И. Д. Хижняк, И. В. Арисова, Л. Т. Малахова
Развернутое тематическое планирование по литературе в 8 классе
Примечание.
Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:
К. – коммуникативная компетенция;
Р. – рефлексивная компетенция.
ЦО. – ценностно-ориентационная;
СП. – смыслопоисковая;
ЛС. – личностное саморазвитие
№
п/п
| Система уроков
(тема и цель урока)
| Дидактическая
модель
обучения
| Педагогические
средства,
формы
| Вид деятельности
учащихся.
Творческие
и индивидуальные
задания
| Планируемый результат и уровень освоения.
Компетенции
| Информационно- методическое обеспечение
| Учебно-познавательная
| Информационная
| Базовая
программа
| Продвинутый
уровень
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.
Ц е л и: дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова
| Объяснительно-иллюстра-тивная.
Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации, репродукции (из каб. МКХ)
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация
| Групповая
| З н а т ь: образную природу словесного искусства.
У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа (П).
Продуктивный уровень: К., СП.
| Сочинение-миниатюра (попытка создать свой художественный образ) (Т).
Продуктивный уровень: К., СП.
| Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью
| М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995)
| 2
| Люди Древней Руси. Б. Зайцев “Преподобный Сергий Радонежский”. Нравственный и духовный подвиг Преподобного.
| Поисковая.
Картина
М. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”
| Организация совместной учебной деятельности
| Групповая
| З н а т ь: содержание и историческую основу “Жития С. Радонежского”.
| Использование материала с уроков ИЗО, МХК.
Восстановить по тексту путь пре
| Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
| Т. М. Степанова Учить не учительствуя.
Б. Зайцева.
С. Радонежский.
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Ц е л и: сформировать представление о жанре житийной литературы, о высоких нравственных и духовных качествах людей, старины русской, о языке сочинений Аввакума как образце народного языка
|
|
|
| У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения
Продуктивный уровень: К., ЦО.
| вращения Варфоломея в святого Сергия Радонежского.
Продуктивный уровень: К., ЦО.
| извлечение информации из различных источников
| (ЛВШ*, № 6, 2001) И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004)
| 3–5
| Д. И. Фонвизин. Комедия “Недоросль”. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе.
Ц е л и: познакомить с творчеством Д. И. Фонвизина; раскрыть особенности классицистической драматургии
| Объяснительно-иллюстра-тивная.
Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация
| Коллективная. Групповая
| З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма.
У м е т ь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.
Продуктивный уровень: К., СП.
| У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии.
Продуктивный уровень: К., СП.
| Владение монологической и диалогической речью
| М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим”
| 6
| Р./р. Сочинение на заданную тему
Ц е л ь: формировать навык написания сочинения на заданную тему
| Исследовательская
| Самостоятельная работа над сочинением
| Индивидуальная
| З н а т ь: содержание прочитанного произведения.
У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.
| У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи.
Творческий уровень: К., Р.
| Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему
| М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.
А. А. Крундешев. Как работать над сочи-
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
|
|
|
|
| Творческий уровень: К., Р.
|
|
| нением. (С-Пб., 1992)
| 7
| Ж.-Б. Мольер. Комедия “Мещанин во дворянстве” – комедия нравов и характеров.
Ц е л и: познакомить с творчеством Ж.-Б. Мольера; раскрыть особенности классицистической драматургии
| Объяснительно-иллюстра-тивная.
Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация
| Коллективная. Групповая
| З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма.
У м е т ь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.
Продуктивный уровень: К., ЦО.
| У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии.
Продуктивный уровень: К., ЦО.
| Владение монологической и диалогической речью
| М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для
8 кл. “Читаем, думаем, спорим”
| 8–10
| XVIII в. Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести “Наталья, боярская дочь”. События повести и характеры героев. Новаторство повести “Наталья, боярская дочь”.
Ц е л и: создать условия для понимания вопроса о роли писателя в литературе XVIII в.; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; проследить черты сентиментализма в повести; зарождение романтизма
| Объяснительно-иллюстра-тивная.
Репродукция картины
И. Пчелко “Наталья, боярская дочь”
| Аналитическая беседа
| Групповая
| З н а т ь: основные этапы жизненного пути Н. М. Карамзина; условия возникновения сентиментализма как литературного направления; содержание повести.
У м е т ь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою (П).
| Мини-сочинение “Какими приемами раскрывает автор “жизнь сердца” своих героев? (Т).
Продуктивный уровень: К., ЦО.
| Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Владение монологической и диалогической речью
| И. В. Золотарева. Поурочные разработки.
8 кл. (М.: ВАКО, 2004. –
314 с.)
| |