Скачать 111.35 Kb.
|
Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Канавинского района ЦРБ им. Ф.М. Достоевского Отдел организационно-методической работы и маркетинга Электронная выставка литературы в библиотеке Нижний Новгород 2009 Создание электронной версии презентации библиотечного продукта В последнее десятилетие во все сферы деятельности человечества, в том числе и в культурологическую, стремительно ворвались компьютерные технологии. В новой информационной среде требования к самой информации и способам ее получения существенно меняется. Технологические реалии новой информационной среды неизбежно ведут к изменению содержания библиотечной работы. Библиотека, конечно же, продолжает выполнение посреднических функций между информацией и потребителем, но вынуждена приспосабливаться к новым реалиями и изменять формы своих услуг. Все это влечет за собой и переосмысление сущности библиотечной деятельности, и создание обновленной методики работы. Изменение методики может касаться как новых направлений работы, так и старейших традиционных форм библиотечного обслуживания. Одной из традиционных форм библиотечной деятельности, переживающих эпоху модернизации, можно назвать книжные выставки. К новым видам выставок относятся электронные и виртуальные книжные выставки. Какими они должны быть? Насколько могут быть необходимы нашему пользователю? Этими вопросами все чаще задаются библиотекари-практики. Электронная выставкаЭлектронная выставка является синтезом традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов представления информации. Электронная библиотечная выставка обычно создается в формате PowerPoint – электронной презентации. Презентации во многих библиотеках стали неотъемлемой частью проводимых мероприятий, в то время как электронные выставки используются не всегда. Главная цель электронной выставки – раскрытие фонда библиотеки, реклама книг и периодических изданий. Они могут демонстрироваться на абонементе, что привлекает внимание всех посетителей библиотеки, не только раскрывая по-новому библиотечные фонды, но и работая на имидж библиотеки. Алгоритм создания выставки Работа над любой выставкой складывается из определенных технологических моментов, которые можно представить в виде алгоритма или технологической карты процесса. I. Разработка модели электронной библиотечной выставки. Выберите тему вашей электронной выставки. Красочными и разнообразными могут быть выставки новых поступлений. Ее основная цель – заинтересовать читателя новыми книгами, журналами, дисками. Для оформления такой выставки подойдет единый заголовок на каждом слайде (например, «Книжные новинки»). Существуют также персональные выставки (посвященные известным личностям, писателям), жанровые выставки, выставки к знаменательным и памятным датам, выставки в помощь учебному процессу. Проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки. Традиционная выставка состоит обычно из трех разделов. Так, если эта выставка посвящена писателю, она содержит разделы о его жизни, его произведения и критическую литературу о нем. Но поскольку электронную выставку читатель просматривает постепенно, воспринимая не в целом, а кадр за кадром, это дает большую свободу творчеству. Отдельные слайды могут содержать краткие отрывки из произведений, мнение известных людей о книге, мнение читателей, краткую историческую справку, рецензию, интересные факты из жизни писателя, параллели с живописью, кино. Отдельные слайды могут содержать дополнительную информацию по теме, которую на обычной выставке не размещают, - музеи, выставки в нашем городе, посвященные жизни и творчеству писателя, памятные места Нижнего Новгорода, связанные с его именем, тематические сайты. Традиционная выставка включает книги, периодические издания по теме, иллюстрации. В электронном варианте представлены отсканированные обложки книг, библиографическое описание издания, аннотации. Выбор иллюстраций шире, чем в традиционной выставке, - это могут быть иллюстрации к произведению, фотографии исторических мест, карты, кадры из фильмов, спектаклей по мотивам произведения, фотографии известных личностей, рассказывающих о писателе, о книге. В выставках, рассчитанных на читателей-детей, можно использовать анимированные картинки – например, изображения героев детских сказок. Анимация — не только развлечение, но и метод передачи информации, средство привлечения и удержания внимания. Техническая подготовка проекта включает сканирование иллюстраций, фотографий, обложек книг, подготовку текстовых материалов. Когда концепция выставки и материалы готовы, работа оформляется в формате PowerPoint. Создавая электронную выставку, следует помнить об общих правилах работы в PowerPoint. Первое правило: Скажите сразу главное. В первые 45 секунд внимание слушателей максимально. Именно в эти секунды они должны узнать главное. А также заинтересоваться темой, чтобы досмотреть презентацию до конца. Правило второе: в заголовке надо писать не название картинки, а ту главную мысль, которую она доказывает. Избегайте длинных фраз на слайдах. Старайтесь придерживаться минимума в 7-10 строк. Помните: вам необходимо показать не только слова, но и рисунки. Используйте только ключевые слова и фразы, вместо длинных предложений. Зрителю будет не интересно смотреть на длинные тексты. Шрифт вашего текста должен быть достаточно большим, но не должен превышать 20-32 размеры. Ваш заголовок должен быть в пределах 32-50. Предел количества слайдов. Люди не смогут понять все, если у вас будет огромное количество слайдов, которые необходимо будет показать за короткий промежуток времени. Постарайтесь уделять, по меньшей мере, 45 секунд на слайд. Не создавайте слишком пестрые слайды. Рационально используйте анимацию, иначе появится риск создания путаницы и отвлечения внимания от основной темы. Целесообразнее использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам. Появление текста по принципу «пишущей машинки» – по буквам – замедляет время просмотра выставки и, если текст достаточно большой, утомляет зрение. И последнее, что легко сказать, но нелегко сделать: визуальная привлекательность и эмоциональность. Хорошее исполнение — это ключ к вниманию и пониманию, уважение к аудитории, приятные впечатления от просмотра. Виртуальная книжная выставка в библиотекеВсемирная компьютерная паутина дает возможность доступа к информации за считанные минуты вне зависимости от ее реального местонахождения. С развитием Интернет библиотеки получили новую категорию пользователей – виртуальных, т.е. тех, кто пользуется услугами библиотеки виртуально, не приходя в нее. Виртуальные пользователь стремится получить как можно больше информации, не отходя от компьютера. Каждая библиотека становится проводником новой культуры – культуры виртуального информационного обмена, виртуального чтения, виртуального общения и познания. Философия библиотечной работы будет постепенно изменяться, переходя от принципа обладания документом к принципу возможного доступа к нему в удаленном режиме. Виртуальной становится и книжная выставка. Из-за своей новизны, понятие «виртуальная книжная выставка» в современной библиотечной науке несколько варьируется. Под данным понятием разные специалисты понимают и презентацию книг в электронном формате PowerPoint, и электронную выставку полностью оцифрованных изданий, и полные цифровые авторские коллекции произведений. Мы же попытаемся разобраться в технологии создания виртуальной книжной выставки, размещенной на сайте библиотеки. Разобраться, в чем же отличия, а в чем сходства выставки виртуальной с традиционной попробуем, ответив на вопросы:
Предлагаем рассматривать виртуальную книжную выставку как он-лайн сервис для удаленного читателя, т.е. читателя, который не пришел в библиотеку, а пользуется нашими услугами удаленно, и, следовательно, желает получить некий информационный сервис, не отходя от компьютера. Создавая выставку, определяем: цель, конечный результат. Задача виртуальной выставки не идентична с задачей традиционной выставки, в силу особенностей и возможностей он-лайн технологий. Для удобства рассмотрим таблицу целей и функций обеих видов выставок:
Таким образом, виртуальная выставка не дает возможности пользователю физически использовать книгу, поэтому ограничивает его возможность в получении содержательной информации. В то же время виртуальная выставка позволяет библиотекарю перенаправить читателя на дополнительные информационные источники, доступные в сети, либо предложить воспользоваться другими сервисными услугами библиотеки. Невозможность полностью ознакомится с содержанием книги, может быть компенсирована ссылкой на полную электронную версию издания, либо его части (при наличии таковых), а также предложением воспользоваться специальными услугами библиотеки: заказом издания по МБА, использованием ЭДД. Имеется возможность перенаправить пользователя на другие ресурсы – ссылки на Интернет-магазины, где можно купить книгу; ссылки на системы поиска книг в Интернете (типа books.google.com), ссылки на библиотеки, в фондах которых также находится эта книга. Все это требует дополнительного проведения поисковой работы, и, на первый взгляд, не соответствует основной задаче книжной выставки в традиционном ее значении – ведь мы отсылаем читателя не к нашему фонду, а к фондам других учреждений. Однако, согласно философии интегрированного информационного пространства, библиотека не теряет пользователя, а приобретает. Получив подобную информационную услугу на библиотечном сервере – пользователь вернется к нему неоднократно. Для тематической выставки успешным будет предоставление читателю дополнительной готовой информации аналитического либо энциклопедического характера: ссылки на биографии, рецензии, тематические сайты; рефераты и отзывы читателей; определения, понятия, хронологические сведения, исторические факты, как подготовленные библиотекарем, так и готовые, существующие в сети Интернет. И еще немаловажный аспект: сама структура, навигация и использование выставки должно быть доступно, понятно и удобно пользователю. Не стоит перегружать выставку большими по объему изображениями, движущимися картинками. Не приветствуется также «многослойность» в представлении информации. С одной стороны, пользователь не должен много раз кликать и переключаться из одного окна в другое, чтобы добраться до конечной информации. С другой стороны – веб-страница, с информацией о выставке не должна быть слишком длинной и объемной. Исходя из вышесказанного, можем сформулировать определение: Виртуальная книжная выставка - это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования. Выставка предполагает виртуальную презентацию изданий, раскрывающую их содержание, а также доступ к материалам библиографического, фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном виде и доступным через Интернет. Структура виртуальной выставки, как и обычной, состоит из разделов, сопровождается цитатами, вступительными статьями, иллюстративным материалом и т.п. Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб-пространстве, и может содержать следующие разновидности информации: Данные об изданиях - визуальные (изображение обложи, оцифрованные части книги: предисловие, вступление и т.п.) - библиографические данные (библиографическая запись + шифры фонда библиотеки, представляющей выставку) - аналитическую информацию (аннотации, рефераты к изданиям, рецензии, отзывы читателей и т.п.) - оцифрованные части книги (главы, наиболее интересные выдержки и прочее) - ссылки ни полные тексты книги, если они доступны в библиотеке или в сети Интернет Дополнительные материалы по теме выставки, существующие в сети - ссылки на Интернет-ресурсы (биографии, критические статьи, рецензии, отзывы, тематические сайты) - сведения о наличии книг в других библиотеках, Интернет-магазинах и пр. - изображения: портреты, иллюстрации, фотографии тематического характера Дополнительная информация, представленная создателями выставки, и сведения о дополнительном сервисе - биографические, библиографические, энциклопедические сведения по теме выставки (биографии авторов и других персон, библиографические списки, исторические сведения и пр.) - указание о возможности заказать электронную копию - указание о возможности заказать книгу по МБА. Примеры виртуальных выставок http://www.kraslib.ru/spisok.html Красноярцы в Великой Отечественной войне http://www.poronaisk-library.ru/html/aunoaaea.html Повышение познавательной деятельности учащихся http://www.unilib.neva.ru/dl/657/index.html С.Ю. Витте и его время http://www.pushkinlibrary.kz/irt/index.html Летнее чтение для взрослых и детей http://c-book.library.tver.ru/tverbook2005/books2005/b03-000.htm Культура и искусство Твери http://www.library.lg.ua/rus/virtual_books.php?id=0003&name=%C7%E5%EC%EB%FF+%EB%F3%E3%E0%F0%E5%E9 Луганщина http://www.baikalib.ru/Russian_year/1st_exib_istok.php Русский язык Электронная выставка литературы в библиотеке / Сост. М.А. Шестова. – Н.Новгород, ЦРБ им. Ф.М. Достоевского. – 2009. – 8 с. |
Иллюстрированный самоучитель по Dreamweaver mx Всякая электронная книгамеет введение, где излагается, зачем же она написана и о чем рассказывает. Эта электронная электронная книгане... | А. И. Войтович Электронная торговля Курс лекций Минск 2012 Сущность понятий «электронный бизнес», «электронная торговля» и «электронная коммерция» 3 | ||
Электронная коммерция Целью изучения дисциплины «Электронная коммерция» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в... | Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (ргб) Крупнейшая бесплатная электронная библиотека российского Интернета. Здесь вы можете найти литературу по истории, политике, философии,... | ||
Рабочая программа по учебной дисциплине Электронная коммерция Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Электронная коммерция» аспирантам очной и заочной форм обучения по специальности... | Декадник по технологии В этот период проводились различные мероприятия. Уже в конце февраля начала работать выставка «Золотые руки у того, кто обучился... | ||
Название и форма мероприятия Празднично украшена классная комната. На доске – пословицы о книге и чтении, фотогазета на тему: «Как хорошо уметь читать», выставка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: Гимн рф, наши символы, книжная выставка «Сказки, в которых права героев нарушены», толковый словарь русского языка... | ||
Реферат Тема «Электронная коммерция в Казахстане» Прежде чем говорить об электронной коммерции в Казахстане нам необходимо дать определение этому понятию в целом. Что же такое «электронная... | П лан проведения тематической недели Игры народов мира", выставка газет "Великие политические игры", выставка газет "Игры героев художественной литературы" | ||
Форма урока: диспут. 7 «Б» класс Оформление: выставка книг; плакат «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь»; «Книга – твой друг и помощник»; выставка рисунков | Проекта Результатами деятельности учеников могут быть: выставка комнатных растений, выставка аппликаций и поделок, коллекция и альбом "Цветы... | ||
Конспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема... Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе... | Презентация «Полигон профессиональных предпочтений» исводная таблица... Классный час «Дороги, которые мы выбираем» проводится в 11 классе как итоговый после диагностического изучения профессиональных предпочтений... | ||
Методические рекомендации. Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова Портрет С. В. Михалкова, выставка книг С. В. Михалкова, выставка иллюстраций к произведениям писателя, показ мультфильмов, просмотр... | Реферат Аморфное состояние, ионоплазменный, пленка, магнитная анизотропия,... Профилограмм вторичных электронов исследованы особенности дефектного строения, доменного разбиения, морфологии поверхности аморфных... |