Программа дисциплины «Речевая коммуникация»





Скачать 110.54 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Речевая коммуникация»
Дата публикации14.03.2015
Размер110.54 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
Программа дисциплины «Речевая коммуникация»

Цель курса – дать студенту системное представление о речевой коммуникации, заложить основы его становления как профессиональной языковой личности и обучить профессиональному владению видами речевой деятельности с учетом этических, социолингвистических и психолингвистических аспектов общения.

Задачи обучения формулируются в соответствии со структурой дисциплины, включающей три раздела. Задачей изучения первого раздела является изучение основных понятий дисциплины, углубление представлений о механизме речи, функциональных стилях русского языка и обучение нормам культуры речи. Задачей изучения второго раздела является совершенствование навыков чтения, письма, слушания и говорения. Задачей третьего раздела является обучение рече-поведенческим аспектам коммуникативной компетенции.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знание национального языка, его разновидностей и функциональных стилей. Владение нормами культуры речи. Умение использовать языковые средства в соответствии с целью и ситуацией общения. Владение навыками рационального чтения и слушания. Знание принципов составления текста в зависимости от стиля речи.

Владение методикой подготовки устного выступления и навыки его исполнения. Понимание принципов устной диалогической речи. Умение использовать речевые тактики для достижения целей общения. Знание этических, социолингвистических и психолингвистических аспектов речевой коммуникации Владение навыками тестирования речевого поведения в сфере профессиональной деятельности.

В процессе изучения курса предполагается повышение у будущих специалистов уровня практического владения коммуникативными навыками и основными видами речевой деятельности – чтением, слушанием, устной речью и письмом – в разных сферах общения. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся для будущего специалиста неотделимо от углубления понимания основных навыков общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

В результате изучения дисциплины студент, должен

знать:

  • ключевые понятия, связанные с языковой и коммуникативной системой русского языка;

  • основные виды речевой деятельности (РД) и приемы их совершенствования;

  • этические и эстетические основы общения;

  • социолингвистические аспекты речевой коммуникации;

  • психолингвистические аспекты речевой коммуникации.

уметь:

  • правильно писать и говорить;

  • грамотно формулировать и излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме;

  • редактировать тексты собственного и чужого авторства, устранять стилистические ошибки;

  • составлять профессиональные тексты для сферы социально-культурного сервиса и туризма;

  • применять полученные навыки для совершенствования профессиональной деятельности (скоростное чтение, запоминание информации и текстов значительных объемов, работа с письменными документами и текстами разных жанров, устное общение и пр.);

  • понимать особенности коммуникативной ситуации и тестировать партнеров по общению с точки зрения типа коммуникабельности и его психоэмоционального состояния в данный момент;

  • уметь использовать речевые стратегии и тактики для оптимального достижения поставленных целей делового общения;

  • корректировать собственное состояние;

  • применять методики позитивного общения и достижения согласия в общении с партнером и клиентом.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Модуль 1. Основные понятия теории речевой коммуникации
Тема 1.1. Основные понятия курса

Речевая коммуникация, язык и речь. Речевая коммуникация как форма взаимодействия людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Вербальная и невербальная коммуникация. Модель речевой коммуникации. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка. Речь как деятельность и продукт деятельности. Речевая деятельность, ее виды. Речь и мышление. Этапы порождения речи. Восприятие речи. Речевой акт как единица нормативного социоречевого поведения.
Тема 1.2. Разновидности национального языка и функциональные стили речи

Национальный язык и его разновидности: литературный язык, просторечие, территориальные диалекты, жаргоны. Просторечие как разновидность общенародного языка. Территориальные диалекты русского языка. Понятие функционального стиля. Основные функциональные стили книжного языка: научный, публицистический, официально-деловой. Научный стиль, его характеристика. Публицистический стиль, его особенности. Официально-деловой стиль, его функциональное назначение.

Лексика. Слои лексики: нейтральные, стилистически окрашенные и эмоционально-оценочные слова.
Тема 1.3. Нормы культуры речи

Речевая норма, ее характеристика. Признаки нормативности языкового явления.

Понятие культуры речи. Основные нормы культуры речи.
Список литературы используемой в модуле №1

а) основная литература

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2010 (Гриф МО РФ).

  2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009 (Гриф МО РФ).

б) Дополнительная

  1. Введенская Л.А., Павлова В.П., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  2. Гойхман О.Я. Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей. – М., 2000.

  3. Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2006.

  4. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Учебное пособие. – М.: Приор, 1998.

  5. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет – М.: Икар, 2002.

  6. Журнал «Референт руководителя».

  7. Журнал «Справочник референта и офис-менеджера».


в) Электронная библиотека

  1. Рабочая программа по дисциплине «Речевая коммуникация». – М., МГУС, 2005 (Акт УИОТ МГУС от 28.05.2007 № 2463)

  2. Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).


г) Интернет-ресурсы

  1. www.gramota.ru

  2. www.wikipedia.ru


Модуль 2. Совершенствование навыков видов речевой деятельности
Тема 2.1. Совершенствование навыков чтения

Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Структура процесса чтения. Роль навыков чтения в развитии и совершенствовании навыков других видов речевой деятельности.

Виды чтения и их функциональное назначение. Скорость чтения. Недостатки традиционного чтения. Техника чтения. Основные приемы улучшения техники чтения.

Алгоритм чтения, его роль в активизации процесса чтения. Виды алгоритмов чтения. Интегральный алгоритм чтения, его назначение и специфика использования. Дифференциальный алгоритм чтения, его назначение и специфика использования.

Методика конспектирования прочитанного текста.

Методы свертывания содержания прочитанного текста: составление аннотации и реферата-резюме.
Тема 2.2. Совершенствование навыков письменной речи

Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Этапы процесса письма.

Текст как основа письменной коммуникации. Характерные особенности текста; самостоятельность, целостность, целенаправленность.

Категории текстового продуцирования: автор и адресат, ситуация и материал, цель, тема, предмет, идея, проблема, жанр. Понятие содержания текста. Затекстное и подтекстное содержание. Унификация деловых текстов. Принципы унификации делового письма.

Особенности составления текстов различных форм (разъяснение, описание, повествование, убеждение).

Официально-деловая письменная речь, ее характеристика. Требования к содержанию текстов деловых документов. Нарушение речевых норм в деловых текстах и способы их устранения.

Виды деловых документов. Деловые письма, их разновидности. Принципы составления текстов деловых писем. Обращения граждан по вопросам обслуживания. Методика составления ответа на обращение гражданина. Служебная записка, объяснительная записка: причины их составления и структура текста. Приказы. Особенности составления текстов приказов по общим вопросам и по личному составу. Протокол, специфика текста протокола. Договор, его разновидности. Структура текста договора предприятия сервиса и потребителя услуг.
Тема 2.3.Совершенствование навыков слушания

Слуховое восприятие речи как рецептивный вид речевой деятельности. Слушание и слушание. Слушание как процесс осознанного познавательного действия. Принципы эффективного слушания.

Этапы слухового восприятия речи. Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия: объективные и субъективные.

Техника слушания. Принципы рационального конспектирования при слушании. Основные правила сокращения слов и предложений устного выступления.

Умение слушать как важный критерий коммуникабельности. Правила активного слушания. Вербальное и невербальное поведение слушателей.
Тема 2.4. Совершенствование навыков устной речи

Устная речь (говорение) как продуктивный вид речевой деятельности. Формы устной речи: монолог, диалог, полилог.

Монологическая речь, ее характеристика. Виды монологических высказываний. Информационный монолог. Убеждающий монолог. Побуждающий монолог. Особенности содержания монологических речей различных видов.

Структура монологической речи. Вступительная часть, ее цели и варианты реализации. Объем вступления. Основная часть, ее особенности. Построение основной части в зависимости от предполагаемой аудитории слушателей. Индуктивный и дедуктивный методы раскрытия содержания выступления. Заключение, его функция. Речевые приемы, используемые в заключении.

Принципы и этапы подготовки монологической речи. Работа над планом речи. Анализ речевой задачи. Способы организации материала. Написание текста монолога.

Мастерство устного выступления. Трудности, возникающие у молодого оратора перед выступлением: излишнее волнение, недооценка собственных возможностей, недостаток речевого опыта, ошибочная оценка слушателей, воспоминания о прошлых неудачах. Приемы преодоления трудностей, возникающих перед выступлением. Трудности, сковывающие молодого оратора в процессе продуцирования речи. Приемы, позволяющие справиться с подобными трудностями.

Диалогическая речь, ее характеристика. Условия, необходимые для совершения диалога. Виды диалогической коммуникации. Обратная связь в диалогической речи. Типичные случаи взаимодействия партнеров в диалоге.

Беседа как вид устной диалогической речи. Бытовая беседа и деловая беседа. Методика проведения беседы. Переговоры. Разновидности переговоров. Особенности подготовки к переговорам. Речевое поведение партнеров в процессе проведения переговоров.

Стратегии проведения переговорного процесса. Стратегия «достижения победы». Стратегия «достижения согласия». Пути достижения согласия в устной речи в целом и в диалогической речи в частности.

Полилог, его характеристика. Виды устной речевой коммуникации, определяемые как полилоги (диспут, дискуссия, спор), их особенности.
Список литературы используемой в модуле №2

а) основная литература

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2010 (Гриф МО РФ).

  2. Кузин Ф.И. Культура делового общения. – М.: Ось-89, 2007.

б) Дополнительная

  1. Введенская Л.А., Павлова В.П., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  2. Гойхман О.Я. Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей. – М., 2000.

  3. Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2006.

  4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009 (Гриф МО РФ).

  5. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Учебное пособие. – М.: Приор, 1998.

  6. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет – М.: Икар, 2002.

  7. Журнал «Референт руководителя».

  8. Журнал «Справочник референта и офис-менеджера».

в) Электронная библиотека

  1. Рабочая программа по дисциплине «Речевая коммуникация». – М., МГУС, 2005 (Акт УИОТ МГУС от 28.05.2007 № 2463)

  2. Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).


г) Интернет-ресурсы

  1. www.gramota.ru

  2. www.wikipedia.ru



Модуль 3. Этические, социолингвистические и психолингвистические аспекты речевой коммуникации
Тема 3.1. Этика и эстетика речевой коммуникации

Понятие этики речевой коммуникации. Этика письменной речи. Этика устной речи. Этика слушания. Правила ведения спора, дискуссии. Национально-культурная специфика речевого поведения.

Понятие речевого этикета.
Тема 3.2. Социолингвистические аспекты речевой коммуникации

Понятие социолингвистики. Социальное расслоение русского языка. Стратегии ведения речевой коммуникации в зависимости от социальной группы населения. Речевые тактики общения, их виды. Речевые тактики предубеждения. Речевые тактики убеждения. Речевые тактики делового общения. Речевые тактики общения с потребителями услуг.
Тема 3.3. Психолингвистические аспекты речевой коммуникации

Понятие психолингвистики. Невербальные средства общения, их характеристика. Распознавание и использование невербальных средств общения для эффективности речевого поведения.

Эго-состояния человека. Общение в ролях «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Умение менять роли в зависимости от ситуации общения. Трансакты, их использование в речевой коммуникации.

Типы людей с коммуникативной точки зрения. Доминантность, ее выражение в речи. Мобильность, особенности проявления в бытовой и деловой речи. Регидность, ее распознавание. Интровертность, приемы ее преодоления. Коррекция речевой коммуникации с учетом типа общения партнера.

Дистанция общения. Виды дистанций общения. Дистанции бытового и делового общения. Влияние дистанции на характер общения. Территория. Учет фактора территории при общении специалиста по сервису и потребителя услуги.
Список литературы используемой в модуле №3

а) основная литература

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2010 (Гриф МО РФ).

  2. Кузин Ф.И. Культура делового общения. – М.: Ось-89, 2007.


б) Дополнительная

  1. Гойхман О.Я. Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей. – М., 2000.

  2. Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2006.

  3. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009 (Гриф МО РФ).

  4. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Учебное пособие. – М.: Приор, 1998.

  5. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет – М.: Икар, 2002.

  6. Журнал «Референт руководителя».

  7. Журнал «Справочник референта и офис-менеджера».


в) Электронная библиотека

  1. Рабочая программа по дисциплине «Речевая коммуникация». – М., МГУС, 2005 (Акт УИОТ МГУС от 28.05.2007 № 2463)

  2. Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).


г) Интернет-ресурсы

  1. www.gramota.ru

  2. www.wikipedia.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconН. В. Войтик речевая коммуникация
Программа предназначена для студентов 2 курса эколого-географического факультета, обучающихся на одо и озо по специальности 100103....
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconУчебно-методический комплекс дисциплины речевая коммуникация 100110. 65 «Домоведение»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации к лекциям. Тема Речевая коммуникация и её виды
Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconКонспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1
Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный...
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconПримерная программа дисциплины «Массовая коммуникация»
Науменко Т. В., Уколова Л. Е., Башаратьян М. К. Программа учебного курса для вузов «Массовая коммуникация». М., 2002
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconКраткое содержание курса дисциплины «Межкультурная коммуникация»...
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconРоссийской федерации
Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплиной «Немецкий язык и межкультурная коммуникация». Для освоения...
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconПрограмма по дисциплине «речевая деятельность общества»
Учебная дисциплина «Речевая деятельность общества» предназначена для магистрантов, обучающихся по направлению 035700. 68 «Лингвистика»...
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconПрограмма учебно-тематический план семинарских занятий
Язык, литературный язык, национальный язык, диалекты, естественные и искусственные языки, языковая культура, современная языковая...
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconПрограмма дисциплины «Визуальная коммуникация» Для специальности 030200. 68 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 68 "Политология"...
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconПрограмма дисциплины «Политическая коммуникация» Для специальности...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 68 "Политология"...
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconРабочая программа учебной дисциплины «Межкультурная коммуникация»
Цель дисциплины: обучение студентов теоретическим основам и практическим навыкам в области межкультурной коммуникации
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconПри президенте РФ
Коммуникация – это социальное взаимодействие. В то же время коммуникация это процесс передачи информации или переноса содержания...
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconПрограмма дисциплины «Академическая коммуникация и презентация проектов»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа дисциплины «Речевая коммуникация» iconПояснительная записка Содержание образования включает разделы, соответствующие...
Ле «Речевая компетенция» задается предметное содержание речи, описываются коммуникативные умения учащихся в говорении (диалогическая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск