Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский





Скачать 137.41 Kb.
НазваниеНижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский
Дата публикации19.07.2013
Размер137.41 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет бизнес-информатики и прикладной математики


Программа

Вступительного экзамена по логике

Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

Направление 010400.68 «Прикладная математика и информатика»

Нижний Новгород, 2011

Экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационный билет содержит задания из всех разделов программы. Абитуриент имеет право выбрать задания из предложенных. Для получения максимального балла (100) достаточно выполнить все задания одного из разделов.
Часть I. Общая логика

1. Предмет и значение логики.

Чувственная и логическая ступени познания. Мышление и язык. Мышление как предмет науки логики. Мышление и рассуждение. Понятие о логической форме. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Понятие логического закона. Основные принципы правильного рассуждения.

Возникновение логики как науки и основные этапы ее развития. Современный этап ее развития.

Значение логики в теории и практике рассуждений. Логика в системе науки и культуры.
2. Понятие как логическая форма.

Языковые формы выражения понятий. Термины и понятия. Роль понятий в познании.

Логическая характеристика понятия. Содержание понятия. Признаки, виды признаков. Объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Обобщение и ограничение понятий.

Виды понятий. Отношения между понятиями. Круги Эйлера как средства анализа отношений между понятиями.

Определение. Виды определений. Правила определений. Ошибки в определениях. Значение определений в науке и практическом рассуждении.

Деление понятий. Структура и виды деления. Классификация. Правила и возможные ошибки в делении. Значение деления и классификации в науке и практике.
3. Суждение как логическая форма

Суждение, высказывание и предложение. Простые и сложные высказывания.

Простые высказывания. Состав простого высказывания. Виды простых высказываний. Категорические суждения и их виды. Распределенность терминов в категорических суждениях.

Сложные высказывания. Образование сложных высказываний из простых. Типы логических связей между высказываниями.

Отношения между высказываниями по истинности. Логический квадрат. Табличный способ установления отношений между сложными высказываниями.

Модальность суждений. Основные виды модальностей.
Основная литература


  1. Ивлев Ю.В. Логика. М., Велби Проспект, 2010

  2. Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений. М.: ДЕЛО, 2004.

  3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: ПРОСПЕКТ, 2010

  4. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М.: Проспект, 2008

  5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М.: Изд. МГУ, 2008

  6. Бикметова Т.И. Т.И. Логика.- Н. Новгород, НФ ГУ – ВШЭ, 2010.


Дополнительная литература

  1. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М.: Прогресс, 1981.

  2. Бирюков Б.В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. М.: Либрoкom, 2009

  3. Булос Дж., Джеффри Р. Вычислимость и логика. М.: Мир, 1994.

  4. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М.: URSS, 2009

  5. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М.: Владос - Пресс, 2001

  6. Герасимова И.А. Введение в теорию практику аргументации. М.:Логос, 2010

  7. Горский Д.П. Определение. М.: Мысль, 1985

  8. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М.:Просвещение, 1991.

  9. Ивин А.А. Современная логика, М.: Век-2, 2009

  10. Кайнберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М.: Прогресс, 1978.

  11. Клини С. Математическая логика. М.: URSS, 2005.

  12. Логический словарь: Дефорт. М.: Мысль, 1994.

  13. Мендельсон Э. Введение в математическую логику. М.: Наука, 1971.

  14. Меськов В.С., Карпинская О.Ю. и др. Логика: наука и искусство. М.: Наука, 1993.

  15. Поварнин С. Искусство спора. М.- С.Пб.: Терра, 2009

  16. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

  17. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  18. Семантика модальных и интенсиональных логик. М.: Прогресс, 1981.

  19. Сорина Г.В., Меськов В.С. Логика в системе культуры.// Вопросы философии, 1996, № 2.

  20. Смирнов В.А. Логические методы анализа научного знания, М.: URSS, 2002

  21. Смирнова Е.Д. Логическая семантика и философские основания логики. М.: МГУ, 1986.

  22. Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. М.: Высшая школа, 1990.

  23. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980.


Примерные задания для решения логических задач

Тема «Понятие»:

  1. Определить объем и содержание понятия

  2. Дать логическую характеристику понятию.

  3. Определите отношения между понятиями.

  4. Установите вид и правильность определения. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено, дайте правильное определение

  5. Указать вид, состав и правильность деления.

Тема «Суждение»:

  1. Определить вид суждения, его термины и их распределенность

  2. Определить логические отношения между суждениями

  3. Выполнить операцию отрицания суждения

  4. Определить вид и логическую форму сложного суждения.

Тема «Умозаключение»:

  1. Осуществить все возможные правильные выводы по логическому квадрату из следующего суждения.

  2. Определить состав, фигуру, модус силлогизма и проверить его правильность.

  3. Определите вид и проверьте правильность умозаключения табличным способом.

  4. Определите вид правдоподобных рассуждений и выясните их корректность



Часть II. Дискретная математика и математическая логика.
Содержание программы

  1. Дискретная математика.

    1. Диаграммы Венна. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Векторы, их проекции. Прямое произведение множеств.

    2. Соответствия и их свойства. Взаимно-однозначные соответствия. Понятие функции. Обратные функции. Суперпозиции и формулы. Способы задания функций.

    3. Общее понятие отношения. Бинарные отношения и их свойства (рефлексивность, симметричность, транзитивность). Отношение эквивалентности. Отношение частичного порядка.

    4. Неориентированные и ориентированные графы, мультиграфы. Смежность и инцидентность. Способы представления графов. Матрица смежности. Графы и бинарные отношения. Изоморфизм графов. Полные графы и клики.

    5. Пути, циклы, цепи, простые цепи. Связность и расстояния. Центр, радиус, диаметр графа. Обходы графов. Ациклические графы и топологическая сортировка. Матрицы графов и операции над ними.




  1. Математическая логика

    1. Основные понятия логики: высказывания и рассуждения. Основные логические связки.

    2. Алгебра высказываний. Логические функции и способы их задания – таблицы и формулы.

    3. Основные классы логических систем.

    4. Алгебраический подход к логике. Функциональная полнота.

    5. Булева алгебра и ее законы. Дизъюнктивные и конъюнктивные нормальные формы.

    6. Минимизация логических функций. Метод неопределенных коэффициентов и Квайна – Мак-Класки.

    7. Дифференциальное исчисление булевых функций.

    8. Схемы из логических элементов. Синтез схем на основе формул и методом декомпозиции.



Литература:

  1. Асеев Г.Г., Абрамов О.М., Ситников Д.Э. Дискретная математика: учеб. пособие – М.: Торсинг, 2003.

  2. Ахо А., Ульман Д. Теория синтаксического анализа, перевода и компиляции. Т.1. – М. Мир, 1987.

  3. Кузнецов О.П. Дискретная математика для инженера.

  4. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов.

  5. Оре О. Теория графов.

  6. Логвинова К.В., Куркин А.А. Теоретическая информатика: Учеб. пособие / Н.Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т. – 2008. – 330 с.



Образцы экзаменационных задач

Множества

1. Решить уравнение, найти необходимое и достаточное условие существования решения и найти количество решений

A U BX = B

Отношения

2. Отношение R на множестве U представить графически, выяснить какими из основных свойст отношений оно обладает. Представить графически отношения R U R-1, R∩R-1. Если R является отношением эквивалентности, то выделить классы эквивалентности. Если R является отношением порядка, то найти все минимальные и максимальные элементы и построить диаграмму Хассе.

Графы

3. Для заданного графа найти максимальные клики (простые полные подграфы), максимальное независимое множество и вершинное покрытие.

4. Для заданного взвешенного графа и двух вершин найти кратчайший путь из одной вершины в другую.

5. Для заданного графа найти Гамильтонов путь или доказать, что такого пути не существует.

Формальная логика.

6. Построить логическую функцию по заданной таблице истинности.

7. Для заданной логической функции найти ее дизъюнктивную нормальную форму.

8. Доказать полноту системы булевых функций, состоящей из дизъюнкции, константы 0 и эквивалентности. Образует ли эта система базис?

Часть III. Логический анализ естественного языка
Содержание программы

Раздел 1. Логика и типологическая классификация языков.

Основания для типологической классификации языков.

Морфологическая классификация языков; корневые языки, агглютинативные языки, флективные языки, полисинтетические языки. Условность отнесения языка к той или иной группе морфологической классификации; метод типологической индексации.

Фонетические типологические классификации; языки монотонические и политонические, языки гласного типа и языки согласного типа и др.

Синтаксические типологические классификации; языки номинативного строя и языки эргативного строя.

Языковые универсалии; абсолютные и импликационные языковые универсалии.

Раздел 2. Значение и смысл в логике и в лингвистике.

Слово-понятие-концепт. Лексическое значение.

Обобщающий характер значения слова (лексическая абстракция). Слово и понятие. Сигнификативное, денотативное и референциальное значения слова. Коннотативное значение. Связь лексических значений в языке: гиперо-гипонимические отношения, синонимия, антонимия. Моносемия и полисемия. Понятие о лексико-семантическом варианте; семантическая структура слова; основные и производные лексические значения. Структура лексического значения; понятие о семе; семема как совокупность сем; архисемы, интегрирующие и дифференциальные семы; понятие о компонентном анализе.

Значение и смысл в логике и психологии. Лингвистическая типология значения. Лексическое значение и понятие.

Концепт с логико-философской и когнитивной точек зрения.

Раздел 3. Категоризация мира в логике и языке.

Понятие категоризации, её динамический и статический аспект.

Разные подходы к процессу формирования категорий: классический подход (Аристотель, Платон), принцип «семейного» сходства (Л.Витгенштейн), прототипический подход (Б.Берлин, П.Кэй, Э.Рош).

Грамматическая категория.

Связь грамматических категорий с логическими и их отличие. Основания для выделения грамматических категорий. Словоизменительные и классифицирующие грамматические категории. Грамматические категории морфологические и синтаксические. Различия между грамматическими категориями в разных языках.

Логико-семантическая типология частей речи. Части речи.

Части речи как лексико-грамматические классы слов. Различия между основными частями речи и категории мышления. Основные критерии классификации частей речи: семантический, морфологический, синтаксический. Части речи знаменательные и служебные. Существительные, прилагательные, глаголы и наречия как основные части речи. Традиционная классификация частей речи и ее недостатки. Своеобразие системы частей речи в различных языках.

Статус и типы текстовых категорий.

Текстовые категории как категории с размытыми границами, имеющие свой прототип, являющиеся средоточием наибольшего числа релевантных признаков. Соотношение текстовых категорий с грамматико-лексическими полями и функционально-семантическими категориями. Структурные (формальные) категории текста: сцепление, интеграция и др. – и содержательные (концептуальные): образ автора, пространство, время, информативность и др. Характеристики текста – устойчивые индивидуальные особенности, которыми он обладает как единица языка и речи (информативность, цельность, завершенность, членимость, автосемантия отрезков, текста, коммуникативная перспектива, ретроспекция и т.д.) Характеристики 1) не зависящие от типа текста и свойственные текстам определенного жанра, стиля, содержания; 2) дифференцирующие и интегрирующие. Общие категории текста: модальность, темпоральность, персональность, концептуальность и др. Субкатегории как средство выражения концептуальной информации текста. Антропометрически и когнитивно акцентированные категориальные характеристики и модели описания текста: диалогичность, адресованность, интертекстуальность.

Раздел 4. Логический синтаксис.

Предложение и высказывание. Логическое определение предложения; предложение и суждение. Психологическое определение предложения. Формально-грамматическое определение предложения. Категория предикативности. Категория модальности; объективная и субъективная модальность . Диктум (пропозиция). Модус. Пресуппозиция.

Порядок слов и актуальное членение предложения.

Синтагматика и парадигматика высказываний. Состав компонентов актуального членения – тема и рема (логический субъект – логический предикат). Разграничение синтагматически независимых и синтагматически зависимых высказываний. Соотношение темы и ремы с «данным» и «новым». Нерасчлененные высказывания (высказывания с «нулевой темой»). Интонационные показатели темы и ремы. Особенности актуального членения синтаксически распространенных предложений. Понятие актуализации. Взаимодействие интонации и порядка слов как формальных смыслоразличительных признаков темы и ремы.

Актуальное членение и лексико-семантическая структура предложения.

Понятие о парцелляции и сегментировании как средствах актуального членения предложения.

Понятие о логико-семантической структуре предложения Элементы семантической структуры предложения. Типовые коммуникативные значения: действие, классификационный признак, качественный признак и др. Предложения определения; предложения отношения: классифицирующие предложения; предложения тождества; процессуальные предложения (агентивно-объектные, агентивно-объектно-адресатные, агентивно-объектно-орудийные); бытийные предложения.

Структурные типы и логико- функциональные особенности двусоставных нераспространенных предложений: со спрягаемой формой глагола; без спрягаемой формы глагола; с лексически ограниченными компонентами, с координируемыми компонентами, с некоординируемыми компонентами, с лексически неограниченными компонентами. Основные структурные схемы, признаки структурных схем. Способы реализации структурных схем: соблюдение, развертывание, расширение, свертывание, смещение, контаминация обособление, включение, сложение.

Логический анализ текста / речи. Формальная (предметная), понятийная, лингвистическая логичность. Предметная и коммуникативная точность. Виды нарушения ясности речи
Рекомендуемая литература.

Основная литература:

1. В.М. Алпатов. История лингвистических учений. 2-е изд. - М., 1999.

2.Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990

3. Г.В. Глинских, О.В. Петрова. Введение в языкознание. ¾ Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 1998.

4.Синтаксис современного русского языка: учебник для высших учебных заведений РФ: под ред. С.В. Вяткиной. – СПбГУ, 2009.

5.Синтаксис совр. рус. яз.: словарь-справочник. Отв. ред. Г.Н.Акимова, С.В. Вяткина. – СПб., 2009.

6.Логический анализ языка. Избранное 1989-1995. Отв.ред. Н.Д.Арутюнова, И.Б.Левонтина. М.:2003.

7.Логический анализ языка. Языки пространств. Отв.ред.: Н.Д.Арутюнова, И.Б.Левонтина. М.,2009.
Дополнительная литература:
1. Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский. Очерки по истории лингвистики. - М., 1975.

2. Ф.М. Березин. История лингвистических учений. - М., 1984 (и издания других лет).

3. Ф.М. Березин, Б.Н. Головин. Общее языкознание. - М., 1979.

4. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1-2. 3-е изд. - М., 1964-1965.

5.Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова Словарь-справочник лингвистических терминов. ¾ М., 1985 (и издания других лет).

6. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVIII. Логический анализ естественного языка. М., 1981.

7.Coxito A. Logica, semantica e conhecimento. Coimbra,1981.

Экзаменационные вопросы и задания

Темы эссе



  1. Видный немецкий лингвист Г.Пауль считал, что выделение местоимений и числительных в самостоятельные классы наряду с существительными и прилагательными является «грубой логической ошибкой» (Пауль Г. Принципы истории языка.-М.,1960.-С.415-416). Согласны ли Вы с приведённой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте.

  2. Как Вы понимаете следующее утверждения З.К.Тарланова: «Парадигматика и синтагматика при всей их разнородности и даже поляризованности предполагают и взаимно дополняют друг друга» (З.К.Тарланов.Университетский курс русского синтаксиса в научно-историческом освещении. Петрозаводск,2007.-С.30-31)? Обоснуйте справедливость данного утверждения.

  3. Раскройте, конкретизируйте тезис:

Термин «модус», логико-философский по своему происхождению, трактуется по-разному в различных лингвистических концепциях.

  1. На примере слова и предложения докажите справедливость тезиса: сложная единица языка есть микросистема, обладающая новым качеством по сравнению с составляющими её элементами.



Задания / задачи
1. Известно, что значения слов в языковой системе могут быть объединены в определённые группы. Каждое значение в рамках той или иной группы противопоставлено остальным по одному или нескольким признакам. Например, если взять несколько слов, являющихся терминами родства, то можно установить те признаки, которыми каждое из них отличается от прочих. Так, в значении слова отец представлены признаки ‘мужской пол’ (в отличие от мать), ‘родитель в первом поколении’ ( в отличие от дед); в значении слова дочь представлены признаки ‘женский пол’ (в отличие от сын), ‘потомок в первом поколении’ ( в отличие от внук).

Установите признаки, которыми отличаются значения группы слов, обозначающих средства перевозки пассажиров в городе – автобус, такси, трамвай, троллейбус. Результаты представьте в виде таблицы.

2. Объедините в группы те слова из приведённого ниже списка, которые образованы одинаковым способом, по одной и той же словообразовательной модели. Сформулируйте критерии, которыми Вы руководствовались, объединяя слова в группы.

Братец, бутербродец, глупец,жнец, китаец, купец, ловец,морозец, мудрец, наглец, огурец, отец, поганец, свинец, скупец, творец, хитрец,хлебец, чтец, эстонец, юнец ,японец.

3.Объясните логическое, семантико-функциональное и структурное сходство и различие следующих синтаксических моделей:

[остерегаться], (как бы не…) V conj /Inf

[допускать/допустить], (чтобы…) [Neg/?](V conj)

[упоминать/упомянуть], (…ли)= [Neg/?]

[хотеться 3s/n],(чтобы…)

4.В каком из значений употреблено выделенное слово в тексте. Охарактеризуйте отношения между лексико-семантическими вариантами слова.

Признайся, что тебе завидно смотреть высокий мой полёт (И.Крылов).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconПротокол
Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconПротокол
Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconНижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного...
Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум)
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconБюллетень для тайного голосования (из 25 членов ученого совета проголосовало:...
Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconНижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного...
Администрация региона Х ввела запрет на вывоз бананов со своей территории (бананы – главный продукт потребления жителей региона)....
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconУрока обобщения и систематизации знаний по дисциплине «Информатика»
Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения...
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Национальный...
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconПрограмма является практико-ориентированной, ее основная особенность...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национальный...
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconРоссийской Федерации Нижегородский филиал федерального государственного...
...
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconРоссийской Федерации Пермский филиал федерального государственного...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconРоссийской Федерации Пермский филиал федерального государственного...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconСанкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного...
Методические указания могут быть использованы студентами специальности 080507 «Менеджмент организации» при изучении курса «Коммерческое...
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский  iconРаби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»:...
Работа выполнена на кафедре журналистики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск