Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования





Скачать 471.62 Kb.
НазваниеОтчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования
страница1/6
Дата публикации09.11.2014
Размер471.62 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Информатика > Отчет
  1   2   3   4   5   6

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 
УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

факультета/филиала

председатель Ученого совета

_____________________ И.О.Фамилия

«__» _________ 2013 г. протокол № __

ОТЧЕТ

по результатам самообследования


отдельной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования

035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

Основание для проведения самообследования:

Приказ ректора от____________№__________


Москва

2013




СОДЕРЖАНИЕ



отчета по самообследованию

основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования

(035800.68, «Фундаментальная и прикладная лингвистика», магистратура «Компьютерная лингвистика»)

1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

2. Организация учебно-воспитательного процесса

3. Организация методической и научно-методической работы

4. Организация научно-исследовательской работы

5. Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

6. Материально-техническая база

7. Информация по устранению недостатков по реализации ООП ВПО, отмеченных в ходе комплексной оценки деятельности вуза (если были)

8. Общие выводы и рекомендации

9. Приложения
ОТЧЕТ

о результатах самообследования направления подготовки (специальности)

035800.68, «Фундаментальная и прикладная лингвистика» для магистерской программы "Компьютерная лингвистика"

На основании приказа ректора от 28.03.2013 № 6.18.1-01/2803-07 «О подготовке к государственной аккредитации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и его филиалов»

комиссия под председательством Е. Н. Пенской,

в составе: заместитель декана факультета филологии по учебной работе Родина Р.А.; руководитель направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика», профессор Рахилина Е.В., заместитель руководителя направления «Фундаменталь-ная и прикладная лингвистика», доцент Бонч-Осмоловская А.А., профессор факультета филологии Даниэль М.А., зам.начальника учебной части факультета филологии Колдина Л.И., Доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой дискурса и коммуникаций Филологического факультета МГУ Венедиктова Т.Д., Специалист  по УМР 2 категории учебной части факультета филологии Кюсева М.В.
рассмотрела материалы по самообследованию образовательной программы по направлению подготовки магистра по программе «Компьютерная лингвистика»  035800.68  и определила следующее.
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Подготовка магистров ведется на Филологическом факультете в соответствии с:

1.1. Лицензией, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 28 апреля 2011 года, серия ААА № 001228, рег. № 1190

1.2. Учебный процесс, методическая и научная работа ведутся в соответствии с:

  • Конституцией Российской Федерации;

  • Законом РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании»;

  • Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденным Постановлением правительства РФ № 71 от 14.02.2008 года;

  • Постановлением Правительства Российской Федерации № 1109 от 23.12.2010 «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";

  • Уставом НИУ ВШЭ;

  • Правилами внутреннего распорядка НИУ ВШЭ;

  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»;

  • Образовательной программой направления подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» по магистерской программе «Компьютерная лингвистика».

  • Рабочими учебными планами университета по направлению подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» по магистерской программе «Компьютерная лингвистика», утвержденным на 2012-2013, 2013-2014 уч. гг.

  • Правилами разработки и реализации магистерских программ от 24.04.2008г.;

  • Положением об организации контроля знаний от 21.12.2012г.;

  • Положением об итоговой государственной аттестации выпускников НИУ ВШЭ от 30.03.2012г.;

  • Положением о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов от 29.04.2011г.;

  • Положением об организации и проведении практики студентов в НИУ ВШЭ от 18.04.2011г.;

  • Графиком учебного процесса;

  • Методическими рекомендациями по выполнению курсовых, выпускных квалификационных работ и другими нормативными документами и локальными актами.

1.4. Выводы:

Существующая в ГУ-ВШЭ нормативно-правовая база и организационно-правовые документы по организации образовательной деятельности направления подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» по магистерской программе «Компьютерная лингвистика», соответствуют требованиям, предъявленным к образовательным учреждениям.
2. Организация учебно-воспитательного процесса

2.1. Структура подготовки магистров. Динамика приёма по формам обучения.

Магистерская программа подготовки «Компьютерная лингвистика» функционирует второй год, первый набор на программу был в 2012 году. Изменений структуры подготовки магистров за 2012-2013 не происходило. На 10 сентября 2013 года на программе обучается 20 студентов на 1 курсе и 13 студентов на 2 курсе Программа ориентирована на государственные и региональные потребности развития информационных и гуманитарных технологий и готовит специалистов по компьютерной лингвистике. Программа по сути междисциплинарна, поэтому может рассматриваться как повышение квалификации специалистов или бакалавров-гуманитариев (лингвистов, филологов, журналистов, социологов) и абитуриентов, имеющих высшее образование в области математики и информационных технологий. Прием второго года на программу показал рост числа абитуриентов, несмотря на то, что факультет филологии НИУ ВШЭ, открывшийся в 2011 году, еще не имеет собственных студентов бакалавриата. Абитуриентами являются студенты других факультетов НИУ ВШЭ, а также (преимущественно) студенты других вузов (МГУ, СПБГУ, МГТУ им. Баумана, МГЛУ и др.). В 2013 году на программу поступил один студент на договорной основе. (Приложение 1).

Набор магистрантов производится на основе конкурса портфолио, в котором учитываются достижения абитуриентов в академической деятельности и опыт проектной работы, и квалификационного устного экзамена по иностранному языку. Абитуриенты имеют возможность заранее ознакомиться с требованиями к портфолио и примерными вариантами экзаменационных вопросов по иностранному языку. Проводилась специализированная олимпиада по компьютерной лингвистики, победители и призеры которой зачисляются на программу вне конкурса. Программа представляется на гуманитарной зимней школе для студентов НИУ ВШЭ, в рамках которой преподаватели программы читают открытые лекции и проводят мастер-классы. Кроме того, в рамках организации набора проводятся дни открытых дверей с приглашением потенциальных работодателей, организуются мастер-классы магистрантов, проводится рекламная кампания на молодежных секциях научных конференциях и в социальных сетях.

2.2. Структура освоения основной образовательной программы, срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы

Учебный процесс программы «Компьютерная лингвистика» ведется в соответствии с образовательным стандартом Федерального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладаная лингвистика», утвержденным ученым советом университета 30 марта 2012 года (ОрОС).

Базовый учебный план предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • цикл общих дисциплин направления;

  • цикл дисциплин программы;

  • практики и научно-исследовательская работа;

  • итоговая государственная аттестация.

В соответствии с ОрОС цикл общих дисциплин программы базового и рабочего учебных планов содержит обязательные дисциплины «Формальные модели в лингвистике» и «Функциональные и когнитивные модели в лингвистике». Трудоемкость цикла составляет 6 зачетных единиц, что соответствует требованиям стандарта.

Трудоемкость цикла дисциплин программы составляет 50 зачетных единицы, что соответствует ОрОС. Базовая часть цикла содержит дисциплины «Компьютерная лингвистика», «Математические основания компьютерной лингвистики», «Программирование для лингвистов».

Вариативную часть цикла составляют 10 дисциплин, из которых студенту необходимо выбрать 7. При этом две дисциплины для выбора составляют дисциплина из другой магистерской программы и дисциплина из общеуниверситетского пула. Трудоемкость вариативной части цикла дисциплин программы составляет 28 зачетных единиц.

Элективные дисциплины составляют 58% от всего количества дисциплин учебного плана.

Поскольку магистерская программа имеете междисциплинарный характер и привлекает абитуриентов разного образовательного бэкграунда, в программе предусмотрены адаптационные курсы, которые проходят в первом модуле первого курса обучения: «Введение в лингвистику», «Введение в математику», «Введение в программирование» (Приложение 2б).

Часовой эквивалент 1 зачетной единицы равен 36, что соответствует требованиям стандарта.

Все дисциплины учебного плана имеют программы, размещенные на портале НИУ ВШЭ и доступные студентам, преподавателям и администрации факультета. Во всех программах дисциплин четко сформулированы конечные результаты обучения в увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями. Все программы курсов прошли предварительное обсуждение на УМК направления, в ближайшее время ожидается их окончательное утверждение. Такая ситуация объясняется тем, что ООП «Компьютерная лингвистика» открылась для набора студентов в 2012 году и все курсы обязательной и элективной программы читались студентам впервые .

Сроки и трудоемкость освоения ООП соответствуют базовому учебному плану и отражены в (Приложении 3б)

2.3. Выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы.

Магистерская программа «Компьютерная лингвистика» ориентирована на максимальное использование активных и интерактивных форматов. Структура программы предполагает рост и расширение интерактивных форм в течение всей образовательной программы. Так, например, курс «Компьютерная лингвистика» состоит из трех этапов расширения включения студентов в процесс активного обучения: вступительные лекции и практические задания (первый этап); активное чтение – студенты самостоятельно формулируют вопросы к заданной преподавателем литературе, а преподаватель выступает как модератор дискуссии (второй этап), - студенты самостоятельно подбирают и осваивают наиболее актуальные публикации международного уровня по теме, заданной преподавателем, и готовят презентации и аналитические отчеты. Такой подход соответствует современной методической практике постепенного роста компетенций и обучения от запоминания (remembering) через аналитику (analyzing) к творческому применению полученных навыков (creating). В целом, можно заключить, что требования к объему аудиторных учебных занятий в неделю и требования к максимальному объему учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы по освоению основной образовательной программы выполнены. Общий объему каникулярного времени на протяжении всего времени обучения составляет 29 недель, что соответствует стандарту.

(Приложение 4б).

Учебные дисциплины изучаются последовательно и логично, без расхождений с учебным планом. В каждой программе учебной дисциплины прописано ее место в структуре образовательной программы, перечислены курсы, на которых базируется изучение отдельно взятой дисциплины, и в каких курсах могут быть использованы знания, полученные по этому курсу. Расписание занятий соответствует рабочему учебному плану; аудиторная нагрузка соответствует действующему расписанию занятий;

Промежуточная аттестация проходит четыре раза в год в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса, предполагающим четырехмодульную систему обучения: в конце декабря, в конце марта и в конце июня. Курсовые работы первого года обучения публично защищаются в июне. Защита проводится в формате дня открытых дверей, на защиту приглашаются внешние специалисты и эксперты из области компьютерной лингвистики и абитуриенты магистратуры.

Итоговая аттестация пройдет в форме зашиты выпускной квалификационной работы.

Самостоятельная работа студентов реализуется в традиционных формах подготовки различных видом письменных работ: эссе, рефератов, домашних заданий, так и в инновационных формах: проектная работа, подготовка материалов (данных) для публичного обсуждения, подготовка статей для открытой специализированной википедии, самостоятельное реферирование литературы.

Практика студентов проводится на базе ведущих компаний, специализирующихся в области компьютерной лингвистики (Яндекс, Мэйл.ру, АББИ, Самсунг и др.), исследовательских институтов (ИППИ), а также открытых проектов и инициатив ( wiktionary.org). По запросу руководителей практики в НИУ ВШЭ, ведущие компании и организации формулируют задачи и программы практик, которые они готовы предложить студентам. Таким образом, организуется электронный «конкурс практик» для студентов, которые имеют возможность выбрать деятельность, наиболее близкую своим научным интересам. Все практики обеспечены договорами. По результатам практики студенты представляют отчеты, а также проводится общая дискуссия, на котором каждый из студентов делится своими впечатлениями о проделанной работе.

Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям магистратуры находятся в стадии разработки. (Приложение 5).

2.4. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов; уровень ориентации учебно-научного процесса на практическую деятельность, использование новых информационных технологий и компьютерной техники в учебном процессе.

В ООП «Компьютерная лингвистика» активно используются инновационные и экспериментальные формы и методы обучения. Основной подход используемых методик состоит в вовлечении студентов в практическую и исследовательскую деятельность, в стимулировании опыта командной творческой работы, во включении студентов в современные среды обмена научным опытом и разработки компьютерных лингвистических ресурсов и систем. Программы курсов предусматривают работу с открытыми базами данных (Treebank, Wordnet, Framenet), тестирование и анализ качества доступных систем по принятым мировым методикам, экспериментальную и проектную работу с разными видов лингвистических данных, собранными студентами. Программы ряда курсов имеют содержательные отсылки к он-лайновым курсам системы «Coursera».

Отдельное внимание уделяется междисциплинарным связкам программ разных курсов, например «Программирование» , «Компьютерная лингвистика» и «Математика» или «Формальные модели в лингвистике» и «Функционально-когнитивные модели в лингвистике». Одной из основных активных форм освоения профессиональных компетенций, связанных с ведением того вида деятельности, к которым готовится магистрант, для ООП «Компьютерная лингвистика» является научно-исследовательский семинар «Проектирование лингвистических ресурсов и систем». На семинаре будут формируются небольшие проектные команды, задачей которых будет сделать некоторый прикладной или научно-исследовательский продукт (лингвистический ресурс, компьютерную программу, аналитический отчет), пройдя весь путь от начала (задумки, анализ уже реализованных близких проектов, формализации требований) и до конца (реализации, тестирования, запуска). Таким образом, семинары проводятся в формате коллективного обсуждения работы, данных, проблем каждой проектной группы. Семинар является площадкой сотрудничества с компаниями и институтами, заинтересованными в решении задач в области компьютерной лингвистики, к кураторству проектных групп привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики. Отчеты проектных групп о результатах работы выкладываются в открытом доступе на сайте магистратуры. В рамках Мастер-класса по компьютерной лингвистике проводятся встречи и выездные семинары с представителями российских и зарубежных компаний, экспертами и специалистами в области компьютерной лингвистики. В процессе обучения на магистерской программе «Компьютерная лингвистика» применяется модульно-рейтинговая система. Курсы ведутся в системе LMS. Используются и другие способы он-лайн коммуникации с помощью доступных wiki-форматов.

2.5. Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы. Соответствие ООП ВПО и учебно-методической документации требованиям ГОС/ФГОС/ОС НИУ ВШЭ: обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией; наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями.

Комплекс учебно-методического сопровождения магистерской программы «Компьютерная лингвистика» содержит:

  • концептуальную пояснительную записку, определяющую цели программы, её особенности, описание дисциплин;

  • образовательный стандарт НИУ ВШЭ по соответствующему направлению подготовки Фундаментальная и прикладная лингвистика, уровень подготовки магистр

  • базовый учебный план;

  • рабочие учебные планы;

  • программы учебных дисциплин;

материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций.

Все магистранты имеют доступ к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам; значительная часть изданий по учебным дисциплинам выложена в свободный доступ в Интернет. В этих случаях в программах указаны адреса свободного доступа.

Методические указания по выполнению курсовых проектов находятся на стадии доработки по итогам экспертной оценки, проведенной ППС факультета.

Фонд тестовых и контрольных вопросов для текущей оценки знаний разрабатывается в системе LMS.

Все программы дисциплин были составлены в течение 2012-2013 года на основании новейших современных методологических разработок. В настоящее время программы второго года обучения находятся на стадии утверждения в УМК

2.6. Достаточность и современность учебной и учебно-методической литературы, включённой в ПУД дисциплин в качестве основной (обязательной); наличие в библиотечном фонде достаточного количества основной и дополнительной (рекомендуемой) учебно-методической литературы; наличие и уровень программно-информационного обеспечения учебного процесса по циклам дисциплин учебного плана.

В библиотеке имеется достаточное количество основной учебной и учебно-методической литературы, по циклам дисциплин на одного студента. Источники отражают современные достижения лингвистической мысли. В ООП используется литература на русском и английском языках. На втором курсе магистратуры основное внимание, уделяется публикациям в международных реферериуемых журналах по специальности, доступных в электроннном каталоге НИУ ВШЭ
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования отдельной профессиональной...
Содержание отчета по самообследованию основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования отдельной профессиональной...
Московский институт электроники и математики национального исследовательского университета «высшая школа экономики»
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования отдельной профессиональной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования отдельной профессиональной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество 43
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования отдельной профессиональной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования отдельной профессиональной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования отдельной профессиональной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования отдельной профессиональной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество 21
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Московский институт электроники и математики национального исследовательского университета «высшая школа экономики»
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск