Скачать 379.2 Kb.
|
Брянская городская администрации Управление образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Брянский городской информационно-методический центр в системе педагогического дополнительного педагогического образования (повышения квалификации)" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Организация проектной деятельности обучающихся (для учителей физики) Подготовили: учителя физики МБОУ СОШ № 53 г. Брянска Зернина Аиса Александровна Казачкина Татьяна Сергеевна Брянск, 2013 В общих положениях ФГОС записано: «В основе Стандарта лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.»[6] Одной из возможностей реализации системно – деятельностного подхода можно рассматривать проектную деятельность обучающихся. «Проект – работа, направленная, на РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ, на достижение оптимальным способом ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННОГО РЕЗУЛЬТАТА. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как СПОБОВ (ЭТАПОВ) достижения результатов проекта. УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижения общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. (М.Ю. Бухаркина) Приступая к работе, помните, что любой проект направлен на получение вполне конкретного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. (Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Стандарты второго поколения)» [2] Конечным продуктом совместной деятельности может быть: создание Web страницы, сайта, научных рефератов, мультимедийных презентаций; создание моделей, приборов, экспериментальных установок; создание памяток по правилам безопасного поведения, по правилам выполнения экспериментальных работ, сборников задач, словарей, газет, журналов и др. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака: 1. гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого; 2. наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции. Работу над проектом или исследованием необходимо включать в программу элективных и факультативных курсов, но наиболее оптимальным способом является включение проектно-исследовательской деятельности в работу школьного научно-ученического общества (НОУ). Приступая к организации проектной деятельности, учителю желательно ознакомиться с Положением о конкурсе учебных проектов учащихся общеобразовательных учреждений города Брянска, помочь обучающимся выбрать тему работы и работать в соответствии с: «7. Требования к оформлению и защите работ 7.1. Наличие проектного продукта. I. Паспорт проектной работы.
II. Описание процесса исполнения. III. Выводы и самоанализ работы над проектом. IV. Список источников информации по проекту. V. Приложения. 7.2. Печатные материалы проектной папки оформляются в соответствии с техническими требованиями настоящего Положения (Приложение №2). 7.3. Заключительный тур Конкурса предусматривает публичную защиту проекта. Регламент: выступления участников (до 7 минут - 5-6 классы, до10 минут - 7-11 классы) и обсуждение (продолжительностью до 5 минут), в ходе которого авторы работ отвечают на вопросы Экспертного совета. 7.4. В сообщении докладчика должны быть освещены основные вопросы: - название проекта, авторский коллектив, база, где проводилась работа; - причины, побудившие автора заняться данной проблемой; - основные этапы работы над проектом; - основные результаты и выводы; - практическое значение работы.» [4] Внимательное ознакомление с приложениями к Положению о конкурсе учебных проектов учащихся общеобразовательных учреждений города Брянска помогает учителю правильно организовать работу учащихся по оформлению портфолио проекта и его защите. Используя Приложение 2 Положения о конкурсе учебных проектов учащихся общеобразовательных учреждений города Брянска [4], рассмотрим примеры оформления некоторых страниц портфолио. (Вставки курсивом в формате Georgia даны авторами методических рекомендаций) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ (ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА) Проектная папка (портфолио проекта) - обязательная составляющая проекта, предъявляемая на конкурс. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ Наличие проектного продукта I. Паспорт проектной работы. 1.1. На титульном листе (Приложение №3) проекта указывают следующие сведения:
Типы проектов бывают: По форме
По предметной области:
По количеству участников:
По содержательным областям:
На титульном листе чаще всего записывают тип проекта по форме.
Например: «Создать модель для…»; «Сделать…»; «Изготовление модели…»; «Составить памятку…»; «Сделать мультимедийную презентацию по…»; «Исследование физических свойств…» В теме проекта должен быть отражён конечный продукт. Темы проектов можно взять из 1. программы по физике: Сделать мультимедийную презентацию по исследованию удельной теплоты сгорания топлива. Создать модель паровой турбины. Создать модель реактивного двигателя. Сделать мультимедийную презентацию по теме: «Глаз как оптическая система» Сделать мультимедийную презентацию по теме: «Фотоэффект и его законы» … 2. заданий Всероссийского турнира юных физиков[1]: Сделать модель эластичного пространства с помощью массивных шаров Сделать модель слышимого света Тема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Советы учащимся при выборе темы. Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы: 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)? 3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? 5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже? 6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.
1.2. Аннотация с наиболее важными сведениями о результате работы (продукте). Например: В своей работе я рассмотрела… Актуальность данной проблемы состоит в … Конечным продуктом работы явилось… Примеры аннотации можно увидеть в начале каждой книги. 1.3. и 1.5. Цель и задачи работы над проектом (сформулированные исполнителями учащимися). Например: 1) Цель проекта: Сделать модель для… Задачи. 1. Изучить теорию о… 2. Создать модель… 3. Пронаблюдать с помощью модели… 4. Продемонстрировать учащимся школы… 2) Цель проекта: Сделать сумку – холодильник. Задачи. 1.Узнать историю создания первой сумки-холодильника 2.Познакомится с технологиями ее изготовления 3.Примение сумки – холодильника в промышленности и жизни человека 4. Рассмотреть способы теплопередачи 5.Изучить теплопроводность некоторых материалов 6. Сделать сумку-холодильник 3) Цель проекта: Разработать памятку о … Задачи: 1. Собрать и изучить необходимую информацию по данной теме. 2. Изготовить ... 3. Провести эксперименты по изучению ... 4. Рассказать ученикам младших классов интересным, увлекательным путём о .... 5.Создать модель ... 6. Составить памятку о ... 1.4. Целевая аудитория, заказчик. В данном разделе указывают тех людей (группы), для кого представленный продукт будет иметь практическую значимость. Например: 1) Целевая аудитория: Члены моей семьи, в качестве наглядного пособия при изучении темы … 2) Целевая аудитория: ученики школы, изучающие ... 1.6. Этапы и методы работы над проектом. В данном разделе необходимо указать форму, продолжительность каждого этапа; основные задачи, решаемые на каждом этапе; дать краткую характеристику содержания работы и деятельности участников; указать предполагаемый результат каждого этапа работы над проектом др. Например: Этапы работы над проектом
Этапы исследовательской деятельности.
Методы исследования
Этапы наблюдения:
Этапы и методы работы над проектом.
Этапы и методы работы над проектом.[3]
1.7. Необходимое оборудование и/или смета. Перечисляют необходимое оборудование и (или) представляют смету (если это необходимо для исполнения проекта). 1.8. Отзыв руководителя. В отзыве руководитель дает оценку исполнения работы, характеризует личный вклад каждого участника проекта, отражает прогресс и перспективы развития. Например: Отзыв на исследовательский проект (Ф.И. ученика) Ученицы ___ класса МБОУ СОШ № ___ г. Брянска «…» В данной работе рассмотрены следующие теоретические вопросы:
В процессе работы ______________ обобщает и углубляет знания о …, рассматривает практическое применение ... В ходе работы над проектом _______ учится сетевому общению в Интернете, знакомится с особенностями проектной методики обучения. Следует отметить прикладной характер работы, который делает этот проект интересным любому ученику. ______________ рассмотрена технология изготовления ... Данную технологию использовали при …, а также проведено исследование ... Полученные результаты представлены в виде диаграммы (графиков, таблиц). _______работала с увлечением, её поддерживали родители, которые проявили живой интерес к нетрадиционной форме обучения, помогли с изготовлением …, дали необходимую информацию. Данный проект может быть использован учителями физики на уроках и элективных курсах при изучении темы «…», учениками для расширения и углубления знаний по решению качественных задач. Проект способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся. Руководитель проекта учитель физики ___________ 1.9 Лист сопровождения проекта оформляет его руководитель в свободной форме, отражая педагогическую цель руководства данным проектом, предполагаемую значимость проектной работы, педагогический анализ процесса проектной деятельности и пр. Например Фамилия имя отчество: Учебное заведение: МБОУ СОШ № г. Брянска Класс: Тема проекта: … Тип проекта: исследовательский Предмет: физика Проект направлен на изучение, повторение и закрепление ... Он сообщает новые знания по предмету, а также углубляет уже имеющиеся у учащихся основные сведения из ... Данный проект позволяет систематизировать знания о ... Образовательные стандарты: Проект направлен на достижение следующих целей: 1.Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; 2.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами. Дидактические цели: Образовательные: дать понятие о …, устройстве…, технологии изготовлении, изучить применение …, рассмотреть …. Развивающие: развитие творческих способностей учащихся развитие самостоятельности; развитие способности выявлять причинно–следственную связь; формирование навыков экспериментальной работы; формирование умений проектирования и исследования; развитие монологической речи; развитие самоанализа и рефлексии, развитие умения наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки; показать применение этих видов теплопередач в быту. Побудительные: активизация познавательной деятельности учащихся, формирование познавательного интереса. Методы исследования:
Продукт проекта: .... II. Описание процесса исполнения В данном разделе проектной папки (портфолио проекта) подробно описывают ход работы над проектом на каждом этапе, включая:
III. Выводы и самоанализ работы над проектом В данном разделе кратко формулируют основные полученные результаты, делают выводы о достижения цели и решении поставленных задач. В самоанализе работы над проектом рекомендуется указать:
«По завершении работы над проектом автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Самоанализ - это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел.» [2] Например: Была проделана большая работа, в процессе которой я получила много новой, интересной, полезной информации о … с точки зрения физики, узнала о том, что тайны … разгадывали и изучали раннее другие учёные. У меня получились …, я поделилась полученными знаниями с ребятами младших классов, а самое главное - составила памятку …, которая может быть прочитана и изучена каждым учеником, использована на уроках ОБЖ и факультативах. Мне удалось ответить на интересовавшие меня вопросы о …, но в процессе изучения этого интересного материала у меня возникли новые вопросы, на которые я пока не смогла ответить в связи с недостаточно углубленными знаниями по физике и математике. В процессе работы над проектом я приобрела бесценный опыт общения с учениками, навыки к изучению новых, ранее не известных мне терминов, правила составления презентации, проведения экспериментов, работы с текстовым редактором, которые непременно пригодятся мне в дальнейшей проектной деятельность и учёбе. Я с большим интересом выполнила экспериментальную работу, в процессе которой столкнулась с трудностями в …, составлении диаграммы, что и стало причиной перепроверки результатов. Но, не смотря на все эти сложности, я всё-таки .... У меня возникли сложности при построении графика на основе результатов исследований, но я их усердно преодолевала, что привело к усовершенствованию моих знаний по графическому представлению информаций. Я выполнила поставленные задачи, достигла цели: .... IV. Список источников информации Список источников информации по проекту оформляют в алфавитном порядке по действующим библиографическим ГОСТам. На литературу, перечисленную в списке, в тексте работы должны иметься ссылки. V. Приложения В данный раздел выносят данные, являющиеся основой для проектирования, картографические, статистические, справочные данные, листинги (распечатки) разработанных программ, дополнительные иллюстрации. В Приложении могут быть представлены фотографии, схемы, графики, копии архивных документов и т.п. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, в тексте на них должны быть ссылки. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПЕЧАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ Печатные материалы проектной папки предоставляются на стандартных страницах белой бумаги формата А4. Шрифт – типа Times New Roman Cyr, размер 14 пт, межстрочный интервал -1,5, поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – 2 см. Объем работы – не более 15 страниц, не считая титульного листа, отзыва руководителя, листа сопровождения проекта и приложений. Нумерация страниц — сквозная (включая приложения). Номер страницы ставить посередине нижнего поля. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежи, эскизы и т.п.). Особенности презентационного этапа проекта По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. Проведение презентаций можно удачно совмещать с работой с семьями учащихся. Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.). В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:
Как подготовить презентацию проекта? Эффективная подача презентации достигается за счёт выполнения четырёх общепринятых этапов (четырёх «П»):
Планирование – определение основных моментов доклада на основе анализа аудитории. Подготовка – формулировка доклада, подготовка структуры и времени показа презентации. Практика – просмотр презентации, репетиция и получение отзывов; пробуждение интереса у аудитории и приобретение уверенности в себе и в презентации. Презентация – абсолютное владение данной темой, максимальное привлечение внимания аудитории и донесение до неё важности вашего сообщения. Как провести презентацию проекта? Советы учащимся. Чтобы разобраться с первоначальной путаницей мыслей, положений и доказательств, следует задаться четырьмя главными вопросами: 1) Что я должен сказать в обязательном порядке? 2) Что ещё было бы не плохо сказать? 3) О чём можно упомянуть к слову? 4) О чём следовало бы умолчать? Сформулируйте все основные мысли и выпишите их на отдельные карточки. Затем разложите их в логической последовательности. Вряд ли вы добьётесь успеха, если не будете ориентироваться в собравшейся перед вами аудитории. Постарайтесь получить максимум разведанных о своих предполагаемых слушателях: возраст, уровень образования, профессиональная подготовка, половая, этническая, социальная принадлежность и т.д., и чем меньше эта аудитория, тем полнее должны быть ваши знания о ней. Если вам задали вопрос во время выступления, не торопитесь с ответом. Укажите на важность вопроса и поблагодарите вопрошающего. Если в вопросе звучит враждебность, сделайте вид, что не заметили этого. Поймите намерения спрашивающего – повторите вопрос; если нужно, задайте свой встречный вопрос. При ответе концентрируйтесь на сути, стараясь не повторять уже сказанного теми же словами. Как подготовится к защите исследовательской работы? Советы учащимся Ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать. Для этого потребуется: • дать определения основным понятиям, используемым в исследовании; • классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; • выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы; • ранжировать основные идеи исследования; • выработать суждения и умозаключения; • сделать выводы по результатам исследования; • указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта; • подготовить текст выступления; • приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия; • подготовиться к ответам на вопросы. Как это сделать? 1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании. 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы. В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметь все найденные вами парадоксы. 4. Ранжировать основные идеи. Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума. 5. Предложить сравнения и метафоры 6. Выработать суждения и умозаключения 7. Сделать выводы по результатам исследования Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов. 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта. Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем. 9. Подготовить текст выступления Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме: 1) почему избрана эта тема; 2) какой была цель исследования; 3) какие ставились задачи; 4) какие гипотезы проверялись; 5) какие использовались методы и средства исследования; 6) каким был план исследования; 7) какие результаты были получены; 8) какие выводы сделаны по итогам исследования; 9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении. 10). Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия 11). Подготовиться к ответам на вопросы Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов - свободное владение материалом своего исследования. Каковы принципы эффективной презентации?
Общие правила для педагогов – руководителей проектов
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Брянская городская администрации Управление образования Брянский городской информационно - методический центр Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов» Конкурс проектов учащихся общеобразовательных учреждений г.Брянска ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА «ПО СЛЕДАМ КАПИТАНА ГРАНТА» География, история, информатика Выполнили: ученики 8б класса Иванов Владимир, Петрова Ирина, ученик 9а класса Сидоров Константин Руководитель: учитель географии Силаева Н.П. Консультанты: учитель истории Абрамов И.И., учитель информатики Кравцов П.П. Брянск 2012 год ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Критерии оценки проектных работ на отборочном туре конкурса. |
Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной... Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в новой... | ||
Доклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской... Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение... | Программы элективных курсов и проектной деятельности элективный курс «Резьба по дереву» Программа профессиональных проб и краткие методические рекомендации по их проведению | ||
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном... Основные цели для организации проектной деятельности учащихся младших классов | Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной,... Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных... | ||
Общие методические указания для учителя по использованию проектной... Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы» | Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся... Всероссийского интернет-урока антинаркотической направленности «Имею право знать!» | Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии | ||
Организация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения Тема: Организация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения | Методические рекомендации по подготовке магистерской диссертации... Магистерская диссертация самостоятельная научная работа, демонстрирующая уровень квалификации соискателя магистерской степени в области... |