Скачать 148.05 Kb.
|
Титова С.В. Телекоммуникационные проекты как новый вид учебных заданий: виды, цели, значение в процессе преподавания. Как известно, основной, очень нелегкой задачей, стоящей перед преподавателями иностранных языков, является максимальное развитие коммуникативных способностей обучаемого. Для ее решения необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения, направленные на развитие четырех видов речевой деятельности, формирование лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций, а с другой, создать принципиально новые учебные задания и материалы, с помощью которых можно научить людей общаться. Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать и классифицировать информацию, отбирать необходимые факты, умения приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения. Метод веб-проектов (ВП) или телекоммуникационных проектов, достаточно часто используемый в дистантном образовании и в учебных курсах, основанных на применении Интернет-технологий (ИТ), эффективным образом способствует развитию всех этих навыков и умений. ВП является сложным заданием для обоих участников процесса обучения, поскольку предполагает не только наличие знания какого-либо материала и применение какого-либо навыка, но также владение компьютерной грамотностью для публикации страниц во Всемирной Сети, умение отбирать и анализировать, логически структурировать необходимую информацию. По определению Е.С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» (Полат Е.С., 1999). Вообще метод проектов или метод решения проблем (problem solving) в преподавание получил свое развитие еще в начале 20 века в трудах американского лингвиста Дж. Дьюи, который утверждал, что мышление есть решение проблем. Он выделял 5 этапов формирования рефлективного мышления: 1) рассмотрение всех возможных решений или предположений; 2) осознание затруднения и формулировка проблемы, которую необходимо решить; 3) выдвижение предположений как гипотезы, определяющей направление наблюдения и сбор фактов; 4) аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов; 5) практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез. На современном этапе этот метод получил свое дальнейшее развитие в связи с применением новейших технологий в преподавании. Основываясь на теоретические исследования ученых и педагогов в этой области, можно сказать, что работа над ВП обычно состоит из следующих этапов:
В перечне этих этапов отражены представления о природе творческой деятельности, которую не всегда удается реализовать на практике, в процессе традиционного обучения, поскольку педагог и используемые им дидактические средства ограничивают как содержание учебного материала, так и учебно-познавательных проблем. Внедрение заданий проблемно-поискового характера на основе ИТ позволяет преодолеть это противоречие. Взаимодействие студентов друг с другом, работа с материалом носят учебно-познавательный характер. Педагог выступает лишь в качестве одного из многих источников информации, организуя, но не возглавляя самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Работа над ВП не ограничивается рамками аудитории, проходит в исследовательско-познавательном сообществе студентов и преподавателей, повышающем мотивацию, интерес и работоспособность его членов. Таким образом, ВП представляет собой долговременное, проблемное задание с целью развития языковых, коммуникативных навыков и формирования социокультурной компетенции, результатом которого является веб-публикация, т.е. это своего рода "учебная задача, основное отличие которой от всяких других заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта (обучаемого)" (Китайгородская Г.А., 2001). Применение ВП возможно только при хорошей технической и методической подготовке преподавателя как координатора всех действий, так как при умелой организации и контроле эти задания могут выполняться обучающимися, владеющими различными уровнями языка.Основные требования, которые обычно предъявляются к применению ВП в преподавании, можно сформулировать следующим образом:
Существуют различные классификации этих заданий, так если рассматривать ВП с точки зрения условий выполнения, то можно выделить две группы проектов – международные, которые создаются на основе электронного общения со сверстниками из других стран, и так называемые внутренние, то есть разрабатываемые внутри группы/групп одного учебного заведения. Полат Е.С. предлагает классификацию учебных проектов, на основе доминирующего в них метода, выделяя творческие ВП, не имеющие заранее детально проработанной структуры и предполагающие максимальной познавательно-творческой активности обучающихся; исследовательские ВП, характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры; игровые ВП, где основным компонентом содержания становится ролевая игра; практико-ориентированные ВП, особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение (подготовка номера журнала или видеофильма). В таблице приведена классификация, в основу которой положены тема и цели ВП:
Практические этапы разработки и подготовки ВП таковы:
Неоценимую помощь в ходе разработки ВП оказывают форматы веб-заданий, в частности, Hot List, Web Quest, Treasure Hunt, которые которые представляют собой веб-шаблоны, облегчающие задачу публикации результатов проекта. Ниже приведены требования, которые были даны студентам, только начинающим изучать английский язык в американском университете, для создания простейшего ВП - личных веб-страниц (см. С. Meloni, R. Corio. The Guidelines for Net Project):
Многие специалисты, занимающиеся внедрением ВП в преподавание иностранных языков, обсуждают такую сложную проблему, как критерии оценки, т.е. на что надо обращать большее внимание на техническую или языковую сторону проекта. К. Мелони, например, предлагает оценивать следующие критерии в такой пропорции:
Представляется, что при оценке ВП больше внимания следует уделять содержанию, а не форме, поэтому предлагается следующая система оценки:
Как видно из таблицы, в предложенной системе оценивания ВП существенное место уделяется именно содержательной стороне задания, т.е. умению правильно выразить свою мысль на иностранном языке, найти и подобрать материал, правильно его структурировать, сделать необходимые сопоставления и выводы и т.д. При выполнении проекта технические требования или требования, предъявляемые к форме, обычно минимальны, но, как показывает практика, эта совершенно новая форма служит мощной мотивацией при работе над содержательной стороной проекта. Одним из видов заданий, выполняемым студентами в рамках курса "Шедевры Американской литературы", было создание ВП на определенную тему-проблему. Эти исследовательские проекты создавались в рамках нескольких групп факультета иностранных языков МГУ, они не предполагали обмена информацией со студентами из других стран или вузов, создавались в течение почти семи месяцев. Этапы первый и второй: ознакомление с этим видом заданий, с основными требованиями, критериями оценки состоялось в сентябре, тогда же обсуждались возможные темы ВП и постановка проблемы. Предварительные планы ВП были представлены в конце декабря, финальная презентация всех ВП состоялась в марте. На этом начальном этапе студенты были ознакомлены с описанием ВП, требованиями, системой оценивания, сформулированными в динамической учебной программе по курсу "Шедевры американской литературы": Collaborative Web Project “Our vision of American Literature Masterpieces”. Description: This is a long term project you will be working collaboratively with your group mates (a group consists of 3-4 students). This site will focus on one or two of the authors we’ve studied and it has to include the following literary elements or techniques you are familiar with:
This project will give you the opportunity to consolidate and expand upon the work you’ve done this semester. You will have to conduct a research in relation to your author/s: their literary works; some biographical information; socio-historical context; related criticism and specific references to the text you choose to include just as you’ve been doing in discussions in class. The project should include :
The introductory page of your site is crucial, it should introduce the theme of your project; a mechanism for contacting you; a site map (table of contents). For section 3-6 do not simply provide a list of links. After the title of each Web site and its URL, describe the site in a few sentences. You must include at least five links for each category. Submission format: You will be working together with your partner to create only one Web page. You must put all files on one disk and save them as index. doc 1 - the main page; doc 1.2 - the second page; doc 1.3 - the third page; doc 1.3.1 - the fourth page (linked to the 3d); doc 1.3.2 - the fifth page (linked to the 3d); etc. Put your file to the folder “ Students’ papers and projects” on March 1. Late projects are not accepted. You will be presenting your projects on March 1 in the Computer Lab (509) at 5.00 p.m. Grading criteria:content - 35 % your text, related sites, description of the sites; organization - 10 % effective overall organisation of the material (easy to find and navigate); language - 30 % grammar, syntax, vocabulary, style; design (visual aspects) - 10 % text characteristics, attractive background, pictures/images; links - 10 % about 20 links; authorship - 5 % contact information. Также был дан содержательно-справочный блок, включающий материал, касающийся не только содержательной стороны ВП (сайты, посвященные отдельным авторам, литературным и философским течениям течениям того или иного периода, сайты электронных библиотек, архивов исторических документов, англо-английских толковых словарей, словарей литературоведческих терминов и т.д.), но и список полезных ссылок для преодоления технических сложностей: сайты по написанию веб-страниц (схема, разделы, HTML) и их публикации, сайты с примерами студенческих ВП, источники бесплатной графики, электронные словари и энциклопедии и т.д. Этап третий и четвертый заключались в совместной работе по поиску и отбору необходимого материала и окончательной постановке проблемы, на пятом этапе каждая группа занималась анализом, оценкой материала, поиском решений данной проблемы, а также их разработкой и воплощением. Финальный этап – это презентации ВП, после которой студентам предлагалось написать критический отзыв о любом проекте, указав его достоинства и недостатки, лучшие работы были опубликованы на сайте факультета иностранных языков МГУ Адрес . Так выглядит главная страница ВП, которая называется "Символы и цвет в рассказах Э.По": ВСТАВИТЬ ПРИМЕРЫ ВЕБ ПРОЕКТОВ НАШИХ СТУДЕНТОВ А.По иДж. Лондон Таким образом, метод телекоммуникационых проектов, успешно применяемый в последнее время в преподавании иностранных языков, позволяет помимо развития языковых навыков, активизировать познавательную деятельность обучающихся, их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи, способствует развитию их коммуникационной и социокультурной компетенции. Сайты международных студенческих ВП: Exchange http://www.iei.uiuc.edu/exchange/toc.html сайт университета штата Иллинойс, где опубликованы студенческие ВП, даны ссылки на которых можно найти друзей для переписки по определенным темам. Culture Web Site Project: http://www.esl-lab.com/courses/project.html - сайт Ранделла Дейвиса, предназначен для преподавателей, которые хотят использовать проекты, даны примеры студенческих страниц. Famous Personages in Japan: http://www.kyoto-su.ac.jp/information/famous – Это сайт японского университета Кийото с рекомендациями начинающим преподавателями, включены странички, написанные японскими студентами на английском языке о знаменитых людях Японии. German Culture Pages in English: http://www.geocities.com/Athens/Forum/8383 – очень интересный сайт, созданный немецкими студетами, который называется “Eating habits in the USA” c альбомом фотографий и полезными ссылками на эту тему. Japanese Food Recipe Page: http://www.kyoto-su.ac.jp/information/recipes Kyoto Restaurant Project: http://www.kyoto-su.ac.jp/information/restaurant -эти оба сайта представляют проекты студентов университета Кийото, тема – “Рестораны в Японии”,”Рецепты японской кухни”. WOW! Washington on the Web: http://gwis2.circ.gwu.edu/~gwvcusas/WOWHOME.htm -сайт студентов Кристины Мелони, городской проект. Wandering the Web http://www.tesol.org/pubs/articles/2001/tm11-4-02.html – раздел журнала TESOL, посвященный критическому обзору опубликованных студенческих сайтов. Список литературы. Богданова С.В., Патаракин Е.Д. Организация учебных региональных гуманитарных проектов в телекоммуникационной среде// Открытое образование. 2000. № 2.стр.25 -30. Дюк А.К. Компьютерная психодиагностика. С.-Петербург, 1990. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин. 1922. Интернет в гуманитарном образовании. Учебное пособие для вузов под ред. Полат Е.С. Москва, Владос. 2001. Ильченко О.А. Психолого-педагогические требования при обучении с использованием средств компьютерных и телекоммуникационных технологий. М., МЭСИ. 2000. Ковалевская Е. В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система. Лингвастрт, М. 2000. Карпенко А.В. Сравнительный анализ традиционной и телекоммуникационной схем организации проблемно-поисковой деятельности студентов// Открытое образование. 1999. № 6.стр. 10 -15. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Русский язык. 1992. Китайгородская Г.А. Коммуникативный подход к созданию системы упражнений//Вестник МГУ. Серия ХIХ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. №2. стр.7-13. Кузьменкова Ю.Б. Модульный подход к проблемам эффективной англоязычной коммуникации. М. ГУ ВШЭ.2002. Носов Н.А. Виртуальная парадигма// Виртуальные реальности (труды лаборатории виртуалистики). М., 1998. стр. 87-94. Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования// под ред. Е.С. Полат. Москва, 1998. Beyond the Boundaries: Changing Contexts in Language Learning. Northeast Conference on the Teaching of Foreign Languages. McGraw Hill. 2001. Gerald Fox. The Internet: Making it Work in the ESL Classroom http://iteslj.org/Articles/Fox-Internet.html Victoria Muehleise. Projects Using the Internet In College English Classes http://iteslj.org/Lessons/Muehleisen-Projects.html C. Meloni, R. Corio. E-Mail peer groups: providing students with an audience. http://www.gwu.edu/~washweb/ron1.html С. Meloni, R. Corio. The Guidelines Net Projecthttp://www.vcu.edu/cspweb/gnp_caell.html |
Реферат «Новый вид спорта : sup (Stand Up Paddling)» Меккой серфингистов. На материковую часть США sup принес американец Rick Thomas, ветеран Вьетнама. В 2000-м году он представил в... | Телекоммуникационные проекты как средство формирования у учащихся... Князькова Ирина Васильевна, учитель английского языка высшей категории, отличник профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Титова А. А. Мурашева Г. М., Телего Р. Ф., Абайдуллина Т. Б., Баканова М. Я., Баканова О. В.; учитель физики: Кузнецова Л. Г.; методист... | Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает... Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение | ||
«Использование распределенного ресурса сети Интернет в учебном процессе»... Поэтому новый курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» (исиктуп), включенный... | Использование новых педагогических технологий на уроках информатики Все большее количество школьников начинают осваивать новый для них вид деятельности – научное исследование. Учащиеся пишут рефераты,... | ||
Титова С. В Российской Федерации. Приводятся условия успешной интеграции мобильных приложений и платформ в процесс преподавания иностранных языков,... | Титова С. В Российской Федерации. Приводятся условия успешной интеграции мобильных приложений и платформ в процесс преподавания иностранных языков,... | ||
Программа дисциплины «Теория и методика преподавания русского как... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Со всеми учащимися проводится работа по коррекции и развитию психических процессов (как в процессе выполнения учебных заданий, так... | ||
Формирование кейсов учебных заданий в виде проблемных ситуаций в... | Виктор Гит как крыся мужа выбирала сказка-фарс Часть первая Действующие лица крыся Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | ||
Г. Алексеевки Белгородской области Система разноуровневых тестовых... А в 2005 году, в связи с проведением на территории Российской Федерации егэ по химии, встал вопрос об использовании разноуровневых... | 2010 год Вид урока Вид урока: урок практического применения знаний по теме “ Решение заданий егэ по информатике ” в разных видах деятельности | ||
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера При выполнении заданий с кратким ответом В1—вз запишите ответ так, как указано в тексте задания | Филипп Богачев Порно Бесплатно Скачать и другие бесполезные поисковые... Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... |