9. Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева
Цели: создать условия для понимания и раскрытия образа главного героя – Пугачева; формировать представления учащихся о народной войне в анализируемых главах, проследить взаимоотношения Пугачева и Гринева в трех сценах
| Исследовательская
| Самостоятельное планирование и проведение исследования
| Групповая
| Знать: исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику.
Уметь: характеризовать особенности сюжета композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному
| 1
|
8
| А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачева в повести. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию.
Цели: обобщить и систематизировать материал по образу Пугачева; рассмотреть глубину, противоречивость образа, созданного автором и рассказчиком
| Проблемное изложение. Использование исторического материала о Пугачевском восстании
| Проблемные задачи, аналитическая беседа
| Групповая
| Знать: содержание изучаемого материала; позицию автора к проблеме народного восстания.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П).
| 1
|
9
| Р/р. Подготовка к сочинению по повести А.С Пушкина «Капитанская дочка»
Цели: продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам
| Исследовательская
| Самостоятельное планирование и проведение исследования
| Индивидуальная
| Знать: содержание и проблематику изученного произведения
Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П).
| 2
|
10
| Вн. чт. А.С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина» («Метель», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Т/л. Понятие о языке художественной литературы.
Цели: познакомить с циклом «Повести Белкина», содержанием повестей; рассмотреть их художественное своеобразие, композиционные особенности, нравственные аспекты (тема «маленького человека»)
| Объяснительно – иллюстративная.
| Слово учителя, беседа по прочитанному; дискуссия на тему
| Коллективная. Индивидуальная проиллюстри – ровать понравившиеся эпизоды повестей
| Знать: содержание текстов, историю создания.
Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов
| 1
|
11
| Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания. Особенности композиции поэмы.
Цели: создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений; познакомить с историей создания, композицией, идейно-тематическим и художественным содержанием поэмы
| Объяснительно – иллюстративная.
О. Тактанишвили. Симфоническая поэма «Мцыри»
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация
| Групповая
| Знать: содержание изучаемого произведения.
Уметь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать стихотворения (П).
| 1
|
12
| Идейное содержание поэмы «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.
Цели: создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания, письменно высказываться на предложенную тему
| Поисковая. Иллюстрации Л.Пастернака к поэме «Мцыри»
| Организация совместной учебной деятельности
| Групповая
| Знать: содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В.Г. Белинским.
Уметь: анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П).
| 1
|
13
| М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Художественное своеобразие поэмы. Р/р. Чтение наизусть. Отрывок из поэмы «Мцыри».
Цели: дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя; определить особенности поэмы как романтического произведения; выразительно читать понравившийся отрывок поэмы
| Поисковая. Обобщенные записи, грамзапись «Мордвинов читает «Мцыри»
| Проблемные задания
| Групповая. Индивидуальная
| Знать: содержание поэмы; наизусть отрывок
Уметь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; характеризовать роль ИВС, находить их в тексте; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть
|
|
14
| Р/р. Подготовка к сочинению по поэме «Мцыри». Т/л. Понятие о теме и идее произведения
Цели: подготовить учащихся к домашнему сочинению; составить рабочие материалы к обсуждаемым темам; проанализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки
| Поисковая
| Организация совместной учебной деятельности
| Групповая
| Знать: образную природу словесного искусства; художественную трактовку образа (П).
Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению (П). Продуктивный уровень: К, СП. Р.
| 2
|
15
| М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Три пальмы»
Цель: учить анализировать стихотворение
| Объяснительно – иллюстративная с элементами исследования
| Лекция, беседа, проблемные задания
| Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М.Ю. Лермонтова
| Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст
| 1
|
16
| Н.В. Гоголь «Шинель». Т/л. Основные роды художественной литературы. Понятие о литературном характере.
Цели: познакомить содержанием произведения, рассмотреть художественное своеобразие, композиционную особенность, нравственный аспект, тема «маленького человека»
| Объяснительно – иллюстративная
| Слово учителя, беседа по прочитанному
|
| Знать: содержание текста, историю создания
Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.
| 3
|
17
| Р/р. Сочинение «Акакий Акакиевич Башмачкин – страдающий человек, достойный сочувствия и сожаления»
Цель: активизация умений составлять план к сочинению, самостоятельно выполнять творческую работу
| Объяснительно – иллюстративная
| Слово учителя
| Индивидуальная
| Знать: методику действий при написании творческой работы
Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом
|
|
18
| Вн. чт. Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев.
Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенности языка Н.В.Гоголя
| Исследовательская, частично -поисковая
| Аналитическая беседа, проблемные вопросы
| Коллективная. Групповая
| Знать: содержание понятия «деталь» произведения.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.
| 1
|
19
| И.С.Тургенев «Живые мощи»
Цели: познакомить с образом Лукерьи – больной крестьянки, благодарной судьбе за право жить на земле
| Проблемное изложение
| Работа с текстом, беседа, проблемные задачи
| Коллективная. Индивидуальная
| Знать: глубокое сочувствие автора судьбе Лукерьи
| 1
|
20
| И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе». Жанровые особенности стихотворений в прозе.
Цели: раскрыть многообразие тематики «Стихотворений в прозе»
| Объяснительно – иллюстративная
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация
| Коллективная. Групповая
| Знать: своеобразие стихотворений в прозе
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе
| 1
|