Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды





Скачать 94.66 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды
Дата публикации06.12.2014
Размер94.66 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
Методические рекомендации к лекциям.

Тема 1. Речевая коммуникация и её виды.

План

  1. Основные функции речевой коммуникации.

  2. Понятие коммуникативного акта и его компонентов:

  • участники коммуникации;

  • коммуникативные роли;

  • ситуация общения;

  • коммуникативные эффекты.


Тема 2. Текст в структуре коммуникативного акта.

План

  1. Понятие текста.

  2. Структурные характеристики текста.

  3. Смысловая законченность, целостность, связность, членимость как признаки текста.

  4. Зависимость структурных характеристик от сферы и ситуации общения.


Тема 3. Основные типы текстов.

План

  1. Тексты,различающиеся по форме речевой презентации.

  2. Жанры текстов:

  • репортаж;

  • статья;

  • эссе;

  • рецензия; деловая речь;

  • реферат.


Тема 4. Функциональные стили.

План

  1. Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи.

  2. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи.



Тема 5. Типы речи.

План

  1. Понятие о типе речи как способе изложения.

  2. Повествование, рассуждение, описание.

  3. Понятие о типе речи как доминирующей логической структуре:

  • утверждение;

  • отрицание;

  • доказательство;

  • опровержение.



Тема 6. Восприятие текста.

План

  1. Особенности восприятия устного и письменного текста.

  2. Понятие трудности/ доступности .

  3. Условия, определяющие трудность/ доступность текста.

  4. Специфика восприятия письменного текста.

  5. Установки на восприятие текста при изучающем, ознакомительном,поисковом и просмотровом видах чтения.


Тема 7. Информационная переработка текста.

План

  1. Цели информационной переработки текста.

  2. Виды переработки:

  • план;

  • конспект;

  • тезисы;

  • реферат.

3 Библиографическое описание.

:
Тема 8. Создание текстов по структурным моделям.

План

  1. Характеристика текстов делового стиля.

  2. Типовое языковое оформление:

  • автобиография;

  • заявление; доверенность;

  • протокол;

  • резюме.

  1. Характеристика текстов научного стиля.

  2. Типовое языковое оформление:

  • рецензия;

  • статья энциклопедического типа.



Тема 9. Текст как критерий культуры речи.

План

  1. Коммуникативные качества речи и текст.

  2. Содержательная полнота, ясность, логичность текста.

  3. Экспрессивность.


Тема 10. Комплексный анализ текста.

План

  1. Общая система критериев, определяющих оценку текста.

  2. Адекватность текста коммуникативной ситуации.

  3. Жанрово-стилистическая адекватность текста: обоснованность выбора формы речи и жанра.

  4. Оценка коммуникативной эффективности.


Методические рекомендации к практическим занятиям.
Занятие 1. Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте

План

  1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.

  2. Выделите компоненты зафиксированной в тексте ситуации общения по схеме:

кто? кому? (участники общения);

почему? (мотив)

зачем ( цель)

что (содержание)

как (канал и форма сообщения).

  1. Определите отношения между коммуникантами их ролевую характеристику (на материале группы текстов, представляющих различные речевые ситуации).

  2. Проведите диалоги по заданным ситуациям.

  3. Сформулируйте правила общения для слушающего и говорящего.

Д/З:составить диалог.
Занятие 2. Текст как основная единица общения.

План

  1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.

  2. Проанализируйте образцы текстов:

-определите тему текста, основную мысль, микротемы;

-докажите тематическую целостность текста;

-докажите соотнесённость содержания с названием текста;

-докажите структурную целостность текста (взаимосвязь его частей и компонентов)

-докажите коммуникативную целостность текста (единство автора, коммуникативного намерения, адресата).

Д/З: с.144-145, № 281.
Занятие 3. Основные признаки текста.

План

  1. Назовите основные признаки текста.

  2. Перечислите средства и способы связи структурных компонентов текста.

  3. Проанализируйте предложенные образцы текстов с точки зрения средств и способов связи.

Д/З: с.146-149; № 285, 292.
Занятие 4. Основные типы текстов.

План

  1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.

  2. Определите типы предложенных текстов.

  3. Докажите принадлежность данного текста к определенному типу.

Д/З: № 287.
Занятие 5 -8. Функциональные стили.

План

  1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.

  2. Охарактеризуйте научный, деловой, публицистический, разговорный стили по плану:

-сфера общения;

-коммуникативная функция;

-языковые особенности.

  1. Докажите принадлежность данного текста к научному(деловому, публицистическому, разговорному ) стилю речи.

  2. Д/З: с.196, № 339.


Занятие 6 -7. Характеристика и определение жанров.

План

  1. Определите жанр данного текста и дайте его стилевую характеристику.

  2. Приведите примеры текстов разных функциональных стилей и жанров, укажите их черты.

  3. Поведите игру: представьте, что вы на радио готовите разные типы передач (новости, реклама, музыкальная программа, встреча с интересным человеком). Обсудите подготовленные тексты с точки зрения их соответствия жанрово- стилистическим нормам.

Д/З: с. 248, № 411, 412.
Занятие 8-10. Типы речи.

План

  1. Беседа по вопросам лекции.

  2. Определите тип текста по заданной характеристике.

  3. Выберите из группы текст, соответствующий заданной характеристике.

  4. Проанализируйте предложенные тексты по схеме:

-тема;

-объект речи;

-намерение говорящего;

-адресат;

-коммуникативная функция;

-микротемы;

-особенности структуры.

  1. Подберите тексты - описания, повествования, рассуждения.

  2. Опровергните предложенное рассуждение. Аргументируйте своё несогласие.

  3. Составьте тексты предложенных типов.

  4. Игра: проведите воображаемую экскурсию по художественной галерее.

Д/З: с.152, № 294, 295, 297.
Занятие 11-12. Смысловой анализ текста.

План

  1. Проведите смысловой анализ предложения:

-найдите информационный центр ;

-выясните данное и новое;

-сформулируйте смысловой вопрос.

  1. Проведите смысловой анализ абзаца:

-выделите предложение, выражающее основную мысль;

-если в абзаце можно выделить несколько информационных центров, определите, как они относятся друг к другу.

  1. Проведите смысловой анализ текста (фрагмент текста):

-выделите основную мысль;

-информационные центры;

-выводы и обобщения.

Д/З:с.150, № 290, 291.
Занятие 13-15. Восстановление информационного содержания теста.

План

  1. Проанализируйте логико-информационную структуру предложенного текста.

  2. Выявите основную и вторстепенную информацию.

  3. Выявите смысловые опоры и ключевые слова.

  4. Составьте план текста.

  5. Восстановите информацию текста по ключевым словам.

  6. Составьте описание предложенного текста с анализом его структуры.

Д/З:с.151.
Занятие 16. Информационная переработка текста.

План

  1. Выделите в соответствии с установкой фрагменты текста-источника, опишите их смысл.

  2. Выберите информацию по определённой проблеме из разных источников, оформите их в виде тезисов.

Д/З: с.177, № 317.
Занятие 17-19. Конспектирование и комментирование текста-источника.

План

  1. Прокомментируйте информацию текста-источника.

  2. Составьте конспект.

  3. Опишите информацию текста-источника.

  4. Составьте реферат.
    Д/З: № 317.


Занятие 20. Аннотирование.

План

  1. Назовите виды аннотаций.

  2. Проанализируйте структуру предложенных аннотаций.

  3. Определите их тип.

  4. Составьте аннотации к статье или учебнику. Д/З: с. 186 №325.


Занятие 21-30. Реферирование.

План

  1. Назовите виды рефератов.

  2. Проанализируйте структуру предложенных рефератов.

  3. Определите их тип.

  4. Составьте реферат заданного типа.

  5. Составьте аналитический обзор нескольких текстов по заданной тематике.

Д/З: работа над рефератом.
Занятие 31. Библиографическое описание.

План

  1. Проанализируйте структуру библиографического описания в каталоге школьной библиотеки и в вашем учебнике.

  2. Составьте библиографическое описание новых книг из вашей или школьной библиотеки.

  3. Составьте список рекомендованной литературы по заданной теме.

Д/З:составить библиографическое описание литературы к реферату.
Занятие 32-34. Создание текста по структурным моделям.

План

  1. Напишите автобиографию, заявление, доверенность, расписку, объявление, протокол,

резюме.

  1. Проанализируйте структуру энциклопедической статьи.

Д/З:с. 287-298, № 458, 463, 468, 471.
Занятие 35-40. Работа над сочинением-рассуждением.( задание “С” в ЕГЭ)

План

  1. Выявите круг проблем по предложенной теме сочинения.

  2. Сформулируйте тезисно основную мысль.

  3. Аргументируйте ваше рассуждение.

  4. Сделайте обобщение и выводы по теме сочинения.

Д/З: см. варианты № 1-6.

Занятие 41-44. Коммуникативные качества речи.

План

  1. Назовите коммуникативные качества речи.

  2. Охарактеризуйте их.

  3. Проанализируйте тексты-образцы с точки зрения выраженности коммуникативных качеств.

  4. Оцените ответы ваших товарищей на уроке с точки зрения логичности, убедительности, доказательности.

Д/З:с.188, №330,331, 335.
Занятие 45-46. Оценка коммуникативной адекватности текста.

План

  1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.

  2. Оцените предложенные тексты с точки зрения коммуникативной адекватности.

  3. Напишите рецензию или озыв на предложенный текст или книгу.

Д/З: с. 190-191, № 333, 334.
Занятие 47-48. Зачёт

Задания к зачёту.

  1. Анализ текста по плану:

-тема, идея, проблема текста;.

-соответствие названия текста его содержанию;

-логико-композиционная структура текста;

-стиль, жанр, тип текста;

-коммуникативное намерение;

-коммуникативный эффект;

-соответствие нормам литературного языка;

-оценка текста с точки зрения коммуниактивных качеств: точности, логичности, аргументированности, ясности, выразительности, павильности.

-оценка коммуникативной адекватности текста.

  1. Собеседование по теории текста и теории коммуникации.

Занятие 49-58. Публичная защита реферата

План

  1. Выступление учащихся.

  2. Обсуждение.

  3. Вопросы выступающим.

  4. Рецензирование реферата.

  5. Оценивание работы.

Темы для самостоятельных творческих работ.
1. Сочинения – рассуждения ( задание “ С “ в материалах ЕГЭ)

2. Темы рефератов:

-Элементы классицизма и реализма в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

-Проблема двойников в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.

-Элементы публицистики в поэзии Н.А.Некрасова.

-Трагические мотивы в стихах О.Э.Мандельштама.

-Образ Родины в поэзии военных лет.

-” Василий Тёркин ”как энциклопедия солдатской жизни на войне.

-Тема исторической памяти в произведениях И.А.Бунина.

-Роль фольклорных элементов в сказке В.М.Шукшина “ До третьих петухов”.

-Функции экзотики в поэзии Н.С.Гумилёва.

3. Составление аннотаций на произведения руской классической литератуы:

-роман И.А.Гончарова “ Обломов”;

-поэму Н.А.Некрасова “ Кому на Руси жить хорошо”;

-роман М.Е.Салтыкова-Щедрина “ История одного города”;

-пьесу А.П.Чехова “ Вишнёвый сад”.

4. Написание рецензии на произведения для внеклассного чтения:

-Б.Васильев “ Завтра была война”;

-В.Тендряков “ Расплата”;

-Е.Замятин “ Мы”

-В.Шукшин “ Мастер”.

5. Составление тематического конспекта о творчестве Л.Н.Тостого на основе фрагментов стаьи В.Лакшина “ Черты великого эпоса ( “ Война и мир” )”, воспоминаний А.Ф.Кони, текста учебника о романе.

Список использованной литературы

Аванесов Р.И. Русское литературное призношение. - М., 1984.

Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. - М., 1989.

Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. - М., 1992.

Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. - М.,1998.

Ладыженсквя Т.А. Риторика в школе и в жизни. - М.,2001.

Стернин И. А. Коммуникативные ситуации. - Воронеж, 1993.

Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. - М., 2004.
Список рекомендованной литературы

Вагаков Д. Риторика. - М., 2001.

Голуб И.Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. - М., 1983.

Кохтев Н.Н. Риторика. - М.. 1994.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. - М.. 1992.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. - М., 2002.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по- русски? - М., 1983.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

Словари

Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1997

Львов В.В.Школьный офоэпический словарь.- М., 2004.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. - -М., 2003

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. - ; 4-изд. 2002.

Энциклопедический словарь юного филолога ( языкознание) / Сост. М.В.Панов. - М., 1984.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconН. В. Войтик речевая коммуникация
Программа предназначена для студентов 2 курса эколого-географического факультета, обучающихся на одо и озо по специальности 100103....
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconМетодические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации...
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconКонспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1
Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный...
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «бухгалтерский учет...
Тема виды банковских документов и бухгалтерских проводок, используемых в коммерческом банке 9
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconМетодические рекомендации для преподавателя. Виды учебной деятельности в Интернете
Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог...
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды icon1. Деловое общение. Основные виды, типы, формы, особенности. Понятие...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит. Квалификация – экономист, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта...
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconОсновная мысль текста. Микротема текста
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог...
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconМетодические рекомендации к программе «Цветовушка»
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению...
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине...
Заполнить таблицу, отражающей различия по содержанию и форме реализации следующих практических моделей pr-коммуникаций: пресс-посредническая,...
Методические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды iconПрограмма дисциплины «Речевая коммуникация»
Цель курса – дать студенту системное представление о речевой коммуникации, заложить основы его становления как профессиональной языковой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск