Программа дисциплины «Речевая коммуникация»
Цель курса – дать студенту системное представление о речевой коммуникации, заложить основы его становления как профессиональной языковой личности и обучить профессиональному владению видами речевой деятельности с учетом этических, социолингвистических и психолингвистических аспектов общения.
Задачи обучения формулируются в соответствии со структурой дисциплины, включающей три раздела. Задачей изучения первого раздела является изучение основных понятий дисциплины, углубление представлений о механизме речи, функциональных стилях русского языка и обучение нормам культуры речи. Задачей изучения второго раздела является совершенствование навыков чтения, письма, слушания и говорения. Задачей третьего раздела является обучение рече-поведенческим аспектам коммуникативной компетенции.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Знание национального языка, его разновидностей и функциональных стилей. Владение нормами культуры речи. Умение использовать языковые средства в соответствии с целью и ситуацией общения. Владение навыками рационального чтения и слушания. Знание принципов составления текста в зависимости от стиля речи.
Владение методикой подготовки устного выступления и навыки его исполнения. Понимание принципов устной диалогической речи. Умение использовать речевые тактики для достижения целей общения. Знание этических, социолингвистических и психолингвистических аспектов речевой коммуникации Владение навыками тестирования речевого поведения в сфере профессиональной деятельности.
В процессе изучения курса предполагается повышение у будущих специалистов уровня практического владения коммуникативными навыками и основными видами речевой деятельности – чтением, слушанием, устной речью и письмом – в разных сферах общения. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся для будущего специалиста неотделимо от углубления понимания основных навыков общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
В результате изучения дисциплины студент, должен
знать:
ключевые понятия, связанные с языковой и коммуникативной системой русского языка;
основные виды речевой деятельности (РД) и приемы их совершенствования;
этические и эстетические основы общения;
социолингвистические аспекты речевой коммуникации;
психолингвистические аспекты речевой коммуникации.
уметь:
правильно писать и говорить;
грамотно формулировать и излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме;
редактировать тексты собственного и чужого авторства, устранять стилистические ошибки;
составлять профессиональные тексты для сферы социально-культурного сервиса и туризма;
применять полученные навыки для совершенствования профессиональной деятельности (скоростное чтение, запоминание информации и текстов значительных объемов, работа с письменными документами и текстами разных жанров, устное общение и пр.);
понимать особенности коммуникативной ситуации и тестировать партнеров по общению с точки зрения типа коммуникабельности и его психоэмоционального состояния в данный момент;
уметь использовать речевые стратегии и тактики для оптимального достижения поставленных целей делового общения;
корректировать собственное состояние;
применять методики позитивного общения и достижения согласия в общении с партнером и клиентом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Основные понятия теории речевой коммуникации Тема 1.1. Основные понятия курса
Речевая коммуникация, язык и речь. Речевая коммуникация как форма взаимодействия людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Вербальная и невербальная коммуникация. Модель речевой коммуникации. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка. Речь как деятельность и продукт деятельности. Речевая деятельность, ее виды. Речь и мышление. Этапы порождения речи. Восприятие речи. Речевой акт как единица нормативного социоречевого поведения. Тема 1.2. Разновидности национального языка и функциональные стили речи
Национальный язык и его разновидности: литературный язык, просторечие, территориальные диалекты, жаргоны. Просторечие как разновидность общенародного языка. Территориальные диалекты русского языка. Понятие функционального стиля. Основные функциональные стили книжного языка: научный, публицистический, официально-деловой. Научный стиль, его характеристика. Публицистический стиль, его особенности. Официально-деловой стиль, его функциональное назначение.
Лексика. Слои лексики: нейтральные, стилистически окрашенные и эмоционально-оценочные слова. Тема 1.3. Нормы культуры речи
Речевая норма, ее характеристика. Признаки нормативности языкового явления.
Понятие культуры речи. Основные нормы культуры речи. Список литературы используемой в модуле №1
а) основная литература
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2010 (Гриф МО РФ).
Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009 (Гриф МО РФ).
б) Дополнительная
Введенская Л.А., Павлова В.П., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
Гойхман О.Я. Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей. – М., 2000.
Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2006.
Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Учебное пособие. – М.: Приор, 1998.
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет – М.: Икар, 2002.
Журнал «Референт руководителя».
Журнал «Справочник референта и офис-менеджера».
в) Электронная библиотека
Рабочая программа по дисциплине «Речевая коммуникация». – М., МГУС, 2005 (Акт УИОТ МГУС от 28.05.2007 № 2463)
Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).
г) Интернет-ресурсы
www.gramota.ru
www.wikipedia.ru
Модуль 2. Совершенствование навыков видов речевой деятельности Тема 2.1. Совершенствование навыков чтения
Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Структура процесса чтения. Роль навыков чтения в развитии и совершенствовании навыков других видов речевой деятельности.
Виды чтения и их функциональное назначение. Скорость чтения. Недостатки традиционного чтения. Техника чтения. Основные приемы улучшения техники чтения.
Алгоритм чтения, его роль в активизации процесса чтения. Виды алгоритмов чтения. Интегральный алгоритм чтения, его назначение и специфика использования. Дифференциальный алгоритм чтения, его назначение и специфика использования.
Методика конспектирования прочитанного текста.
Методы свертывания содержания прочитанного текста: составление аннотации и реферата-резюме. Тема 2.2. Совершенствование навыков письменной речи
Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Этапы процесса письма.
Текст как основа письменной коммуникации. Характерные особенности текста; самостоятельность, целостность, целенаправленность.
Категории текстового продуцирования: автор и адресат, ситуация и материал, цель, тема, предмет, идея, проблема, жанр. Понятие содержания текста. Затекстное и подтекстное содержание. Унификация деловых текстов. Принципы унификации делового письма.
Особенности составления текстов различных форм (разъяснение, описание, повествование, убеждение).
Официально-деловая письменная речь, ее характеристика. Требования к содержанию текстов деловых документов. Нарушение речевых норм в деловых текстах и способы их устранения.
Виды деловых документов. Деловые письма, их разновидности. Принципы составления текстов деловых писем. Обращения граждан по вопросам обслуживания. Методика составления ответа на обращение гражданина. Служебная записка, объяснительная записка: причины их составления и структура текста. Приказы. Особенности составления текстов приказов по общим вопросам и по личному составу. Протокол, специфика текста протокола. Договор, его разновидности. Структура текста договора предприятия сервиса и потребителя услуг. Тема 2.3.Совершенствование навыков слушания
Слуховое восприятие речи как рецептивный вид речевой деятельности. Слушание и слушание. Слушание как процесс осознанного познавательного действия. Принципы эффективного слушания.
Этапы слухового восприятия речи. Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия: объективные и субъективные.
Техника слушания. Принципы рационального конспектирования при слушании. Основные правила сокращения слов и предложений устного выступления.
Умение слушать как важный критерий коммуникабельности. Правила активного слушания. Вербальное и невербальное поведение слушателей. Тема 2.4. Совершенствование навыков устной речи
Устная речь (говорение) как продуктивный вид речевой деятельности. Формы устной речи: монолог, диалог, полилог.
Монологическая речь, ее характеристика. Виды монологических высказываний. Информационный монолог. Убеждающий монолог. Побуждающий монолог. Особенности содержания монологических речей различных видов.
Структура монологической речи. Вступительная часть, ее цели и варианты реализации. Объем вступления. Основная часть, ее особенности. Построение основной части в зависимости от предполагаемой аудитории слушателей. Индуктивный и дедуктивный методы раскрытия содержания выступления. Заключение, его функция. Речевые приемы, используемые в заключении.
Принципы и этапы подготовки монологической речи. Работа над планом речи. Анализ речевой задачи. Способы организации материала. Написание текста монолога.
Мастерство устного выступления. Трудности, возникающие у молодого оратора перед выступлением: излишнее волнение, недооценка собственных возможностей, недостаток речевого опыта, ошибочная оценка слушателей, воспоминания о прошлых неудачах. Приемы преодоления трудностей, возникающих перед выступлением. Трудности, сковывающие молодого оратора в процессе продуцирования речи. Приемы, позволяющие справиться с подобными трудностями.
Диалогическая речь, ее характеристика. Условия, необходимые для совершения диалога. Виды диалогической коммуникации. Обратная связь в диалогической речи. Типичные случаи взаимодействия партнеров в диалоге.
Беседа как вид устной диалогической речи. Бытовая беседа и деловая беседа. Методика проведения беседы. Переговоры. Разновидности переговоров. Особенности подготовки к переговорам. Речевое поведение партнеров в процессе проведения переговоров.
Стратегии проведения переговорного процесса. Стратегия «достижения победы». Стратегия «достижения согласия». Пути достижения согласия в устной речи в целом и в диалогической речи в частности.
Полилог, его характеристика. Виды устной речевой коммуникации, определяемые как полилоги (диспут, дискуссия, спор), их особенности. Список литературы используемой в модуле №2
а) основная литература
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2010 (Гриф МО РФ).
Кузин Ф.И. Культура делового общения. – М.: Ось-89, 2007.
б) Дополнительная
Введенская Л.А., Павлова В.П., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
Гойхман О.Я. Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей. – М., 2000.
Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2006.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009 (Гриф МО РФ).
Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Учебное пособие. – М.: Приор, 1998.
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет – М.: Икар, 2002.
Журнал «Референт руководителя».
Журнал «Справочник референта и офис-менеджера».
в) Электронная библиотека
Рабочая программа по дисциплине «Речевая коммуникация». – М., МГУС, 2005 (Акт УИОТ МГУС от 28.05.2007 № 2463)
Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).
г) Интернет-ресурсы
www.gramota.ru
www.wikipedia.ru
Модуль 3. Этические, социолингвистические и психолингвистические аспекты речевой коммуникации Тема 3.1. Этика и эстетика речевой коммуникации
Понятие этики речевой коммуникации. Этика письменной речи. Этика устной речи. Этика слушания. Правила ведения спора, дискуссии. Национально-культурная специфика речевого поведения.
Понятие речевого этикета. Тема 3.2. Социолингвистические аспекты речевой коммуникации
Понятие социолингвистики. Социальное расслоение русского языка. Стратегии ведения речевой коммуникации в зависимости от социальной группы населения. Речевые тактики общения, их виды. Речевые тактики предубеждения. Речевые тактики убеждения. Речевые тактики делового общения. Речевые тактики общения с потребителями услуг. Тема 3.3. Психолингвистические аспекты речевой коммуникации
Понятие психолингвистики. Невербальные средства общения, их характеристика. Распознавание и использование невербальных средств общения для эффективности речевого поведения.
Эго-состояния человека. Общение в ролях «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Умение менять роли в зависимости от ситуации общения. Трансакты, их использование в речевой коммуникации.
Типы людей с коммуникативной точки зрения. Доминантность, ее выражение в речи. Мобильность, особенности проявления в бытовой и деловой речи. Регидность, ее распознавание. Интровертность, приемы ее преодоления. Коррекция речевой коммуникации с учетом типа общения партнера.
Дистанция общения. Виды дистанций общения. Дистанции бытового и делового общения. Влияние дистанции на характер общения. Территория. Учет фактора территории при общении специалиста по сервису и потребителя услуги. Список литературы используемой в модуле №3
а) основная литература
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2010 (Гриф МО РФ).
Кузин Ф.И. Культура делового общения. – М.: Ось-89, 2007.
б) Дополнительная
Гойхман О.Я. Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей. – М., 2000.
Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2006.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009 (Гриф МО РФ).
Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Учебное пособие. – М.: Приор, 1998.
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет – М.: Икар, 2002.
Журнал «Референт руководителя».
Журнал «Справочник референта и офис-менеджера».
в) Электронная библиотека
Рабочая программа по дисциплине «Речевая коммуникация». – М., МГУС, 2005 (Акт УИОТ МГУС от 28.05.2007 № 2463)
Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).
г) Интернет-ресурсы
www.gramota.ru
www.wikipedia.ru
|