Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся





Скачать 379.2 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся
страница1/2
Дата публикации27.10.2014
Размер379.2 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2
Брянская городская администрации

Управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Брянский городской информационно-методический центр

в системе педагогического дополнительного педагогического образования (повышения квалификации)"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Организация проектной деятельности обучающихся
(для учителей физики)


Подготовили: учителя физики

МБОУ СОШ № 53 г. Брянска

Зернина Аиса Александровна

Казачкина Татьяна Сергеевна

Брянск, 2013

В общих положениях ФГОС записано:

«В основе Стандарта лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.»[6]

Одной из возможностей реализации системно – деятельностного подхода можно рассматривать проектную деятельность обучающихся.

«Проект – работа, направленная, на РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ, на достижение оптимальным способом ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННОГО РЕЗУЛЬТАТА. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как СПОБОВ (ЭТАПОВ) достижения результатов проекта.

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижения общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. (М.Ю. Бухаркина)

Приступая к работе, помните, что любой проект направлен на получение вполне конкретного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. (Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Стандарты второго поколения)» [2]
Конечным продуктом совместной деятельности может быть: создание Web страницы, сайта, научных рефератов, мультимедийных презентаций; создание моделей, приборов, экспериментальных установок; создание памяток по правилам безопасного поведения, по правилам выполнения экспериментальных работ, сборников задач, словарей, газет, журналов и др.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

1. гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

2. наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Работу над проектом или исследованием необходимо включать в программу элективных и факультативных курсов, но наиболее оптимальным способом является включение проектно-исследовательской деятельности в работу школьного научно-ученического общества (НОУ).
Приступая к организации проектной деятельности, учителю желательно ознакомиться с Положением о конкурсе учебных проектов учащихся общеобразовательных учреждений города Брянска, помочь обучающимся выбрать тему работы и работать в соответствии с:

«7. Требования к оформлению и защите работ

7.1. Наличие проектного продукта.

I. Паспорт проектной работы.

  1. Титульный лист проекта (Приложение №3).

  2. Аннотацию к проекту.

  3. Цель проекта.

  4. Целевая аудитория, заказчик.

  5. Задачи проекта.

  6. Этапы и методы работы над проектом.

  7. Необходимое оборудование и/или смета.

  8. Отзыв руководителя.

  9. Лист сопровождения проекта.

II. Описание процесса исполнения.

III. Выводы и самоанализ работы над проектом.

IV. Список источников информации по проекту.

V. Приложения.

7.2. Печатные материалы проектной папки оформляются в соответствии с техническими требованиями настоящего Положения (Приложение №2).

7.3. Заключительный тур Конкурса предусматривает публичную защиту проекта. Регламент: выступления участников (до 7 минут - 5-6 классы, до10 минут - 7-11 классы) и обсуждение (продолжительностью до 5 минут), в ходе которого авторы работ отвечают на вопросы Экспертного совета.

7.4. В сообщении докладчика должны быть освещены основные вопросы:

- название проекта, авторский коллектив, база, где проводилась работа;

- причины, побудившие автора заняться данной проблемой;

- основные этапы работы над проектом;

- основные результаты и выводы;

- практическое значение работы.» [4]

Внимательное ознакомление с приложениями к Положению о конкурсе учебных проектов учащихся общеобразовательных учреждений города Брянска помогает учителю правильно организовать работу учащихся по оформлению портфолио проекта и его защите.

Используя Приложение 2 Положения о конкурсе учебных проектов учащихся общеобразовательных учреждений города Брянска [4], рассмотрим примеры оформления некоторых страниц портфолио. (Вставки курсивом в формате Georgia даны авторами методических рекомендаций)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ

(ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА)

Проектная папка (портфолио проекта) - обязательная составляющая проекта, предъявляемая на конкурс.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ

Наличие проектного продукта

I. Паспорт проектной работы.

1.1. На титульном листе (Приложение №3) проекта указывают следующие сведения:

  • наименование организации-учредителя Конкурса;

  • наименование образовательного учреждения (полностью по уставу), в котором выполнен проект;

  • наименование конкурса;

  • вид работы (тип проекта);

Типы проектов бывают:

По форме

  1. Исследовательские (Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.)

  2. Творческие (Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм.)

  3. Игровые (Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.)

  4. Информационные (Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации; результат: презентация.)

  5. Практико-ориентированные (Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.)

По предметной области:

  1. Литературные (Исследуется творчество писателей, сопоставляются различные точки зрения на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения.)

  2. Естественнонаучные (Исследуется чётко обозначенная проблема конкретного естественнонаучного направления.)

