|
|
|
| Название:
| Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды
|
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
За основу проекта взята проектная идея:
|
|
|
| Предметный раздел
|
|
| Предмет
| Биология
| Проект проведен в
| 7 «А» класс МОУ школа №79 г.Тольятти
|
|
| Краткое описание выполненного проекта
(2-4 предложения)
| Через исследования и решение проблемных вопросов хотелось привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды родного края, исследовать и накопить знания по видовому многообразию птиц в Самарской области.
Класс разделили на 3 группы, было предложено техническое задание, каждая группа получила темы самостоятельных исследований.
В феврале 2007 года учащиеся представили проект на городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку», выступили перед представителями Мэрии г. Тольятти, учеными института экологии Волжского бассейна РАН, где рассказали о своей работе над проектом. Их работа была высоко оценена жюри и ребята стали лауреатами городского конкурса.
| Руководитель, реализовавший проектную идею в виде проекта
| Кохнюк Ольга Васильевна, учитель биологии МОУ школы №79
«Отличник народного просвещения»
Самарская область, г. Тольятти
|
|
| Особенности реализации проекта
|
|
| Постановка задачи ученикам
| Работа в Internet. Исследовать вопрос: «Экологические группы птиц, приспособленность к среде обитания. Представить реферат» – 1-я группа
Экскурсия в Тольяттинский краеведческий музей. По материалам экспозиций краеведческого музея, материалам ученых Жигулевского заповедника представить таблицу: «Видовое многообразие птиц Среднего Поволжья»– 2-я группа
Отчет на тему «Роль птиц в природе и значение в жизни человека, роль в экосистемах». (По материалам института экологии Волжского бассейна РАН). Представить таблицу – 3-я группа
Опрос на тему: «Мое личное участие в охране птиц». Сделать расчеты, представить данные в диаграмме.
Выпуск стенгазеты «Советы школьного эколога» – 1-я группа
Исследовать вопрос «Птицы в народном творчестве, творчестве учащихся МОУ школы №79». Представить альбом – 2-я группа
Составить систему мероприятий по охране птиц родного края. Выпустить листовки и развесить по подъездам 15-го квартала – 3-я группа
| Ход выполнения проекта (последовательные этапы, шаги, занятия с указанием их продолжительности)
| Перечень этапов
Обсуждение проблемы, целей и задач.
| 1 час.
|
| Найти материал о видовом многообразии птиц Среднего Поволжья, об особенностях внешнего строения и скелета птиц в связи с полетом.
| 1-ая неделя
1 группа
| Инструкция, таблица, фотоальбом
| Исследовать материал на тему «Роль птиц в природе и значении в жизни человека, роль в экосистемах». Подготовить отчет.
| 1-ая неделя
2 группа
| Реферат
| Собрать материал для школьной стенгазеты «Охрана птиц. Птицы в Красной книге. Мое личное участие в охране птиц». Провести опрос.
| 1-ая неделя
3 группа
| Стенгазета
| Исследовать материал «Птицы в народном творчестве».
| 2-ая неделя
1 группа
| Стихи, загадки, народные приметы, сочинения, альбом
| Провести наблюдение за птицами. Составить календарь наблюдений.
| 2-ая неделя
2 группа
| Календарь наблюдений
| Разработать систему мероприятий по охране птиц родного края.
| 2 неделя
3 группа
| Система мероприятий
| Предзащита, контроль выполнения заданий, исправление ошибок.
| 3-я неделя
|
| Размещение в Web-сайте.
| конец 3 недели
|
| Оформить полученные результаты в виде презентации.
| 4 неделя
| Презентация
|
| Прилагаемый готовый раздаточный материал (разработанный руководителем проекта)
| Техническое задание Тема проекта: «Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды»
Основополагающий вопрос: Как сохранить видовое многообразие птиц Самарской области для будущих поколений? Проблемный вопрос: Возможна ли дальнейшая жизнь на Земле без птиц?
Учебные вопросы:
1.Играют ли птицы положительную роль в экосистемах?
2.Нужно ли охранять птиц?
3.Как сохранить видовое многообразие птиц для будущих поколений?
НАШЕ ВИДЕНИЕ СИТУАЦИИ:
Птицы играют очень важную роль в природных экосистемах. Чего стоят трели жаворонка или соловьиное пение! А опыление и расселение растений!
Велика роль насекомоядных птиц!
Но многие виды птиц попали в Красную книгу. Это и скопа, и беркут, и орлан, и могильник... Тысячи птиц садятся на высоковольтные провода и гибнут. А сколько их погибает от ядохимикатов… Трудно представить себе жизнь без птиц. Птицы привязаны к своим местам обитания. Надо помочь им выжить.
Цель исследования:
Познакомить учащихся с состоянием видового многообразия птиц в Самарской области
Задачи:
1.Используя разнообразные источники информации, подобрать материал о видовом многообразии птиц родного края.
2.Исследуя научно-популярную литературу, изучить мнение ученых по вопросу «Роль птиц в природе и значение их в жизни человека, роль в экосистемах. Необходимость охраны птиц».
3.Выработать систему мероприятий по охране птиц родного края.
4.Подобрать художественное слово «Птицы в творчестве поэтов и писателей».
5. Изучить материалы экспозиции городского краеведческого музея «Птицы Среднего Поволжья»
Методы сбора информации 1.В соответствии с задачами организовать поиск и анализ текстового и иллюстративного материала, используя Internet-ресурсы, результаты исследования ученых Жигулевского заповедника, изучить статьи для оформления рефератов и докладов.
2.Провести наблюдение за птицами и составить календарь наблюдений.
3.Собрать фотографии для фотоальбома.
4.Подбор материала для школьной стенгазеты.
5.Исследовать материал «Птицы в народном творчестве» и оформить альбом.
6.Составить перечень мероприятий по охране птиц.
7.Обработать и систематизировать результаты.
|
| для учителя (для подготовки к проекту)
|
План проведения проекта
Действия и мероприятия
| Методы
| Планируемый результат
| Сроки
| Ответственный
| Обсуждение темы и цели проекта.
| обсуждение
| составление плана работы над проектом
| 2 дня
| руководитель проекта, совет класса
| Распределение заданий по группам.
| беседа
| создание рабочих групп
| 1 час
| учитель,
совет класса
| Работа в группах над проблемой.
Составление плана мероприятий.
| мозговой штурм
| план действия каждого члена группы
| 1 день
| ответствен.
групп
| Составить список необходимого оборудования.
Составить график.
| беседа
| список,
график использования
компьютерного класса
| 1 день
| учитель,
ответствен.
групп
| Проведение консультаций со школьниками- участниками проекта.
| инструктаж, слово учителя
| еженедельные консультации
| согласно графика
| учитель
| Купить необходимые принадлежности, призы.
| провести расчеты
| призы
| 1-ая неделя
| род. комитет
| Пригласить на презентацию учителей и родителей
| составить текст пригласительного билета
| пригласительн. билет
| 1-ая неделя
| 1 группа
| Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ
| беседа
| критерии оценок
| 1день
| учитель
| Работа в группах
| обсуждение, обработка материала
| подготовка к презентации
| 2 недели
| руководитель, ответств. групп
| Просмотреть собранный материал. Дать рекомендации.
| работа с собранным материалом
| контроль выполняемой работы
| конец каждой недели
| ответств. групп
учитель
| Выполнение группами технического задания
| работа с научно-популярной литературой, работа в Internet…
| фотоальбом,
реферат, опрос,
инструктивные карточки, стенгазета, календарь наблюдений, система мероприятий
| 2 недели
| 1,2,3 группы
| Предзащита
| проверка готовности групп
| исправление ошибок
| 3 неделя
| ответствен. групп
| Объединить и разместить разработанный материал на едином информационном ресурсе
| закрепить навыки работы с компьютером
| Web-сайт
| конец 3 недели
| представит. групп,
учитель информатики
| Презентация проекта
| предоставить самостоятельность детям
| презентация
| конец 4 недели
| учитель,
ответствен. групп
| Оценить работу, выставить оценки, разослать благодарности.
| проявить такт, внимание при подведении итогов
| оценки, призы,
благодарствен. письма
| после презентац.
| совет класса
| Обсудить итоги проекта.
| обсуждение
| выделить сильные и слабые стороны
| после презентац.
| руководитель проекта, совет класса
|
|
| для учеников (задание, др. раздаточный материал)
|
| Требуемое оборудование для проведения проекта (в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)
| Кабинет биологии, кабинет информатики, компьютеры, проектор, экран, принтер, сканер, фотоаппарат, научно-популярная литература, бумага, ручки, лист ватмана, краски.
Internet, Microsoft Windows XP, Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Microsoft Excel.
| Принципы оценивания работ при проведении данного проекта
| Критерии оценивания
Критерии | 3 балла
| 2 балла
| 1 балл
| Структура
| Слайды выстроены логично, продуман порядок предоставления информации.
Количество слайдов – 6.
| Недостаточно продуман порядок следования информации. Количество слайдов– 4-5.
| Нет логической связи между информацией, представленной разными слайдами. Количество слайдов – менее 4.
| Корректность текста
| Отсутствие ошибок правописания и опечаток.
| Незначительное количество опечаток.
| Грамматические ошибки и опечатки.
| Дизайн
| Красивое оформление презентации. Текст легко читается.
Использование эффектов анимации. Вставка картинок.
Сохранение единого стиля.
| Текст читается хорошо.
Использованы некоторые эффекты и фоны.
Недостаточно картинок.
Незначительные отклонения в стиле
| Текст читается трудно.
Отсутствие эффектов.
Мало картинок.
Отсутствие единого стиля.
| Содержание презентации
| Сформулирована и раскрыта тема урока.
Содержание соответствует цели исследования.
Полностью изложены основные аспекты темы урока.
Вставка графиков и таблиц.
Информация ясна, кратка.
Слайды просты в понимании.
Использование достоверных источников. Интервью.
| Тема не полностью раскрыта.
Не в полной мере соответствует цели исследования.
Некоторый материал изложен некорректно. Вставка графиков и таблиц.
Информация частично изложена.
Слайды просты в понимании.
Информация достоверна, но есть перегруженность фактами.
Интервью.
| Тема частично раскрыта.
Не раскрывает целей исследования. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.
Мало графиков и таблиц.
Информация не вполне ясна.
Перегруженность слайдов информацией.
Информация не вполне ясна, есть сомнения в ее достоверности. Отсутствие интервью.
| Ресурсы
| Использование печатных и электронных ресурсов.
Использовано более одного ресурса.
| Использованы не все виды ресурсов. В работе использован только один ресурс
| Узкий круг используемых ресурсов.
|
|
|
|
| Примеры работ
| Пример(ы) ученических работ (1-3 примера)
|
| Отклики учеников
| Свои отклики о работе над проектом ребята высказали на страницах школьной экологической газеты «Советы школьного эколога», которая была представлена на городской конкурс экологических газет в марте 2007 года и получила призовое место.
7 “А” класс осуществил проект «Птицы Среднего Поволжья». Класс был разбит на 3 группы. Учащиеся получили техническое задание. В сборе материала принимали участие все ученики класса. Члены редколлегии газеты взяли интервью и спросили у ребят, над какими вопросами они работали и какой результат?
Курналева Татьяна, ответственная I группы:
.- Работая над заданиями проекта, наша группа изучала вопрос «Роль птиц в природе и жизни человека». Узнали, что в Самарской области зарегистрировано 285 видов птиц. 190 из них - регулярно гнездятся на территории губернии, 12 - нерегулярно.
В Красную книгу РФ занесен 41 вид птиц Самарской области, из которых ныне гнездится 21 вид (скопа, степной лунь, змееяд, степной орел, большой подорлик, могильник и др.). Ногичева Кристина, ответственная II группы:
- Наша группа изучала вопрос «Зимующие птицы—наши друзья».
- Кристина, есть ли у тебя личный опыт участия в охране зимующих птиц?
- Да. Наблюдая и ухаживая за птицами зимой, у меня появились знания, и я хочу поделиться своим опытом и дать советы всем ребятам.
- Расскажи, пожалуйста, какие корма ты использовала для подкормки птиц?
- Что касается набора кормов, то для синиц и других насекомоядных птиц лучшая подкормка - это несоленое сало любых животных, нежареные семечки подсолнечника (они очень калорийны), тыквы (в меньшей степени - семена арбуза, дыни и крошки белого хлеба), конопля. Традиционное пшено или отходы серого хлеба они не едят. Этот корм привлечет лишь вездесущих сизых голубей и воробьев.
- Чем еще можно кормить?
- При перебоях с кормами можно короткое время кормить синиц остатками от стола (вываренные кости, сырные корочки, мясо).
- Хотелось бы знать требования к кормушкам.
- О кормушках. Самое главное для подкормки, чтобы в кормушке постоянно был корм, конструкция кормушки - дело второстепенное. Лучше, когда корм укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что птицам удобно ее посещать. Кормушки могут быть сооружены из самого разного подручного материала: стеклянных банок, пластиковых бутылок, фанеры, картона и т. п.
- Как учащиеся вашей школы ухаживают за птицами?
- Я провела опрос учащихся 5 “А”, “Б”, “В” классов, 7 “А”, “Б” классов и составила диаграмму участия учащихся в акции «Птицы—наши друзья». Интервью с Хайдаровой Ираной, ответственной III группы.
- Ирана, чем занималась ваша группа?
- Зима является одним из наиболее тяжелых периодов в жизни птиц. По мнению орнитологов наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют такие меры, как развешивание кормушек, подкормка птиц и т.п. Мы сделали кормушки и подкармливаем птиц.
- Что было поручено вам сделать?
- Составить систему мероприятий по охране птиц родного края. Над этим заданием работала вся группа. Были выпущены листовки.
- Ирана, что особенно понравилось при выполнении проекта?
- Мы посетили Тольяттинский краеведческий музей. Много нового и интересного узнали из рассказа экскурсовода о птицах нашей местности.
|
|
|
| Мнение учителя (руководителя проекта)
| На что следует обратить внимание при проведении проекта
| Постоянно просматривать собранный ребятами материал. Давать рекомендации. Не лениться проводить консультации. Использовать разнообразные источники информации: Internet, научно-популярная литература, библиотека… При работе над презентацией обратить внимание на научность материала, эстетичность оформления, закреплять навыки работы с компьютером.
| Что можно улучшить при проведении подобного проекта
| Можно разбить класс не на 3 группы, а на пары, тогда можно будет дать больше заданий для исследования.
| Ваш отклик на проектную идею, в рамках которой вы реализовали этот проект
|
|
|
|
|