  3. Экологические (Исследуются проблемы, затрагивающие экологию местности, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний.)

  4. Лингвистические (Затрагивают проблемы изучения русского и иностранных языков.)

  5. Культурологические (Связаны с историей, культурой, искусством и традициями народов разных стран.)

  6. Спортивные (Раскрывают историю и развитие отдельных видов спорта, спортивных соревнований, состязаний, исследуют олимпийское движение.)

  7. Географические (Связаны с организацией и проведением экспедиций. Раскрывают практическое значение географических открытий.)

  8. Исторические (В них исследуются исторические проблемы и факты, прогнозируется развитие политических событий, анализируется прошлое.)

  9. Обществоведческие (Исследуется чётко обозначенная проблема конкретного обществоведческого направления.(

  10. Музыкальные (Исследуются любые аспекты музыкальной жизни различных стран.)

По количеству участников:

  1. индивидуальный

  2. групповой

  3. коллективный.

По содержательным областям:

  1. монопроект

  2. мегапроект

  3. межпредметный.

На титульном листе чаще всего записывают тип проекта по форме.


  • название (тема) проекта;


Например: «Создать модель для…»; «Сделать…»; «Изготовление модели…»; «Составить памятку…»; «Сделать мультимедийную презентацию по…»; «Исследование физических свойств…»

В теме проекта должен быть отражён конечный продукт.
Темы проектов можно взять из

1. программы по физике:

Сделать мультимедийную презентацию по исследованию удельной теплоты сгорания топлива.

Создать модель паровой турбины.

Создать модель реактивного двигателя.

Сделать мультимедийную презентацию по теме: «Глаз как оптическая система»

Сделать мультимедийную презентацию по теме: «Фотоэффект и его законы»



2. заданий Всероссийского турнира юных физиков[1]:

Сделать модель эластичного пространства с помощью массивных шаров

Сделать модель слышимого света

Тема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

Советы учащимся при выборе темы.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.


  • учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту;

  • сведения об авторе или составе проектной группы (Ф.И. учащегося полностью, класс);

  • руководитель проекта;

  • консультант(ы) проекта.


1.2. Аннотация с наиболее важными сведениями о результате работы (продукте).

Например: В своей работе я рассмотрела… Актуальность данной проблемы состоит в … Конечным продуктом работы явилось…

Примеры аннотации можно увидеть в начале каждой книги.
1.3. и 1.5. Цель и задачи работы над проектом (сформулированные исполнителями учащимися).

Например:

1) Цель проекта: Сделать модель для…

Задачи.

1. Изучить теорию о…

2. Создать модель…

3. Пронаблюдать с помощью модели…

4. Продемонстрировать учащимся школы…

2) Цель проекта: Сделать сумку – холодильник.

Задачи.

1.Узнать историю создания первой сумки-холодильника

2.Познакомится с технологиями ее изготовления

3.Примение сумки – холодильника в промышленности и жизни человека

4. Рассмотреть способы теплопередачи

5.Изучить теплопроводность некоторых материалов

6. Сделать сумку-холодильник

3) Цель проекта: Разработать памятку о …

Задачи:

1. Собрать и изучить необходимую информацию по данной теме.

2. Изготовить ...

3. Провести эксперименты по изучению ...

4. Рассказать ученикам младших классов интересным, увлекательным путём о ....

5.Создать модель ...

6. Составить памятку о ...
1.4. Целевая аудитория, заказчик. В данном разделе указывают тех людей (группы), для кого представленный продукт будет иметь практическую значимость.
Например:

1) Целевая аудитория: Члены моей семьи, в качестве наглядного пособия при изучении темы …

2) Целевая аудитория: ученики школы, изучающие ...
1.6. Этапы и методы работы над проектом. В данном разделе необходимо указать форму, продолжительность каждого этапа; основные задачи, решаемые на каждом этапе; дать краткую характеристику содержания работы и деятельности участников; указать предполагаемый результат каждого этапа работы над проектом др.
Например:

Этапы работы над проектом

Стадии проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Погружение в проект

1.Предложение ситуации для формулирования проблемы.

1.Принятие темы и проблемы.

2.Из списка в группах обсуждали и выбирали те, которые подходят к теме.

3.Выбор «продукта»

2.Планирование

(организация деятельности)

1.Организация групп.

2.Обсуждение возможных «ролей».

3.Спланировать деятельность (продукт, форму презентации)

1.Учащиеся разделились в группы.

2.Распределение «ролей»

3.Планирование работы (выдвижение гипотез для решения проблем)

3.Поиск информации

(практический)

Консультация учащихся, контроль выполнения, рекомендации.

Поиск информации. Обработка информации. Выделение главного, формулировка выводов.

4.Презентация

Обобщение результатов.

Подведение итогов.

Оценивание умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение.

Демонстрируют, представляют результаты своей работы. (На занятии)

5.Рефлексия




Самооценка.

Этапы исследовательской деятельности.

  1. Постановка проблемы.

  2. Изучение теории, посвященной данной проблематике.

  3. Подбор методик исследования и практическое овладение ими.

  4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение.

  5. Научный комментарий.

  6. Собственные выводы.

Методы исследования

  • Наблюдениецеленаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

  1. определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

  2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

  3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

  4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

  5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

  • Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.

  • Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты.

  • Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.




  • Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

  • Индуктивные и дедуктивные методы это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

  • Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

  • Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование.



Этапы и методы работы над проектом.

Этапы работы

Сроки

Задачи, решаемые на данном этапе

Результат работы на данном этапе

предпроект

сентябрь

Консультация и обсуждение идеи; формулирование темы проекта.

Выбор темы проекта

планирования работы над проектом

октябрь

получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы, определение временных рамок работы; обсуждение вариантов оформления выполненной работы; формулирование актуальных проблем.

Определение конечного продукта проект, формулирование целей и постановка задач, составление плана работы

аналитический этап

ноябрь

исследовательская работа и получение новых знаний; уточнение цели и задач; поиск, сбор и анализ информации; обмен информацией с другими лицами (учителями, родителями, консультантами) изучение литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета, проведение практической работы и проведение исследования

Оформление теоретической части портфолио папки проекта, выбор способа проведения практической работы, проведение исследования, анализ и обобщение полученных результатов

этап обобщения

декабрь

систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов.

Построение диаграммы, составление таблицы

презентация полученных результатов

январь

Оформление папки портфолио проекта, составление презентации к защите

Защита проекта



Этапы и методы работы над проектом.[3]

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Осуществляют:

поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

разбивку на группы;

распределение ролей в группе;

планирование работы;

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.


3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

анализ и синтез данных;

формулирование выводов.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

подготовка презентационных материалов;

подготовка публичного выступления;

презентация проекта.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

понимание проблемы, цели и задач;

умение планировать и осуществлять работу;

найденный способ решения проблемы;

рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

коллективное обсуждение результатов проекта;

самоанализ проектной деятельности.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

коллективного обсуждения;

самоанализа.


1.7. Необходимое оборудование и/или смета. Перечисляют необходимое оборудование и (или) представляют смету (если это необходимо для исполнения проекта).
1.8. Отзыв руководителя. В отзыве руководитель дает оценку исполнения работы, характеризует личный вклад каждого участника проекта, отражает прогресс и перспективы развития.

Например:

Отзыв на исследовательский проект

(Ф.И. ученика)

Ученицы ___ класса МБОУ СОШ № ___ г. Брянска

«…»

В данной работе рассмотрены следующие теоретические вопросы:

  1. История создания …;

  2. Технология изготовления…

  3. Использование в промышленности и жизни человека;



В процессе работы ______________ обобщает и углубляет знания о …, рассматривает практическое применение ...

В ходе работы над проектом _______ учится сетевому общению в Интернете, знакомится с особенностями проектной методики обучения.

Следует отметить прикладной характер работы, который делает этот проект интересным любому ученику.

______________ рассмотрена технология изготовления ... Данную технологию использовали при …, а также проведено исследование ... Полученные результаты представлены в виде диаграммы (графиков, таблиц).

_______работала с увлечением, её поддерживали родители, которые проявили живой интерес к нетрадиционной форме обучения, помогли с изготовлением …, дали необходимую информацию.

Данный проект может быть использован учителями физики на уроках и элективных курсах при изучении темы «…», учениками для расширения и углубления знаний по решению качественных задач. Проект способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся.
Руководитель проекта учитель физики ___________

1.9 Лист сопровождения проекта оформляет его руководитель в свободной форме, отражая педагогическую цель руководства данным проектом, предполагаемую значимость проектной работы, педагогический анализ процесса проектной деятельности и пр.

Например

Фамилия имя отчество:

Учебное заведение: МБОУ СОШ № г. Брянска

Класс:

Тема проекта:

Тип проекта: исследовательский

Предмет: физика

Проект направлен на изучение, повторение и закрепление ... Он сообщает новые знания по предмету, а также углубляет уже имеющиеся у учащихся основные сведения из ... Данный проект позволяет систематизировать знания о ...

Образовательные стандарты: Проект направлен на достижение следующих целей:

1.Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

2.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами.

Дидактические цели:

Образовательные: дать понятие о …, устройстве…, технологии изготовлении, изучить применение …, рассмотреть ….

Развивающие: развитие творческих способностей учащихся развитие самостоятельности; развитие способности выявлять причинно–следственную связь; формирование навыков экспериментальной работы; формирование умений проектирования и исследования; развитие монологической речи; развитие самоанализа и рефлексии, развитие умения наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки; показать применение этих видов теплопередач в быту.

Побудительные: активизация познавательной деятельности учащихся, формирование познавательного интереса.

Методы исследования:

  1. Выдвижения гипотез;

  2. Эксперимент;

  3. Наблюдения;

  4. Нахождение информации в сети Интернет, в книгах;

  5. Обработка результатов эксперимента, источников информации.

Продукт проекта: ....

II. Описание процесса исполнения

В данном разделе проектной папки (портфолио проекта) подробно описывают ход работы над проектом на каждом этапе, включая:

  • промежуточные отчеты групп, отчеты о совещаниях, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;

  • описание методов, результатов исследований и анализа;

  • записи всех идей, гипотез и решений, эскизы, чертежи, наброски продукта, материалы к презентации;

  • краткое описание всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам и способов их преодоления.



III. Выводы и самоанализ работы над проектом

В данном разделе кратко формулируют основные полученные результаты, делают выводы о достижения цели и решении поставленных задач.

В самоанализе работы над проектом рекомендуется указать:

  • что удалось, что не удалось;

  • источники успеха и причины неудач в ходе работы;

  • возможные способы преодоления подобных барьеров в дальнейшей работе.

«По завершении работы над проектом автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Самоанализ - это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.

Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел.» [2]
Например:

Была проделана большая работа, в процессе которой я получила много новой, интересной, полезной информации о … с точки зрения физики, узнала о том, что тайны … разгадывали и изучали раннее другие учёные.

У меня получились …, я поделилась полученными знаниями с ребятами младших классов, а самое главное - составила памятку …, которая может быть прочитана и изучена каждым учеником, использована на уроках ОБЖ и факультативах. Мне удалось ответить на интересовавшие меня вопросы о …, но в процессе изучения этого интересного материала у меня возникли новые вопросы, на которые я пока не смогла ответить в связи с недостаточно углубленными знаниями по физике и математике. В процессе работы над проектом я приобрела бесценный опыт общения с учениками, навыки к изучению новых, ранее не известных мне терминов, правила составления презентации, проведения экспериментов, работы с текстовым редактором, которые непременно пригодятся мне в дальнейшей проектной деятельность и учёбе. Я с большим интересом выполнила экспериментальную работу, в процессе которой столкнулась с трудностями в …, составлении диаграммы, что и стало причиной перепроверки результатов. Но, не смотря на все эти сложности, я всё-таки .... У меня возникли сложности при построении графика на основе результатов исследований, но я их усердно преодолевала, что привело к усовершенствованию моих знаний по графическому представлению информаций. Я выполнила поставленные задачи, достигла цели: ....
IV. Список источников информации

Список источников информации по проекту оформляют в алфавитном порядке по действующим библиографическим ГОСТам.

На литературу, перечисленную в списке, в тексте работы должны иметься ссылки.
V. Приложения

В данный раздел выносят данные, являющиеся основой для проектирования, картографические, статистические, справочные данные, листинги (распечатки) разработанных программ, дополнительные иллюстрации. В Приложении могут быть представлены фотографии, схемы, графики, копии архивных документов и т.п.

Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, в тексте на них должны быть ссылки.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПЕЧАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Печатные материалы проектной папки предоставляются на стандартных страницах белой бумаги формата А4. Шрифт – типа Times New Roman Cyr, размер 14 пт, межстрочный интервал -1,5, поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – 2 см.

Объем работы – не более 15 страниц, не считая титульного листа, отзыва руководителя, листа сопровождения проекта и приложений.

Нумерация страниц — сквозная (включая приложения). Номер страницы ставить посередине нижнего поля.

Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежи, эскизы и т.п.).
Особенности презентационного этапа проекта

По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. Проведение презентаций можно удачно совмещать с работой с семьями учащихся.

Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.).

В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:

Учитель

Ученик

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.

Выступает в качестве эксперта.

Выбирает (предлагает) форму презентации.

Готовит и проводит презентацию.

При необходимости консультируется с учителем (экспертом).

Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).


Как подготовить презентацию проекта?

Эффективная подача презентации достигается за счёт выполнения четырёх общепринятых этапов (четырёх «П»):

  • планирования

  • подготовки

  • практики

  • презентации.

Планирование – определение основных моментов доклада на основе анализа аудитории.

Подготовка – формулировка доклада, подготовка структуры и времени показа презентации.

Практика – просмотр презентации, репетиция и получение отзывов; пробуждение интереса у аудитории и приобретение уверенности в себе и в презентации.

Презентация – абсолютное владение данной темой, максимальное привлечение внимания аудитории и донесение до неё важности вашего сообщения.

Как провести презентацию проекта?

Советы учащимся.

Чтобы разобраться с первоначальной путаницей мыслей, положений и доказательств, следует задаться четырьмя главными вопросами:

1) Что я должен сказать в обязательном порядке?

2) Что ещё было бы не плохо сказать?

3) О чём можно упомянуть к слову?

4) О чём следовало бы умолчать?

Сформулируйте все основные мысли и выпишите их на отдельные карточки. Затем разложите их в логической последовательности.

Вряд ли вы добьётесь успеха, если не будете ориентироваться в собравшейся перед вами аудитории. Постарайтесь получить максимум разведанных о своих предполагаемых слушателях: возраст, уровень образования, профессиональная подготовка, половая, этническая, социальная принадлежность и т.д., и чем меньше эта аудитория, тем полнее должны быть ваши знания о ней.

Если вам задали вопрос во время выступления, не торопитесь с ответом. Укажите на важность вопроса и поблагодарите вопрошающего. Если в вопросе звучит враждебность, сделайте вид, что не заметили этого. Поймите намерения спрашивающего – повторите вопрос; если нужно, задайте свой встречный вопрос. При ответе концентрируйтесь на сути, стараясь не повторять уже сказанного теми же словами.

Как подготовится к защите исследовательской работы?

Советы учащимся

Ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать.

Для этого потребуется:

• дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

• классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

• выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

• ранжировать основные идеи исследования;

• выработать суждения и умозаключения;

• сделать выводы по результатам исследования;

• указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

• подготовить текст выступления;

• приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

• подготовиться к ответам на вопросы.
Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы.

В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметь все найденные вами парадоксы.

4. Ранжировать основные идеи.

Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.

5. Предложить сравнения и метафоры

6. Выработать суждения и умозаключения

7. Сделать выводы по результатам исследования

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта.

Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем.

9. Подготовить текст выступления

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

10). Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия

11). Подготовиться к ответам на вопросы

Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов - свободное владение материалом своего исследования.
Каковы принципы эффективной презентации?

  • Люди перегружены информацией еще до презентации.

  • У слушателей обычно короткая память.

  • Профессионально проводить презентацию - это не то же самое, что выступать публично.

  • Цель любой презентации - убедить.

  • Восприятие вашей презентации аудиторией более важно, чем ваше собственное ощущение.

  • Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

  • Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

  • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

  • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

  • Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

  • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

  • Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно.

  • Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

  • Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

  • Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

  • Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Брянская городская администрации

Управление образования

Брянский городской информационно - методический центр

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Брянска

с углубленным изучением отдельных предметов»

Конкурс проектов учащихся общеобразовательных учреждений г.Брянска

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА

«ПО СЛЕДАМ КАПИТАНА ГРАНТА»

География, история, информатика


Выполнили: ученики 8б класса Иванов Владимир, Петрова Ирина, ученик 9а класса Сидоров Константин

Руководитель: учитель географии Силаева Н.П.

Консультанты: учитель истории Абрамов И.И., учитель информатики Кравцов П.П.
Брянск 2012 год

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Критерии оценки проектных работ на отборочном туре конкурса.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconСамостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной...
Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в новой...
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconДоклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской...
Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение...
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconПрограммы элективных курсов и проектной деятельности элективный курс «Резьба по дереву»
Программа профессиональных проб и краткие методические рекомендации по их проведению
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconМетодические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном...
Основные цели для организации проектной деятельности учащихся младших классов
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconОбщие методические указания для учителя по использованию проектной...
Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconМетодические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся...
Всероссийского интернет-урока антинаркотической направленности «Имею право знать!»
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconОрганизация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии

Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconОрганизация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения
Тема: Организация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения
Методические рекомендации организация проектной деятельности обучающихся iconМетодические рекомендации по подготовке магистерской диссертации...
Магистерская диссертация самостоятельная научная работа, демонстрирующая уровень квалификации соискателя магистерской степени в области...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск